РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности учащихся начальных классов «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности учащихся начальных классов

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств. Разработана на основе методического пособия А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников».

Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

1)познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

2)мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

3)прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

4)прививать интерес к исследовательской деятельности.

В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальный. Курс «Проектная деятельность» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении имеет отличительные особенности: имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

Основные принципы программы

  • Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

  • Принцип гумманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

  • Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.

  • Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.

  • Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

  • Принцип успешности. Взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношению к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Принцип стимулирования. Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.


Программа курса рассчитана на 33часа (1 час в неделю в 1-4-ых классах). Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».









Учебно-тематический план

1 год обучения (1 час в неделю)


п/п

Название тем

Содержание занятий

Количество часов

1

Что такое проекты.

Обучающийся познакомится с понятием о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация.


1

2

Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования

1

3

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира Опыты. 5людение за осенними изменениями в природе Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт

1

4-5

Школа почемучек.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения,предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ

2

6-7

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загаданное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.


2

8-9

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.


2

10-11

Любимое число. Игры с числами.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

Понятия: число, нумерация чисел.


2

12-14

«Алфавит».

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит


3

15-16

«Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка


2

17-19

«Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг.


3

20-23

«Растения»

Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Прибайкалье.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.


4

24-25




26-31

«Симметрия вокруг нас»




«Сказки»

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Понятия: симметрия

Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку.Театрализация сказки.

2




6




32-33

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.



2









































2 год обучения ( 1 час в неделю)


п/п

Название тем

Содержание занятий

Количество часов

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

2

2

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования

2

3

Коллективная игра-исследование.

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения

2

4

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования.

Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований

2

5

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления

2

6-10

Путешествие в Загадкино

Работа над проектом в соответствии с этапами

4

11-15

Что такое Новый год?

Работа над проектом в соответствии с этапами

4

16-20

У меня растут года…

Работа над проектом в соответствии с этапами

4

21-25

Меры длины.

Работа над проектом в соответствии с этапами

4

26-30

Знакомые незнакомцы (озеленение)

Работа над проектом в соответствии с этапами

4

31-33

Праздники в России

Работа над проектом в соответствии с этапами

3





3 год обучения ( 1 час в неделю)



п/п

Название тем

Содержание занятий

Количество часов

1

Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях.

Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.анкетирование учащихся, опрос.


1

2

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания, построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».


2

3

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез, определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.


2

4

Основные источники получения информации.

Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия, работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.


3

5

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

Правила оформления списка использованной литературы. Оформления списка использованных электронных источников.


1

6

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.


1

7

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

Письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».



1

8

Оформление работы. Подготовка доклада.

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад, доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.


2

9

Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Работа в программе MicrosoftPowerPoint. Презентация «Моя мама».


2

10

Тематические учебные исследования. Исследование числа.

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

11

Исследование суммы, произведения.

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

12

Исследование «Лексическое значение слов».

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

13

Исследование «Орфограммы в корне слова».

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

14

Исследование «Соединительные гласные в сложных словах».

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

15

Исследование мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции»

Работа над проектом в соответствии с этапами

2

16

Исследование «Вода - источник жизни». Конференция.

Работа над проектом в соответствии с этапами

2

17

Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя».

Работа над проектом в соответствии с этапами

2

18

Исследование «Наш город – Черемхово»

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

19

Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны».

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

20

Исследование «Труд в моей семье».

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

21

Исследование вредные и полезные привычки. Театрализованное представление вредные привычки».

Работа над проектом в соответствии с этапами

2

22

Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний».

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

23

Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год.

Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.



1

















4 год обучения ( 1 час в неделю)


п/п

Название тем

Содержание занятий

Количество часов

1

Где мы живём. Символы Черемхово: герб, флаг, гимн.

Понятие о символах города Черемхово: герб, флаг, гимн.


1

2-7

Геология родного края.


Раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской, юрсской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.

5

8

Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли русской.


Знакомство с исследователями П.А. Чихачевым, П.Н. Крыловым, Л.И Питугиным, М. Волковым.

Понятия: землепроходцы, исследователи.


1

9-10

Горы и равнины Иркутской области.

Исследование гор и равнин Иркутской области.


2

11-14

Полезные ископаемые

Исследование полезных ископаемых Иркутской области.

Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.


4

15-16

Времена года и народные приметы.

Исследование связи времен года и народных примет.

Понятия: народные приметы.


2

17-18

Реки и озера Иркутской области.


Знакомство с реками и озерами Иркутской области.

Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.


2

19-20

Почвы и природные зоны Иркутской области.


Исследование взаимосвязи почв и природных зон.

Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Иркутской области, отличительные особенности природных зон.


2

21-26

Растительный мир родного края.


Мир деревьев тайги и лесостепей. Деревья и кустарники. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.

Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.


6

27-32

Животный мир родного края.

Млекопитающие лесов, птицы, насекомые, рыбы.

Исследование животного мира родного края.

Понятия: природное сообщество.


6

33

Экология Иркутской области.

Исследование экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.

Понятия: экологическая проблема.


1

33

Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год.

Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.



1


























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ


Воспитательные результаты внеурочной деятельности:


Первый уровень результатов: ребёнок – исследователь от рождения. Его способности обрабатывать поступающий в ходе собственных исследований материал социальных знаний, делать на этой основе выводы и использовать новое знание в своём дальнейшем исследовательском поведении. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Второй уровень результатов: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Получит возможность превращение процесса развития личности ребёнка в процесс саморазвития. Простое природное детское любопытство может трансформироваться в ценнейшее свойство – познавательную потребность. Это успешно происходит в том случае, когда образовательная среда стимулирует эту способность. Причем стимулирование выражается не только в поддержке, но и в противодействии исследовательскому поведению. Ребёнок научится чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, грамотно оформлять и самостоятельно придумывать тему своей творческой работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие учащегося с другими учениками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

Третий уровень результатов: обучающийся сможет самостоятельно выбирать тему исследования; выделять главное и второстепенное в собранном материале;

указывать пути дальнейшего изучения объекта; презентовать свою работу; самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; реализовывать право на свободный выбор; общаться с людьми разных возрастов; работать в группе, коллективе.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. В результате изучения курса «Проектная деятельность» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

  • получат возможность осознать свое место в мире;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы со средствами ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности, неуспешности внеучебной

деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа

  • решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлении,

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно выбирая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные (прежде всего - речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позици других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Ожидаемые результаты

Обучающийся получит возможность узнать:

основные особенности проведения исследований разных видов;

методы исследования;

правила выбора темы и объекта исследования;

правила успешной презентации работы.

Обучающийся научится:

самостоятельно выбирать тему исследования;

выделять главное и второстепенное в собранном материале;

указывать пути дальнейшего изучения объекта;

презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

общаться с людьми разных возрастов;

работать в группе, коллективе;





































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения сис тематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Проектная деятельность» содержит элементарные, доступные для вос приятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой при роде; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых,

5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных Демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и ДР ) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых Объектах.

Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобий деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В ходе изучения курса «Проектная деятельность» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая Наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характep содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразным средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.

Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.

На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности технологией поиска информации и ее обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.

Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребенку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в формe коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.


Список литературы

Для учителя

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. -321 с.

Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. Директор школы. - 1995. - № 6. - 16с.

Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками М.: Издательский центр «Академия», 1999. -204 с.

Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2010, - 5 с.

Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель. 2008.- 126 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2008. - 119 с.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005. - 345 с.

Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего ора кула. - М.: Директор школы. - 1998, - № 3. - 256 с.

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в совремем но школе. - М.: Сентябрь, 1998. - 320с.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М.: Издательский центр «Академия», 1999. -224 с.

Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе. - М.: Академия. 2009

12 с.

Асмолов А.Г Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Oi действия к мысли: пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

Фельдштейна Д.И. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальна» школа. -М.: Баласс, 2011. - 192 с.

Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование 2000. - №7.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народниц образование, 2001.

Для обучающихся

Ильичев А.И., Соловьев J1.И. География Кемеровской области: Природные условия и ресурсы Учебное пособие. - АО Кемеровское книжное издательство, 1994. - 366 с.

Соловьев Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей. Кемерово. 2008. - 403 с.

Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: Бизнессофт / Хорошая пот да, 2007.- 159 с.

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC.

Электронные ресурсы:

Большая детская энциклопедия для детей, http://www.mirkniq.com/ (09.03.11)

Большая детская энциклопедия (6-12 лет), http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaia-delsk.iui ienciklopediia-6-12.html (09.03.11)

. http://www.bookshunt.ru/b120702detskavaenciklopedivaenciklopedivavse obo vsem.5 A Ли!<ум Детская энциклопедия (09.03.11)

Почему и потому. Детская энциклопедия, http://www.kodqes.ru/dosuq/paqe/147 (09.03.11)

Большая Детская энциклопедия. Русский язык, http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего <>« «| i•>зования. Может ли учебник стать помощником? http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

Григорьева Д.В., Степанова П.В. «Внеурочная деятельность школьников» httpi//sjandailnin щ/ (09.03.11)

Проектная деятельность в начальной школе. http://pedsovetorq/componon|/ tion.com mtree/task,viewlink/link id,24968/ltemid, 118/http://www.nachalka com/proekty (09 03 11)








Терминологический словарь

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема - отражает характерные черты проблемы.

Объект - это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет же исследования более конкретен . Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования:

алгоритм, анализ, абстракция, апробация;

библиография;

внедрение;

гипотеза исследования;

дедукция, деятельность;

закон, закономерность;

индукция, историзм, индикатор, исследование;

концепция, креативность, критерий;

метод, моделирование, мониторинг;

наблюдение, новация, новшество, наука;

обобщение, объект, опыт;

проект, предмет исследования, принцип;

рецензия, рефлексия;

сравнение, синтез, системный анализ;

теория, творческий подход, технология;

факт;

эксперимент.












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ