РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОДНОГО ГОРОДА И ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

Ершова Анастасия Петровна

Учитель начальных классов

ГБОУ для детей дошкольного младшего школьного возраста прогимназия №698 «Пансион»

Московского района Санкт-Петербурга



Развитие познавательной активности и креативного мышления младших школьников при изучении родного города и формирование патриотизма



Мы живём в прекрасном, удивительно красивом городе. Санкт-Петербург знают во всём мире. Его жителей уважают за образованность, воспитанность.

Дети младшего школьного возраста очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событием, а также позволяет создать эмоциональный настрой на восприятие города и ощутить себя как петербуржца. Изучению родного города посвящён тематический день в планировании воспитательной работы. Тематика занятий, подбор материала связан с ближайшим окружением, с тем, что встречается в жизни детей постоянно. Сравнивая город с другими памятниками (город – село, лес – парк и т.д.) можно выявить особенности Санкт-Петербурга как города вообще, а затем перейти к индивидуальности, неповторимости родного города.

Система занятий разработана опираясь на программу Л.К. Ермолаевой и И.М. Лебедевой «Чудесный город» и петербургских тетрадей Л.К. Ермолаевой, И.М. Гавриловой «Чудесный город», занятий Т.Н. Смирновой «Знакомство с Санкт-Петербургом», игр и задач З.А. Серовой.

Изучение родного города способствует решению задач всестороннего развития детей.

Путешествия по «Чудесному городу», решая занимательные задачи и примеры, сочиняя рассказы, сказки, и загадки, участвуя в беседах, викторинах и конкурсах «Знатоков Санкт-Петербурга», творчески оформляя свои впечатления после экскурсий, дети получают знания и представления о родном городе. Таким образом формируются познавательные интересы младшего школьника, развивается речь, обогащается словарный запас, математические и творческие способности. Неотъемлемой частью занятий является формирование нравственных понятий и этики поведения петербуржца. Этому способствует беседы и краеведческие игры З.А. Серовой. Он начинает осознавать себя жителем Петербурга.

Исходя из актуальности данной темы выделяем цели занятий по изучению родного города:

  1. Когнитивной сферы:

  • Знакомство с ближайшим окружением (улица, проспект, переулок, площадь, здание, учреждение, памятник, река, парк, сквер, набережная и т.п.)

  • Знакомство с визитной карточкой города, историей его возникновения

  • Знакомство с эмблемами и символами СПб, его достопримечательностями

  • Знакомство с богатствами Санкт-Петербурга: музеями, театрами

  • Формирование понятий: достопримечательность, музей, памятник, части зданий, архитектурные украшения, архитектор, скульптура, скульптор.

  1. Аффективной сферы:

  • Воспитание любви, бережливого отношения к родному городу

  • Воспитание культуры поведения истинного петербуржца, восхищаясь красотой и интересной историей родного города.

  1. Психомоторной сферы:

  • Развитие познавательной активности, творческого мышления

  • Обогащение словарного запаса учащихся и развитие речи.


Оживляя мир города с помощью игр, знакомясь с его визитной карточкой и отличительными чертами, богатствами и достопримечательностями у младших школьников складывается целостное восприятие родного города, происходит осознание ребёнком себя как неотъемлемой его части – жителем-петербуржцем.

Тематика занятий по изучению родного города находит отражения в одном из уголков самостоятельной творческой деятельности (УСТД). Здесь находится необходимый материал для закрепления и углубления знаний по изучаемой теме, игры, пособия.

Известно, что универсальным средством в развитии ребёнка выступает игра. Игры обучают, развивают, воспитывают, развлекают. Это средство формирующее духовные потребности и раскрывающее творческий потенциал ребёнка. Игры, которые можно использовать на занятиях и в УСТД, направлены на развитие у детей умений ориентироваться в пространстве, находить самостоятельные решения, развивать навыки арифметических действий, логического и ассоциативного мышления и творческие способности. Это даёт возможность ребёнку наиболее полно проявить себя в разнообразных видах деятельности.

Ребёнок развивается в активной деятельности. Поэтому своей задачей я вижу созревание условий деятельности для развития познавательного интереса и творческих способностей младшего школьника. Очень важно удивить, привлечь внимание, вызвать эмоциональный отклик. Этому способствует знакомство с мифами и легендами, музыкальное и яркое наглядное сопровождение на занятии, создание проблемной ситуации. Также огромное значение имеет приобщение родителей к процессу познания детьми родного города. По рекомендованному маршруту ребята вместе с родителями могут совершать прогулки выходного дня, пользуясь рекомендациями таких авторов как Р.П. Андреева «Прогулки по Санкт-Петербургу», Справочник-путеводитель 1-4 классы и другие.




Список литературы.



  • «Символика Санкт-Петербурга»

составитель Г.П. Кукушкина

изд-во «АРС» 2008 г.

  • «Чудесный город»

Рабочие тетради

Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева

СПб 1996г.

  • «Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы»

изд-во «Паритет» 2001 г.

  • «Легенды и мифы Санкт-Петербурга»

сборник

СПб «Норинт» 2001 г.

  • «Почему так названы?»

К.С. Горбачёва, Е.П. Хабло

«Лениздат» 1985 г.

  • Справочники-путеводители по истории города для 1-4 классов:

«Любимый город Санкт-Петербург»

«Шедевры скульптуры СПб»

Е.П. Романов

изд. Дом «Литера» СПб 2004 г.

  • «Прогулки по Санкт-Петербургу»

Р.П. Андреева

Справочник-путеводитель 1-4 кл.

СПб «Литера» 2004 г.

  • «Петербург в загадках»

«Любимый город СПб. Азбука в стихах и картинках»

Е.С. Ефимовский

СПб «Литера» 2004 г.

  • «Сказки Петербурга» игра-путешествие для малышей и их родителей

СПб «Среда» 2004 г.

  • «Архитектурная мозаика», «Город мой любимый» (альбомы)

Н.Т. Смирнова

Частная школа «Эпиграф» 1998 г.







  • «Санкт-Петербург», «Санкт-Петербург – культура и быт»

пособия по истории города и рабочие тетради, выпуски №1-№4

Е.Д. Дмитриева

СПб «Корона принт» 2005 г.

  • «Задачи для петербургских школьников»

М.В. Григорян

СПб СМИО «Пресс» 2003 г.

  • «Упражнения по русскому языку и развитию речи во 2-3 кл.»

Петербургские тетради

Авт. кол-в: Н.В. Завьялов, Ж.И. Иванова и др.

изд-во «Химера» 1999 г.

  • «Энциклопедические заметки о Петербурге»

СПб «Химиздат» 2003 г.



Визитная карточка занятия.

Путешествие по чудесному городу.

(автобусная экскурсия)


1. Цели:

А) когнитивной сферы:

  1. Знакомство с достопримечательностями города: Московский проспект, Московский Парк Победы, Московские Триумфальные ворота, Обводный канал. Река Фонтанка, площадь Искусств, музей Этнографии;

  2. Уточнение и конкретизация понятий: улица, проспект, проезжая часть, тротуар, светофор, мост, набережная;

  3. Формирование понятий: достопримечательность, музей, памятник;

  4. Активизация сенсорных представлений: «шире», «уже», «длиннее», «короче», «старше», «моложе».

Б) аффективной сферы:

  1. Рассказ «Почему так названы»: город Санкт-Петербург, Московский проспект, Московские Триумфальные ворота, Обводный канал, река Фонтанка;

  2. Воспитание интереса и бережного отношения к родному городу;

  3. Восхищение красотой родного города в зимний период года;

  4. Воспитание культуры поведения (соблюдение правил поведения в музее);

В) психомоторной сферы:

  1. Развитие внимания, памяти, творческого воображения;

  2. Развитие диалогической речи, обогащении словаря детей.

  1. Основная идея занятия: ознакомление детей с достопримечательностями города.

  2. Основные понятия занятия:

  1. Достопримечательности город – Московский проспект, Московские Триумфальные ворота, Обводный канал, река Фонтанка, музей Этнографии;

  2. Проезжая часть, тротуар, старинное здание, современное здание, набережная, мост.

  1. Логика развития занятия:

  1. Вступительное слово. Определение цели экскурсии «путешествия» знакомство с достопримечательностями «чудесного города».

  2. Московский проспект – самый большой проспект в городе.

  3. Обводный канал – граница между «старинным» и «современным» городом, наблюдение за изменением облика Московского проспект.

  4. Река Фонтанка – «Почему так названа». Уточнение представлений о возникновении города, первом русском императоре Петре – 1, главной реке города Неве, её красоте и коварстве, о первом саде (Летний сад), главном проспекте города (Невский проспект).

  5. Посещение музея этнографии, который знакомит с жизнью, бытом, занятиями народов нашей страны.

  1. Способы реализации поставленных целей: беседа – диалог, наблюдение, речевые игры.

  2. Библиография:

  1. Е. Шварц «Ленинград. Художественные памятники» М., 1957

  2. К.С. Горбачевич, Е.П. Хабло «Почему так названы улицы» Лениздат, 1985

  3. Л.К. Ермолаева, Н.Л. Воронина «Мой город» СПб, 2000

  4. Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева «Чудесный город» СПб, 1998

  5. З.А. Серова «Знаешь ли ты Санкт-Петербург» краеведческие игры.



Визитная карточка занятия.

Знакомство с архитектурным ансамблем

Площади Искусств.

(пешеходная экскурсия)

  1. Цели:

А) когнитивной сферы:

  1. Знакомство с достопримечательностями архитектурного ансамбля пл. Искусств: Государственный Музей Этнографии, Государственный Русский Музей, Академический Театр Оперы и Балета, Государственная Филармония, Театр Музыкальной Комедии, сквер на площади, памятник А.С.Пушкину;

  2. Уточнение и формирование понятий: архитектор, площадь, сквер, памятник, музей, театр, скульптор, скульптура;

  3. Знакомство с угрозой ограды, внутренним двориком Михайловского дворца;

  4. Выделение главных частей здания: фасад, фронтон, окна, фундамент;

  5. Знакомство с украшениями здания: колонна, пилястра, лепные узоры, маски, арки окон, скульптурные фигуры;

  6. Сравнение старинных и современных зданий (Михайловский дворец и Гранд Отель «Европа»);

Б) аффективной сферы:

  1. Рассказ о Михайловском дворце и «стерегущих» львах;

  2. Викторина по произведениям А.С.Пушкина;

  3. Воспитание интереса, бережного отношения и любви к родному городу;

  4. Соблюдение правил поведения во время экскурсии;

В) психомоторной сферы:

  1. Развитие памяти, внимания, творческого воображения;

  2. Развитие диалогической речи, активизация и обогащении словаря.

  1. Основная идея экскурсии: ознакомление с достопримечательностями пл. Искусств.

  2. Основные понятия занятия:

  1. Достопримечательности – Музей Этнографии, Русский Музей (Михайловский дворец), Театр Оперы и Балета, Филармония, Театр Музыкальной Комедии, сквер, памятник А.С. Пушкину;

  2. Части здания, украшения старинных зданий, скульптуры «стерегущих львов»;

  1. Логика развития занятия:

  1. Вступительное слово. Определение цели экскурсии: знакомство с достопримечательностями площади Искусств.

  2. Знакомство с узором ограды Михайловского дворца.

  3. Знакомство со зданием и внутренним двориком Михайловского дворца.

  4. Знакомство со зданием Академического Театра Оперы и Балета им. М.П.Мусоргского, знакомство с репертуаром театра.

  5. Знакомство со зданием Государственной Филармонии, рассмотрение афиш репертуара.

  6. Знакомство со зданием Театра Музыкальной Комедии.

  7. Посещение сквера, знакомство с памятником А.С.Пушкину. Проведение мини-викторины по его произведениям.

  8. Обобщение полученной информации. Значение пл. Искусств в жизни города.

  1. Способы реализации поставленных целей: наблюдение, беседа-диалог, игры.

  2. Библиография:

  1. Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева «Чудесный город» СПб, 1998

  2. Л.К. Ермолаева, Н.В. Воронина «Мой город» СПб, 2000

  3. В.В. Нестеров «Львы стерегут город»

  4. З.А. Серова «Знаешь ли ты Санкт-Петербург» краеведческие игры.

Визитная карточка занятия.

Тема: «СИЛУЭТЫ БЛОКАДЫ, ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР»


Цели:


А) когнитивной сферы:

  • Сформировать у детей представление о героической обороне Ленинграда и работе архитекторов в блокадные дни;

  • Познакомить с памятником архитектуры – Исаакиевским собором.

Б) аффективной сферы:

  • Рассказать о стойкости и мужестве людей во время блокады Ленинграда, о работе архитекторов, основной задачей которых была сохранение и спасение от уничтожения сокровищ и богатств нашего города;

  • Вызвать интерес к историческим памятникам города на примете Исаакиевского собора, его роли и значении для людей во время блокады;

  • Воспитывать интерес и любовь к родному городу и его жителям.

В) психомоторной сферы:

  • Развивать память, воображение, речь детей.


Основная идея занятия: рассказать о работе архитекторов во время блокады, вызвать чувства признательности за спасение и сохранение сокровищ и богатств города.


Логика развития занятия:

  1. Введение в тему с использованием загадок и стихов о городе и блокаде; рассказ о героической обороне Ленинграда с использованием литературного и фотоматериала.

  2. Сообщение темы беседы: мужество жителей блокадного города, их забота и сохранении и спасении памятников архитектуры, богатств города.

  3. Рассказ об историческом памятнике – Исаакиевском соборе и его роли в годы блокады.

  4. Выполнение аппликации. Силуэты города.


Способы реализации поставленных целей:

  1. Беседа

  2. Рассматривание фотоматериала, иллюстраций, карты достопримечательностей города

  3. Игры «Придумай загадку», «На что похоже», «Узнай по силуэту»

  4. Художественная деятельность детей.


Основные компоненты развития, среды


Стихи, фотоматериал о блокаде, иллюстрации с видами Исаакиевского собора, игра «Узнай по силуэту», «Петербургское лото», листы картона, цветной бумаги, клей, ножницы.


Библиография:

  1. И.С.Храбрый «Санкт-Петербург. Три века архитектуры».

  2. И.В. Баранов «Силуэты блокады».

  3. Н.А. Синдаловский «Легенды и мифы Санкт-Петербурга».

  4. Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева «Чудесный город».



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ