Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов, посвящённого 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов,

посвящённого 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского

(обобщающее занятие в православном клубе «Свеча»)


Тема: "Преподобный Сергий Радонежский. Душа России"

Цели:

  • обобщить и закрепить знания о преподобном Сергии;

  • акцентировать внимание на добро, на силу воли, на духовную чистоту преподобного Сергия Радонежского;

  • воспитывать у детей любовь к родной земле, к её истории, чувство гордости за свою Отчизну, прививать духовно- нравственные качества.

Форма проведения: нравственный игровой практикум.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация

  2. Проектор

  3. Экран

  4. Церковная музыка

  5. Карточки с заданиями для групповой работы

  6. Ноутбук для просмотра видеофильма.

  7. «Символы» для рефлексии.


Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы занятия.

  3. Актуализация знаний, полученных на предыдущем занятии.

Учитель: Многое о святых можно узнать из жития

- Что вы знаете об этом литературном жанре?

Дети: Житие - литературное произведение, которое рассказывает о жизни святого и имеет свои особенности. В житии рассказывается в определенной последовательности о жизни святого. Сначала о его родителях, потом о младенчестве, детстве, юности и так далее. Житие состоит из 3-х частей. Первая часть - вступление, в котором автор обращается к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития. Вторая часть - основная, в ней рассказывается о жизни святого. Заканчивается житие третьей частью - молитвой, похвалой святому.


Учитель показывает детям книгу

Д.Ростовского «Святые русского православия»

Учитель: Давай ещё раз вспомним историю жизни святого преподобного Сергия Радонежского.

Показ компьютерной презентации

3 мая 1314 гола близ города Ростова Великого в семье добрых, благочестивых Кирилла и Марии родился мальчик, которого звали Варфоломеем. Мальчик был послушным родителям, любил Бога, старался в учении. Но чтение не давалось ему. О встрече с ангелом вы уже читали. Позже, когда родители скончались, Варфоломей решил посвятить себя служению Богу. Для этого надо было стать монахом. Когда юный Варфоломей стал монахом, он получил новое имя - Сергий. Долго Сергий жил один в дремучем лесу, вдали от людей. Приходилось терпеть голод и холод. Волки выли вокруг его домика - кельи, голодные медведи блуждали вокруг нее. Однажды Сергий увидел у дверей своей кельи большого бурого медведя. У медведя был грустный, голодный взгляд: Сергий пожалел его и вынес ему кусок хлеба. С тех пор медведь часто приходил к Сергию, и он делился с медведем последним куском хлеба.

Сергию Радонежскому являлись святые апостолы Петр и Иоанн.

Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву на Куликовом поле, где русская дружина одержала победу.

Преподобный Андрей Рублев написал икону «Троица», ведь он был учеником святого Сергия.


Учитель: А теперь я предлагаю вам, ребята, посмотреть фрагмент видеофильма «Обитель преподобного Сергия».

Идёт показ фрагмента видеофильма.

Учитель: Сегодня мы узнаем, хорошо ли все ребята запомнили житие преподобного Сергия. Для этого мы проведем игру. У меня на столе цветные фигуры, пусть каждый подойдет к столу и выберет себе фигуру.

Дети выбирают фигуры.

-Теперь те, кто выбрал фигуры одного цвета, составят одну команду.

Дети группируются в команды по 4-6 человек.

  1. Начало игры.

Задание 1. Сейчас я задам командам несколько вопросов.
Та команда, которая быстрее поднимет руку, будет отвечать. За
каждый правильный ответ команде дается одно очко.

Как звали преподобного Сергия в детстве?

Дети: Варфоломей.

Учитель: Как звали его родителей?

Дети: Кирилл и Мария.

Учитель: Кому посвятил преподобный Сергий церковь, ведя иноческую жизнь в лесу?

Дети: Пресвятой Троице.

Учитель: Какое чудо произошло с преподобным Сергием еще до рождения?

Дети: Когда святой находился в утробе матери, он трижды прокричал в самых важных местах литургии.

Учитель: Как звали братьев преподобного Сергия?

Дети: Стефан и Петр.

Учитель: На какую битву благословил преподобный Сергий князя Димитрия Донского?

Дети: На Куликовскую битву.

Учитель: Кто из святых явился преподобному Сергию вместе с Божией Матерью?

Дети: Святые апостолы Петр и Иоанн.

Учитель: Кто из учеников преподобного Сергия написал икону «Троица» ?

Дети: Преподобный Андрей Рублев.

Учитель:

Задание 2. Каждой-команде я раздаю стихотворение Афанасьева «Схимник Пересвет» о Куликовской битве, на которую преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия Донского и дал ему в помощь двух монахов-воинов - Пересвета и Ослябю. Но это стихотворение разрезано на несколько частей. Ваша задача - восстановить последовательность событий. Победит та команда, которая первой соберет стихотворение и выразительно прочитает его.

Учитель раздает отрывки стихотворения.

1. С ханской силой биться,
Мощно ополчась,
В Лавру помолиться
Прибыл Дмитрий князь.


2. Молвил князю Сергий,
Подавая меч:
- С Богом! Ныне свергнем
Иго с наших плеч.
Мы теперь не слабы.
Не страшись, иди -
Пересвет с Ослябей
Будут впереди.
Бог и Церковь с вами
Против всех угроз.
Русской силы знамя
Освятил Христос.


3. Поле Куликово!

Древние года!

Дмитрия Донского

Рать пришла сюда –

Битвы ждет без страха,

Хоть и грозен враг,

С ними два монаха

В схиме, на конях.

Скоро грянет битва!

И звучат в тиши

Воинов молитвы,

Как одной души.

А за этой ратью

Вся святая Русь:

-Стойте крепко, братья,
Я за вас молюсь!


4. Копий лес вздымая,

Утром, в ранний час,

Встала рать Мамая

Тучей против нас.


5. Начал тут хвалиться

Некто Челубей:

-Кто не побоится
Силушки моей? -

Конь под ним громадный,

Сам, как Голиаф,

Страшный и нескладный,

И такой же нрав.

Он трясет копьищем

В целое бревно:

-Выходи хоть тыща,
Будет всем одно!


6. Выезжает конный

В куколе с крестом,

С ликом, истомленным

Бденьем и постом, -

Схимник, бывший воин;

Вот и он свое

Поднял боевое

Длинное копье.

Без щита, без лат он,

В стремени нога –

В мантии крылатой

Мчится на врага.

Тот ему навстречу

Бурею летит –

Под железом плечи,

Есть и шлем, и щит.


7. Смотрят оба войска -
Кто кого собьет,
Кто из них геройски
Общий бой начнет...
Вот они все ближе,
Жмет копье рука, -
Вот склонились ниже,
Метя в грудь врага.

8. На дыбы их кони

Разом поднялись,

Затрещали копья...

Крики раздались...

Тот и другой убиты!

Рати сошлись, и вот

Заполыхала битва

На смерть, не на живот.


9. Люди кричат: «Победа!»

Трубы трубят: «Победа!»

Слава тем, кто полег!

Их да прославит Бог!

Войско несет с собою

Первую жертву боя:

Иночества то цвет –

Схимник Пересвет.


В зависимости от подготовки детей стихотворение можно сократить.

Учитель:

Задание 3. На доске вы видите изображения храмов Троице-Сергиевой Лавры. Я буду читать описания храмов, а вы должны показать их на доске.

В зависимости от подготовки детей учитель может называть храмы, а дети – показывать, либо учитель только описывает храм, а дети показывают и называют его.

Учитель: Построен над гробом преподобного Сергия, весь из белого камня. Верх храма весь вызолочен. Внутри у южной стены почивают святые мощи преподобного Сергия. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохраняет на себе пробоину от ядра, полученную во время осады поляков в 1608 году.

Дети: Троицкий собор.

Учитель: Воздвигнут посреди Лавры, с пятью большими главами. Средняя глава позолочена, а остальные украшены золотыми звездами.

Дети: Успенский собор.

Учитель: Находится с южной стороны монастыря. Снаружи стены ее покрыты разноцветными красками, окна обставлены резными из камня колоннами, вокруг нее идет открытая галерея.



Дети: Трапезная с церковью преподобного Сергия Радонежского.

Маленькая церковь с одной главою, овальной формы.

Дети: Церковь Божией Матери «Одигитрии» (Смоленская).

Учитель: Здание огромное, величественное и изящное, состоит из пяти ярусов и имеет вид четырехугольного столба, который по мере возвышения своего уменьшается в объеме.

Дети: Колокольня.

Учитель:

Задание 4. У Лидии Чарской есть повесть «Один за всех» о преподобном Сергии. Я сейчас зачитаю отрывки, а вы попробуйте ответить, кто это сказал и кому.

«Врешь! Рцы это! Доколе тебе твердить? Становись на колени, протяни руку».

Дети: Учитель - Варфоломею.

Учитель: «Отрок этот будет некогда обителью Пресвятой Троицы».

Дети: Старец - родителям Варфоломея.

Учитель: «Братец, невмоготу... Привык я к обители, тянет в монастырскую келию».

Дети: Стефан - преподобному Сергию.

Учитель: «Победиши враги твоя».

Дети: Преподобный Сергий - князю Димитрию Донскому.

Учитель:

Задание 5. Сейчас каждая команда получит карточку с изображением эпизода из жизни преподобного Сергия. Команды должны догадаться, что изображено на рисунках. На обдумывание дается 2 мин.

Эпизоды могут быть такими: видение отроку Варфоломею, преподобный Сергий воскрешает мальчика, преподобный и медведь, благословение князя Димитрия.


Дети отвечают.

Задание 6. Сейчас каждый член команды получит фломастер. Задача команды - на одном большом листе бумаги изобразить за 5 мин вид Троице-Сергиевой Лавры. Обязательное условие: рисовать должны все члены команды.

Дети выполняют задание.

Задание 7. Каждая команда получает карточку с русской народной пословицей. Надо привести пример из жизни преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.

Учитель раздает карточки с пословицами.

- Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Дети: Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и преподобный Сергий их послушался.

Учитель: Жить - Богу служить.

Дети: Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.

Учитель: Послушание паче поста и молитвы.

Дети: Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.

Учитель: Умный смиряется, глупый надувается.

Дети: Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и преподобный его утешил.

Учитель: С молитвою в устах, с работою в руках.

Дети: Так жил преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярским сыном.

Задание 8. У меня в руках шкатулка, а что там, предстоит вам угадать. Для этого команды по очереди задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». После того как вы отгадаете, что прячется в шкатулке, вы должны сказать, какое отношение эта вещь имеет к преподобному Сергию.

В шкатулке находится деревянная игрушка или ложка. Со времен преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также деревянные вещи были «благословением монастыря».

V. Подведение итогов занятия.

- На этом наш конкурс заканчивается. Подсчитываются очки и выбирается победитель.

Награждение победителей.

VI. Рефлексия.

Возьмите в руки символы. Что это? (сердце в руках)

Все в ваших руках! Вам самим решать какими вам быть. Ведь Бог дал вам свободу выбора. Оцените свою работу на занятии, связав её со своим настроением.

  • Если вам спокойно, радостно, вам было все понятно – закрасьте сердечко красным цветом.

  • Если вы испытываете неудобство, неловкость и вам не все было понятно, и вы хотите поговорить со мной после занятия – закрасьте сердечко зеленым.

  • А если вам тревожно, вы не поняли, о чем мы говорили на занятии и вам не с кем поделиться – закрасьте сердечко синим цветом. (Как только дети закрасили сердечко, они прикрепляют его на доску на облачко).


Учитель: Если в каждом сердце будет жить любовь, то в мире будет царить доброта, любовь, спокойствие, радость, счастье. А как здорово жить с такими чувствами!

Спасибо вам за это занятие!




Список использованных источников:

        1. Православные святые. – М.:ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2005 – 128с.:илл.

        2. Д.Ростовский. Святые русского православия. – М.:Эксмо, 2008.-928с.: ил.

        3. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.:Издательство «Первое сентября», 2001.-256с.

        4. http://www.ru.pravoslavie.by

        5. http://www.ru.wikipedia.org

        6. http://www.portal – slovo.ru

        7. Диск «Русские святые» (энциклопедия о житиях всех православных русских святых).


7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ