Сценарий классного часа «Сталинградская битва – 70 лет славной победе»



Государственное бюджетное образовательное учреждение

лицей № 1568 им. Пабло Неруды











Сценарий классного часа



«Сталинградская битва – 70 лет славной победе»









Автор учитель начальных классов

ГБОУ лицей 1568 им. Пабло Неруды

Гущина Юлия Викторовна







Москва 2014

Пояснительная записка

Методическая разработка представляет собой материалы для проведения классных и внеклассных мероприятий по теме «Великая Отечественная война. Сталинградская битва» для 3 – 4 классов начальной школы. Для участия в данном мероприятии ученики должны иметь начальное представление о Великой Отечественной войне, знать какими для нашей страны были первые месяцы войны, понимать историческое значение победы в битве под Москвой. Новые исторические факты о Сталинградской битве, ее героических защитниках, подобранные по теме стихи, которые ученики рассказывают наизусть, песни военных лет, военные фотографии расширяют кругозор детей, воспитывают уважительное отношение к истории нашей страны, создают благоприятную почву для формирования чувства патриотизма и любви к Родине.

Классный час «Сталинградская битва – 70 лет славной победе».

Рекомендуемый возраст – ученики 3 - 4 класса.



Цель: знакомство с важной исторической битвой Великой Отечественной войны, славным героическим прошлым города-героя Волгограда.

Задачи:

  1. Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.

  2. Способствовать формированию патриотизма, стремления знать историю своей страны в период 1941 – 1945 годов.

  3. Воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.



Формы и методы реализации:

Урок Мужества

Словесно - наглядный

Классный час

Словесно - наглядный

Торжественная линейка

Словесно - наглядный





Область применения:

- уроки Мужества

- внеклассные часы

- внеклассные мероприятия на военно – патриотическую тему

Возраст учащихся: ученики 3 – 4 классов.

Материально – техническое обеспечение:

  • компьютер

  • интерактивная доска

  • проектор

  • презентация по теме «Сталинградская битва – 70 лет славной победе»

Презентация откроется в Microsoft Office Power Point и состоит из 19 слайдов:

1 – титульный

2 - 17 - основные по содержанию

18 – заключительный

19 – используемые источники

  • фонограммы песен - Б.Окуджавы «И значит нам нужна одна победа», В. Высоцкого «Он не вернулся из боя», «На Мамаевом кургане тишина» (муз. А. Пахмутовой, стихи В. Бокова) .















Классный час

«Сталинградская битва – 70 лет славной победе»



  1. Организационный момент. Обозначение темы.

На доске написаны пословицы: В бою за отчизну и смерть красна.
С родной земли умри, но не сходи.

Учитель: - Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

- Эти пословицы придумали русские люди в годы Великой Отечественной войны. Сегодня мы вспомним те героические для нашей страны дни, узнаем о великой битве на реке Волге – Сталинградской битве, славной победе, которой недавно исполнилось 70 лет. Поговорим о значении победы в этой битве для нашей страны.

2. Обозначение задач.

Учитель: Сегодня, благодаря подобранным учениками класса историческим сведениям, стихам, песням военных лет, вы должны узнать, когда и почему произошла битва на берегах реки Волги, как она проходила, кто защищал город, и чем завершилось это сражение.

  1. Введение в тему.

Учитель:

- Давайте вспомним, когда началась Великая Отечественная война?

- Какими для нашей страны были первые месяцы войны?

- Где происходило первое крупное сражение с немцами? Кто в нем победил?

( Битва под Москвой. Немецкая армия была отброшена от столицы нашей Родины.)





  1. Поэтапное решение задач.

Учитель: Потерпев поражение под Москвой, летом 1942г. фашисты начали новое наступление на юге. Для танков и самолетов, автомашин нужно было много горючего. Нефтью, из которой делают горючее, богат советский Кавказ. Для того, чтобы кормить миллионную немецкую армию, необходимо много продуктов. Хлебом богата советская Кубань.

Фашисты стремились выйти к Волге, захватить Кавказ, Кубань и отрезать их от Москвы и центральных районов России. И конечно, они по-прежнему пытались уничтожить Советскую Армию и закончить войну быстрой победой.

Ученики:

1. Грозным было лето 1942г. Собрав новые силы, фашистские полчища устремились на Дон и к Волге. Показ слайдов 2,3,4.

2. 23 августа враги прорвались к Волге и начали штурм Сталинграда (ныне Волгоград). Под Сталинградом развернулось упорное сражение. С обеих сторон в битве участвовало свыше 2 миллионов человек, до 26 тысяч орудий, более 2 тысяч танков. Ежедневно до 1000 фашистских самолетов бомбили Сталинград.

3. Сгущались тучи в пепельном рассвете,
И сединой покрылись небеса,
И битву века ожидала вся планета,
Дыханье в ожиданье затая.

4. И приближался взрывов грохот дикий,
И смерть, смеясь, готовила капкан.
Нельзя назад - там Родины погибель,
Сказал нам перед боем капитан.

5.
Давай, вперед, пока мы братья живы!
Нельзя назад, вперед, сквозь пулей град,
Давай, вперед, за матушку-Россию!
Давай, вперед, за жизнь, за Сталинград!

6. От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля,

И краснели поля,

Всё пылало над Волгой-рекой.



7. В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

Город не сдай врагу.

Верный присяге русский солдат,

Он защищал СТАЛИНГРАД.



8. Время придёт – рассеется дым,

Смолкнет военный гром.

Шапку, снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нём:

Это железный русский солдат,

Он защищал СТАЛИНГРАД.



Учитель:

« Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!» - так поклялись бесстрашные защитники города. Показ слайда 5.

Дети слушают фрагмент из песни Б.Окуджавы «И значит нам нужна одна победа»:

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною - дым.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех.
Мы за ценой не постоим!

Припев:
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь:
Уходит в ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный батальон.





Учитель:

Жители города покинули Сталинград. Те, кто не смог уйти, прятались в подвалах домов. Женщины и подростки строили оборонительные сооружения, работали на заводах наравне с мужчинами.

Ценой огромных потерь гитлеровцам удалось 13 сентября ворваться в Сталинград, но советские войска продолжали защищать город. Бои шли на улицах и в цехах заводов, в жилых домах. Показ слайда 6.

Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству..

О героях Сталинградской битвы.



1 ученик:

Примерами героизма стали подвиги простых солдат, офицеров, мирных жителей.

Подвиг снайпера Пётра Гончарова. В боях под Сталинградом он уничтожил 445 фашистов. Показ слайда 7.

Пётр Гончаров продолжал участвовать в боях после Сталинградской битвы. Погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года.

10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)

2 ученик:

ЯКОВ ФЕДОТОВИЧ ПАВЛОВ

Не только сталинградцам известен подвиг защитников дома Павлова, но и всему миру. Обыкновенное четырехэтажное здание горстка советских воинов превратила в неприступную крепость. 58 дней группа воинов под командованием сержанта Якова Павлова отстаивала свою крепость от врагов. Их солдатский подвиг стал символом мужества, стойкости и братской дружбы воинов. Показ слайда 8.

3 ученик:

Все бойцы были удостоены правительственных наград, а сержанту Якову Федотовичу Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Интересный факт: на оперативной карте немецкого командующего Сталинградской группировкой генерала Паулюса «дом Павлова» был обозначен как крепость. Показ слайда 9.





4 ученик:

МАТВЕЙ МЕФОДИЕВИЧ ПУТИЛОВ Показ слайда 10.

В одном из боев в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба Матвей Мефодиевич Путилов. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи миной ему раздробило обе руки. Истекая кровью, он дополз до места разрыва и, теряя сознание, зубами соединил оба конца.



5 ученик

МИХАИЛ ПАНИКАХА Показ слайда 11.

Героический подвиг совершил Михаил Аверьянович Паникаха. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попавшей пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, Паникаха уничтожил танк врага и его экипаж.

6 ученик:

Особо необходимо отметить подвиги, которые совершали медицинские сестры. Это большей частью были девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия. Показ слайда 12.

Ученик:

Молодая медсестричка,
Наш товарищ лейтенант.
Под пилоткою косичка.
(Ей так шёл бы белый бант.)

И откуда эта сила
В хрупкой девушке бралась?
Скольких с поля выносила,
Пуль свистящих не боясь.

Помню, миной я шальною
Тяжко ранен был в плечо.
Слышу голос надо мною:
"Милый, потерпи ещё..."

Бинт налёг неторопливо.
Затихал вечерний бой...
И от нежности прилива
Как-то притупилась боль.

Отгремел салют... Эх, Рита.
Жили б, если б не война...
Мне из прошлого с гранита
Улыбается она.


7 ученик:

Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боёв за Сталинград, попав в окружение с 45 бойцами, она не только оказывала раненым медицинскую помощь, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.

.

Учитель:

Беспримерное мужество потрясло даже гитлеровских вояк, считавших себя сверхчеловеками. Ефрейтор Гельман писал своей невесте:

«Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки - и мужчины и женщины».



Ученик:

Что такое уличный бой,
Мы, ровесник, не знаем с тобой.
Но у деда спроси, у отца,
И ответят, суровость лица
В разговоре нелёгком храня:
– Это бой кирпича и свинца,
Это бой, где бетон и броня –
Все обрушивалось на меня.
Это бой, где по окнам плюёт
Озверевший вконец пулемёт,
Где дерутся этаж на этаж –
Верхний наш, а нижний не наш,
Где из фляги глоток вина
Ты отпить товарищу дашь…
Бой на улице – это война,
Где спасенье и смерть – стена…



Фонограмма песни В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» (отрывок).

Учитель:

В период Сталинградской битвы местом самых ожесточенных боев стал Мамаев курган, защитники Сталинграда называли его главной высотой России.

Сто двадцать дней и ночей фашисты рвались на эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, но все же осталась в руках ее защитников.

Десятки тысяч соотечественников положили здесь свою жизнь за Отечество. В память о погибших воинах на Мамаевом кургане был создан мемориал воинской славы. Показ слайда 13.

Здесь на холме захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. Сюда каждый год и каждый день приходят люди, здесь горит вечный огонь, в память о тех, кто уже никогда не придет.

Показ слайдов 14 и 15.

Ученик:

На Мамаевом кургане возвышается гора,
А под ней лежат ребята не пришедшие тогда.
Не вернулись сотни деток к матерям родным домой!
Все они легли на поле под родною стороной.

Учитель:

Все содрогалось от взрывов бомб, мин, снарядов. Казалось, что все живое неминуемо погибнет в этом море огня и адском грохоте. Но советские воины выстояли. Потеряв сотни тысяч убитыми и ранеными, гитлеровцы в ноябре прекратили натиск и перешли к обороне.

Ученики:

  1. А 20 ноября на противника обрушился мощный удар – Сталинградский фронт перешел в наступление. Фашистские войска в количестве 22 дивизий оказались в окружении.

  2. Днем 2 февраля 1943г. в Сталинграде прозвучал последний выстрел. В плен сдалась 91 тысяча гитлеровцев, в том числе 2500 офицеров и 24 генерала во главе с генерал – фельдмаршалом Паулюсом.

  3. В битве на Волге с июля 1942г. по февраль 1943г. было разгромлено более 60 вражеских дивизий.

  4. Гитлеровцы потеряли убитыми, ранеными и пленными более полумиллиона человек.

Показ слайда 16.

Учитель:

История войн не знала еще подобного примера окружения и разгрома такой многочисленной армии. Сталинград стал триумфом советского военного искусства и мужества советских воинов.

Великая битва на Волге явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Началось массовое изгнание фашистских оккупантов с родной земли.

За массовый героизм и мужество жителей во Время Великой Отечественной войны город Сталинград был удостоен звания «Город – герой». Показ слайда 17.



Ученики:

  1. В феврале сорок третьего года
    Завершилась великая битва,
    Сталинградская битва народа,
    Где сломали хребет мы фашистам.


  2. Завершилась великая битва
    И в сердца нам вложила надежду,
    Сталинградский удар по фашистам
    Предвещал нам над рейхом победу.


  3. Сталинградская битва с фашизмом -
    Проявление редкой отваги.
    Это верность народа отчизне,
    Наших воинов грудью атаки.



  1. «Вы в бронзе и камне застыли

Сквозь время взирая на нас,

Вы жизнью своей заплатили,

За то, чтоб мы жили сейчас».

  1. «Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!»

Объявляется минута молчания (звучит метроном).

Учитель:

Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади, в их честь зажигают вечный огонь.

Показ слайда 18.

  1. Рефлексия.

Учитель:

- А теперь, давайте еще раз назовем дату начала битвы за Сталинград.

- Вспомните , почему немецкая армия стремилась захватить Сталинград?

- Как подготовились враги к началу битвы?

- Каких героев – защитников узнала наша страна?

- Как закончилось Сталинградское сражение?

- Какое значение имела победа в этой битве для нашей страны?





7. Подведение итога.

Учитель:

- Главной целью нашей сегодняшней встречи было узнать о великой Сталинградской битве и ее героических защитниках. Эта цель нами полностью достигнута. Я надеюсь, что изучение истории нашей страны на примере Великой Отечественной войны, поможет вам испытать чувство гордости за нашу Родину, уважительно относиться к старшему поколению.



Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина» (муз. А. Пахмутовой, стихи В. Бокова) в исполнении Людмилы Зыкиной.

































Литература:

  1. «Дети военной поры» Э.Максимова Изд. Политической литературы, 1984г.

  2. С.Алексеев «Ради жизни на земле», Москва, Изд. «Педагогика», 1990г.

  3. С.Н.Сыров «Страницы истории» Изд. «Русский язык» Москва 1975г.

  4. www.sunhome.ru – стихи о войне.

  5. www.9maya.ru

  6. www.mirmp3.info.ru









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ