Программа кружка художественно- творческой направленности «Радуга»

МКС(К)ОУ «Обвинская коррекционная школа-интернат VIII вида»











Программа кружка

художественно- творческой направленности «Радуга»











Автор:

Шилоносова Альбина Кузьмовна

учитель начальных классов











Обвинск

Пояснительная записка.

Искусство русских народных художественных промыслов создавалось многими поколениями талантливых мастеров. Оно воплотило в себе высокую художественную культуру, эстетические идеалы и мировоззрение.

Изучение декоративно-прикладного искусства, обучение приёмам выполнения узоров в технике народной росписи имеет важное коррекционно-развивающее значение. Занятия декоративно-прикладного искусства при правильной их постановке оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Художественное образование и эстетическое воспитание школьников предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиции, ознакомление с творческим наследием русских мастеров, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей.

Программа обеспечивает развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре, предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни при этом в ней используются важнейшие свойства народной культуры – её живая, органическая системность, позволяющая сформировать личность с целостным мировоззрением и миропониманием.

Содержание программы предусматривает дальнейшее ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки и декорирования изделия.

Обучение школьников народным художественным промыслам должно проходить на основе осмысленного запоминания и восприятия главных и отличительных особенностей произведений разных школ народного мастерства.





Данная программа рассчитана на работу с детьми 9-14 лет.

Срок реализации-2 года.

Количество часов в неделю – 1 час,

За год – 34 часа

Цель данной программы – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным наследием с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства.

Задачи:

- раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

- привить любовь к традиционному народному искусству;

- сформировать представление о народном мастере как творческой личности;

- усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариации, импровизаций), развить художественно творческие способности у учащихся, стремление к самостоятельному творчеству;

- обучить учащихся навыкам и приёмам обработки материалов, росписи по основным народным промыслам;

- помочь учащимся овладеть знаниями основ рисунка, познакомить их с особенностями лепки, аппликации, художественного конструирования;

- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, вызвать интерес и прививать любовь к искусству.

Направление деятельности:

-создание индивидуальных изделий;

-оформление выставочного окна;

-реализация творческих отчётов работы кружка.





Содержание программы

Искусство городецкой росписи. Виды и свойства красок и других материалов, применяемых в росписи. Правила безопасности, личная гигиена. Знакомство с историей городецкой росписи, какой период и почему считается «золотым» веком городецкого искусства. Учащиеся узнают о мастерах, получают знания о современном искусстве городца.

Учитель знакомит с элементами росписи; точки, штрихи, завитки, дужки, лепестки, объясняет методическую последовательность выполнения росписи.

Учащиеся подробно знакомятся с видами композиций городецкой росписи: букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса, венок, цветочная роспись с включением мотива «птица», «конь», какие сюжеты появились в городецкой живописи в XlX веке.

Творческая работа.

Эскиз росписи посуды на бумаге. Роспись готовых изделий (разделочные доски, кухонная утварь и т.д.).

Организация выставки. Подведение итогов года.

Материалы: деревянные заготовки, бумага, краски, кисти, карандаши, лак.

Дымковская игрушка. Знакомство с историей развития дымковской игрушки. Лепка на основе знакомства с народной игрушкой из теста. Традиционные приёмы лепки (вытягивание, по частям, сгибание, наращивание). Демонстрация образцов игрушек, иллюстраций и цветных фотографий. Значение декоративной росписи в декорировании изделий из теста. Основные виды росписи. Особенности росписи.

Практическая работа.

Освоение приёмов росписи кистью.

Творческая работа.

Лепка и роспись игрушек на основе традиционных приёмов.

Материалы: тесто, соль, вода, растительное масло, кисть, краски.







Учебно-тематический план работы кружка «Радуга».

(первый год обучения)

n/n

Тема занятия

Число часов

Деятельность учащихся


1 четверть

9 ч


1.

Организационное занятие.

Задачи на учебный год.

Материалы и инструменты.

1

Знакомство с целями и задачами работы кружка. Изучение материалов и инструментов для росписи по дереву. Изучение техники безопасности, основ организации рабочего места.

2.

Орнамент сквозь века. Городецкая роспись.

Из истории Городецкой росписи. Мастера Городецкой росписи. Современное искусство городца.

1

Изучение древних корней народного искусства, изучение знаков-символов в декоративной работе предков (бумага).

3.

Элементы Городца.


1

Изучение элементов Городецкой росписи (бумага).

4.

Виды композиций городецкой росписи.

-Цветочная роспись. « Букет».

-«Гирлянда».

-«Ромб».

-«Цветочная полоса».

-«Венок».

-Цветочная роспись с включением мотива «птица».

2 четверть

-Цветочная роспись с включением мотива «конь».

-Сюжетная роспись.

-

8



1

1

1

1

1

1



7

1



1

Изучение основ составления композиции Городца (бумага)

5.

Роспись готовых изделий.

-Работа над эскизом композиций.

-Выбор изделий и выполнение росписи.



3 четверть



-Окончательная обработка изделий.


3

1

1





10



1

Работа над росписью индивидуального изделия.

Роспись крупных элементов композиции (замалёвок) (дерево).





Роспись мелких элементов композиции. «Оживка», «окантовка». Подготовка изделия под лак.

6.

Подведение итогов l полугодия. Организация выставки готовых изделий.

1


7.

Дымковская игрушка.

Из истории дымковской игрушки.

1

Знакомство с историей дымковской игрушки.

8.

Дымковские узоры.

Элементы украшений игрушек.

1

Знакомство с элементами узоров дымковских игрушек.

9.

Дымковские узоры.

Рисование узоров на бумаге разной формы.

2

Рисование дымковских узоров

10.

Лепка и роспись изделий.

Лепка птицы (гусь).

Роспись птицы (гусь).

Лепка изделия индюк.

Роспись изделия индюк.

4 четверть

Лепка животных (корова, козлик).

Роспись изделий корова, козлик.

Лепка изделия лошадка.

Роспись изделия лошадка.

Лепка людей (барышня).

Роспись барышни.

12

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1

1




Лепка индивидуальных изделий.

Украшение изделий узорами.

11.

Подведение итогов ll полугодия.

Подведение итогов за год.

Организация выставки готовых изделий.

2
















Учебно-тематический план работы кружка «Радуга».

(второй год обучения)

n/n

Тема занятия

Число часов

Деятельность учащихся


1 четверть

9 ч


1.

Хохломская роспись.

Весёлое слово «Хохлома».

1

Знакомство с историей промысла, творчеством Хохломы.

2.

Элементы Хохломы.

«Осочка».

«Травинки».

«Капельки».

«Усики».

«Завитки».

3

Изучение основных элементов Хохломской росписи. (Бумага)

3.

Виды композиций

Хохломской росписи.

«Травка».

«Яблочко».

«Ягодка».

«Виноград».

«Листок».



2четверть

«Кудрина».

«Цветочек».

«Смородинка».

«Рябинка».

10



1

1

1

1

1



7

1

1

1

1


4.

Построение рисунка на разделочной доске.

2

Построение на бумаге модели доски. Составление и выполнение композиции из элементов Хохломской росписи.

5.

Подведение итогов l полугодия.

1









3 четверть







10


6.

Золотая Хохлома.

3

Составление и выполнение композиции из элементов Хохломской росписи (бумага). Грунтовка изделия (дерево).

7.

Работа над Хохломской росписью.

2

Роспись индивидуального плоского изделия (дерево) по мотивам Хохломской росписи.

8.

Работа над Хохломской росписью.

2

Роспись индивидуального токарного (округлого) изделия (дерево) по мотивам Хохломской росписи.

9.

Работа над Хохломской росписью.

2


10.

Подготовка выставки.

1



4 четверть

8


1.

Полхов-майданская роспись. Из истории народного промысла полхов-майданского промысла.

1

Знакомство с историей , мастерами Полхов-майданской росписи.

2.

Элементы узора

Полхов-майданской росписи.

1

Изучение основных элементов Полховского Майдана (Бумага).

3.

Композиция Полхов-Майданской росписи.

2

Составление композиции из элементов Полхов-Майданской росписи (бумага). Грунтовка изделия (дерево)

4.

Работа над Полхов-Майданской матрёшкой.

3

Выполнение изделия по технологии папье-маше. Грунтовка изделия. Составление и выполнение композиции для матрёшки.

5.

Подведение итогов за год.

Творческий отчёт кружка «Радуга».

1

Обобщающее занятие, подготовка учащихся к творческому отчёту кружка.

Выставка кружковцев.

















Формы и методы проведения занятий.



В данной программе предлагаются такие типы уроков: уроки-упражнения, уроки-импровизации, уроки-экспериментирования.

На уроках дети знакомятся со следующими видами работ:

-рисование с натуры, с образца;

-декоративное рисование;

-лепка (работа с тестом, пластилином);

-аппликации;

-беседы по истории народных промыслов;

-самостоятельная работа.

В решении художественно-творческих задач любого урока особое место занимает народная музыка, сказка, предание, былина. На уроках используются загадки, потешки, небылицы, пословицы, поговорки, стихи, просмотр презентаций, история родного края.

Дети сами составляют презентации.



Хохломская роспись. История развития промысла. Технология росписи. Основы композиций. Приёмы владения кистью. Мазок как основной элемент кистевой росписи. Разновидности мазка – от каплевидного до штрихового. Роспись тычком. Стебель как главный формообразующий элемент композиции. Растительные мотивы в росписной технике письма (травка, кудрина, под фон). Особенности выполнения росписей на наружных и внутренних поверхностях изделий из дерева. Закраска фона, последовательность закраски.

Творческая работа.

Эскиз росписи посуды на бумаге.

Роспись деревянной кухонной посуды.

Материалы: деревянные заготовки, бумага, краски, кисти, карандаши, лак.



Полхов-Майданская роспись. История развития промысла. Технология росписи. Мотивы народных орнаментов. Знакомство с техникой папье-маше. Грунтовка изделий. Нанесение фона. Обводки и обрамления как важные элементы росписи изделий.

Творческая работа.

Эскиз росписи посуды на бумаге.

Роспись деревянной кухонной посуды.

Выполнение изделия матрёшка в технике папье-маше.

Материалы: деревянные заготовки, бумага, краски, кисти, карандаши, лак, пластилин, клей, растительное масло.


Критерии оценки знаний и умений учащихся по росписи

Высокий показатель .

1) полное соответствие мотиву росписи;

2) техника выполнения высокая или средняя;

3) роспись полностью закончена.


Средний показатель.

1) частичное несоответствие мотиву росписи;

2) техника исполнения высокая или средняя;

3) роспись полностью закончена или закончена на 2/3.


Низкий показатель.

1) большое несоответствие мотиву росписи;

2) техника исполнения низкая;

3) роспись закончена на 1/3




















Литература

1. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2003.

2. Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература,1984.

3. Латышев Г.В. Перо Жар-птицы. Очерки о декоративном искусстве Владимирского края. – Ярославль,1988.

4. Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.

5. Погуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – Л.,1975.

6. Попова О.С. Народные художественные промыслы. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность,1984.

7. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. – М.: Просвещение,1992.

8. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. – М.: Владос, 2002.

9. Туманова Е.С. В мире красок народного творчества. – Волгоград, 2009.

10. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение,1981.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ