Сценарий урока на тему «Играем и поём – Масленицу зовём!»
Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение №24
г. Королёв Московской области
Сценарий урока на тему
«Играем и поём – Масленицу зовём!»
Сценарий составила
музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Затуливетрова Ольга Юрьевна
г. Королёв
2014 год.
Цель. Приобщать детей к народной традиционной культуре.
Задачи.
Обучающая:
Дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Масленица»;
Познакомить детей с родными жанрами фольклора.
Развивающая:
Развивать творческие способности, навыки импровизации;
Развивать познавательную, творческую активность детей.
Воспитательная:
Воспитывать любовь и уважение к традициям родного края;
Создание сплоченного коллектива единомышленников, творческого обьединения детей.
Оборудование:
Музыкальный центр,
Бубенчики по количеству детей, платок (для игры «Горелки»),
2 деревянные ложки, 2 картофелины, 2 кегли (для игры «Перенеси картошку в ложке»),
Декорация – «Печка», гармошка (для Емели),
2 метлы (для игры «Гонки на метле»),
Поднос с блинами, самовар, чашки, стол, бумажные салфетки.
ХОД.
Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Дети свободно входят в зал, рассаживаются.
ВЕДУЩАЯ: Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее. Рады гостям, как добрым вестям. Проходите, не стесняйтесь. Всех привечаем, сердечно встречаем. В тесноте, да не в обиде. (музыка смолкает). Все гости собрались? Здравствуйте, люди добрые! Спасибо вам, что пришли по старому обычаю Зиму-матушку проводить, повеличать её, поблагодарить за зимние веселья. День становится длиннее, завершается зима. А ведь кажется, что мы совсем недавно встретили её, радовались первому морозцу, первому снегу, любовались снежными узорами. О снеге да морозе в народе сложено немало пословиц. Давайте их вспомним.
ДЕТИ: (поочерёдно) Зима – не лето, в шубу одета.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
Зима – трёх месяцев владыка. (и т.п.)
ВЕДУЩАЯ: Ребята, а хорошо ли вам было зимой? На санках ездили? (Да)
А на лыжах ходили? На коньках катались? (Да). И, кажется, совсем недавно мы водили весёлые хороводы вокруг ёлки. Давайте вспомним один из них.
ХОРОВОД « РУССКАЯ ЗИМА » - муз. Л.Олифировой
ВЕДУЩАЯ: Ой, смотрите, сугроб зашевелился. (Из-за сугроба появляется Зима)
ЗИМА: Кто тут меня тревожит? Не вижу я со сна (трёт глаза), сосед медведь, быть может? Кто здесь шумит?
ВЕДУЩАЯ: Это мы, ребята – дошколята. А ты кто? Что под этим сугробом делала?
ЗИМА: Я – Зима холодная, снежная. А под сугробом легла отдохнуть. Устала я землю снегом укрывать.
ВЕДУЩАЯ: Конечно, ведь твоё время прошло. Черёд весны наступил. Тебе пора отправляться на Северный полюс отдыхать.
Звучит пение птиц в грамзаписи.
ЗИМА: (угрожающе) Что? Что вы такое говорите? Да что это птицы раскричались? Замолчите! (Взмахивает рукавом, щебет прекращается).
ВЕДУЩАЯ: Зима, что ты делаешь? Не морозь первых весенних пташек!
ЗИМА: (возмущённо) Что, что такое? Мне, Зиме, вздумали перечить? Да я вас всех сейчас в сосульки превращу! Где мой посох волшебный? (ищет, за сугробом находит сосульку)
ВЕДУЩАЯ: Вот видишь, даже посох твой растаял, в сосульку превратился. Это значит, прошло твоё время, пора тебе на север отправляться и там хозяйничать.
ЗИМА: Рано мне уходить, слишком рано-о-о! Эй ты, зимняя вьюга, ледяная пурга, просыпайся, подруга, выходи на врага!
Звучит фонограмма «Вьюга»
ЗИМА: Что, испугались? Ха-ха-ха!
ИГРА : «ЗАМОРОЖУ» - муз. Р.Шумана
ВЕДУЩАЯ: Как бы ты, Зима, ни злилась, но всё равно тебе придётся уйти. Пойми, так всегда бывает.
ЗИМА: Хорошо, так и быть. а то, действительно, что-то у вас тут слишком тепло для меня стало. Но при одном условии: отгадайте сначала мои загадки.
ВЕДУЩАЯ: Дети, вы согласны? (ответ детей)
ЗИМА: И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней)
Бел как мел, с неба летел. Зиму пролежал, в землю убежал. (снег)
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (зима)
ВЕДУЩАЯ: Вот видишь, Зима, даже в загадке говорится, что тебе пора уходить.
ЗИМА: Ничего не поделаешь, надо вещи собирать, да скорее убегать! (убегает)
ВЕДУЩАЯ: Вот и ушла от нас зима до следующего года. А нам с вами пора Масленицу в гости звать. Повторяйте за мной: «Эй, Маслёна, приходи да блинами угости!» (дети повторяют)
Под русскую народную мелодию «Полянка» в зал вбегают 2 Скомороха – дети подг.гр.
СКОМОРОХИ: (вместе) А про нас-то вы забыли?
ВЕДУЩАЯ: А кто же вы такие, гости дорогие?
СКОМОРОХИ: Мы – скоморохи! Любим мы шутить, играть да людей потешать!
1 СКОМОРОХ: А чего вы тут сидите, аль гулять вы не хотите?
2 СКОМОРОХ: Засиделись, чай, с утра, всем на улицу пора!
СКОМОРОХИ : (вместе) Вместе будем мы гулять, Масленицу в гости звать!
Дети одеваются и выходят на улицу, где их встречают сказочные герои.
1-й ЭТАП. ВЕДУЩАЯ – БАБА ЯГА.
БАБА ЯГА: Здорово, ребятки! А меня-то вы узнали? Верно, касатики мои, она самая – Баба Яга-костяная нога. Я теперь другая и совсем-совсем не злая. И даже разрешаю прокатиться вам на своей метле. Хотите? Тогда вставайте в две команды! Команды две, а метла – одна. Без волшебства здесь не обойтись. Чтобы из одной метлы две сделать, нужно всем вам левой пяткой три раза топнуть, руки скрестить, повернуться вокруг себя и сказать: «Умба-юмба, превращумба!» (Дети выполняют задание, Баба Яга разбирает свою метлу на две, вручает каждой команде.)
Теперь, ребятушки, покажите свою удаль. Нужно на метле пролететь до цели и обратно: сначала одному, потом по двое, затем уж втроём и вчетвером. Сумеете? Тогда… пять, четыре, два, один, старт!
ИГРА : «ГОНКИ НА МЕТЛЕ »
БАБА ЯГА: Есть ещё одна игра. Поиграем, детвора? Тогда повторяйте за мной:
Всем нам весело живётся, мы в ладоши хлопаем – хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают)
Мы ногами топаем – топ-топ-топ! (топают).
Хлоп-хлоп, топ-топ, я беру себя за лоб! (берётся за коленку).
Это что, у вас лоб на коленке находится? Будьте внимательны, когда дальше пойдёте, а то к Кощею попадёте. А он сегодня не в духе, злющий сидит!
ВЕДУЩАЯ: Спасибо за совет, Баба Яга, а мы дальше пойдём.
2-й ЭТАП. ВЕДУЩАЯ – МАРЬЮШКА.
МАРЬЮШКА: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Милости прошу, давайте знакомиться!
Меня зовут Марьюшка. А вас как? По команде: «Раз-два-три, своё имя назови» (дети произносят каждый своё имя одновременно). Ой, ничего не поняла. Давайте ещё раз! (знакомство повторяется) Ну вот и познакомились. Вы, наверное, весёлые ребята, любите играть? Тогда становитесь в круг!
ИГРА : « ГОРЕЛКИ »
ВЕДУЩАЯ: Марьюшка, а ты тут Масленицу нигде не встречала? Мы её ищем.
МАРЬЮШКА: Видела – видела. Масленица тут проезжала, блинов нам всем обещала. Мой друг Емелюшка её повёз, обещал привести блинов целый воз. Да вот пропал, неужто в беду попал? Давайте, ребятушки, все вместе пойдём и Емелюшку найдём.
3-й ЭТАП. ВЕДУЩИЙ – ЕМЕЛЯ.
Возле печки на лавке лежит Емеля, поёт:
ЕМЕЛЯ: Ой, мороз, мороз, не морозь меня…
ВЕДУЩАЯ: Здравствуй, Емеля – дружок!
ЕМЕЛЯ: А у вас есть пирожок? Я проголодался, пока вас дожидался.
МАРЬЮШКА: Прежде, чем пироги получать, надо с ребятами поплясать.
ЕМЕЛЯ: Не, неохота!
МАРЬЮШКА: Ну, не ленись, Емеля, стыдно!
ЕМЕЛЯ: Да ну! Ноги не идут! Во! (показывает, что не идут)
МАРЬЮШКА: Емелюшка, так скажи свои волшебные слова, ноги сами в пляс пойдут.
ЕМЕЛЯ: И то правда. По щучьему веленью, по моему хотенью, а ну-ка, ноги, попляшите! (Емеля пляшет сначала медленно, потом всё быстрей, вовлекая детей в пляску).
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЛЯСКА ПО ПОКАЗУ ЕМЕЛИ «БАРЫНЯ»
ЕМЕЛЯ: Ой, ребята, та-ра-ра, начинается игра!
Надо быстро, со всех ног извилистой дорожкой
Пронести в ложке картошку.
ИГРА : « ПЕРЕНЕСИ В ЛОЖКЕ КАРТОШКУ » (между кеглями)
ЕМЕЛЯ: Лежать на печке грустно было, а сейчас развеселился. Спасибо, ребята! За вашу пляску и веселье будет вам угощенье! По щучьему веленью, по моему хотенью, а ну-ка, печка, подавай нам блинов горяченьких да румяненьких, да с маслицем. (достаёт из «печки» блины)
ВЕДУЩАЯ: Спасибо тебе, Емеля, за вкусное угощение!
ЕМЕЛЯ: Тары-бары, растабары, попьём чай из самовара!
Дети пьют чай, едят блины.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. «Светит месяц» - русская народная мелодия
2. Песня « Русская зима» - муз. и сл. Л.Олифировой
3. «Дед Мороз» - муз. Р.Шумана
4. «Полянка» - русская народная мелодия
5. Диск «Малыш и птички» - (Детское издательство «Елена» вып. 2001 г.)
6. «Барыня» - русская народная мелодия
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ