Сценарий мероприятия на тему «Пою мое Отчество»
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Управление образования администрации города Чебоксары
Республиканский конкурс «И гордо реет флаг Державный» , посвященный Государственной символике Чувашской Республики
Номинация: Сценарий праздников, конкурсов, викторин, классных часов по популяризации Государственных символов Чувашской Республики
(для педагогов и работников библиотек)
Работа выполнили
Анисимова Алевтина Васильевна,
учитель чувашского языка и культуры родного края
МОУ «Лицей-интернат им. Г.С.Лебедева» и
2010
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню государственных символов Чувашской Республики
Цели проведения мероприятия:
- познакомить учащихся с историей государственных символов Чувашской Республики;
- воспитывать гордость и уважение к государственному флагу, гербу, гимну Чувашии;
- развивать коллективное и индивидуальное творчество учащихся;
- способствовать установлению дружеских отношений между учащимися.
Оборудование
- ноутбук;
- мультимедийная презентация «Государственные символы Чувашской Республики;
- гимн Чувашской Республики;
- экран;
- проектор;
- плакаты «Государственные символы Чувашской Республики»;
- чувашская вышивка.
Место проведения: актовый зал лицея.
Участники: учащиеся лицея.
Эпиграф%
Чёвашра вёрман та чёвашла кашлать:
Шёпчёк та юрлать кунта: ав: чёвашла?
Сассём пин ч.лхелл. халёх хушшинче
Янёрать сёпайлён: у==ён: чёвашла?
Л? Мартьянова?
При закрытом занавесе со сцены из микрофонов звучат голоса ведущих:
1 ведущий: Пора узнать вам ближе мой народ,
Сто тысяч слов питают речь его,
Сто тысяч песен всюду он поет,
А вышивок-сто тысяч Волшебство.
Так приходите все быстрее в зал,
Пусть каждый убедиться в этом сам.
2 ведущий: Савёнатёп хам чёваш пулниш.н:
Шёнкёр-шёнкёр юхакан юрриш.н:
Тёпёл-тёпёл тёпёлкка ташшиш.н:
Асамат к.пер. пек т.рриш.н:
Атёл шыв. пек =ем=е ч.лхиш.н
Савёнатёп хам чёваш пулниш.н?
3 ведущий: +.ршывём=ём: Чёваш =.ршыв.!
Кирек ё=та пулсассён та
Ман асёмра эс ч.р.: сывё:
Пуласч. хам та асунта?
Ин=е =.ршывсенче те куртём
Санран чылай хитрисене:
Анчах эс – ман сёпкам та =уртём:
Эс – ман савни те ман анне?
Ведущие вместе; +.ршывём=ём: Чёваш =.ршыв.!
Открывается занавес? Под мелодию чувашской песни «Наш родной чувашский край» на сцену выходят ведущие в чувашских национальных костюмах?
1 ведущий: Аван-и: чипер-и: сывё-и!
2 вед.: Ырё кун: сывлёх сунатпёр: хисепл. =ыннёмёрсем: хаклё в.рентекенсемпе ачасем! Чи малтанах ир.к парсамёр сире пурне те ытарайми илемл.: хаваслё =урхи ёшё кунсемпе саламлама? +ак =урхи кунсенче сире сарё х.вел пек ёшё кёмёл: ырё туйём-.м.тсем: хаваслё кулё: икс.лми телей сунатпёр!
3 вед?% Всем добрый день! От всей души разрешите поздравить вас с этими прекрасными: ясными: светлыми весенними днями? Свою сегодняшнюю праздничную программу мы назвали «Пою мое Отечество???»? Она посвящена Чувашии: ее символам Величия!
1 вед?% Хамёрён паянхи уяв программине эпир «Тёван =.ршыв: сана савса юрлатёп!» ят патёмёр? Уява тёван Чёваш Республикин гимн.пе у=атпёр!
2 вед?% Праздничную программу открывает школьный хор гимном Чувашской Республики? В основу гимна Чувашии положена песня «Тёван =.р-шыв» (Родная страна): музыку которой написал заслуженный деятель искусств Чувашии и Российской Федерации Герман Лебедев: слова – известный поэт Чувашии Илья Тукташ?
3вед?% Когда слышу гимна родные слова:
От гордости сердце мое замирает:
Как будто в душе пробудилась весна!
Исполняется гимн; зрители стоя сопровождают звучание гимна?
Ведущие выходят на сцену и задают вопросы солистам хора%
1 вед? - Ребята: скажите пожалуйста: какие чувства и ассоциации
вызывают у вас слова гимна?
Ответы%
1-ый солист% - Пробуждается весенняя природа: навстречу пробуждающейся
весне открывается наша душа? Она окрыляется: поет: и ей хочется восславить свою Родину?
2-ой солист% - Такая же радость и вдохновение пробуждается в наших
сердцах: когда молодежь веселится: а наши родители: наставляют нас на добрые дела?
3-ий солист% - Радость и надежда охватывают наши сердца: когда видишь:
как устремлены к единению наши соплеменники? Каждому из нас хочется быть активнее: смелее во всех делах?
2-ой вед?% - Словом: гимн призывает к единению чувашей и всех
проживающих в республике народов?
3-ий вед?% - А сейчас в исполнении хора прозвучит песня «Тёванлёх
юрри»? Муз? А? Никитина: сл? В?Давыдова-Анатри?
На сцену выходят учащиеся 5-го класса?
1-ый ученик% У каждого листочка: у каждого ручья
Есть главное на свете: есть Родина своя!
Для ивушки плакучей нет реченьки милей
Для беленькой березки опушки нет родней?
2-ой ученик% Есть ветки у листочка: овражек у ручья
У каждого на свете есть Родина своя
А там: где мы родились: где радостно живем
Края свои родные мы Родиной зовем!
3-ий ученик% Тёван =.ршыв вёл пир.н –
+уралнё кил: умри йёмра?
Тёван =.ршыв вёл пир.н –
Хитре янран к.сле-тёмра?
4-ый ученик% Тёван =.ршыв вёл пир.н –
П.рре анчах: п.лер хакне?
Тёван =.ршыв вёл пир.н –
Асран кайми атте-анне?
В исполнении 5-ти классников звучит песня «Пурте герой пулар-и» или «Килч. ырё =уркунне»? (См? Чёваш музыки ача сад.нче? Хрестоматии? Ш?: 1995 =? С?63)?
Герой тени м.н тени те,
Герой тени м.н тени?
В.ри чунлё =ын тени те,
,=ре паттёр =ын тени? (2 хут).
Пурте герой пулар-и те:
Пурте герой пулар-и?
+.ршыв ятне ырлар-и те:
Ун хёватне =.клер-и. (2 хут).
1-ый вед?% Весна! Какое благодатное время года? Весна! Скольких
талантливых людей она подарила? Вот некоторые из них – Элли Михайлович Юрьев: родился 25-го марта 1936 года. Герман Степанович Лебедев: родился 28-го апреля 1913 года?
2-ой вед?% +уркунне! М.н тери ырё вёхёт! +уркунне! Хёй.н ёшшипе п.рле
вёл пире валли м.н чухл. ёслё: пултаруллё =ынсем парнелен.?
+акён пек =ынсен шутне к.ре==. .нт. Чёваш Республикин символ.сен автор.сем?
3-ий вед?% (Речь ведущих сопровождается показом слайдов? На экране автор
государственных символов Чувашии – Элли Юрьев: флаг: герб)?
- Элли Юрьев навсегда вошел в историю как автор Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики? Государственный герб представляет собой геральдический щит: на котором изображено «Древо жизни»? Оно символизирует не только Возрождение: но и стилизованно изображает народы земли чувашской?
1-ый вед?% - Пурпуровый цвет Древа и нижней полуокружности
символизирует извечное стремление народа к свободе: которое позволило ему сохранить свои традиции и самобытность? Светло-желтый цвет – цвет Солнца: даруюшего жизнь всему на земле? По чувашским народным представлениям: желтый цвет – сарё – самый прекрасный из всех цветов?
2-ой вед?% - Герб увенчан древней чувашской эмблемой «Три солнца»:
означающей триединство времени – Прошлое: Настоящее: Будущее?
3-ий вед?% ,м.рсем иртсе пыра==.
/стерсе ёс-хал мулне?
К.нек=.сем шыра==.
Чёвашсен кунне-=улне?
Тинкеретп.р малалла:
Кайрине те халь куратпёр???
Манён шухёшёмпала:
Все вед?% - Эпир пулнё: пур: пулатпёр!
На сцену выходят учащиеся 6-го класса?
1-ый ученик% Чувашия: Чувашия!
Край ты наш чудесный?
Трудом ты честным славишься
Песнями и плясками?
Исполняется песня «Урам ик айкки квак =е=ке»?
Урам аякки квак =е=ке
Тайла-тайла татар-и те? (2 хут)?
Ик кас вёййа тухсассён
+аврёна-=аврёна юрлар-и те? (2 хут).
Урам аякки квак =е=ке
Тайла-тайла татар-и те? (2 хут).
2-ой ученик% +уркунне те =итр.
Капёр =уркунне?
Юрататёп эп.
+акё кунсене?
3-ий ученик% Кайёксем юрла==.
+еп.= юррине:
+амрёксем туха==.
Вёйё картине?
4-ый ученик% Эс. те: юлташём:
Вёйёран ан юл:
Лёпкён юхтёр юрё
Тусём: савён: кул?
Исполняется чувашский танец?
На сцену выходят учащиеся 7-го класса?
1-ый ученик% - Любят в Чувашии весело петь!
Исполняется песня «+.м.рт =е=ки =урёлсан та»?
+.м.рт =е=ки =урёлать те:
+.м.рт =е=ки =урёлать?
Вёрман вит.р курёнать
Вёрман вит.р курёнать?
Шурё к.пе тёхёнсан та:
Шурё к.пе тёхёнсан?
Вёйё вит.р курёнать:
Вёйё вит.р курёнать?
Вылямастёр: кулмастёр та:
Вылямастёр: кулмастёр?
Вёйё иртмест тет.р-им:
Вёйё иртмест тет.р-им?
Эпир вёййа тухсассён та:
Эпир вёййа тухсассён?
Юрлани те кил.шет:
Юрлани те кил.шет?
1-ый вед?% Знаете ли вы страну такую
Древнюю и вечно молодую?
Где в лесах тетерева токуют
Словно песней сердце околдуют?
Где коль праздник – от души ликуют:
Коль работа – гору дай любую?
Знаете ли вы страну такую?
Проводится небольшая викторина со зрителями? На сцену приглашаются зрители? Они оторвав лепесток от цветка: на котором написаны вопросы: должны правильно ответить на вопросы? За правильные ответы вручаются призы?
Вопросы%
1? Эпир пурёнакан республикён чёвашла тата вырёсла яч.? (Чёваш
Республики? Чувашская Республика)?
2? Чёваш Республикин п.ррем.ш президенч.? (Николай Васильевич Федоров)?
3? Чёвашсен =.н. =ырулёхне: алфавитне: букварьне й.ркелен. =ын? (Иван
Яковлевич Яковлев)?
4? Константин Васильевич Иванов ё=та =уралнё? (Пушкёрт Республики:
Пелепей район.: Слакпу= ял.)?
5? Чёваш =.р-шыв.нче ми=е хула? М.нлисем?
6? Чёвашсен .л.кренех пыракан м.нле уяв.сене п.лет.н?
7? Чёваш х.рарём.н тум. м.нле пайсенчен тёрать?
8? Чёвашсен м.нле паллё писател.семпе поэч.сене п.лет.н?
9? Чёваш =.р-шыв.нче м.нле пысёк юхан шывсем юха==.?
10? Пир.н халёхён =.р пин сёмах: =.р пин юрё: =.р пин т.р. тесе кам ка-
ланё? (И?Я?Яковлев)?
11? Чёваш Республикин Патшалёх гимн.н сёмах.сен тата к.ввин автор.сем
камсем? (Сёвви Илле Тукташён: к.вви Герман Лебедевён)?
3-ий вед?% - Молодцы! Все правильно ответили на вопросы? Действительно:
славится наша республика лесами: трудолюбивыми людьми: яркими узорами и вышивками: полноводными реками: звонкими песнями и мелодиями?
- А сейчас на сцену приглашается дуэт баянистов?
Исполняется попурри чувашских песен?
1-ий вед?% Знаете ли вы такой народ:
У которого сто тысяч слов:
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Композиция «Илемл.: илемл.???»? (Для этой композиции исполнители в руках держат полотенца: украшенные чувашской вышивкой)?
Илемл.: илемл.: илемл. чёваш юрри?
Илемл. чёваш юрри те
Юрлама п.лсен кёна?
Илемл.: илемл.: илемл. чёваш ташши?
Илемл. чёваш ташши те
Ташлама п.лсен кёна?
Илемл.: илемл.: илемл. чёваш т.рри?
Илемл. чёваш т.рри те
Т.рлеме п.лсен кёна?
2-ой вед?% _ Дорогие зрители: ребята: вы обратили сегодня внимание вот на этот сундук? (Сундук украшен чувашскими узорами)? – Хотите узнать: что находится в сундуке? Для того: чтобы открылся сундук: вы должны на чувашском языке сказать волшебные слова? Какие волшебные слова вы знаете? (Ответы% - Ырё кун пултёр: тавтапу=: тархасшён???)? Какое из названных волшебных слов мы должны произнести: чтобы сундук открылся?
- Правильно: «тархасшён» (пожалуйста)? – Давайте все вместе скажем% - Тархасшён: у=ёл!
Звучит музыка? Сундук открывается? Из открытого сундука «появляются» учащиеся в костюмах разных национальностей (чувашский: русский: татарский: украинский…)? Выстраиваются и начинают читать стихи%
1-ый ученик в русском костюме%
Русские: чуваши: мы в семье единой
Мы в союзе вечном: дружбе нерушимой?
2-ой ученик в чувашском костюме%
Под солнцем светлого сияния
Чувашский край зацвел как сад?
Растет и крепнет неустанно
И наш народ с другими в лад?
3-ий ученик в татарском костюме:
И теперь над всей Чувашией
Негасимое солнце горит
Собрались мы семьею единой
Путь широкий народу открыт?
4-ый ученик в украинском костюме%
Расцветает край наш
Слава солнцу и весне?
Песню светлую о Чувашии
Все поют родной стране?
3-ий вед?% Чуваш с могучим сердцем житель новой эры
Плечами: подбирая небосвод: шагнет в простор:
Одеждой солнечной сверкая: обнимет новый день его
с любовью:
верой –
И путь: что впереди: цветами уберет –
Интернационала радуга живая!
Исполняются песни: танцы народов разных национальностей?
На сцену выходят ведущие? Их речь сопровождается показом слайдов (Здания Правительства Чувашской Республики???: портрет Н?В?Федорова: Президента Чувашской Республики: герб: флаг: портреты авторов государственных символов) на экране? Тихо звучит чувашская мелодия?
1-ый вед?% - Ежегодно: 29-го апреля отмечается День государственных
символов Чувашской Республики? Отношение к символам государственности – один из показателей культуры общества? Ведь они отражают историю народа: его прошлое и настоящее: традиции наших предков и новые устремления в будущее?
2-ой вед?% - Как отметил Президент Чувашии Н?В?Федоров%
«Государственный флаг: герб и гимн Чувашской Республики – символы: призванные объединять всех граждан: живущих на одной территории? В них полно и емко отражен чувашский национальный колорит как свидетельство связи времен»?
3-ий вед?% - Государственные символы Чувашской Республики помимо свое-
го официального значения являются также художественно-поэтическими образами Родины? Поэтому государственный праздник символов республики имеет большое значение? Через них мы соприкасаемся к богатству нашей истории и традициям: они подпитывают нашу любовь к родной земле: укрепляют патриотические чувства?
На сцену выходят ученики 1-го класса? В руках у каждого маленький флажок Чувашской Республики: на шее галстук с орнаментом герба города Чебоксар? Читают стихи%
1-ый ученик% Я хочу: чтобы птицы пели:
Чтоб весной ручьи звенели:
Чтобы были голубыми небеса?
Чтобы речка серебрилась:
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
2-ой ученик% Я хочу: чтобы все смеялись:
Чтоб мечты всегда сбывались:
Чтобы детям снились радостные сны:
Чтобы утро добрым было:
Чтобы мама не грустила:
Чтобы в мире не было войны!
3-ий ученик% Я хочу: чтоб солнце грело
И березка зеленела:
И под елкой жил
Смешной колючий еж:
Чтобы белочка скакала:
Чтобы радуга сверкала:
Чтобы летом лил веселый дождь!
На сцену выходят ведущие? Приглашают всех участников праздника на сцену? В руках у всех разноцветные шары: ленты: флажки? Праздничная программа «Пою мое Отечество???»: посвященная символам Величия Чувашской Республики завершается объединенной песней «Асамат» (из репертуара чувашского певца Михаила Федорова)?
Асамат: асамат: асамат к.пер хывать?
Асамат: асамат: савёнса чёваш юрлать???
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ