Урок в начальной школе «Мой удивительный город Пушкин»







«Мой удивительный город Пушкин»

Образовательная программа внеурочной деятельности.





Рассчитана для учащихся 6-10 лет.

Срок реализации – 4 года.

Программа имеет художественно-эстетическую и научно-познавательную направленность.





Автор – Бурбала Лариса Юрьевна,

учитель начальных классов высшей категории, педагог дополнительного образования.





















В Царском нам дорого не царское, а то вечное, что составляет душу города.

Э.Ф.Голлербах

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Мой удивительный город Пушкин» разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, с учетом интересов учащихся и пожеланиями родителей учащихся.

Программа рассчитана на детей 6- 10лет, живущих в городе Пушкине, для которых Царское Село – Отечество, «малая Родина», самое близкое и родное место.

Царское Село – малая столица Российской империи, город дворцов и парков, поэтическая родина А.С.Пушкина, город муз - обладает огромным духовным потенциалом, дает уникальные возможности для духовного, эстетического, патриотического воспитания личности младшего школьника.

Царское Село – город с редкой и удивительной судьбой, его история совпадает с историей Петербурга и историей Российского государства, вот почему важно включить в программу фрагменты истории Петербурга (3 - 4 год обучения). Познание своего жизненного пространства, его природной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, позволяет ученикам активно и продуктивно взаимодействовать с этим окружающим миром; востребовать его культурный потенциал; чувствовать себя комфортно и уверенно в нем. Все это будет способствовать социальной адаптации ребенка.

Важнейшим условием необходимым для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире является организация их активной познавательной деятельности при знакомстве с городом; использованной методов, приемов и технологий развивающего обучения, а также, личностно-ориентированного и деятельного подхода в образовании. Программа позволяет создавать такие педагогические ситуации, при которых учащиеся:

- используя повседневный опыт, знания и умения, делали бы открытия в знакомом городском окружении;

- приобретали знания в поиске ответов на познавательные задания;

- развивали умение «видеть» детали городской среды, самопроизвольно их «расшифровывать», «читать»;

- приобретали «вкус и желание» (познавательный интерес) к изучению города.

При таком подходе город станет для детей развивающей средой, благодаря которой пушкинец в течении всей жизни может открывать для себя новые памятники, стороны жизни города, расширять свой кругозор, оценивать исторические события.

Неотъемлемым условием успеха реализации программы должна стать связь школы с другими компонентами образовательного пространства и образовательной среды:

- использование культурного потенциала города Пушкина (совместные проекты с музеями, библиотеками, Домом культуры);

- сотрудничество с ДТЮ города Пушкина и Санкт-Петербурга;

- участие в городских акциях;

- участие в научных конференциях (3 - 4 год обучения);

- вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей (семейные экскурсии выходного дня, создание семейных исследовательских проектов, совместное выполнение творческих заданий, подготовка материала для организации тематических школьных и классных выставок).

Структура программы предполагает последовательное прохождение материала на основе принципа постепенного расширения и углубления знаний в направлении от простого к сложному, с учетом возрастных особенностей детей. Постепенное погружение детей в удивительную духовную атмосферу города Пушкина, воспитание чувства восхищения, красоты, неповторимости родного города, бережного отношения к его культурному наследию.

Основной принцип построения программы - очерковый. Воссоздаются наиболее яркие страницы жизни, истории культуры Царского Села – Пушкина.

Широкое использование принципа наглядности, эстетического восприятия и установки на живое впечатление от объекта изучения.

Данная программа является частью комплексного проекта внеурочной деятельности «Отечество нам Царское Село», но может работать автономно.

Программа рассчитана на 34 часа в год.

Продолжительность образовательного процесса – 4 года.

Программа имеет научно-познавательную и художественно-эстетическую направленность.

Цель: пробудить познавательный интерес детей к изучению культурно-историческому наследию Царского Села – Пушкина, сформировать эстетическое и нравственное восприятие родного города.

Задачи:

- приобщить детей к культурно-историческому наследию города Пушкина и вооружить доступными краеведческими знаниями;

- воспитать бережное отношение к культурному наследию, пробудить ответственность за его судьбу;

- воспитывать истинных горожан, возродить традиции культуры поведения в общественных местах и на улицах города;

- заложить умение самостоятельно работать с разнообразными краеведческими источниками, литературой, справочниками;

- научить хорошо ориентироваться в историческом центре города Пушкина.

Основные формы и методы проведения занятий.

Интерактивные занятия.

Интегрированные занятия.

Беседы.

Тематические экскурсии.

Познавательные прогулки по городу.

Семейные экскурсии выходного дня.

Семейный исследовательский проект «Улица, на которой я живу».

Выполнение творческих домашних заданий.

Работа с картой города, планом участка города.

Ведение краеведческой тетради, словарика архитектурных понятий.

Коллективные рассказы – эстафеты.

Организация школьных и классных тематических выставок.

Участие в возрождении традиций Царского Села (городские балы в Запасном дворце и Городской Ратуше).

Создание литературно-музыкальных фильмов в исторических интерьерах города Пушкина.

Литературно-музыкальные композиции и праздники.











«Мой удивительный город – Пушкин»

Учебно-тематический план.

1 класс – «Город сказочный, удивительный»





Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Определение краеведения.

2

1

1

2

Моя школа. Школьные традиции. Школьная библиотека.

2

1

1

3

Визитная карточка города. Имя города, возраст, герб, флаг.

2

1

1

4

Город-сад. Парки нашего города: Екатерининский, Александровский, Нижний. Понятия (регулярный, пейзажный)

3

1

2

5

Город-музей. Что такое музей? Понятие (выставка, экскурсия, экспонат).

2

1

1

6

Да здравствует Лицей! Первое знакомство с Лицеем. Что такое Лицей? Лицейский сад.

3

1

1

7

Город-памятник. Дворцы. Памятники истории и культуры Царского Села. Понятия (памятники архитектуры).

2

1

1

8

Мир «живого города». Улица, на которой я живу. Адрес.

2

1

1

9

Город и горожане. Великие царскоселы.

2

1

1

10

Богатство города. Царскосельские храмы. Библиотеки.

3

1

2

11

«Сады прекрасные». Екатерининский парк, его достопримечательности. Понятия (колонна, скульптура, искусство).

5

2

3

12

«На Садовой улице». Екатерининский дворец. Знакомство с дворцом. Фасад.

3

1

2

13

Повторительно-обобщенные уроки

3

1

2


Итого

34

14

20

2 класс

«Отечество нам Царское Село»





Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Задачи курса

1

1


2

Имя города. Символы города.

1

1


3

Царскосельский сад.

4


4

4

В начале жизни школу помню я…

5

2

3

5

Дворец « Славы российской» (Екатерининский дворец). «Вы- Царскоселы».

3

1

2

6

Дворцово-парковый ансамбль.

2

1

1

7

Зодчие Царского Села. Б.Ф.Растрелли.

Зодчие Царского Села: Кваренги Дж., Ч.Камерон.

2

1

1

8

Первая улица. Знакомство со старинными улицами города.

3

1

2

9

История Соборной площади и Екатерининского Собора.

2

1

1

10

Город Пушкин в годы Великой Отечественной войны. Памятники, входящие в Зеленый пояс славы. Встреча с ветеранами войны.

2

1

1

11

«Хоровод достопримечательностей»




12

Музей-дача Пушкина.

2

1

1

13

Памятники А.С.Пушкину в Царском Селе.

2

1

1

14

Александровский дворец.

2

1

1


Александровский парк

2

1

1


Итоговое занятие. Литературно-музыкальный праздник

1


1


Итого

34

14

20

Примечание

Все прогулки по городу проводятся осенью и весной.

Ближайшие объекты рассматриваются комплексно (ознакомление, закрепление).



Содержание деятельности

1класс

«Город сказочный, удивительный»

1.Вводное занятие. Определение краеведения.

Задачи курса первого года обучения. Этическая беседа культура поведения в родном городе. «Вы-царскоселы» - правила соблюдения традиций.

2. Моя школа.

Месторасположение школы. Адрес школы. Школьные традиции. Школьная библиотека. Экскурсия по пришкольной территории.

3. Визитная карточка города.

Имя города. День его рождения, возраст, основатели города. Герб. Флаг.

Понятия : город, достопримечательность.

4. Да здравствует Лицей!

Первое знакомство с музеем Лицея.

Торжественное «Посвящение в первоклассники» в Большом зале Царскосельского Лицея.

Семейная экскурсия по музею.

Лицейский сад.

Этическая беседа «Вы-царскоселы». Правила поведения в музее.

5. Город-сад.

Парки : Екатерининский, Александровский, Нижний.

Понятия: регулярный, пейзажный.

Экскурсия в Екатерининский парк (обзорная).

Этическая беседа «Вы-царскоселы» правила поведения в музее.

6. Город-музей.

Что такое музей? Прогулка у Екатерининского дворца – музея истории и культуры Российской империи.

Понятия: экспозиция, экспонаты, экскурсовод, экскурсант.

Виды музеев. Музеи нашего города.

7. Город – памятник. Виды памятников.

Основные памятные места города Пушкина. Екатерининский и Александровский дворец. Памятники А.С.Пушкину

«Любезным моим сослуживцам»

Виды памятников: памятники природы, памятники истории и культуры (движимые и недвижимые - экспонаты)

Этическая беседа «Вы – царскоселы» - о бережном отношении к культурно-историческому наследию города.

Понятия :(памятники архитектуры, истории, культуры)

8. Мир «живого» города.

Город как среда обитания. Районы города – их ориентиры.

Понятия: улица, бульвар, проспект.

Нумерация домов. «Улица на которой я живу. Адрес.»

Этическая беседа «Вы – царскоселы» - соблюдение традиций культуры поведения в городе.

9. Город и горожане.

а) Значение города в составе Российской империи. Облик города; уклад жизни, деятельность, развлечения разных слоев населения Царского Села.

Великие царскоселы.

б) Город Пушкин в годы Великой Отечественной войны.

Понятие: оккупация. Просмотр видеохроники.

10. Богатство города.

Памятные места.

а) Музеи города. Библиотеки. Царскосельские храмы (Екатерининский, Софийский, Федоровский соборы)

б) Семейная экскурсия в библиотеку имени Салтыкова-Щедрина, Храм самообразования.

Совместный проект с работниками библиотеки «Праздник букваря».

Этическая беседа «Вы – царскоселы»- о культуре поведения в библиотеке.

11. «Сады прекрасные» (Екатерининский парк).

Происхождение названия: Царскосельский сад, Екатерининский парк.

Возраст. Мастерство садовников («зеленая архитектура», пруды)

Понятия: скульптура, архитектура.

Эрмитаж. Камеронова галерея. Грот. Адмиралтейство. Турецкая баня. «Молочница». Ворота «Любезным моим сослуживцам».

Прогулка по Екатерининскому парку. Чтение стихотворений А.С.Пушкина.

Этическая беседа «Вы – царскоселы»-о культуре поведения в парках города.

12. По Садовой улице к Екатерининскому дворцу.

Первая улица Царского Села, ее достопримечательности. Екатерининский дворец. Знакомство с дворцом. Убранство.

Понятие: фасад, колонны, декор, убранство.

Назначение. Циркулярный двор. Личный садик. Работа по карте. План Екатерининского дворца.

13.Обобщающие занятия. Итоговое занятие - праздник для родителей учащихся. Викторина. «Я в городе таком живу, где Пушкин рос».





2 класс

« Среди святых воспоминаний»

1.Вводное занятие. Задачи курса:

- познакомить с исторической частью города, с его достопримечательностями

-начать формировать умение описывать памятники, символы, достопримечательности.

- продолжить формирование умения ориентироваться , пользоваться картой, переносить знания, полученные аудиторно, на «живые» объекты.

Этическая беседа «Вы – царскоселы»- понятие «петербургской культуры».

2.Имя города. Символы города.

Саарская мыза. Царское Село. Детское Село. Город Пушкин.

Символы: герб, флаг. Значение символов. Работа на печатной основе.

3.Царскосельский сад. (Екатерининский парк)

- Повторение пройденного: Эрмитаж, Эрмитажная кухня. Грот. Камеронова галерея. Назначение павильонов. Особенности внутреннего убранства.

Посещение музея- Эрмитажа.

- Большой пруд. Лебедь – символ Царскосельского парка. Адмиралтейство.

- «Молочница». Катальная горка. Гранитная терраса.

Прогулка по парку.

Этическая беседа «Вы – царскоселы» - бережное отношение к историческому и культурному наследию Царского Села.

4.« В начале жизни школу помню я…»

- История возникновения Лицея. Устав. Герб.

Что такое лицейское братство?

19 октября – Лицея день священный.

- Наставники (Дом Энгельгардта. Дом Теппер де Фергюсона)

-Лицеисты, друзья Пушкина (И.Пущин, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер)

-А.Пушкин в Лицее. Поэтические произведения А.С.Пушкина, посвященные Царскому Селу.

Этическая беседа «Вы – царскоселы»- необходимость охраны памятников истории и культуры Царского Села.

Экскурсия в музей – Лицея.

5.По пушкинским местам.

Семейная экскурсия в дом Китаевой (музей-дача А.С.Пушкина (Дом Китаевой). Пушкинские чтения в интерьере гостиной музея.

Этическая беседа «Вы – царскоселы»-традиции поведения настоящих петербуржцев.

6.Дворец «Славы российской».

Екатерининский дворец. История создания. Символ малой столицы Российской империи. Создатели дворца. Барокко и Классицизм. Поэтические произведения М.В.Ломоносова, посвященные Екатерининскому дворцу. Дворец во время Великой Отечественной войны. Реставрационные работы.

Этическая беседа «Вы – царскоселы» - необходимость охраны Екатерининского дворца.

Обзорная экскурсия в Екатерининский дворец.

7. Дворцово-парковый ансамбль

Что такое ансамбль? Искусство паркостроения. Регулярный парк. Парковые павильоны. Верхняя ванна. Назначение. Пейзажные уголки парка.

Просмотр документального фильма о дворцово-парковом ансамбле Царского Села.

8. Зодчие Царского Села

Архитектурные стили. Интерактивные занятия. Бартоломео Франческо

Растрелли. Антонио Ринальди. Илья Васильевич Неелов. Джакомо Кваренги. Чарльз Камерон. Памятники Растрелли в Царском Селе.

9. Город Пушкин в годы Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Памятники, входящие в «Зеленый пояс славы»

Экскурсия к мемориалу «Защитникам Ленинграда».

Этическая беседа «Вы – царскоселы» - культура поведения у памятников военной славы.

10. Первая улица Царского Села. Историческое лицо улицы Царского Села.

Садовая улица., ее достопримечательности. Исторический центр города: Соборная площадь, Конюшенная, Оранжерейная, Леонтьевская, Пушкинская улицы. Работа с картой города.

Экскурсия в городской музей истории и культуры Царского Села.

Этическая беседа «Вы – царскоселы» -культура поведения в городе.

11. История Соборной площади.

Екатерининский собор.

12. Александровский парк.

История возникновения парка (бывший зверинец). Регулярные и пейзажные уголки парка.

Гора Парнас. Китайская деревня. Детский остров.

Прогулка по парку.

Этическая беседа «Вы – царскоселы» - традиции пеших прогулок царскоселов.

13. Александровский дворец – образец классицизма.

История Александровского дворца.

Дворец во время Великой Отечественной войны.

14. Памятники А.С.Пушкину в Царском Селе.

История создания. Легенды.

15. «Среди святых воспоминаний»

Литературно-музыкальный праздник.







Предполагаемые результаты реализуемой программы «Мой удивительный город Пушкин».

Результаты 1 уровня

(приобретение социальных знаний).

Учащиеся грамотно произносят, пишут, используют и объясняют значение терминов, понятий на доступном для них уровне;

-называют самые характерные для каждого периода события и узнают памятники, напоминающие об этих событиях;

-объясняют значение города для России;

-частично «реконструируют» (описывают) облик города (на примере центра города); сравнивают его с обликом в предыдущую эпоху и в настоящее время;

-имеют представление о деятельности слоев населения, знаменитых и неизвестных петербуржцах, чьими усилиями в указанные периоды формировалось петербургское наследие; указывают памятные места города, связанные с деятельностью этих людей;

-имеют представление о быте, отдыхе, о праздничных традициях.

-ориентируются в городской среде;

-находят нужные объекты в городе;

-умеют комментировать прочитанный текст, составляют план к подготовке рефератов.



Результаты 2 уровня

(формирование позитивных отношений к базовым ценностям общества)

Эмоционально-ценностные отношения к городу:

-выражают впечатления от изученного материала, от увиденного на прогулке объекта: в виде рисунка, рассказа, стихотворения, сказки;

- в оценках памятников истории и культуры, деятельности Пушкина и Петербурга;

-понимание нравственно-этических норм поведения в городе;

- понимание необходимости бережного отношения к культурно-историческому наследию города Пушкина и Санкт-Петербурга.

Проявление познавательного интереса в желании:

-самостоятельно добывать новую информацию;

-побывать на познавательной прогулке, экскурсии;

-посетить новую выставку в музеях города.



Результаты 3 уровня

(приобретение опыта самостоятельно социального действия)

Умеют применять свои знания и умения на практике:

-в общении с родителями, с младшеклассниками;

-проведение виртуальных экскурсий для одноклассников;

-участие в совместных проектах с ДТЮ города Пушкина;

-участие в совместных проектах с музеями, библиотеками города Пушкина и Санкт-Петербурга;

-подготовка материала для организации школьных и классных выставок (фоторепортажи, статьи)

-участие в создании литературно-музыкальных фильмов в исторических интерьерах города Пушкина;

-участие в традиционных городских балах (в Запасном Дворце, в Городской Ратуше);

-проведение виртуальных экскурсий «Улица на которой я живу», «Пояс зеленой славы».

Список литературы

Бронштейн С.С. «Город Пушкин. Дворцы и парки» .

В.В.Лемус «Из истории дворцово-паркового ансамбля»

В.В.Лемус «Екатерининский дворец»

Л.В.Емина « Екатерининский парк»

Е.С.Гладкова «Прогулка по городу»

Е.С.Гладкова «Пушкинские места»

Н.Н.Скатов «Пушкин»

М.П.Руденская «Наставникам за благо воздадим»

О.А.Яценко «Среди святых воспоминаний»

М.П.Руденская «Лицей»

Э.Ф.Голлербах «Царское Село в поэзии»











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ