Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Учись учиться» 1-4 Класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Мурома
Рассмотрено:
на заседании МО
Протокол №_____
от «___» ________ 2012 г.
Руководитель МО ______Смирнова Г.Г.
Согласовано:
«___» ________ 2012г.
Зам. директора по УВР ______Алямовская А.И.
Утверждено:
«___» ___________2012 г.
Директор МБОУ СОШ № 8
г. Мурома
____________Ганина С.Н.
«Учись учиться»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
для обучающихся 1-4 классов
учителя начальных классов
2 квалификационной категории
Тарарышкиной Л. В.
Срок реализации программы: 4 года.
О.Муром
Пояснительная записка
Рабочая программа «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2-4 классах – 34 часа в неделю.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей данной программы является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данная программа состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Модель занятия такова:
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты);
Разминка (3 минуты);
Тренировка и развитие психический механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, воображения, мышления (15 минут);
Веселая переменка (3-5 минут);
Построение предметных картинок, штриховка (15 минут).
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
Слушать и понимать речь других;
Читать и пересказывать текст;
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
Выделять существенные признаки предметов;
Сравнивать между собой предметы, явления;
Обобщать, делать несложные выводы;
Классифицировать явления, предметы;
Определять последовательность событий;
Судить о противоположных явлениях;
Давать определения тем или иным понятиям;
Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
Выявлять функциональные отношения между понятиями;
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Тематический план
№
Тема
Количество часов
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)
1
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
5
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
5
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
5
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант
5
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
4
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
4
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
3
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
1
33
Учебно-тематический план 1 класс 33 часа
№
занятия
Развиваемые способности
1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)
2
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
3
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
4
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
5
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
6
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
7
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
8
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления. Тренировка внимания.
Графический диктант
9
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
10
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
11
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
12
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
13
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант
14
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания
Развитие мышления.
Графический диктант
15
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
16
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
17
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
18
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
19
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
20
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления.
Графический диктант
21
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
22
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
23
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
24
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
25
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
26
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
27
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления. Графический диктант
28
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
29
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
30
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
31
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
32
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
33
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Учебно-тематический план 2 – 4 классы 34 часа
№
занятия
Развиваемые способности
1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)
2
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
3
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
4
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
5
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
6
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
7
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
8
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления. Тренировка внимания.
Графический диктант
9
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
10
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
11
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
12
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
13
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
14
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания
Развитие мышления.
Графический диктант
15
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
16
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
17
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
18
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
19
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
20
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления.
Графический диктант
21
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
22
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
23
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
24
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
25
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
26
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
27
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления.
Графический диктант
28
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
29
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
30
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
31
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
32
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
33
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
34
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
Учебно-методическая литература для учителя:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»).
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Москва: РОСТ книга, 2007 г
Учебная литература для учащихся:
Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Москва: РОСТ книга, 2007 г
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ