Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» для 1 класса

МБОУ Чымнайская СОШ

Республика Саха (Якутия) Таттинский р-н с. Чымнайи

Учитель начальных классов.

Антоева Татьяна Валерьевна


Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» 1 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.



Цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.


Задачи:

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  • прививать интерес к исследовательской деятельности;

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, )

  • основные источники информации;

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы).




Учащиеся должны уметь:

    • выделять объект исследования;

    • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

    • работать в группе;

    • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

    • вести наблюдения окружающего мира;

    • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

    • работать в группе.


Содержание программы «Я - исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.

Содержание.



Введение

1час

Учимся делать проекты

10 час

Мы исследователи

22 час


















Календарно – тематическое планирование.

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения



Введение (1 час)



1

Что такое проект.

1



Учимся делать проекты (10час)



2

Что такое проблема . Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

1


3

Как мы познаем мир . Наблюдение за осенними изменениями в природе.

1


4

Школа «почемучек».

1


5

Школа «почемучек». Игра «найди причину».

1


6

Удивительный вопрос. Игра «угадай, о чем спросили».

1


7

Удивительный вопрос «найди загадочное слово».

1


8

Источники информации (библиотека, книги).

1


9

Любимое число игры с числами.

1


10

Любимое число игры с числами.

1


11

Алфавит. Азбука в картинках.

1



Мы исследователи (22 часа)



12

Практическое приминение алфавита в жизни людей.

1


13

Практическая работа «живая азбука в картинках».

1


14

Источник информации работа с энциклопедиями и словарями.

1


15

Почему мы любим, встречать Новый год. История праздника Новый год.

1


16

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

1


17

Игры наших дедушек и бабушек. Проект.

1


18

Игры нашей семьи. Игры прошлого. Игры современных детей.

1


19

Зимние забавы.

1


20

Растения: Проект.

1


21

Комнатные растения нашего класса.

1


22

Симметрия.

1


23

Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

1


24

Моя любимая сказка.

1


25

Сочиняем сказку.

1


26

Театрализация сказки.

1


27

Инсценировка сказки.

1


28

Природа и фантазия

1


29

Театрализация сказки.

1


30

Инсценировка сказки.

1


31

Организация выставки «природа и фантазия».

1


32

Что мы узнали и чему научились за год.

1


33

Моя лучшая работа.

1


































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.


  1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.


  1. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

  2. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.


  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

.

  1. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.


  1. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.



  1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.



  1. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.


  1. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.


  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.


  1. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.

  1. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ