Разработки уроков по самопознанию
Работая над материалом, мы учителя, ставили главной целью помочь в организации и проведении уроков по «Самопознанию»
Маленького гражданина своей страны необходимо учить знанию своих возможностей, чтобы понять, какие ему даны полномочия для совершенствования себя и возможности помочь другим. Какие предоставляются поводы для этого более чем желанного дела и как легко за него взяться теперь. Воспитание маленького гражданина, патриота своего Отечества, имеющего сформированные первичные компетенции нравственно-духовных взаимоотношений – цель уроков по «Самопознанию»
Учебный материал разработок уроков даёт возможность ученикам в той или иной ситуации возложить на себя обязанности Человека, Личности, который желает помочь окружающим, желает проявить себя в обществе патриотом, желает решить проблемы на равне со взрослыми, в силу своих знаний, умений, умеет ставить высокие цели и добиваться их самостоятельно. Упражнения, материал и подобранные дидактические игры направлены на организацию осознания детьми учебных и нравственных задач. Задания являются и обучающими и развивающими и направлены на формирование личных качеств младшего школьника. Форма подачи – доступна, интересна. Задания – продуктивны и познавательны. К разработкам уроков первых классов также прилагаются различные раскраски, иллюстрации, картинки о природе, здоровом образе жизни.
Разработки могут оказать методическую помощь учителям, работающим по курсу «Самопознания» и внести вклад в формирование ценностного познания мира человека: любви, счастья, доброты, заботы, понимания, уважения, всё, то, что ценно и может быть использовано в школьной практике не только на уроках, но и во внеурочной внеклассной деятельности.
Урок самопознания
1 класс
Раздел 4
Как прекрасен этот мир!
Тема: Моя Родина
Раздел 4: Как прекрасен этот мир!
Тема: Моя Родина
Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека
Наполеон Бонопарт
Афоризм
Цель: формировать представления о Родине, земле, стране в которой живёт человек
Задачи:
расширять представления о Казахстане, земле, на которой мы живём
развивать стремление познавать природу, культуру, историю Казахстана
воспитывать уважение и любовь родной земле
Ресурсы: аудиозапись песни «С чего начинается Родина» музыка В. Баснера, слова М. Матусовского, слайды о природе Казахстана, иллюстрации природы, рисунок на ватмане «Природа»
1. Организационно-мотивационный этап
Цель этапа: создать положительный эмоциональный настрой, определить тему урока, наметить цель.
Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?»
Круг радости: дети передают тепло и любовь друг другу пожатием руки.
Ситуация успеха.
Проводится игра «Потерялось слово» (На доске выставлены слова) Задачи для учащихся: А) Расположить по смыслу
Б) Найти недостающие слова
Родной город
Родной дом
Родной двор
Родная …
Учитель готовит карточки со словами: СТРАНА, ЗЕМЛЯ
Родная СТРАНА Родная ЗЕМЛЯ
Итак, определяем тему урока «Моя Родина»
Что необходимо узнать на уроке, какова цель? Узнать, как можно больше о родной земле, об отношении человека к своей Родине.
Справка:
Слово РОДИНА произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.
РОДИНА – страна, город, где человек родился.
Практическая работа для учащихся: заполнить карточку, раздаются на парту, дети работают в парах.
Казахстан – моя ….
Казахстан – моя …
Казахстан – моя …
Учащиеся дополняют по смыслу предложения, защищают свои ответы.
Далее ребят ждёт путешествие по республике Казахстан.
Старт «Викторина»
Цель: определить уровень знаний учащихся о государстве.
Вопрос 1. Из перечисленных слов назови те, которые относят к символике государства: флаг, карта, значок, герб, колыбельная, гимн?
Вопрос 2. Из ниже приведённых гербов разных стран, выбери только герб Казахстана?
Вопрос 3. Какого цвета флаг Казахстана?
Вопрос 4. Назови столицу Казахстана?
Вопрос 5. Какой язык в Казахстане является государственным?
На каких языках может говорить любой человек, являющийся гражданином Казахстана?
За каждый правильный ответ учащимся выдаются белые, бумажные цветочки.
Учитель подводит итог, тому, что дети уже знают, и что ещё необходимо узнать. Отметить тех ребят, кто принимал в викторине активное участие.
Далее, проводится игра «Ассоциации». Игра на представления. Что представили, когда произнесли слово «Родина»
А) дети произносят это слово: тихо, нежно, протяжно, тепло, ласково (три раза в разных вариантах)
Б) Что представили? Кого представили?
Например: Родина – мама, Родина – друзья, Родина – дом
В) Какие возможно выбрать цвета? Зелёный, голубой, красный, белый, жёлтый и т.д.
Участникам игры выдаются бумажные цветочки.
Каждому учащемуся раздаются иллюстрации природы и стихи о природе. Задача для учащихся: подобрать к каждой иллюстрации подходящее стихотворение, картинки раскрасить. В итоге, работы учащиеся защищают у доски, комментируют иллюстрацию, выразительно читают стихотворение.
В заключении – работа с пословицами.
Закончить пословицу о Родине
ЖИТЬ
Умей за неё постоять
ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ
Когда на чужбину попадёшь
РОДИНА – МАТЬ
Родине служить
КАК РОДИНА ДОРОГА ПОЙМЁШЬ
Соловей без песни
Все ребята, которые за урок получили бумажные цветы, под музыку должны украсить картинку на ватмане цветами. Что произошло с содержимым картины? Пейзаж на картине стал более живой, радостный, интересный.
Это изображение природы нашей Родины. Пусть на нашей Земле будет, как можно больше цветов - символов тепла, добра и любви.
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Холмы, перелески, Голубые небеса.
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
Урок самопознания
1 класс
Раздел 4
Как прекрасен этот мир!
Тема: Шаги к здоровью
Раздел 4
Как прекрасен этот мир
Урок 27
Шаги к здоровью
Без здоровья невозможно и счастье
В.Г. Белинский
Афоризм
Цель: создать условия для расширения представлений о здоровье человека
Задачи:
знакомить с этапами здорового образа жизни
развивать навыки здорового образа жизни
воспитывать стремление сохранять здоровье
Ресурсы: фоновые мелодии (аудиозапись), иллюстрации о здоровом образе жизни, слайды о спорте, правильном питании, режиме школьника
Круг радости. Ребята становятся в круг, читают стихотворение: «Будешь ты всегда здоров,
Тут не нужно лишних слов»
Определение темы занятия, исходя из двустишья – о здоровье.
А вот когда человек, становится здоровым, и что сделать нужно для здоровья, необходимо выяснить на сегодняшнем уроке. Определение цели урока.
Далее, необходимо выяснить: что такое здоровье? Что обозначает это слово, дети работают в парах.
Беседа – учитель ученики.
Поднимаемся по лестнице, которая называется ЗДОРОВЬЕ
Шаг 1. Учитель читает стихотворение, о чём это стихотворение, какой шаг должен сделать человек к здоровью
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Обсуждая в парах, выясняют учащиеся шаг, с названием
«РЕЖИМ ДНЯ»
Какой должен быть режим дня. Дети приводят примеры, записывают в таблице.
Далее, следующее стихотворение:
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
О каком шаге к здоровью говорится?
Это «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»
Игра – «Угадай предмет» - какой предмет личной гигиены лежит в коробке? Почему гигиена называется личная? Сразу у ребят можно проверить наличие носовых платков, индивидуальных расчёсок и т.д.
Следующая лестница – Угадайте!:
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
«ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»
Группам раздаются карточки, где необходимо ребятам выбрать правильный, полезный продукт питания:
Карточка 1.
Сухарики, молоко, конфеты, яблоки, капуста, чипсы
Карточка 2.
Кофе, мороженое, морковь, ягоды, беляши, пирожки
Карточка 3.
Колбаса, сардельки, хот-дог, сок яблочный, фанта, солёные орешки
Карточка 4.
Гамбургер, картофель фри, жевательные резинки, шоколад, мясо птицы, апельсиновый сок
Объяснить свои ответы, обосновать примерами
Следующий этап к здоровью -
По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.
Этап «СПОРТ, ЗАКАЛИВАНИЕ, КОНТРАСТНЫЙ ДУШ»
Запишите девочки и мальчики: Какой вид спорта, возможен для Вас? Работают самостоятельно, ответы зачитывают.
Движемся по лестнице далее:
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
«СВЕЖИЙ ВОЗДУХ. ОДЕЖДА ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА»
Вот и закончились этапы к здоровью:
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Ещё раз перечислить этапы к нашему ЗДОРОВЬЮ:
Режим дня
Личная гигиена
Правильное питание
Спорт
Свежий воздух
Одежда по сезонам
Релаксация под мелодию – мысленно поблагодарите ваши органы, за их труд в вашем организме: спасибо глазам, спасибо ушам, спасибо рукам и ногам и т.д.
Работа с пословицами: Что пропустили?
… - всему голова, всего дороже
… - дороже богатства
… - всё здорово
В завершении задание для учащихся: «Придумайте рецепт вечной красоты, молодости и здоровья» Запишите, прочитайте.
-
Рецепт Здоровья
Урок самопознания
1 класс
Раздел 3
Быть человеком
Тема
Идём дорогою добра
Раздел 3
Быть человеком
Урок 23
Идём дорогою добра
Цель: создать условия для расширения представлений о доброте, добрых поступках человека, добрых отношений в коллективе
Задачи:
формировать представления о доброте, как важном качестве человека
развивать стремление проявлять доброту в поступках и словах
воспитывать доброе отношение к взрослым и одноклассникам
Ресурсы:
Фонограммы детских песен
Занятие начинается с песни «От улыбки». Учитель приветствует учащихся, желает им доброты и хорошего настроения.
Чтобы определить тему занятия, учитель предлагает детям помочь разобраться в предлагаемых пословицах.
Задача: «Прочитать пословицы в парах, и определить о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии»
Учащиеся в паре читают пословицы, обсуждают тему, разъясняют друг другу смысл пословицы, готовятся к выступлению.
Вариант 1.
Добрый человек лучше каменного моста
Кто доброе творит, того зло не вредит
Вариант 2.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром
Хорошему всё хорошо. Доброму везде добро
Вариант 3.
Добро наживай, а худое избывай
Худо тому, кто добра не делает никому
Вариант 4.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый
В добре жить хорошо
Вариант 5.
Добро творить – себя веселить
Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт
Учащиеся и учитель называют тему занятия, определяют цель: «Сегодня мы должны узнать, что такое добро, какие люди – добрые, что нужно сделать, чтобы стать добрым?»
Беседа:
Учитель и дети обсуждают вопросы:
Что такое, по-вашему, добро, доброта?
Как выглядит добрый человек? Как определить человек добрый или злой?
Как стать добрым? Что для этого должен сделать человек?
Обсуждение возможно в группе, по 4 человека.
В завершении обсуждения, как итог, учитель читает стихотворение:
«Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер»
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час»
Доброта она от века
Украшенье человека …»
Круг радости
Дети встают в круг, держатся за руки, передают пожелания друг другу и читают слова «Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны»
Игра «Солнышко загрустило»
Учитель предлагает учащимся вспомнить, какие добрые поступки они уже успели совершить. От добрых поступков детей у солнышка – макет, или рисунок на доске, появляется улыбка.
. Человек в жизни должен совершать, как можно больше добрых дел, от этого людям и всем окружающим становится тепло и радостно.
«А кому бы вы хотели подарить тепло и хорошее настроение?»
Учащимся раздают раскраски с солнышком. На лучиках написать, кому дарите тепло и радость, раскрасить. Работы вывешиваются на доску, ученики защищают свои работы.
(во время работы включается фоновая музыка детских песен о доброте)
В завершении занятия, дети читают притчу, в обсуждении возникает проблемный вопрос: «Почему нужно делать добро? Что победит добро или зло?»
Притча:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Притча:
Однажды учитель сказал ученикам:
— Мы с вами говорили о том, почему нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро.
Ученики разошлись в разные стороны, а через неделю вернулись.
— Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать, — сказал один.
— Я ухаживал за больным, потому что он нуждался в сострадании, — объяснил другой.
— Я накормил бедного, чтобы поддержать его, — рассказал третий.
— Я защитил ребёнка. Детям нужна защита взрослых, — сказал четвёртый.
— Я старался делать добро всем. Наверное, я был не прав, — признался последний ученик.
После чтения дети и учитель анализируют и подводят итог занятия.
Звучит фонограмма
Рефлексия
Заполнение настроения в цветограмме
Домашнее задание:
Составить рецепт «Доброго человека»
Список литературы.
1. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования
Республики Казахстан по предмету «Самопознание». Алматы, 2006г.
2.Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М., 2002г.
3.Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье. // Духовно-
нравственное воспитание школьников, №1, 2001г.
4.Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в
5.Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости. 50 уроков о смысле
жизни. М., 2006г.
6 Притчи для детей и взрослых. А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, «Амрита-Русь»,2009
7.Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. М., 2005г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ