Сценарий внеклассного мероприятия в 1 классе "Загадки волшебницы Зимы"
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 122»
Сценарий внеклассного мероприятия
"Загадки волшебницы Зимы"
1 класс
подготовила Толкачёва Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
г. Омск-2013г.
Форма: театрализованный утренник
Цель: Расширить знания детей о временах года, о зиме и зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей.
Задачи:
Развивать мотивацию детей к познанию и творчеству.
Содействовать формированию эмоционально-личностной сферы, культуры общения и поведения.
Совершенствовать навыки выразительности речи, отрабатывать чёткую дикцию.
Оформление:
На центральной стене – “карта путешествия”, на которой обозначены “полянки-остановки”, соединённые цепочками звериных и птичьих следов; искусственные ёлочки, иллюстрации – “Зимние пейзажи”, детские рисунки.
Элементы костюмов: почтальона Печкина, Зимних месяцев. Конверт с письмом
от Зимы; силуэты зверей и птиц; детали Снеговика (аппликация на магнитах).
Фонограмма произведений П.И.Чайковского “Времена года”.
Подготовительная работа:
Развивающий час “Времена года” с чтением сказки С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев”.
Подбор стихов, пословиц, поговорок, загадок, примет, связанных с зимними месяцами.
Знакомство с музыкальными произведениями П.И.Чайковского цикла “Времена года” (фонограмма).
С детьми – разучиваются стихи, песни, игры. Проводится конкурс чтецов “Здравствуй, Зимушка-зима!”.
Ход утренника:
-Давайте прочитаем название нашего праздника
-Как вы считаете, о чем мы будем говорить сегодня на утреннике?
-А теперь сядем красиво и послушаем произ-е Чайковского «Времена года»
Звучит одна из зимних пьес П.И.Чайковского цикла “Времена года”.
Ведущий: Дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались…(стук в дверь). Простите, наверное, кто-то опоздал?
(Входит почтальон Печкин с письмом для ребят).
Почтальон Печкин: Здравствуйте, я почтальон Печкин. Тут вам письмо пришло. Только я не знаю, отдавать ли его вам. На нём не написан обратный адрес. А написан какой-то стишок (читает).
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Почтальон Печкин: Видите, ничего не понятно!
Ведущий: А, по-моему, всё понятно. Послушайте подсказку (читает стихотворение С.Я. Маршака).
Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди, как весело
И белым – бело!
Дети: (хором) Это же Зима!
Ведущий: Да, выпал снег, и пришла зима. Любит русский народ зимушку – зиму. И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить…
Почтальон Печкин: А я что говорю? Так и есть – Зима.
Ведущий: Ну что, Печкин, отдашь ты нам письмо?
Почтальон Печкин: Отдам, но с одним условием: можно и я послушаю, что вам Зима написала? Много лет работаю почтальоном, а от Зимы писем видеть не доводилось.
Ведущий: Надо спросить у ребят.. Ребята, вы не против?
Дети (хором): Пусть послушает!
Ведущий: (открывает письмо и читает его вслух.).
“Здравствуйте, дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие в мой зимний лес. А помогут вам в пути мои сыновья, если отгадаете их имена”.
1.Старший сын год кончает, зиму начинает.
Интересно, кто это?
Дети: (хором) Декабрь.
Ребёнок: (читает стихотворение И.Сурикова “Зима”).
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо.
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою.
Всё его одело.
Тёмный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы –
И зима настала.
2.Средний сын – году начало, зиме середина.
Дети (хором): Январь.
Ребёнок: (читает стихотворение С.Маршака “Январь”).
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе.
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке...
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом.
3. Вьюги да метели с его приходом налетели.
Дети (хором). Февраль.
Ребёнок: (читает стихотворение К.Бальмонта “Февраль”).
Поля затянуты недвижной пеленой,
Пушисто-белыми снегами,
Как будто навсегда простился мир с весной,
С её цветками и листками.
Окован звонкий ключ. Он у зимы в плену,
Одна метель поёт, рыдая.
Но солнце любит круг. Оно хранит весну.
Опять вернётся молодая.
Ведущий: Молодцы, ребята!
Почтальон Печкин: Не зря в школе учатся!
II. Путешествие.
Первый этап.
Звучит одна из зимних пьес П.И.Чайковского цикла “Времена года”.
(В класс входят учащиеся 4 класса – “зимние месяцы”.)
Декабрь: Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки!
Январь: Издавна на Руси ни один зимний праздник без нас не обходился.
Февраль: Мы – зимние месяцы.
Декабрь: Я первый зимний месяц- Декабрь, про меня говорят: студень, шапка зимы. Под моим тёплым снежным покрывалом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да как же им всем не спать, ведь декабрь – это самые короткие дни и самые длинные ночи.
Январь: А я – Январь, середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега у меня в январе много, поэтому под снегом спать хорошо! В тёплых шубах тоже хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно. И птички из лесу летят ближе к жилью человека. Дети! Вывешивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм.
Февраль: Ну а я, – Февраль – народное название – лютый. Я злой, холодный и ветреный, не хочется уступать свои права. Я ведь последний месяц зимы! Метель часто бушует целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же всё оживает, блестит снег! Больно на него смотреть. Уже начали подавать голоса птички! Весна наступает мне на пятки.
Январь: Зима прислала нас, чтобы мы провели вас по лесным полянкам, показали её владения.
Ведущий: Спасибо, братцы – месяцы! Ну, как, ребята, готовы отправиться в путешествие? (ответы детей) Но для этого нам с вами нужно тепло одеться: надеть валенки, шубки, шапки, завязать шарфы...
Эстафета ( по 1 участнику надеть шапки, варежки, завязать шарфы..)
Январь
-Ну что, я вижу, к путешествию все приготовились основательно.
Дети читают стихи.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ведущий: Вот мы и добрались до леса. Мы с вами очутились на первой полянке – остановке “Птичья”.
Декабрь: Ребята, жителей этой полянки вы узнаете, если правильно отгадаете загадки
- Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это… (Снегири)
- Трещала с самого утра:
“Пор-р-ра! Пор-р-ра!” А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит… (Сорока)
- Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (Ворона)
- Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снега лежат везде,
У неё птенцы в гнезде. (Клёст)
- Кто присел на толстый сук
И стучит: “Тук-тук, тук-тук!”? (Дятел)
Ведущий. Послушайте как живут птицы в зимнем лесу (выступление учащихся)
1 учащийся
В зимнем лесу тихо, как в прибранном доме с застеленными белыми скатертями. Пустынном, но ждущем гостей. Казалось бы, никого здесь нет. Но прислушаемся. Откуда-то сверху, с мохнатых лап елей доносится тихое попискивание. Это корольки — одни из самых маленьких птиц. Эти крохи питаются в основном насекомыми, но не боятся морозов, остаются зимовать в наших краях. Что же они едят? Дело в том, что под прикрытием густых еловых ветвей, где температура чуть выше нуля, собираются мелкие насекомые, которые хорошо переносят холод. Вот и корм для королька — много ли ему надо? Снизу эти птички, копошащиеся в хвое, выглядят серенькими комочками. А если удастся разглядеть королька поближе, да еще при ярком солнечном свете, то видно, что спинка у него оливково-зеленого оттенка. На голове — желтоватый или даже оранжевый хохолок-венец, идущий от лба до темени, ограниченный по бокам головы черными полосками. Настоящий маленький денди.
2 учащийся
Где корольки, там, скорее всего, и синицы. В городских парках мы привыкли к “большакам” и лазоревкам, но в хвойном подмосковном лесу в первую очередь встретим пухляков, или буроголовых гаичек. Этих подвижных сероватых птичек легко узнать по броской черной шапочке. Кричат они громко и очень своеобразно: гнусаво-раздраженное “дзээ” или “чжээ” — каждое ухо воспринимает по своему. Если же вы увидели “пухляка”, который издает менее гнусавые и более звонкие звуки, к тому же постоянно “ругается”, быстро приговаривая “чика-би-би-би”, то вам попалась на глаза черноголовая гаичка. Ее и называют просто гаичкой.
3 учащийся
Пухляк и гаичка — виды-двойники. Внешне, в природе, они практически неотличимы, но песни у них несколько разные. Часть позывок — криков, которыми они сообщают о своем присутствии, — схожа, но есть и характерные звуки, которые ни за что не спутаешь. На них и надо обращать внимание. Например, пухляк временами щемяще постанывает-попискивает “ииз, ииз, ииз”, а гаичка “ругается”.
4 учащийся
Синицы — забавнейшие существа. Вертятся, крутятся, шелушат кору, подвешиваются вниз головой на самых тонких ветвях деревьев. Пухляк предпочитает хвойные леса, а гаичка тяготеет к приречным ольшаникам и ивнякам. Но это только “как правило”. Из каждого же правила, как известно, есть исключения. Так и здесь. Пухляка можно увидеть в лиственных зарослях у реки, а гаички могут забрести в лес.
5 учащийся
В еловом или сосновом лесу можно также повстречать хохлатую синицу. Зимой ее увидеть даже легче, чем летом. Эту синицу можно отличить по большому пестрому хохлу на голове. Она немногословна: репертуар ограничен бойкими трельками “ци-ци-трчч” и обычным синичьим “ци-ци-ци”. В отличие от других синиц хохлатая не любит больших компаний: чаще собираются две-три птицы.
Ведущий. А теперь, давайте продолжим наше путешествие по лесу.
Дети встают со стульчиков, показывая , что они завязывают шарфы. Надевают шапки, варежки валенки. Встают на лыжи, показывая движения на лыжах (физкультминутка).
Ведущий: Следующая Полянка – остановка “Лесные жители”.
Февраль: Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, кто нас встретит на этой полянке.
( Дети отгадывают загадки- отгадки помещают на полянке).
-С ним играть опасно в прятки.
Мчит бедняжка без оглядки.
След запутал и прилег:
Обмануть лисицу смог
(Заяц).
- Кто на дереве дуплистом
Замахал хвостом пушистым,
Ловкий, маленький и рыжий
По стволу спустился ниже? (Белка)
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её… (Лиса)
-Отойди-ка от берлоги.
Уноси скорее ноги,
А не то начну реветь.
Я не ежик, а …
(Медведь)
- Отступать врагам пришлось –
Их рогами встретил… (Лось)
-Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками за мышами.
(Еж)
-На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
Ведущий. А теперь, давайте продолжим наше путешествие по лесу.
Дети встают со стульчиков, показывая , что они завязывают шарфы. Надевают шапки, варежки валенки. Встают на лыжи, показывая движения на лыжах (физкультминутка).
Ведущий: Вот мы уже добрались и до Полянки – остановки “Любознательные”.
На этой полянке Зима хочет проверить, какие вы внимательные. Попытайтесь отгадать её загадки и ответить на её вопросы:
- Когда всё укрыто седыми снегами
И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)
- Бел, как вата,
Мягок, как шерсть,
Лёгок, как перо. (Снег)
- Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)
- Белой стайкой мошкара
Вьётся, кружится с утра,
Не пищат и не кусают,
На ладони сразу тают. (Снежинки)
- Что в природе зимой и летом одним цветом?
- Почему зимой звери и птицы из леса перебираются ближе к жилью человека?
- Скажите, а что принесла с собой Зима?
Декабрь. А теперь попробуйте отгадать мою загадку?
- Жил я посреди двора,
Где гуляет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
Ведущий: Послушайте, какое чудесное стихотворение есть о Снеговике.
Мы его лепили с Вовкой.
Получился просто класс! -
С носом красным из морковки,
С угольками вместо глаз.
И ведро, как будто шляпу,
Водрузили набекрень,
Вышел ростом больше папы!
Мы старались целый день.
Он стоит такой красивый
У прохожих на виду,
А заснеженные ивы
Хоровод вокруг ведут.
Мы готовы любоваться,
Хоть до самого утра,
Только нужно расставаться –
Спать давным-давно пора.
Он мороза не боится,
И к пурге давно привык.
Пусть же ночью нам приснится
Наш любимый снеговик!
Эстафета: две команды детей «строят» своих снеговиков из заранее вырезанных заготовок (наклеиваются на доску).
Ведущий: Ну, что подходит к концу наш праздник. Давайте поблагодарим нашу зимушку и её месяцы за интересное путешествие.
Рефлексия
Рядом с вами лежат цветные квадратики, выберите и покажите тот, который отражает ваше настроение. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их)
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно участвовал в празднике! (Розовый)
- Кому было интересно? (Зелёный)
- Кому праздник подарил хорошее настроение? (Жёлтый)
Ведущий. Давайте, ребята, сейчас выйдем на улицу и полюбуемся на зимнюю природу, поиграем в снежки и слепим снеговика…
Литература
1. Давыдова М.М. «30 детских утренников», 2003
2.Дик Н.Ф. «Развивающие классные часы и праздники в 1-2 классах», Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-352с. – (Сердце отдаю детям).
3.Марченко С.Б., сборник «Зима»: стихи о зиме, зимних явлениях в природе, 2004
4.Панфилова Н.И. «Сценарии школьных праздников», 2001
5.Савинова С.В. «Праздники в начальной школе», 2009
6.Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. « Внеклассные мероприятия: 1 класс -3-е изд. перераб. и доп. – М.:ВАКО, 2007.-256с.-(Мозаика детского отдыха)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ