Риторика 1 класс "Как себя вести во время разговора"

Риторика.


Тема: Как себя вести во время разговора.


Цель:


ознакомить детей с правилами поведения во время разговора;

научить определять правила вежливости при разговоре.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний

Работа в учебнике. 3 1

Откройте учебники на с. 48. Посмотрите на рисунки на развороте учебника.

Посмотрите, как ведут себя герои на иллюстрации. А какие правила вежливого поведения подсказывает нам волшебное зеркало? Опишите.

Рассмотрим описание ситуаций на примере (вторая пара рисунков.)

Что изображено на рисунках?

Кто говорит, а кто слушает?

О чём разговаривают мальчики?

Обратите внимание на жесты, мимику и позу говорящих.

Хорошо ли во время разговора отворачиваться от собеседника? Почему?

А держать руки в карманах?

Почему это считается невежливым?

Аналогично рассматриваются другие ситуации.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?



Познавательные УУД:

1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

2) формируем умение осознавать недостаток информации;

3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.








Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.











Личностные УУД:

1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.







Коммуникативные УУД:

1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;

2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;

3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.

ΙΙ. Открытие нового знания

1. – Давайте послушаем стихотворения и подумаем, о каких правилах поведения во время разговора напоминают поэты. 3 1

Чтение стихотворений Г. Остера, А. Кондратьева, С. Маршака.


ПЕРЕБИВАЛКА

За рекой...

За какой?

За широкой такой!

Проживал крокодил...

Что жевал крокодил?

Не жевал!

Про-жи-вал!

Просто жил крокодил!

Но ведь ты говорил,

Что он что-то жевал?

Или пере-жи-вал?

Ох, ну ладно, жевал!

Страшно переживал!

И кусал, и глотал

Тех, кто пе-ре-би-вал!

(А. Кондратьев.)


СОВЕТЫ НЕПОСЛУШНЫМ ДЕТЯМ

Если к папе или к маме

Тётя взрослая пришла

И ведёт какой-то важный

И серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой, сдавайся, руки вверх!».

И когда со стула тётя

С перепугу упадёт

И прольёт себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребёнком,

Папа руку вам пожмёт!

(Г. Остер.)


ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ

Ежели вы

Вежливы

И к совести

Не глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите

Старухе.

Ежели вы

Вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус

Вы поможете

Взобраться

Инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете

С товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы –

То есть сами.

И ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы

Вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

Не тратить же

Товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы на ожидание!..

И ежели вы

Вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребёнку

Воспитание.

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших

Мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо» говорил.

Нет, ежели вы

Вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика

У мальчика

Без спросу

Не берите!

(С. Маршак.)


О каких правилах поведения во время разговора мы вспомнили?

Как вы объясните сложившиеся правила?

Как вы думаете, как появились эти правила? Их кто-то специально придумал? 2

2. – Попробуем вспомнить, объяснить и запомнить девять «НЕ».

Не разговаривай во время еды.

Не перебивай говорящего.

Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.

Не размахивай руками во время разговора.

Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не передразнивай говорящего.

Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.

Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав «простите», «извините».

Не держи руки в карманах, разговаривая с кем-либо.

Какие из правил вы запомнили?

Какие из них выполняете?

Какие иногда нарушаете?

Над чем вам ещё стоит поработать?

Какие полезные для себя знания сейчас открыли?

О каких правилах вам хотелось бы рассказать своим друзьям, которых сегодня не было с нами на уроке? 4


ΙΙΙ. Применение нового знания

Недавно учёные с удивлением обнаружили, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам», а они не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом», а они не здороваются.

Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот – и получится как раз правильно!

Вот несколько советов для непослушных детей:

Когда состаришься, ходи

По улице пешком.

Не лезь в трамвай – всё равно

Стоять придётся там.

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать.

А к тем далёким временам

Не станет их совсем.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лёжа в луже:

Ты ничуть не огорчён –

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Потерявшийся ребёнок

Должен помнить, что его

Отведут домой, как только

Назовёт он адрес свой.

Надо действовать умнее,

Говорите: «Я живу

Возле пальмы с обезьяной

На Гавайских островах».

Потерявшийся ребёнок,

Если он не дурачок,

Не упустит верный случай

В дальних странах побывать!

(Г. Остер.)

Передайте содержание стихотворения наоборот, чтобы это были уже не вредные, а полезные советы.

Работа по учебнику. 3 1 2 2

Откройте свои учебники на с. 50. Знакомы ли вам эти герои?

Расскажите, из-за чего поссорились Заяц с Волком?

Посмотрите на следующую иллюстрацию на с. 51.

Из какого мультфильма герои?

Что сказали мышата, чтобы Леопольд их не наказал?

Можно показать фрагмент из этого мультфильма.



ΙV. Итог урока

Как нужно вести себя во время разговора, чтобы людям было приятно с вами беседовать? 4

Что труднее: знать правила или их выполнять?

Кому из вас захотелось больше внимания обращать на своё поведение во время разговора?

Надеюсь, у вас это получится.

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

Чем полезна тема сегодняшнего урока? 4

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.







ТООУ


Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ