РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» 1-4 Класс

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа пос.Прибой

муниципального района Безенчукский Самарской области



«Рассмотрено»

Руководитель методического объединения учителей начальных классов ГБОУ СОШ пос.Прибой

_____________Сошилова О.Н.

Протокол №___

от « » __________ 201_ г.

«Согласовано»

и.о заместитель директора школы по УВР ГБОУ СОШ пос.Прибой

__________ Лохонова Т.Г.



«____»__________201_ г.

«Утверждено»

Директор ГБОУ СОШ пос.Прибой

___________Куршук А.П



«____»__________201_ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«Этика: азбука добра»

для учащихся 1-4 классов.

Срок реализации программы - 4 года.





Разработали учителя 1категории:

Жучкина С. М., Сошилова О. Н.,

Маркова Л. А.










Пояснительная записка

Статус документа.


Рабочая программа курса «Этика: азбука добра» составлена на основе нормативной базы:

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • Устава школы;

  • Основной образовательной программы начального общего образования школы на 2011-2015 г.г.;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;

  • Авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова;

  • Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

  • Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.;

  • инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2013-2014 учебный год» и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

  • патриотические чувства гражданина России;

  • гражданская идентификация;

  • общечеловеческие ценности;

  • поликультурный мир;

  • личное нравственное самосовершенствование.

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме
нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои
действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников
связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы
общения наиболее интересны для детей данного возраста.


Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.


Задачи:

  • Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  • Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.

  • Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  • Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.


Общая характеристика факультатива.


Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме факультатива «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

-личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

-стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

-развивающие нравственное сознание; -активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие
формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его
переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит
учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.


Место факультатива в учебном плане.


Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 ч в каждом классе: с 1 по 4, 1 ч занятий в неделю. Общее количество часов — 132 ч.


Ценностные ориентиры содержания факультатива.


Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность
(потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.


В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных
действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего
мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке
помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска
информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики
позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве
с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу
учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, на-
ходить нужную информацию по нравственной тематике с помощью раз-
личных каталогов.

Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Этика – азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Пре­данный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное по­ведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

Уметь:

Различать хорошие и плохие поступки.

Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

Исполнять заповеди.

Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.


У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».


Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.


Для оценки результативности программы «Этика: азбука добра» в приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.


Содержание программы

  1. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)


Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.


Универсальные учебные действия:

воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).


  1. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)


Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.


Универсальные учебные действия:

использовать в речи слова вежливости;

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

описывать сюжетную картинку (серию);

оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.


  1. О трудолюбии


Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.


Универсальные учебные действия:

проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

оценивать свои действия во время уроков, дежурств.


  1. Культура внешнего вида


Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.


Универсальные учебные действия:

воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

оценивать внешний вид человека.



  1. Внешкольный этикет


Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях
(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким
и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.


Универсальные учебные действия:

использовать доброжелательный тон в общении;

оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
















































Тематическое планирование внеурочной деятельности

« Этика: азбука добра». 1 класс. 33 ч.

Задачи:

1. Познакомить детей с об­щечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приемам и пра­вилам ведения дискуссии, ува­жать себя и своего товарища.

3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть оп­рятным, организованным, веж­ливым.

занятия

Название раздела

Количество часов

1

Школьный этикет.

6 ч.

2

Правила общения.

7 ч.

3

О трудолюбии.

6 ч.

4

Культура внешнего вида.

6 ч.

5

Внешкольный этикет.

9 ч.

Итого: 33 ч.



Школьный этикет

  • Мы пришли на урок.

  • Зачем нужны перемены?

  • Мы в школьной столовой.

Правила общения

  • Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

  • Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

  • Мой учитель.

  • Думай о других: сочувствие, как его выразить?

  • Моя семья.

О трудолюбии

  • Что помогает учиться лучше (старательность)?

  • Как мы трудимся: в школе и дома.

  • Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Культура внешнего вида

  • Основные правила Мойдодыра.

  • Каждой вещи своё место.

Внешкольный этикет

  • Правила поведения на улице, в транспорте.

  • «Спасибо» и «пожалуйста».
















Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

« Этика: азбука добра». 1 класс. 33 ч.


занятия

Название раздела.

Тема занятия.

Дата

Школьный этикет. 6 ч.

1

1

Мы пришли на урок. Правила поведения на уроке и на перемене.


2

2

Зачем нужны перемены? Правила поведения в гардеро­бе.


3

3

Зачем нужны перемены? Правила поведения в библио­теке.


4

4

Правила поведения в общественных местах.


5

5

Мы в школьной столовой. Правила поведения в столо­вой.


6

6

Правила поведения на школь­ном дворе.


Правила общения. 7 ч.

7

1

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?


8

2

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.


9

3

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.


10

4

Мой учитель.


11

5

Думай о других: сочувствие, как его выразить?


12

6

Думай о других: сочувствие, как его выразить?


13

7

Моя семья.


О трудолюбии. 6 ч.

14

1

Что помогает учиться лучше (старательность)?


15

2

Что помогает учиться лучше (старательность)?


16

3

Как мы трудимся: в школе и дома.


17

4

Как мы трудимся: в школе и дома.


18

5

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).


19

6

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).


Культура внешнего вида. 6 ч.

20

1

Основные правила Мойдодыра.


21

2

Основные правила Мойдодыра.


22

3

Основные правила Мойдодыра.


23

4

Каждой вещи своё место.


24

5

Каждой вещи своё место.


25

6

Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.


Внешкольный этикет. 9 ч.

26

1

Правила поведения на улице, в транспорте.


27

2

Правила поведения на улице, в транспорте.


28

3

Правила поведения на улице, в транспорте.


29

4

Экскурсия


30

5

«Спасибо» и «пожалуйста».


31

6

«Спасибо» и «пожалуйста».


32

7

«Спасибо» и «пожалуйста».


33

8

Обобщающий урок. Чему нас научили уроки нравственности?




Тематическое планирование внеурочной деятельности

« Этика: азбука добра». 2 класс. 34 ч.

Задачи:

1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.

2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в теат­ре, кино, на выставке, в музее.

3. Научить правилам поведения на дне рождения.

занятия

Название раздела

Количество часов

1

Школьный этикет.

7 ч.

2

Правила общения.

8 ч.

3

О трудолюбии.

8 ч.

4

Культура внешнего вида.

6 ч.

5

Внешкольный этикет.

5 ч.

Итого: 34 ч.


Школьный этикет

  • Дисциплина в школе и классе.

  • В библиотеке: люби книгу.

  • Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

Правила общения

  • Сопереживание, помощь друзьям. Дал слово — держи его.

  • Диалоги со сверстниками.

О трудолюбии

  • Учусь всё делать сам.

  • Взаимопомощь дома и в школе.

  • Беречь результаты труда.

Культура внешнего вида

  • Правила личной гигиены.

  • Бережное отношение к своей одежде.

Внешкольный этикет

  • Правила поведения в общественных местах.

  • Бережное отношение к природе.
















Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

« Этика: азбука добра». 2 класс.

занятия

Название раздела.

Тема занятия.

Дата

Школьный этикет. 7 ч.

1

1

Школьный этикет


2

2

Дисциплина в школе и в классе


3

3

Дисциплина в школе и в классе


4

4

В библиотеке: люби книгу


5

5

В библиотеке: люби книгу


6

6

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка


7

7

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка


Правила общения. 8 ч.

8

1

Правила общения


9

2

Сопереживание, помощь друзьям


10

3

Сопереживание, помощь друзьям


11

4

Дал слово – держи его


12

5

Дал слово – держи его


13

6

Диалоги со сверстниками


14

7

Диалоги со сверстниками


15

8

Обобщающее занятие. Твои поступки и твои родители. (Наблюдения).


О трудолюбии. 8 ч.

16

1

О трудолюбии


17

2

Учусь всё делать сам


18

3

Учусь всё делать сам


19

4

Взаимопомощь дома и в школе


20

5

Взаимопомощь дома и в школе


21

6

Беречь результаты труда


22

7

Беречь результаты труда


23

8

Обобщающее занятие


Культура внешнего вида. 6 ч.

24

1

Культура внешнего вида


25

2

Правила личной гигиены


26

3

Правила личной гигиены


27

4

Бережное отношение к своей одежде


28

5

Бережное отношение к своей одежде


29

6

Обобщающее занятие


Внешкольный этикет. 5 ч.

30

1

Внешкольный этикет. «Моя семья: традиции и праздники»


31

2

Правила поведения в общественных местах


32

3

Правила поведения в общественных местах


33

4

Бережное отношение к природе


34

5

Обобщающее занятие




Тематическое планирование внеурочной деятельности

« Этика: азбука добра». 3 класс. 34 ч.

Задачи:

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, да­вать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

3. Раскрыть сущность правильного веж­ливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

занятия

Название раздела

Количество часов

1

Школьный этикет.

6 ч.

2

Правила общения.

7 ч.

3

О трудолюбии.

6 ч.

4

Культура внешнего вида.

6 ч.

5

Внешкольный этикет.

9 ч.

Итого: 34 ч.



3 класс

Школьный этикет

  • Взаимопомощь: учёба и труд.

  • Школьное имущество надо беречь.

Правила общения

  • Время надо беречь.

  • Слово лечит, слово ранит.

  • Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

О трудолюбии

  • Труд кормит, а лень портит.

  • Как организовать свой труд.

Культура внешнего вида

  • Уход за своими вещами.

  • Одежда будничная и праздничная.

Внешкольный этикет

  • Разговор по телефону.

  • Поведение в гостях.

  • Я пишу письмо.

  • Поведение на природе.












Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

« Этика: азбука добра» . 3 класс.

занятия

Название раздела.

Тема занятия.

Дата

Школьный этикет. 6 ч.

1

1

Школьный этикет


2

2

Взаимопомощь: учёба и труд.


3

3

Взаимопомощь: учёба и труд.


4

4

Взаимопомощь: учёба и труд.


5

5

Школьное имущество надо беречь.


6

6

Школьное имущество надо беречь.


Правила общения. 7 ч.

7

1

Время надо беречь.


8

2

Время надо беречь.


9

3

Слово лечит, слово ранит.


10

4

Слово лечит, слово ранит.


11

5

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).


12

6

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).


13

7

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).


О трудолюбии. 6 ч.

14

1

Труд кормит, а лень портит.


15

2

Труд кормит, а лень портит.


16

3

Труд кормит, а лень портит.


17

4

Как организовать свой труд.


18

5

Как организовать свой труд.


19

6

Как организовать свой труд.


Культура внешнего вида. 6 ч.

20

1

Уход за своими вещами.


21

2

Уход за своими вещами.


22

3

Уход за своими вещами.


23

4

Одежда будничная и праздничная.


24

5

Одежда будничная и праздничная.


25

6

Одежда будничная и праздничная.


Внешкольный этикет. 9 ч.

26

1

Разговор по телефону.


27

2

Разговор по телефону.


28

3

Поведение в гостях.


29

4

Поведение в гостях.


30

5

Я пишу письмо.


31

6

Я пишу письмо.


32

7

Поведение на природе.


33

8

Поведение на природе.


34

9

Обобщающий урок






Тематическое планирование внеурочной деятельности

« Этика: азбука добра». 4 класс. 34 ч.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректно­го и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и само­воспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступ­ков, поведения и отношений между людь­ми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

занятия

Название раздела

Количество часов

1

Школьный этикет.

6 ч.

2

Правила общения.

7 ч.

3

О трудолюбии.

6 ч.

4

Культура внешнего вида.

6 ч.

5

Внешкольный этикет.

9 ч.

Итого: 34 ч.



4 класс

Школьный этикет

  • Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.

  • Забота о младших.

  • Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

Правила общения

  • Игра «Город вежливости».

  • Вежливый ли я дома?

О трудолюбии

  • Культура физического и умственного труда.

  • Золотые руки.

  • Герои труда.

Культура внешнего вида

  • Что такое культура внешнего вида?

  • Одежда и осанка.

  • Вежливость и внешний вид.

Внешкольный этикет

  • Готовимся к празднику.

  • Осваиваем правило «так нельзя».













Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

« Этика: азбука добра» . 4 класс.


занятия

Название раздела

Тема занятия

Дата

Школьный этикет. 6 ч.

1

1

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.


2

2

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.


3

3

Забота о младших.


4

4

Забота о младших.


5

5

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.


6

6

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.


Правила общения. 7 ч.

7

1

Игра «Город вежливости».


8

2

Игра «Город вежливости».


9

3

Игра «Город вежливости».


10

4

Вежливый ли я дома?


11

5

Вежливый ли я дома?


12

6

Вежливый ли я дома?


13

7

Конкурс стихов о вежливости.


О трудолюбии. 6 ч.

14

1

Культура физического и умственного труда.


15

2

Культура физического и умственного труда.


16

3

Золотые руки.


17

4

Золотые руки.


18

5

Герои труда.


19

6

Герои труда.


Культура внешнего вида. 6 ч.

20

1

Что такое культура внешнего вида?


21

2

Что такое культура внешнего вида?


22

3

Одежда и осанка


23

4

Одежда и осанка


24

5

Вежливость и внешний вид.


25

6

Вежливость и внешний вид.


Внешкольный этикет. 9 ч.

26

1

Готовимся к празднику


27

2

Готовимся к празднику


28

3

Готовимся к празднику


29

4

Готовимся к празднику


30

5

Осваиваем правило «так нельзя».


31

6

Осваиваем правило «так нельзя».


32

7

Осваиваем правило «так нельзя».


33

8

Экскурсия


34

9

Обобщающий урок





Список литературы


1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.


























Приложение

Тест на знание правил поведения в общественных местах (1 класс)

Этот тест покажет Вам, насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.

Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?

1) следует, если их принимают в гардероб

2) не следует, если они тебе не мешают

3) следует

Можно ли трогать руками музейные экспонаты?

1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены

2) нежелательно

3) нельзя ни в коем случае

Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?

1) допустимо

2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность

3) шумное поведение допустимо везде

Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?

1) нужно

2) не нужно

3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен

Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

1) не нужно

2) нужно

3) желательно, но не обязательно

В какой одежде ходят в кино?

1) в нарядной

2) в спортивной

3) в будничной

Что лучше надеть, собираясь в театр?

1) свитер и джинсы

2) легкую декольтированную одежду

3) нарядную одежду по сезону

4) желательно брючный костюм

Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?

1) да

2) нет, платье может иметь декольте только спереди

3) для театра предпочтительнее платье без декольте

Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

1) и юноше, и девушке обязательно

2) на усмотрение юноши и девушки

3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)

4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)

Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

1) нет

2) сколько угодно

3) в любом, кроме меховой шапки

4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма

Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену

лицом к сидящим

2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену

Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?

1) следует

2) не следует

3) желательно

Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?

1) обязательно

2) желательно

3) не следует

Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?

1) можно, если успеешь это сделать первым

2) желательно

3) нежелательно

Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?

1) можно — ничего в этом особенного нет

2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам

3) на ваше усмотрение

Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

1) можно

2) нельзя

3) нежелательно

Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?

1) нельзя

2) нежелательно

3) можно — в знак одобрения декораций

Можно ли вслух комментировать спектакль?

1) можно, если это интересно вашим соседям

2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей

3) нельзя — подождите антракта

Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?

1) можно, если у вас хорошие слух и голос

2) желательно — чтобы подбодрить артистов

3) нельзя

Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?

1) можно

2) нежелательно

3) нельзя

Как выразить свой восторг от концерта?

1) громким свистом и топаньем ног

2) криками «браво» и вставанием

Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?

1) свистеть и топать ногами

2) немедленно встать и покинуть зал

3) молчать и не аплодировать

Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?

1) можно

2) нельзя

3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус

4) на ваше усмотрение

Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)

1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).

Графы. 1. Слова приветствия.

2. Про­щальные слова.

3. Слова извинения.

4. Слова благодарности.

5. Слова просьбы.

1

2

3

4

5



Слова на карточках

Спасибо

Пожалуйста

Благодарю

Здравствуйте

Добрый день

Извините

Будьте добры

До свидания

Простите

Добрый вечер

Будьте любезны

Жаль

Очень признателен

Доброе утро

До встречи

Если Вас не затруднит

Не могли бы Вы мне помочь

Я рад Вас видеть

Мне очень жаль

Прощайте



У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:

отдашь все открытки сестре;

отдашь ей одну открытку;

предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;

выберешь себе открытки, а оставши­еся отдашь сестре;

_________________________________________ .

2. Запиши ответы.

2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?

____________________________________________________________ .

2.2. Дома ты рассказал про этот слу­чай. Что сказали бы твои близкие:

мама ____________________________________ ;

папа _____________________________________ ;

бабушка __________________________________ ;

дедушка __________________________________ .

3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.

Каким ты бываешь чаще всего:

радостным;

злым;

спокойным;

плачущим;

смеющимся;

недовольным;

(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).

Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)

1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.

Доброжелательность — это:

доброе отношение к окружающим, же­лание им помочь;

желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или това­рищу;

желание и стремление оказать помощь любому человеку;

умение ничего не делать;

нежелание быть добрым.

2. Закончи предложение:

Доброжелательный человека всегда __ .

Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .

3. Вспомни сказки, где действуют пер­сонажи (герои), желающие добра другим.

Назови сказку.

Назови добрых героев.

Назови недобрых,

Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.

Покажем, как дети строят свою аргу­ментацию на примере сказки «Золушка».

Фея — добрая. Она порадовала Золуш­ку поездкой на бал.

Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________

Сделай рисунки к сказкам.

4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог дру­гому.

5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. На­зови и запиши имена героев.

6. Вычеркни лишнее:

желать добра

сочувствовать

сопереживать

воровать

7. Вставь в клеточки пропущенные бук­вы: д_бр_желательный.

8. Придумай маленький рассказ, в ко­тором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё кра­сивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обраще­ние с желанием утешить, реальная по­мощь и т.д.

9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, до­брой.

















































Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности». ( 1 класс)

1. Закончи предложения:

Бережное отношение к вещам — это ...

Бережливым мы называем человека, который ...

2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.

Что ты сделаешь?

Буду читать самую интересную кни­гу.

«Вылечу» все «больные» книги.

Поищу журнал с комиксами.

... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).

3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в биб­лиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благо­дарили вас?

4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, пред­метов.

4.2. Перечисли профессии людей, ко­торые эти вещи и предметы сделали.

5. Прочитай текст и ответь на во­прос.

Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и до­ставали оттуда школьные вещи.

К концу второй четверти у Маши сум­ка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и ото­рванными молниями.

Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»

Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».

Каким словом можно назвать отноше­ние Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?

6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?

7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выво­дом (правилом).

8. Придумай небольшой рассказ, пока­зав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.

Если сможешь, сделай к нему иллюст­рацию, т.е. рисунок.

9. Прочитай стихотворение и найди ос­новное правило, в нём заключённое.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку — береги;

Не ломай, не мни, не рви.

Тест на умение пользования мобильным телефоном? (4 класс)

Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.

Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?

- да

- нет

Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?

- да

- нет

Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?

- да

- нет

У тебя есть наушники к мобильному телефону?

- да

- нет

Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?

- да

- нет

Говоришь ли ты звонящему, где находишься?

- да

- нет

В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?

- да

- нет

Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?

- да

- нет

Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?

- да

- нет

Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?

- да

- нет

- когда как

Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?

- да

- нет

- не знаю

Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?

- да

- нет

- когда как

Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?

- да

- нет

После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?

- да

- нет

- когда как

Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?

- не буду

- буду

Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса

Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки

Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2


2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2


3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2


4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2


5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2


6

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2


7

Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2


8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2


9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

4

3

2


10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2


Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика № 2. Диагностика этики поведения

Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Тексты:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...

Интерпретация:

Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и

грубости.

Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.



Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.

п/п

Список желаний

ответов

1.

Быть человеком, которого любят.


2.

Иметь много денег.


3.

Иметь самый современный компьютер.


4.

Иметь верного друга.


5.

Мне важно здоровье родителей.


6.

Иметь возможность многими командовать.


7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.


8.

Иметь доброе сердце.


9.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.


10.

Иметь то, чего у других никогда не будет.




Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4, 3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

1, 0 – низкий уровень.















Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации

Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл
в игру:

а) я не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.

4 балла - высокий уровень;

2, 3 балла - средний уровень;

0, 1 балл - низкий уровень.

37



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ