Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» для 1 класса
МБОУ Чымнайская СОШ
Республика Саха (Якутия) Таттинский р-н с. Чымнайи
Учитель начальных классов.
Антоева Татьяна Валерьевна
Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» 1 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности;
Учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, )
основные источники информации;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
Содержание программы «Я - исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
Содержание.
Введение
1час
Учимся делать проекты
10 час
Мы исследователи
22 час
Календарно – тематическое планирование.
№
Наименование тем
Количество часов
Дата проведения
Введение (1 час)
1
Что такое проект.
1
Учимся делать проекты (10час)
2
Что такое проблема . Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
1
3
Как мы познаем мир . Наблюдение за осенними изменениями в природе.
1
4
Школа «почемучек».
1
5
Школа «почемучек». Игра «найди причину».
1
6
Удивительный вопрос. Игра «угадай, о чем спросили».
1
7
Удивительный вопрос «найди загадочное слово».
1
8
Источники информации (библиотека, книги).
1
9
Любимое число игры с числами.
1
10
Любимое число игры с числами.
1
11
Алфавит. Азбука в картинках.
1
Мы исследователи (22 часа)
12
Практическое приминение алфавита в жизни людей.
1
13
Практическая работа «живая азбука в картинках».
1
14
Источник информации работа с энциклопедиями и словарями.
1
15
Почему мы любим, встречать Новый год. История праздника Новый год.
1
16
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
1
17
Игры наших дедушек и бабушек. Проект.
1
18
Игры нашей семьи. Игры прошлого. Игры современных детей.
1
19
Зимние забавы.
1
20
Растения: Проект.
1
21
Комнатные растения нашего класса.
1
22
Симметрия.
1
23
Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
1
24
Моя любимая сказка.
1
25
Сочиняем сказку.
1
26
Театрализация сказки.
1
27
Инсценировка сказки.
1
28
Природа и фантазия
1
29
Театрализация сказки.
1
30
Инсценировка сказки.
1
31
Организация выставки «природа и фантазия».
1
32
Что мы узнали и чему научились за год.
1
33
Моя лучшая работа.
1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ