Программа по экологическому воспитанию «Планета-мой дом»










Программа

по экологическому воспитанию

«Планета-мой

дом»









Тип программы: модифицированная

Рассчитана на 1год








Варламова Н.В.





г.о.Сызрань

Пояснительная записка

Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой.

Современное экологическое состояние Земли, в том числе и на территории России можно определить как критическое. Продолжается интенсивное загрязнение природной среды. С каждым годом все больше территорий становятся опасными для проживания населения.

Наше Отечество ставит уникальный эксперимент. Ни на одном этапе развития цивилизации не скапливалось столько отходов и не выбрасывалось в воздух и воду такое количество загрязненных и отравляющих веществ. В этих условиях население не осознает приближение экологической катастрофы, оно стало безучастным к сохранению Природы и защите окружающей среды.

Эта неосознанность возникла вследствие предельно низкого уровня экологической культуры и экологического воспитанию и образования населения РФ.

Человечеству необходимо осознать, что ухудшение состояния окружающей среды является большей угрозой, чем военная агрессия.

Исследователи приходят к выводу, что только природоохранная деятельность человека не может стать основой устойчивого развития общества. Необходимо изменить психологию, мировоззрение, ценности экологической культуры. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Когда мы говорим о поведении на природе, об отношении к живому, между понятиями «экологическое образование» и «культура» можно поставить знак равенства. Действительно, под культурой понимают мировоззрение, нормы морали и права, знания, умения и навыки, уровень интеллекта, способы и формы общения людей. В данном случае понятие «экология» употребляется не столько в биологическом, сколько в социальном смысле, исходя из того, что экологические проблемы носят социальный характер. Под экологическим образованием будет пониматься обучение и воспитание в области охраны окружающей среды.

Приоритетным образованием следует считать то, которое готовит учащихся к решению стоящих перед обществом социальных, экологических, экономических и прочих проблем, как на месте, так и на глобальном уровне. Такая позиция должна дать возможность преодолеть отчуждение системы образования от проблем современного мира. При этом знания и умения должны подкрепляться действиями, что ведет к формированию навыков и личного опыта.

Наша планета должна восприниматься как величайшая ценность – это и создает условия для развития бережного отношения ко всем проявлениям жизни на Земле.

Цель программы

Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.


Задачи программы

  1. Формировать знания о предметах и явлениях природы.

  2. Раскрыть сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения.

  3. Сформировать умение оценивать состояние взаимодействующих компонентов с точки зрения их экологического благополучия.

  4. Привить умения и навыки экологически грамотного поведения на природе.

  5. Развивать творческие способности.

  6. Развивать эстетический вкус.

  7. Развивать нравственные качества личности.

  8. Создать коллектив детей с атмосферой доверия, взаимоуважения и добра.

  9. Привить навыки физического труда, связанные с охраной окружающей среды.


Образовательные формы и методы

В качестве главного метода воспитательного процесса используется метод постепенного и терпеливого воспитания с опорой на позитивное в каждом ребенке.

В педагогическом процессе предпочтительны формы, в которых можно обеспечить серьезные нагрузки детей (как физические, так и интеллектуальные), обеспечить им ситуации спонтанного и осознанного выбора, пространство полной свободы.

Совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач позволяет решить проблему саморазвития и самовоспитания. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни успешнее осуществляется, если в коллективе сложилась дружеская атмосфера, предполагающая защищенность каждой личности. Организацию такого поиска возможно реализовать через коллективную рефлексию по окончании деятельности. Одна из форм этого – разговор в кругу (например, при свечах).

В настоящей программе предполагается использование разных методов обучения. Основной метод обучения экологии – беседа, знакомящая учащихся с материалом, позволяющим выяснить отношение учащихся к данной теме. Занимательные викторины, конкурсы будят познавательную активность ребят.

Немаловажное значение имеет работа со специальной литературой, как-то: определители животных, птиц, растений, тематические журналы, книги.

Основной формой обучения является групповое занятие. Планирование рассчитано на занятия для двух групп учащихся. Занятия проводятся 5 раз в неделю. Время проведения занятий для I группы –

3ч.45мин. в первую неделю (3занятия), 2ч.30мин. во вторую неделю (2занятия), а для II - 2ч.30мин. в первую неделю (2занятия), 3ч.45мин. во вторую неделю (3занятия). Всего в неделю 6 ч. 15 мин. (5занятий), в год – 212ч.30 минут (170занятий, 85занятий в каждой группе).

Возрастной диапазон от 9 до 11 лет.


Коллективная деятельность

п/п

Содержание

Количество часов

1

Экскурсии

10

2

Конкурсы

10

3

Викторины

7ч.30мин.

4

Трудовые десанты, операции, акции

25

5

Просветительно-экологические мероприятия

25

6

Познавательно-развлекательные мероприятия

20

7

Конференции

5




Тематическое планирование

п/п

Тематика

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Лекционные занятия

108

108

-

3

Экскурсии

10

-

10

4

Конкурсы

10

-

10

5

Викторины

7ч.30мин.

-

7ч.30мин.

6

Трудовые десанты, операции, акции

25

-

25

7

Просветительно-экологические мероприятия

25

15

10

8

Познавательно-развлекательные мероприятия

20

-

20

9

Конференции

5

-

5


Всего:


212ч.30мин.

125ч.

87ч.30мин.



Этапы педагогического контроля

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма проведения

Сентябрь

Проверка состояния экологического воспитания учащихся.


Анкетирование

Октябрь

Знания о роли окружающей природы в жизни людей.


Познавательно-развлекательное мероприятие

Январь

Умение улучшать состояние окружающей среды.


Трудовая операция

Февраль

Знания об охране почв от разрушения.


Экологический эрудицион

Апрель

Знания о значении природных сообществ для человека, их использовании и охране.


Конкурс

Май

Знание о реальных экологических проблемах, их решении, умение осуществлять практическую деятельность по охране природы.

Трудовая операция, конкурс рисунков, викторина, турнир


Работа с родителями

Сроки

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

Анкетирование с целью изучения состояния экологического воспитания в семье


Руководитель кружка, воспитатели

В течение года

Индивидуальные беседы, консультации


Руководитель кружка

Октябрь

Организация экскурсий в отдел «Охрана природы» выставочного зала


Руководитель кружка, родители

Январь

Подготовка к операции «Синички»



Руководитель кружка, родители

Март

Подготовка к операции «Птицеград»

Руководитель кружка, родители


Май

Итоговое собрание

Руководитель кружка, родители




Условия реализации программы


Помещение для занятий должно быть светлым, хорошо проветриваемым, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН.

Помещение желательно разделить на функциональные зоны: зону для занятий, зону для выставок детских работ, зону для библиотечки, зону для игр. Экологический класс должен быть экологически безопасным для здоровья детей: желательно использовать при его оформлении натуральные материалы, дерево.

Материальное обеспечение

- библиотечка экологических детских книг,

-географические атласы,

-географическая карта,

- глобус,

- определители растений, животных, минералов,

- коллекции минералов, полезных ископаемых, гербарии растений, муляжи фруктов, овощей.


Литература

1.Экологическое образование школьников/ Под ред. Зверева И.Д. Суравегиной Т.И.; М.: Педагогика , 1983

2. Н.А. Рыжова. Я и природа, М.: Линга-Пресс,1996

3. Лаптева И.С. Воспитание экологической культуры подростков// Биология в школе №3, 1997

4. Любимов В.Д. Школьный участок и экономика // Биология в школе №1, 1998

5. Вронский В.А. Экологические основы охраны животного мира // География № 1, 2000

6. Снытко В.А., Справочник по экологии// География № 1, 2000



График работы кружка

«Планета-мой дом»

Понедельник-14.00-15.15


вторник-14.00-15.15


среда-14.00-15.15


четверг-14.00-15.15


пятница-14.00-15.15




Тематика

Кол-во занятий

Дата


Сентябрь


1гр.

2гр.

Организационное занятие. Значение экологии

1



Анкетирование с целью проверки состояния экологического воспитания

1



Что такое современная экология

1



Мир глазами эколога

1



Экономика и экология

1



Международные экологические акции

1



Экологическая обстановка на территории России

1



Экологический словарь

1



Игра на местности «Посвящение в экологи»

1



Экскурсия «Многообразие природы»

1




Октябрь




Роль окружающей природы в жизни людей (красота, практическое значение, оздоровительная роль, радость познания природы)

1



Конкурс осенних букетов

1



Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу: загрязнение воздуха и воды, сведение лесов, уничтожение растений и животных.

1



Как мы воспринимаем мир

1



Животные, вымершие по вине человека

1



Редкие растения и животные

1



Экологическая пресс-конференция « Знаки беды»

1



Трудовой десант по очистке мусора в прилегающей к школе территории.

1




Ноябрь




Игра «Путешествие по России»

1



Природа в поэзии и музыке

1



Экскурсия «Природа родного края»

1



Конкурс рисунков «Природа родного края»

1



Наши ближайшие соседи

1



Золотое кольцо России

1



В центре Европы

1



Игра «Путешествие по Франции и Великобритании»

1



Чтобы путь был счастливым

1



Викторина «По знаменитым местам мира»

1




Декабрь




Правила непрофессиональной экологии

1



Охраняемые территории: национальные парки, заповедники


1



Географическое положение и эстетические особенности Самарской Луки

1



Легенды и были Жигулей

1




Наблюдения за погодой. Народные приметы о погоде

1




Праздник первого снега

1




Игра «Опасные места зимой»

1




Операция «Столовая для птиц»

1




Конкурс на лучшую фигуру из снега

1




Трудовой десант. Посыпка дорожек песком на прилегающей к школе территории.

1





Январь





Операция «Синички»

1




Важнейшие полезные ископаемые области. Охрана недр.

1




Занятие « Экологический суд»

1




Водоемы края. Изменения водоемов края в результате деятельности человека.

1




Игра «Вода-путешественница»

1




Операция «Берегите воду»

1




Великий круговорот жизни

1




Заочное путешествие по рекам города Сызрани.

1





Февраль





Значение почв для существования живых организмов на суше

1




Экологический эрудицион «Свалка по имени Земля»

1




Значение воздуха для растений, животных, человека.

1




Что такое почва. Почва нашей местности

1




Экологический практикум «Мир воздуха»

1




Разнообразие растений: деревья, кустарники, травы, мхи

1




Экскурсия «Лес - наше богатство»

1




Как разрушаются камни

1




Полезные ископаемые нашей области. Их использование

1





Март





Грибы - это грибы

1




Праздник «Встреча весны»

1




Викторина о лесе и его обитателях

1




Мониторинг городской окружающей среды «Зеленые легкие города»

1




Экологический проект «Мое дерево»

1




Операция «Птицеград»

1




Лес, луга, водоем – природные сообщества. Взаимосвязи в сообществах

1




Разнообразие животных. Красная книга

1




Размножение животных

1




Охрана животных


1





Апрель





Экологическая игра « Счастливый случай»

1




Учебно-исследовательская деятельность по разведке экологических бед своего микрорайона

1




Экологический манифест «Свалкам – нет!»

1




Круглый стол «Наш двор»

1




Операция «Чистый двор»

1




Охрана растений


1




Размножение и развитие растений

1




Операция «Спасём березку»

1





Май





Экологическая пресс-конференция «Экология и здоровье человека»

1




75-76

Операция «Первоцвет» (Разбивка газонов и цветников в школьных и своих дворах)

2




77

Природа в опасности. Охрана природы

1




78

Конкурс рисунков « Красота спасет мир»

1




79

Викторина юных экологов «На солнечной поляночке»

1




80-81

Экологический турнир знатоков природы

2




82

Надёжная защита организма

1




83-84

Трудовой десант по очистке мусора в прилегающей к школе территории.

2




85

Круглый стол «Наши достижения за год»

1





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ