Ритмика 4 класс

Пояснительная записка

«Ритмика» является одной из дисциплин цикла «Эстетическое развитие», введенных образовательные учреждения.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Музыкально–ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д.

Танец – это искусство, развивать артистические способности, поэтому необходимо обучать знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистического мастерства детей.

Цели:

-Активация творческой деятельности, развитие артистизма, пропаганда национальной культуры и чувство патриотизма.

-Развитие координации движений, внимания;

-Развитие творческих способностей детей, умение воплощать музыкально-двигательный образ.

Задачи:

1). Развитие музыкальности:

-развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержания;

-развитие музыкального слуха, чувства ритма;

-развитие музыкального кругозора;

-развитие музыкальной памяти.

2). Развитие двигательных качеств и умений:

-развитие ловкости, координации движений;

-развитие гибкости и пластичности;

-воспитание выносливости, развитие силы;

-формирование правильной осанки, красивой походки;

-развитие умение ориентироваться в пространстве;

-обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3).Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

-развитие творческого воображения и фантазии;

-развитие способности импровизации.

4).Развитие и тренировка психических процессов:

-развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;

-тренировка подвижности нервных процессов;

-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления;

5).Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

-воспитание умение сопереживать другим людям и животным;

-формирования чувство такта, культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

В процессе занятий дети изучают основные элементы музыкальной грамоты и передачу их в движениях пластике тела, рук, ног и головы; учатся ориентироваться в пространстве, знакомятся с комплексом движений на развитие групп мышц и подвижность суставов.

В ансамбле дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются ассоциативная память, внимание, творческие способности, осваивают музыкально – танцевальную природу искусства. У детей развивается творческая инициатива, воображение, фантазия, умение передать характер музыки и содержание образа движения.

Требование к подбору музыки

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка , обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию , была удобной для двигательных упражнений.

Музыка должна быть:

-время звучания (1,5минут средних до 3-4 минут для старших) т.е. не большой по объему;

- умеренно по темпу;

-2-х или 3-х частной формы (контрастная по звучанию, ясной фразировкой);

-музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должен быть понятен детям.

В ансамбле сопровождают подлинные народные мелодии, популярные песни для детей и воспитанию интереса к музыкальному искусству, выявление индивидуальных предпочтений к музыке, что позволяет формировать художественный вкус.

Требования к подбору движений

Движения должны быть соответствовать музыкальному материалу,

-доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности пластичности );

-понятными по содержанию игрового образа ( например, для средних групп мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов ; для старших групп – герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.).

-разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа , на четвереньках , на коленках и пр.

Характеризуя доступность танцевальной композиции в целом, необходимо проанализировать следующие параметры:

-объём движений.

-переключаемость движений;

-интенсивность нагрузки.

Интенсивность нагрузки зависит от подпора движений. Наиболее нагрузочным являются темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствуют быстрый бег, прыжки. Нагрузочными также являются подскоки, галопы, прыжки, приседание, выполняемые в умеренно быстром темпе.

Контроль за самочувствием детей.

Во время занятий хореографического ансамбля необходимо руководствоваться общей заповедью «не навреди!».

Во время занятий нужно следить за состоянием детей на протяжении всего урока.

Нужно следить за чистотой зала, его проветриванием , а также удобством одежды и обуви детей для занятий . Особое внимание уделяется на покрытие пола ( с точки зрения предотвращения травм - не скользкий ли пол , не торчат ли гвозди из паркета и т . д.).

Организация общения педагога с детьми.

Создания теплой, дружественной и непринужденной атмосферы игрового общения ребенка и взрослого – одно из основных условий полноценного развития детей. В этом отношении важна позиция педагога, понимание главного смысла своей деятельности. Необходимо организовать занятия с детьми таким образом, чтобы они проходили без принуждения , излишней дидактики (указаний , пояснений , замечаний и т.д.).

Самое главное – не только результат деятельности, сколько сам процесс движения, доставляющий радость. Необходимо дать возможность ребенку почувствовать уверенность в собственных силах и побудить его к творчеству самовыражению под музыку.

При выборе танца следует иметь в виду и состав коллектива. Если в нем одни девочки, то разучивать с ними надо танцы, предназначенные для девочек, мальчики должны танцевать мальчишеские танцы. В танцах для смешанной группы ни в коем случай нельзя допускать девочек в мальчиков, а мальчиков в девочек. Имеет значение также, где будут выступать дети. На широкой площадке можно танцевать массовые танцы с большим количеством исполнителей. На маленькой сцене уместнее исполнять танцы с небольшим количеством участников. Руководитель должен сам хорошо знать тот танец, который он будет разучивать с учащимся, и продумать методику

разучивания. Опыт лучших педагогов и свой собственный подсказывает как быстрее и правильнее разучить тот или иной танец с учащимися. При этом необходимо помнить основное педагогическое правило: начинать разучивать следует сначала более простые движения, а потом более трудны.

Каждое движение танца нужно детально разобрать и тщательно отработать сначала в медленном темпе , а потом в более быстром. Когда все движения усвоены, можно приступать к разучиванию остальных фигур танца, а потом ко всему танцу.

Очень важно, чтобы руководитель продумал все возможности облегчить учащимся разучивание танцев. Пояснение к танцу или отдельным движениям необходимо давать точные и ясные. Показ движений должен быть четким и выразительным, так как ребенок копирует взрослого.





Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «Ритмика» 4 класс

урока


Дата


Название темы

Кол-во часов

п

ф

1

4.09


Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.

1

2

11.09


Разминка.

1

3

18.09


Общеразвивающие упражнения.

1

4

25.09


Танец к осеннему балу

1

5

2.10


Танец к осеннему балу

1

6

9.10


Танец к осеннему балу

1

7

16.10


Танец к осеннему балу

1

8

23.10


Общеразвивающие упражнения.

1

9

30.10


Ритмико-гимнастические упражнения

1

10

13.11


Танец ко Дню Матери

1

11

20.11


Танец ко Дню Матери

1

12

27.11


Танец ко Дню Матери

1

13

4.12


Танец к Новогодней елке

1

14

11.12


Танец к Новогодней елке

1

15

18.12


Танец к Новогодней елке

1

16

25.12


Танец к Новогодней елке

1

17

15.01


Упражнения на развитие координации движений.

1

18

22.01


Упражнения на развитие координации движений.

1

19

29.01


Упражнения на развитие координации движений

1

20

5.02


Танец к 8 марта

1

21

12.02


Танец к 8 марта

1

22

19.02


Танец к 8 марта

1

23

26.02


Танец к 8 марта

1

24

5.03


Танец к 8 марта

1

25

12.03


Разминка

1

26

19.03


Общеразвивающие упражнения.

1

27

2.04


Общеразвивающие упражнения.

1

28

9.04


Упражнения на координацию движений.

1

29

16.04


Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).

1

30

23.04


Танец к празднику Последнего звонка

1

31

30.04


Танец к празднику Последнего звонка

1

32

7.05


Танец к празднику Последнего звонка

1

33

14.05


Танец к празднику Последнего звонка .

1

34

21.05


Танец к празднику Последнего звонка .

1

35

28.05


Урок-смотр знаний





ИТОГО

34

















































СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, 2000 год.

  2. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001г.

  3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.-Пб, 2002.

  4. Детский фитнес. М., 2006.

  5. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981.

  6. Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988.

  7. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999.

  8. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы. М., 1997.

  9. Пособие по ритмике для 2 класса музыкальной школы. М., 2005.

  10. Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ

  11. Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы. Официальный сайт Министерства образования РФ

  12. Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И.В.Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.

  13. Разрешите пригласить. Сборник популярных бальных танцев, выпуск шестой. М., 1981.

  14. Ротерс Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М., 1986.

15. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г № 1089.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. www.dance-city. narod.ru

2. www.danceon.ru

3. www. mon. gov. ru

3. www.tangodance.by

4. www.youtube.com




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ