Спортивно - познавательная игра для учащихся начальной школы "Эстафета насекомых"

МБОУ «Архангельская СОШ

им. Героя Советского Союза Краснова В.М.»

(спортивно - познавательная игра

для учащихся начальной школы)




Подготовила и провела

учитель и библиотекарь Суслина Е. В.

2012г.

Задачи:



  • пополнение экологических знаний учащихся в процессе игры;

  • развитие физических способностей, укрепление здоровья;

  • воспитание умение работать сообща, согласовывать свои действия.





Оформление, оборудование, реквизит:



  • иллюстрации насекомых, о которых идёт речь в ходе мероприятия; (презентация)

  • два обруча;

  • два ведра и кубики;

  • карточки со словами.





Место проведения спортзал.





















Ход мероприятия.



Ведущий. Здравствуйте, ребята! Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем насекомым. Вы даже не можете представить. Как много на Земле представителей этого класса! Насекомых в мире намного больше, чем остальных животных, населяющих нашу планету. Существует отдельная наука, изучающая насекомых. Называется она энтомология. Сейчас я предлагаю вам провести весёлую эстафету. На некоторое время вам предстоит побывать в роли некоторых насекомых, разделимся на команды. (Жеребьёка ) Итак, у нас есть две команды.



Представление команд. Команды выбирают название и капитанов.



Эстафета «Весёлый комарик».

(слай 2)

Ведущий загадывает командам загадку. Игрок, отгадавший её, приносит 1 балл своей команде. Ведущий следит, чтобы дети не выкрикивали отгадку хором , а. дослушав до конца, подняли руку.



Лети – пищит,

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит –

Сядет и укусит. (Комар.)



Ведущий. Но мы кусаться не будем! А вот бегать и пищать – да! Итак, первый конкурс – эстафета «Весёлый комарик».

Команды строятся в две колонны по линии старта. Ведущий даёт сигнал к началу соревнований.

Первый игрок каждой команды, разводя руки в стороны и пища, как комар, должен добежать до стены, коснуться её рукой, вернуться обратно и передать эстафету второму игроку. И т. д. Выигравшая команда получает 5 баллов.



Ведущий. А теперь несколько вопросов командам. Отвечая на них, вы можете заработать дополнительные баллы.



  • Для чего природе комары? (Например, являются пищей для насекомоядных животных.)

  • Все ли комары кровопийцы? ( Нет, только самки, чтобы отложить потомство. А комар – самец опылят растения.)

  • Перед каким явлением природы комары звенят громче и пронзительнее? (Перед дождём.)

Ведущий подводит итоги эстафеты.



Эстафета «Муравьи».

(слайд 3)

Ведущий. А теперь ещё одна загадка.

Домик прячется в лесу,

Все к нему жильцы несут:

И травинку, и хвоинку,

И какую-то личинку.

Есть в том доме сторожа –

Угадай же поскорей,

Кто живёт в нём?… (Муравей.)

Правильно. А из чего муравьи строят муравейник? (Ответы команд. За правильные ответы они могут заработать дополнительные баллы.) А вот у вас нет ни веточек, ни хвоинок. Но вы должны найти любой предмет, всего лишь один (это может быть ботинок, шнурок, заколка и т. д.), для строительства своего муравейника.

Команды строятся в две колонны на линии старта. На некотором расстоянии от них лежат два обруча. Ведущий даёт сигнал к началу соревнований. Первый игрок каждой команды относит выбранный им предмет в обруч, возвращается к команде и передаёт эстафету второму игроку. Тот, кто в свою очередь, должен найти другой предмет и отнести его в обруч. И т. д. Когда все игроки команды сложат в обруч свои вещи, эстафета продолжается в обратном порядке: игроки должны по очереди забрать свои предметы из обруча. Если по ошибке игрок берёт из обруча чужой предмет, то со счёта команды снимается 1 балл. Выигравшая команда получает 5 баллов.



Ведущий. А теперь у вас есть шанс заработать дополнительные баллы.

  • Кто самый сильный на свете? (Муравей.) Верно, он несёт груз, превышающий свой собственный вес в пятьдесят раз.

  • В муравейнике ходы открыты и заметно бойкое движение муравьёв на куче. Какую погоду сулит данная примета? (Хорошую.)

  • А перед каким явлением природы муравьи прячутся в свой муравейник? (Перед грозой или сильным дождём.)

  • Какую пользу природе приносят муравьи? ( Муравьи защищают лес от вредных насекомых: листоедов, короедов.) С весны до осени трудятся муравьи, неся в муравейник личинок, гусениц, жуков, мошек. И как трудятся! До двадцати пяти тысяч вредных насекомых в день приносят неутомимые добытчики к себе домой! И это только в один муравейник! Поэтому лес, в котором много муравьёв, здоровый и чистый. Муравьи – санитары леса! Помните об этом, ребята!



Ведущий подводит итоги эстафеты.





Конкурс «паук»

(слайд 4)



Ведущий. Итак, следующая загадка и следующая эстафета.

Наткёт, наплетёт, сядет и добычу ждёт. (Паук.)

Вы сейчас тоже на время станете паучками.



Все игроки команд. Кроме капитанов, берутся за руки и «плетут паутину» - запутываются как можно сильнее, не расцепляя при этом рук. По сигналу ведущего капитаны должны распутать команду соперников. Кто быстрее? Выигравшая команда получает 5 баллов.



Ведущий. А теперь несколько вопросов командам.

  • Паук усиленно плетёт свои сети. К какой погоде эта примета? (К сухой.)

  • Пауки прячутся. Что сулит данное явление? (Дождь.)



Ведущий подводит итоги эстафеты.



Эстафета «Трудолюбивые пчёлки».

(слайд 5)

Ведущий. Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Прохлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела.)

Учёные – энтомологи подсчитали, что рабочая пчела за минуту облетает двенадцать цветков, а это значит, что за рабочий день она посетит не менее семи тысяч цветков. Приблизительные подсчёты показывают, что пчёлы одной семьи в день опыляют не менее трёхсот шестидесяти миллионов цветков. А за целое лето?

Команды строятся в две колонны на линии старта. У каждого игрока в руках небольшое ведёрко. На некотором расстоянии от команд на полу разложены кубики – «цветочки». По сигналу ведущего первый игрок каждой команды бежит к кубикам, кладёт кубик в ведерко, возвращается к команде и передаёт ведёрко второму игроку. И т. д. Выигравшая команда получает 5 баллов. Если в ходе эстафеты игрок уронит из ведра кубик, то со счёта команды снимается 1 балл.



Ведущий. А вы знаете какие – нибудь приметы, связанные с пчёлами?



  • Пчела возвращается в улей поздно вечером. К какому явлению? (К дождю.)

Перед дождём пчёлы летают вблизи улья, а перед хорошей погодой они летят далеко в поле.





Эстафета «Кузнечики».

(слайд 6)

Ведущий.

Прыгает пружинка-

Зелёненькая спинка -

С травы на былинку.

С ветки на тропинку. (Кузнечик.)



Теперь все превращаются в кузнечиков.



Команды строятся в две колонны на линии старта. По сигналу ведущего первый игрок каждой команды прыжками на двух ногах двигается до ориентира, огибают его, возвращаются к команде и передают эстафету второму игроку. И т. д Выигравшая команда получает 5 баллов.



Ведущий. У вас есть возможность заработать дополнительный балл.



Конкурс «Командный прыжок».



Первый номер каждой команды выполняет прыжок с места от линии старта. Ведущий мелом фиксирует длину прыжка. От этой линии выполняет свой прыжок второй игрок. И т. д. выигрывает команда, у которой общий прыжок окажется длиннее. Она получит дополнительный балл.

Конкурс «Гусеница».

(слайд 7)

Ведущий. Волосата, зелена.

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать всё ж не может. (Гусеница.)



А мы попробуем!

Игроки каждой команды цепляются за пояс впередистоящего игрока – получается «гусеница». Вот так, сцепленными, надо оббежать вокруг стула и вернуться на прежнее место. Команда – победитель получает 5 баллов.





Ведущий. А теперь вы должны вспомнить все конкурсы нашей программы. А название самой программы вы помните? И если вы внимательны, то найдёте мою ошибку в подборе одного конкурса. (Ответы детей.) Правильно, был конкурс, посвящённый паукам. А пауки к насекомым не относятся.

А теперь последний конкурс.





Конкурс «Борьба за последний балл».



Команды по очереди называют насекомых (повторяться нельзя).

Команда, игрок которой последним называет насекомое, получает 1 балл.

Подведение итогов. Награждение победившей команды.



Ведущий. Неважно, кто победил в этой эстафете. Важно то, что вы немного отдохнули и пополнили свои знания о такой многочисленной семье – классе насекомых. Подсчитано, что на каждого человека приходится более двухсот миллионов разных насекомых. В настоящее время каждый год открывается примерно десять тысяч видов насекомых. Энтомологи держат коллекции в специальных ящиках. Если на осмотр каждого экземпляра тратить всего по минуте, то на знакомство со всей коллекцией нам бы потребовалось шесть лет чистого времени, без перерывов на обед и выходных дней.

Я предлагаю вам прочитать книгу (показывает) книгу М. А. Козлова «Не просто букашки» (слайд 8). В ней вы найдёте не только яркие иллюстрации, но и много интересного о насекомых, известных и не известных вам.









Всего вам доброго! До следующей встречи!





Использованная литература:



  1. Муковникова О.Г. Природоведение, 4 класс, пособие для учителя.



  1. Козлов М. А. Не просо букашки. – СПб: Гидрометеоиздат, 1994.



  1. Хрестоматия юного натуралиста. /автор – сост. В. М. Вдовиченко.



  1. Дьячкова Г. Т. Окружающий мир: Олимпиадные задания, 2-4 класс. – Волгоград: Учитель.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ