Программа по экологическому воспитанию «Планета-мой дом»
Программа
по экологическому воспитанию
«Планета-мой
дом»
Тип программы: модифицированная
Рассчитана на 1год
Варламова Н.В.
г.о.Сызрань
Пояснительная записка
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой.
Современное экологическое состояние Земли, в том числе и на территории России можно определить как критическое. Продолжается интенсивное загрязнение природной среды. С каждым годом все больше территорий становятся опасными для проживания населения.
Наше Отечество ставит уникальный эксперимент. Ни на одном этапе развития цивилизации не скапливалось столько отходов и не выбрасывалось в воздух и воду такое количество загрязненных и отравляющих веществ. В этих условиях население не осознает приближение экологической катастрофы, оно стало безучастным к сохранению Природы и защите окружающей среды.
Эта неосознанность возникла вследствие предельно низкого уровня экологической культуры и экологического воспитанию и образования населения РФ.
Человечеству необходимо осознать, что ухудшение состояния окружающей среды является большей угрозой, чем военная агрессия.
Исследователи приходят к выводу, что только природоохранная деятельность человека не может стать основой устойчивого развития общества. Необходимо изменить психологию, мировоззрение, ценности экологической культуры. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Когда мы говорим о поведении на природе, об отношении к живому, между понятиями «экологическое образование» и «культура» можно поставить знак равенства. Действительно, под культурой понимают мировоззрение, нормы морали и права, знания, умения и навыки, уровень интеллекта, способы и формы общения людей. В данном случае понятие «экология» употребляется не столько в биологическом, сколько в социальном смысле, исходя из того, что экологические проблемы носят социальный характер. Под экологическим образованием будет пониматься обучение и воспитание в области охраны окружающей среды.
Приоритетным образованием следует считать то, которое готовит учащихся к решению стоящих перед обществом социальных, экологических, экономических и прочих проблем, как на месте, так и на глобальном уровне. Такая позиция должна дать возможность преодолеть отчуждение системы образования от проблем современного мира. При этом знания и умения должны подкрепляться действиями, что ведет к формированию навыков и личного опыта.
Наша планета должна восприниматься как величайшая ценность – это и создает условия для развития бережного отношения ко всем проявлениям жизни на Земле.
Цель программы
Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Задачи программы
Формировать знания о предметах и явлениях природы.
Раскрыть сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения.
Сформировать умение оценивать состояние взаимодействующих компонентов с точки зрения их экологического благополучия.
Привить умения и навыки экологически грамотного поведения на природе.
Развивать творческие способности.
Развивать эстетический вкус.
Развивать нравственные качества личности.
Создать коллектив детей с атмосферой доверия, взаимоуважения и добра.
Привить навыки физического труда, связанные с охраной окружающей среды.
Образовательные формы и методы
В качестве главного метода воспитательного процесса используется метод постепенного и терпеливого воспитания с опорой на позитивное в каждом ребенке.
В педагогическом процессе предпочтительны формы, в которых можно обеспечить серьезные нагрузки детей (как физические, так и интеллектуальные), обеспечить им ситуации спонтанного и осознанного выбора, пространство полной свободы.
Совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач позволяет решить проблему саморазвития и самовоспитания. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни успешнее осуществляется, если в коллективе сложилась дружеская атмосфера, предполагающая защищенность каждой личности. Организацию такого поиска возможно реализовать через коллективную рефлексию по окончании деятельности. Одна из форм этого – разговор в кругу (например, при свечах).
В настоящей программе предполагается использование разных методов обучения. Основной метод обучения экологии – беседа, знакомящая учащихся с материалом, позволяющим выяснить отношение учащихся к данной теме. Занимательные викторины, конкурсы будят познавательную активность ребят.
Немаловажное значение имеет работа со специальной литературой, как-то: определители животных, птиц, растений, тематические журналы, книги.
Основной формой обучения является групповое занятие. Планирование рассчитано на занятия для двух групп учащихся. Занятия проводятся 5 раз в неделю. Время проведения занятий для I группы –
3ч.45мин. в первую неделю (3занятия), 2ч.30мин. во вторую неделю (2занятия), а для II - 2ч.30мин. в первую неделю (2занятия), 3ч.45мин. во вторую неделю (3занятия). Всего в неделю 6 ч. 15 мин. (5занятий), в год – 212ч.30 минут (170занятий, 85занятий в каждой группе).
Возрастной диапазон от 9 до 11 лет.
Коллективная деятельность
№ п/п
Содержание
Количество часов
1
Экскурсии
10
2
Конкурсы
10
3
Викторины
7ч.30мин.
4
Трудовые десанты, операции, акции
25
5
Просветительно-экологические мероприятия
25
6
Познавательно-развлекательные мероприятия
20
7
Конференции
5
Тематическое планирование
№ п/п
Тематика
Всего часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
-
2
Лекционные занятия
108
108
-
3
Экскурсии
10
-
10
4
Конкурсы
10
-
10
5
Викторины
7ч.30мин.
-
7ч.30мин.
6
Трудовые десанты, операции, акции
25
-
25
7
Просветительно-экологические мероприятия
25
15
10
8
Познавательно-развлекательные мероприятия
20
-
20
9
Конференции
5
-
5
Всего:
212ч.30мин.
125ч.
87ч.30мин.
Этапы педагогического контроля
Сроки
Какие знания, умения и навыки контролируются
Форма проведения
Сентябрь
Проверка состояния экологического воспитания учащихся.
Анкетирование
Октябрь
Знания о роли окружающей природы в жизни людей.
Познавательно-развлекательное мероприятие
Январь
Умение улучшать состояние окружающей среды.
Трудовая операция
Февраль
Знания об охране почв от разрушения.
Экологический эрудицион
Апрель
Знания о значении природных сообществ для человека, их использовании и охране.
Конкурс
Май
Знание о реальных экологических проблемах, их решении, умение осуществлять практическую деятельность по охране природы.
Трудовая операция, конкурс рисунков, викторина, турнир
Работа с родителями
Сроки
Содержание работы
Ответственные
Сентябрь
Анкетирование с целью изучения состояния экологического воспитания в семье
Руководитель кружка, воспитатели
В течение года
Индивидуальные беседы, консультации
Руководитель кружка
Октябрь
Организация экскурсий в отдел «Охрана природы» выставочного зала
Руководитель кружка, родители
Январь
Подготовка к операции «Синички»
Руководитель кружка, родители
Март
Подготовка к операции «Птицеград»
Руководитель кружка, родители
Май
Итоговое собрание
Руководитель кружка, родители
Условия реализации программы
Помещение для занятий должно быть светлым, хорошо проветриваемым, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН.
Помещение желательно разделить на функциональные зоны: зону для занятий, зону для выставок детских работ, зону для библиотечки, зону для игр. Экологический класс должен быть экологически безопасным для здоровья детей: желательно использовать при его оформлении натуральные материалы, дерево.
Материальное обеспечение
- библиотечка экологических детских книг,
-географические атласы,
-географическая карта,
- глобус,
- определители растений, животных, минералов,
- коллекции минералов, полезных ископаемых, гербарии растений, муляжи фруктов, овощей.
Литература
1.Экологическое образование школьников/ Под ред. Зверева И.Д. Суравегиной Т.И.; М.: Педагогика , 1983
2. Н.А. Рыжова. Я и природа, М.: Линга-Пресс,1996
3. Лаптева И.С. Воспитание экологической культуры подростков// Биология в школе №3, 1997
4. Любимов В.Д. Школьный участок и экономика // Биология в школе №1, 1998
5. Вронский В.А. Экологические основы охраны животного мира // География № 1, 2000
6. Снытко В.А., Справочник по экологии// География № 1, 2000
График работы кружка
«Планета-мой дом»
Понедельник-14.00-15.15
вторник-14.00-15.15
среда-14.00-15.15
четверг-14.00-15.15
пятница-14.00-15.15
№
Тематика
Кол-во занятий
Дата
Сентябрь
1гр.
2гр.
Организационное занятие. Значение экологии
1
Анкетирование с целью проверки состояния экологического воспитания
1
Что такое современная экология
1
Мир глазами эколога
1
Экономика и экология
1
Международные экологические акции
1
Экологическая обстановка на территории России
1
Экологический словарь
1
Игра на местности «Посвящение в экологи»
1
Экскурсия «Многообразие природы»
1
Октябрь
Роль окружающей природы в жизни людей (красота, практическое значение, оздоровительная роль, радость познания природы)
1
Конкурс осенних букетов
1
Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу: загрязнение воздуха и воды, сведение лесов, уничтожение растений и животных.
1
Как мы воспринимаем мир
1
Животные, вымершие по вине человека
1
Редкие растения и животные
1
Экологическая пресс-конференция « Знаки беды»
1
Трудовой десант по очистке мусора в прилегающей к школе территории.
1
Ноябрь
Игра «Путешествие по России»
1
Природа в поэзии и музыке
1
Экскурсия «Природа родного края»
1
Конкурс рисунков «Природа родного края»
1
Наши ближайшие соседи
1
Золотое кольцо России
1
В центре Европы
1
Игра «Путешествие по Франции и Великобритании»
1
Чтобы путь был счастливым
1
Викторина «По знаменитым местам мира»
1
Декабрь
Правила непрофессиональной экологии
1
Охраняемые территории: национальные парки, заповедники
1
Географическое положение и эстетические особенности Самарской Луки
1
Легенды и были Жигулей
1
Наблюдения за погодой. Народные приметы о погоде
1
Праздник первого снега
1
Игра «Опасные места зимой»
1
Операция «Столовая для птиц»
1
Конкурс на лучшую фигуру из снега
1
Трудовой десант. Посыпка дорожек песком на прилегающей к школе территории.
1
Январь
Операция «Синички»
1
Важнейшие полезные ископаемые области. Охрана недр.
1
Занятие « Экологический суд»
1
Водоемы края. Изменения водоемов края в результате деятельности человека.
1
Игра «Вода-путешественница»
1
Операция «Берегите воду»
1
Великий круговорот жизни
1
Заочное путешествие по рекам города Сызрани.
1
Февраль
Значение почв для существования живых организмов на суше
1
Экологический эрудицион «Свалка по имени Земля»
1
Значение воздуха для растений, животных, человека.
1
Что такое почва. Почва нашей местности
1
Экологический практикум «Мир воздуха»
1
Разнообразие растений: деревья, кустарники, травы, мхи
1
Экскурсия «Лес - наше богатство»
1
Как разрушаются камни
1
Полезные ископаемые нашей области. Их использование
1
Март
Грибы - это грибы
1
Праздник «Встреча весны»
1
Викторина о лесе и его обитателях
1
Мониторинг городской окружающей среды «Зеленые легкие города»
1
Экологический проект «Мое дерево»
1
Операция «Птицеград»
1
Лес, луга, водоем – природные сообщества. Взаимосвязи в сообществах
1
Разнообразие животных. Красная книга
1
Размножение животных
1
Охрана животных
1
Апрель
Экологическая игра « Счастливый случай»
1
Учебно-исследовательская деятельность по разведке экологических бед своего микрорайона
1
Экологический манифест «Свалкам – нет!»
1
Круглый стол «Наш двор»
1
Операция «Чистый двор»
1
Охрана растений
1
Размножение и развитие растений
1
Операция «Спасём березку»
1
Май
Экологическая пресс-конференция «Экология и здоровье человека»
1
75-76
Операция «Первоцвет» (Разбивка газонов и цветников в школьных и своих дворах)
2
77
Природа в опасности. Охрана природы
1
78
Конкурс рисунков « Красота спасет мир»
1
79
Викторина юных экологов «На солнечной поляночке»
1
80-81
Экологический турнир знатоков природы
2
82
Надёжная защита организма
1
83-84
Трудовой десант по очистке мусора в прилегающей к школе территории.
2
85
Круглый стол «Наши достижения за год»
1
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ