ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКЕТА» 1 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 1 г. Малмыжа Кировской области





УТВЕРЖДАЮ

Директор школы ___________________

Леушина С.В.

Приказ № ____ от «____» ____ 20____ г.





ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКЕТА»

1 класс

2012-2013 учебный год





РАЗРАБОТАЛА

учитель начальных классов

Брюхачева А.А.










Малмыж

2013

Пояснительная записка


Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с четырьмя положениями:

1. Наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных,

образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. В современном мире младший подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности

3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения,

утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Но, ввиду новых социальных проблем и изменившихся требований к образованию и воспитанию, возникла необходимость создания новой программы по духовно-нравственному воспитанию.

Данная Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников.


Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения.

Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.

Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо? как принято?) и правила и приёмы эффективного общения (как лучше? как эффективнее?).


Основные задачи:

  • сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

  • научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

  • сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

  • вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

  • обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.

Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.


Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

- патриотические чувства гражданина России;

- гражданская идентификация;

- ощечеловеческие ценности;

- поликультурный мир;

- личное нравственное самосовершенствование.

Программа «Азбука нравственности » будет реализована в течение 1 года.

Программа работы по духовно-нравственному воспитанию опирается на особенности контингента учащихся, их уровень познавательных интересов.

Содержание внеурочной и внешкольной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.

Сроки реализации- 2013-2014 уч.год


Программа адресована детям младшего школьного возраста 1- 4 классов. Программа будет реализовываться через внеурочную деятельность.

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи,

использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия

нравственным ценностям.

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;

способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники. В большинстве своем они содержат элементы тренинга. Заключительные занятия по разделам переходят в дела класса. При переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется.

Обучающиеся 1 класса должны иметь представление о:

-правилах поведения в школе (на перемене, в столовой, библиотеке, школьном дворе);

-о добром отношении к людям (о добре и зле; волшебных (добрых) словах; добрых и недобрых делах; друзьях; уважении к другим);

- трудолюбии и добросовестности; прилежности и старательности в труде в классе, школе и дома;

-правилах аккуратности (культуре внешнего и вида; аккуратности дома; умении держать данное обещание; ценности своего и чужого времени);

-правилах поведения на улице и дома;

- этикете школьника (правилах знакомства со взрослыми и сверстниками; правилах общения с окружающими; правилах поведения за столом (в гостях и дома)

Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться простыми правилами нравственности (правилами товарищества; правилами дружной работы; правилами честной игры и состязаний; правилами вежливости);

-уважительно относиться к родителям, учителям, друзьям, людям;

- играть и работать, соблюдая правила поведения в школе, дома, на улице;

- соблюдать правила поведения за столом (в столовой школы, дома и в гостях)

- знакомиться со взрослыми и сверстниками, общаться и поддерживать беседу с собеседником;

-следить за своим внешним видом и поддерживать его в надлежащем виде


Тематическое планирование


Тема

Форма деятельности

1

Знакомство с понятием «этикет».

Познавательная беседа

2

Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным?

Познавательная беседа. Игра.

3

Разговор по телефону.

Моделирование телефонных разговоров с разными людьми. Практическая работа. Составление правил.

4

Гостеприимство.

Разыгрывание ситуаций. Составление правил гостеприимства.

5

От улыбки станет всем теплей.

Познавательная беседа. Разучивание песни.

6

Добрым жить на белом свете радостно.

Путешествие в сказку. Конкурс рисунков.

7

Приветствия.

Познавательная беседа. Инсценирование.

8

Правила общения.

Составление правил и коммуникативные упражнения.

9

Мимика и жесты.

Работа с пословицами. Работа в группах.

10

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Познавательная беседа. Игра.

11

Комплимент и ответ на него.

Конкурс на лучший комплимент.

12

Поведение в общественных местах.

Разыгрывание ситуаций. Игра.

13

Вот школа, дом, где мы живем.

Сценки-миниатюры.

14

Вот магазин, куда идем.

Познавательная беседа. Посещение магазина.

15

Дороги, транспорт, пеший путь.

Познавательная беседа. Практическое занятие.

16

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Путешествие на лесную полянку.

17

Человек среди людей.

Познавательная беседа.

18

Внешний вид человека.

Познавательная беседа. Игра.

19

От чего зависит настроение.

Познавательная беседа. Игра.

20

Настоящий друг.

Познавательная беседа. Игра.

21

Мой дом – моя семья.

Дискуссия.

22

Мой дом – наведу порядок в нём.

Познавательная беседа. Практическое занятие.

23

Поздравляем наших мам.

Праздник. Рисунки.

24

Праздники в нашей жизни.

Познавательная беседа.

25

Цени доверие других.

Познавательная беседа.

26

Так здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Познавательная беседа. Игра.

27

Советуем друг другу.

Просмотр отрывка сказки.

28

Общее и особенное для мальчиков и девочек.

Беседа. Игра.

29

Поговорил бы кто со мной.

Путешествие в весенний парк. Практическая работа.

30

Цветы в жизни человека.

Экскурсия.

31

Все на белом свете солнышкины дети.

Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма.

32

Подарок коллективу.

Урок-сюрприз.

33

Делаем газету.

Игра. Посещение типографии.

34

Доброта что солнце.

Праздник.




1. Азбука нравственности. Методические указания учителям/ Э. В. Петрова. Т. Стульник, И. Хомякова. Журнал «Сельская школа» №1, 2002, стр. 51.

2. Азбука нравственности. Методические рекомендации учителям начальной школы по проведению уроков этики (основ морали). 1-4 классы. Пособие для учителя.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2007. Электронная книга.

3. Азбука нравственности. Методические указания учителю по поведению уроков./ В. Петрова. Т. Стульник, И. Хомякова.М.: Журнал «Сельская школа» №2, 2002, стр. 51.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ