Сценарий внеклассного занятия в начальной школе "Сценарий театрализованной постановки пьесы-сказки С. Я. Маршака"











Андреева Ольга Александровна





МАОУ «Гимназия № 57»

г. Набережные Челны Республики Татарстан





учитель начальных классов







Внеклассное мероприятие: Сценарий театрализованной постановки

пьесы-сказки С. Я. Маршака

для младшего школьного возраста
















Форма проведения внеклассного мероприятия: игра- театрализация

Возрастная категория (класс): 8- 9 лет (2 класс)

Цель: дать детям возможность многогранного раскрытия себя как творческую личность.

Задачи:

1.Обучающие

1) учить эмоционально –образному восприятию литературного произведения;

2) учить понимать, оценивать поступки героев;

3)совершенствовать речь ребёнка (обогащение словарного запаса, умение

сравнивать свою речь с образцом литературной, разговорной речи учителя,

автора);

4) формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки,

умения воспроизводить и осознавать образные выражения;

5) формировать интонационную выразительность речи.

2.Развивающие:

1) развитие индивидуальных способностей ребёнка, инициативности и

самодеятельности;

2) создавать условия для развития воображения, наблюдательности, умения

фантазировать;

3) развивать образное мышление, совершенствовать память, внимание;

4) создавать условия для формирования эстетических чувств;

5) обогащать выразительные средства общения (пластика, мимика, жесты);

6) развивать творческое отношение к коллективной деятельности;

7) совершенствовать развитие навыков само и взаимоконтроля; умения анализировать своё поведение на сцене, сопоставляя его с образцом и исправлять ошибки;

8) создавать условия для саморазвития личности ребёнка.

3. Воспитывающие:

1) способствовать совершенствованию межличностных отношений в детском коллективе;

2) воспитывать способность оказывать моральную поддержку по отношению к партнёрам

( быть внимательным к партнёрам по игре, проявлять дружелюбие, выражать сочувствие, умение успокоить, утешить);

3) воспитание аккуратности, сознательной дисциплинированности, умения перевоплощаться;

4) воспитание познавательного интереса к театральному искусству;

5) способствовать сплочению детей на основе общих замыслов и интересов в игре;

6) формировать через игру понимание норм коллективной деятельности и необходимость их выполнения.

УУД:

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в репетициях, выражать себя, взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения

Личностные: формирование мотивационной готовности к творческой деятельности, позитивного отношения к себе, к членам своей группы; формирование познавательной деятельности учащихся.

Регулятивные: Осмысливание собственной творческой деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки и умения находить и исправлять свои ошибки.



.

Образовательные ресурсы, техническое оснащение:

  1. декорации;

  2. театральные костюмы:

Добрый дед.

  1. Рубашка красная с заплатками.

  2. Брюки заправлены в сапоги.

  3. Рубашка навыпуск с поясом.

  4. На шапке –цветочек.

Злой дед:

  1. Рубашка синяя навыпуск.

  2. Пояс или платок цветной.

  3. Брюки с заплатками разноцветными.

  4. Ботинки.

  5. Брюки ниже колена обвернуть белыми портянками и перевязать верёвками крест- накрест.

  6. На голову подвязать шнурок.

Волк:

  1. Серая рубашка, небрежно расстёгнутая. Серые брюки, заправленные в сапоги

  2. Большой металлический ремень.

  3. Хвост, уши, меховой и меховая полоска по спине.

  4. Матросская тельняшка под рубашкой.

  5. В лапах мешок с заплатками.

Ёжик:

  1. Шапка или шляпа с короткими полями.

  2. Костюм ежа с колючками.

  3. Сапоги.

  4. Колотушка для постукивания.

  5. Связка с ключами на большом кольце из проволоки.

Лиса:

  1. Сарафан, по подолу мех.

  2. Бусы яркие, длинные.

  3. Корзина (в ней мешок для ловли петуха).

  4. Белые перчатки.

  5. Белый кружевной передник.

  6. Хвост, ушки меховые.

  7. Шапка мехом оторочена.

Лягушка:

  1. Зелёная длинная юбка.

  2. Зелёная кофта с длинными рукавами в тон юбке.

  3. Зелёная косынка на голове.

  4. Белый кружевной передник.

  5. Чёрные перчатки.

  6. Сковорода, котелок, кувшин

  7. Лампа- абажур на батарейках (яркая)

Медведь:

  1. Меховой комбинезон.

  2. Жилет цветной.

  3. Чёрные (рабочие) рукавицы.

  4. Чёрные уши.

  5. На голову шапка мехом вверх.

  6. В лапах - суковатая толстая палка (для опоры).

Мышка:

1. Серый плащ с капюшоном, по подолу, по рукавам, по капюшону -полоски меха.

2. Платок цветной с длинной бахромой – на плечи.

3. Длинный хвост.

4. Белые перчатки.

5. Ушки.

Петух:

1.Гребешок красный.

2. Борода красная.

3. Сапоги на каблуках красные со шпорами.

4. Пояс яркий.

5.Крылья прикрепить за руки.

6. Яркий платок поверх крыльев.

7. Гармоника


  1. аудиокассеты;

  2. музыкальный центр;

  3. компьютер;

  4. мультимедийный проектор;

  5. экран;

  6. интерактивная доска.


Направленность мероприятия: художественно-эстетическая.


Вид деятельности: игровая деятельность, театральное творчество.


Планируемые результаты и эффекты:

Воспитательный результат внеурочной деятельности –благодаря участию ребенка в театрализованной постановке он приобретает стремление к познанию своих творческих возможностей. Это способствует укреплению его духовных и культурных ценностей.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – пережитые чувства и отношения в процессе театрализации, совершённые действия во время репетиций и выступлении развивают ребенка как артистическую личность, способствовали формированию его аккуратности, сознательной дисциплинированности, умения перевоплощаться. Это позволяет ему раскрыть себя как творческую личность.

Первый уровень приобретение школьником социальных знаний об эмоционально –образном восприятии литературного произведения. Формирование понимания способности оценивать поступки героев, соотносить через игру понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень получение школьником опыта переживания и создание условий для формирования эстетических чувств; для развития выразительные средства общения (пластика, мимика, жесты). Формирование позитивного отношения социальной художественно-эстетической реальности в целом

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в процессе театрализации, создание условий для развития воображения, наблюдательности, умения фантазировать;

Методы и приемы организации внеклассного мероприятия:

1) беседа;

2) показ образца;

3) самостоятельная работа;

4) диалог;

5) диспут уч-ся.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Выбор пьесы – сказки с моей стороны был не случаен, так как именно в игре эффективнее, чем в других видах деятельности развиваются все психологические процессы (образное мышление, воображение, внимание, память), а так же совершенствуется речь.

Игра - театрализация создаёт условия для творческого саморазвития ребёнка. Поэтому для многих детей раскрывающиеся вдруг собственные способности - неожиданность. Таким образом, мы даём детям возможность многогранного раскрытия себя как творческую личность.


Предварительная работа:

1) чтение пьесы - сказки на уроке внеклассного чтения;

2) проектная работа по данному произведению, в которой дети получили задание раскрыть образ одного из героев;

3) знакомство с писателем С. Я. Маршаком – презентация

4) собрание ответственной группы родителей, на котором обсуждали реквизит и костюмы.


Ход внеклассного мероприятия:


На лесной поляне среди елей стоит Теремок.

Звучит музыка из одноимённого спектакля, выходят ведущие.


Добрый дед

В чистом поле теремок,

Теремок.

Он не низок, не высок,

Не высок.

Шла лягушка из болота,

Видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

Лягушка

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет? (Заходит в теремок.)

Ква-ква!..

Тишина...

В теремочке я одна.

Хоть кругом не очень сыро,

А хорошая квартира!

Ква-ква!

Тут и печка и дрова,

И котел и сковородка.

(Показывает)

Вот находка, так находка!

Перед ужином пока

Заморю я червячка.

Добрый дед

Только свет зажгла лягушка,

Постучалась мышь-норушка. (Стук в дверь)

Мышка

Это что за теремок, Теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка (Выглядывает из окна)

Я, лягушка-квакушка. А ты кто?


Мышка

А я — мышка-норушка.

Пусти меня в дом,

Будем жить с тобой вдвоем.

Спелых зерен раздобудем,

Печь блины с тобою будем.

Лягушка

Так и быть, пожалуй в дом!

Веселее жить вдвоем! (Уходят рука об руку)

Добрый дед

Поселилась мышь с лягушкой,

С лупоглазою подружкой.


Топят печь, зерно толкут,

Да блины в печи пекут. (Имитация действий)

Вдруг стучится на рассвете

Петушок горластый — Петя. (Стук в дверь)

Петух

Это что за теремок?

Он не низок, не высок.

Эй, откройте петушку!

Ко-ко-ко, кукареку!

Кто-кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто-кто в невысоком живет?

Лягушка (Выглядывает из окна)

Я, лягушка-квакушка.

Мышка (Выглядывает из окна)

Я, мышка-норушка. А ты кто?

Петух

А я — петушок, Золотой гребешок,

Маслена головушка, шелкова бородушка.

Разрешите здесь пожить,

Буду честно вам служить.

Спать я буду на дворе.

Петь я буду на заре. Кукаре-ку!

Лягушка и Мышка

Так и быть, пожалуй в дом.

Веселее жить втроем! (Уходят рука об руку)

Добрый дед

Вот живут они — лягушка,

Петушок и мышь-норушка.

Их водой не разольешь.

Вдруг стучится серый еж. (Стук в дверь)

Еж

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет? (Выходят из Теремка)

Лягушка

Я, лягушка-квакушка.

Мышка

Я, мышка-норушка.

Петух

Я, петушок — Золотой гребешок. А ты кто?

Еж

Я — серый ежик,

Ни головы, ни ножек,

Горбом спина,

На спине борона. Разрешите здесь пожить,

Буду терем сторожить.

Лучше нас, лесных ежей,

Нет на свете сторожей!

Лягушка

Так и быть, пожалуй в дом. Жить мы будем вчетвером!

(Уходят рука об руку и уводят Ежа)

Добрый дед

Вот живут они — лягушка,

Еж, петух и мышь-норушка.

Мышь-норушка толокно толчет,

А лягушка пироги печет.

А петух на подоконнике

Им играет на гармонике.

Серый ежик свернулся в клубок,

Он не спит — сторожит теремок. (Имитация действий)

Злой дед

Только вдруг из чащи темной

Притащился волк бездомный.

Постучался у ворот,

Хриплым голосом поет. (Выходит и поет)

Волк

Это что за теремок?

Из трубы идет дымок.

Видно, варится обед.

Есть тут звери или нет?

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет? (Стук в дверь)

Лягушка

Я, лягушка-квакушка.

Мышка

Я, мышка-норушка.

П етух

Я, петушок — Золотой гребешок.

Еж

Я, серый ежик — ни головы, ни ножек.

А ты кто?

Волк

А я — волк, зубами щелк!

Мышка

А что ты умеешь делать?

Волк (Говорит басом)

Ловить мышат!

Давить лягушат!

Ежей душить!

Петухов потрошить!..

Мышка

Уходи, зубастый зверь,

Не ломись ты в нашу дверь!

Крепко заперт теремок

На засов и на замок.



Злой дед

Рыщет волк в густом лесу,

Ищет кумушку-лису. А лиса идет навстречу —

Рыжий хвост, глаза как свечи.

Волк (Кланяется)

Лисавета, здравствуй!

Лиса (Небрежно)

Как дела, зубастый?

Волк

Ничего идут дела, голова еще цела.

А хочу я, Лисавета, у тебя просить совета.

Видишь в поле теремок? (Показывает на Теремок)

Лиса (Удивленно)

Теремок?

Волк

Он не низок, не высок.

Лиса (Заинтересованно)

Не высок?

Волк

Мышь-норушка

Там зерно толчет,

А лягушка пироги печет.

А петух на подоконнике

Им играет на гармонике.

До чего хорош петух, —

Ощипать бы только пух!

Лиса (Ходит вокруг и говорит ласково)

Ах, мой серый, мой хвостатенький,

Как хочу я петушатинки!

Волк

Да и мне поесть охота, —

Только заперты ворота...

Может, как-нибудь вдвоем

Мы ворота отопрем!

Лиса (Говорит слабым голосом)

Ох, слаба я с голодухи!

Третий день, как пусто в брюхе.

Кабы встретился нам Мишенька-медведь,

Он помог бы нам ворота отпереть.

Мы пойдем его поищем по лесам!

Волк

Ах ты, батюшки, идет сюда он сам!

Злой дед

В это время в самом деле

Вышел Мишка из-за ели.

Он мотает головой, рассуждает сам с собой.

(Входит, раскачиваясь, Медведь)


Медведь

Я ищу в лесу колоду,

Я хочу отведать меду

Или спелого овса. Где найти его, лиса?

Лиса (Кружит вокруг Медведя и поглаживает его лапами)

Видишь, Миша, теремок?

Медведь

Теремок?

Лиса (Небрежно)

Он не низок, не высок.

Медведь

Не высок?

Лиса (Вкрадчивым голосом)

Мышь-норушка там зерно толчет.

А лягушка пироги печет.

А петух с колючим ежиком

Режут сало острым ножиком. (Имитация действий)

Ты не хочешь ли проведать Петуха,

Петушиные отведать Потроха?

Медведь (Радостный рев)

Петушатина — хорошая еда. Где ворота?

Подавайте их сюда!

Лиса

Нет уж, Мишенька, пойдем

Да на месте отопрем! (Уводит за лапу)

Медведь (Громкий стук в дверь)

Эй, хозяева, откройте-ка добром,

А не то мы вам ворота разнесем!

Мышка (Выглядывают из окна с опаской)

Тише, Мишенька! В ворота не стучи!

Лягушка

Наше тесто опрокинется в печи!

Петух

Ты не суйся в теремок — кукареку!

Или шпорами тебя я засеку!

Еж

Коли будешь заниматься грабежом,

Познакомишься со сторожем — ежом!

Медведь (Обиженно разводит лапами)

Не хотят меня хозяева впустить.

Не хотят меня обедом угостить!

Лиса

Ну-ка, Мишенька, спиною повернись,

Ну-ка, Мишенька, на волка навались!



Если дружно мы навалимся втроем,

Мы тесовые ворота отопрем!

(Медведь хватает Волка и бьет о ворота как тараном)

Злой дед

И пошла у них работа: Навалились на ворота...

Добрый дед

Да не могут отпереть. Огрызается медведь.

Бьет он волка, точно сваю,

А лиса хлопочет с краю.

Ей, плутовке, легче всех –

Бережет свой рыжий мех.

Лиса

Вперед!

Медведь

Назад!

Лиса

Идет на лад!

Медведь

Слышишь, Лисонька,

Как досточки трещат?

Волк (кричит отчаянным голосом)

То не досточки,

А косточки хрустят —

Раздавил меня бессовестный медведь!

Без обеда мне придется помереть.

Отдышаться до сих пор я не могу.

Еле-еле до постели добегу!

(Убегает, держась за голову)

Медведь (Удивленно разводит лапами)

Не возьму, Лиса, я в толк:

Почему взбесился волк? Отчего он убежал?

Лиса

Ты слегка его прижал —

Оттого и убежал!

Еле ноги уволок...

Да какой от волка прок?

И без волка мы ворота отопрем,

Петушатины отведаем вдвоем.

Медведь (Укладывается на пол)

Очень хочется мне, лисонька, поесть!

В подворотню я попробую пролезть.

Ой, лисичка, помоги!

Мне не вытянуть ноги!

Пособи мне дружбы ради,

Потяни меня ты сзади!

(Лиса убегает, облизываясь)



Добрый дед

Не ответила лиса

И ушла к себе в леса.

А петух кричит с забора.

Петух (выбегает, прыгет по сцене)

Эй, держите злого вора!

Дай, лягушка, кочергу —

Пятку я ему прижгу!

Кукареку! Все на двор! В подворотню лезет вор.

Эй, хозяюшка-лягушка,

Где твоя большая кружка? Принеси воды скорей,

Косолапого облей!

Мышка (Бежит с кружкой)

Поливай его, ребята!

Лягушка ( Бежит с кувшином)

Из кувшина, из ушата!

Еж (Бежит с ведром)

Из ведра его облей, Злого вора не жалей!

Медведь (Перекатывается с боку на бок)

Помогите! Караул! Захлебнулся, утонул!..

Добрый дед

Заревел медведь белугой,

Заметался с перепугу, Изо всех рванулся сил —

Чуть ворота не свалил. Разом высвободил ногу

И — айда в свою берлогу! Завывает на ходу.

Медведь (Убегая, грозит кулаком)

Я к вам больше не приду!

Добрый дед

А петух кричит с забора.

Петух (Прыгает по сцене и хлопает крыльями)

Мы прогнали злого вора! Кукареку!

Ко-ко-ко! Убежал он далеко!

Злой дед

Разошелся наш петух,

Распушил атласный пух. А пока он петушится,

Из кустов ползет лисица...

Лиса (Крадется тихо и оглядывается по сторонам)

Ладно, Петя, погоди,

Что-то будет впереди! Пусть бока намяли волку,

А медведь попался в щелку.

За своих я отомщу, Петуха я утащу!


Лиса (Стучит в окно и поет)

Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Там живет Петушок боевой. Он поет

И трясет головой. Голова его ярче огня...

Петух

(Выглядывает и довольным голосом удивляется)

Кто-кто-кто там поет про меня?

Лиса (Поет тихо)

Ах ты, Петя, Петух удалой!

Кто на свете сравнится с тобой?

У тебя два широких крыла.

Ты немножко похож на орла!..

Петух (Ласково)

Я не слышу,

О чем ты поешь.

Повтори:

На кого я похож?

Лиса (Подзывает жестами)

Ты сидишь от меня далеко.

Подойди — я шепну на ушко!

Злой дед

Тут петух не утерпел,

Звонким голосом запел

И слетел к плутовке рыжей.

А лиса, не будь плоха,

Хвать за горло петуха! Петушок кричит и бьется,

А лиса над ним смеется.

Добрый дед

Вот лисица бежит во весь дух. А в зубах ее бьется петух.

Вырывается глупый петух —

Разлетаются перья и пух,

Петух (Кричит изо всех сил, хлопает крыльями)

Братец ежик дорогой,

Выходи-ка с кочергой,

С кочергой, с лопатою —

Бей лису проклятую!

Еж

Я — колючий серый еж,

От меня ты не уйдешь,

Распорю твои меха. Отдавай-ка петуха!

(Набрасывается с кулаками на Лису)

Добрый дед

Петуха она швырнула

Да скорей в кусты нырнула,

Прошмыгнула между пней,

А колючий еж — за ней.



Сзади мчатся друг за дружкой

Мышка серая с лягушкой...

Мышка (Машет палкой)

Догоняй! Держи! Лови!

Лягушка (Бросает вслед)

Хвост у рыжей оторви!

Мышка и Лягушка (хором)

Мы лису прогнали ловко.

Не воротится плутовка!

Только жив ли петушок,

Золотой наш гребешок?

Еж

Не горюйте вы о нем:

Мы сейчас его найдем.

Вижу гребень петушиный

На пригорке под осиной!

Добрый дед

Подымается петух,

Говорит с собою вслух.

Петух (Пытается встать с пола, машет одним крылом)

Кукареку, кукареку! Отчего я стал калекой?

Оттого, что простоват... Сам во всем я виноват!

Еж (Помогает подняться)

Не горюй, голубчик Петя,

Поживешь еще на свете,

Будешь песнями опять

Солнце красное встречать!

Добрый дед (Обращается к зрителям)

В чистом поле Теремок,Теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(Выходят и встают в ряд перед зрителями)

Лягушка

Я, лягушка-квакушка!

Мышка

Я, мышка-норушка!

Петух

Я, петушок — Золотой гребешок,

Маслена головушка, Шелкова бородушка!

Еж

Я, колючий серый еж. Я на всех ежей похож —

Горбом спина, на спине борона!



(Все вместе встают в хоровод и поют)

Нынче праздник веселый у нас.

На дворе под гармонику пляс.

Мы прогнали медведя в леса,

Без хвоста убежала лиса. Вот какие у нас чудеса!

Нынче праздник веселый у нас,

На дворе под гармонику пляс!..(Пляшут)

(После веселой пляски все выходят на поклон, поднимая сомкнутые руки)


Дружба- наша сила! Мудрость –наша сила! Будем верными друзьями,

Будем вместе мы всегда: В радости и в горе!

И тогда- никогда

Не постигнет нас беда!

(Занавес)


Форма подведения итогов внеклассного мероприятия:


В завершении театральной постановки совместно с учащимися обсудили, что получилось и что не получилось, так как каждому ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие, его отношение к окружающим людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Необходимо было изучить мнение юных актеров, определить их настроение и перспективу.

Элементы спектакля были продемонстрированы на родительском собрании по теме «Развитие творческой личности ребенка», где внимание родителей акцентировалось на необходимости творческой самореализации ребенка, которая снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, снижает боязнь ошибочных ответов, повышает самооценку. В результате у детей формируется отношение к данному виду деятельности как к средству развития своей личности. Собрание завершилось анкетированием по вопросам о способах развития творческой активности ребенка в семье и словами благодарности за совместную творческую работу детей и их родителей





Список используемых источников:



  1. Артёмова Л.В «Театрализованные игры» М 1991.

  2. Асафьев Б.Л «Речевая интонация» Музыка 1965

  3. Выготский Л.С «Воображение и творчество в детском возрасте»СПБ 1997

  4. Жилин В. «Речевые игры и упражнения»Челябинск 1995

  5. Караманенко Т.Н «Кукольный театр» М 1960

  6. Зацепина М. «Музыкальное воспитание» М 2006

  7. Макарова Л.П,Рябчикова В .Г., Мосягина Н.Н «Театрализованные праздники для детей» Воронеж 2006

  8. Родина М.И. «Кукляндия»музыкальная палитра 2008

  9. Сказки в жизни ребёнка (Педагогический альманах «Аничков мост»

под .ред.А.И. Бурениной.) 2005

  1. Лисина М. И . Запорожец А.В. «Развитие общения» М 1974




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ