Сценарий внеклассного занятия в начальной школе "Сценарий театрализованной постановки пьесы-сказки С. Я. Маршака"
Андреева Ольга Александровна
МАОУ «Гимназия № 57»
г. Набережные Челны Республики Татарстан
учитель начальных классов
Внеклассное мероприятие: Сценарий театрализованной постановки
пьесы-сказки С. Я. Маршака
для младшего школьного возраста
Форма проведения внеклассного мероприятия: игра- театрализация
Возрастная категория (класс): 8- 9 лет (2 класс)
Цель: дать детям возможность многогранного раскрытия себя как творческую личность.
Задачи:
1.Обучающие
1) учить эмоционально –образному восприятию литературного произведения;
2) учить понимать, оценивать поступки героев;
3)совершенствовать речь ребёнка (обогащение словарного запаса, умение
сравнивать свою речь с образцом литературной, разговорной речи учителя,
автора);
4) формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки,
умения воспроизводить и осознавать образные выражения;
5) формировать интонационную выразительность речи.
2.Развивающие:
1) развитие индивидуальных способностей ребёнка, инициативности и
самодеятельности;
2) создавать условия для развития воображения, наблюдательности, умения
фантазировать;
3) развивать образное мышление, совершенствовать память, внимание;
4) создавать условия для формирования эстетических чувств;
5) обогащать выразительные средства общения (пластика, мимика, жесты);
6) развивать творческое отношение к коллективной деятельности;
7) совершенствовать развитие навыков само и взаимоконтроля; умения анализировать своё поведение на сцене, сопоставляя его с образцом и исправлять ошибки;
8) создавать условия для саморазвития личности ребёнка.
3. Воспитывающие:
1) способствовать совершенствованию межличностных отношений в детском коллективе;
2) воспитывать способность оказывать моральную поддержку по отношению к партнёрам
( быть внимательным к партнёрам по игре, проявлять дружелюбие, выражать сочувствие, умение успокоить, утешить);
3) воспитание аккуратности, сознательной дисциплинированности, умения перевоплощаться;
4) воспитание познавательного интереса к театральному искусству;
5) способствовать сплочению детей на основе общих замыслов и интересов в игре;
6) формировать через игру понимание норм коллективной деятельности и необходимость их выполнения.
УУД:
Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в репетициях, выражать себя, взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения
Личностные: формирование мотивационной готовности к творческой деятельности, позитивного отношения к себе, к членам своей группы; формирование познавательной деятельности учащихся.
Регулятивные: Осмысливание собственной творческой деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки и умения находить и исправлять свои ошибки.
.
Образовательные ресурсы, техническое оснащение:
декорации;
театральные костюмы:
Добрый дед.
Рубашка красная с заплатками.
Брюки заправлены в сапоги.
Рубашка навыпуск с поясом.
На шапке –цветочек.
Злой дед:
Рубашка синяя навыпуск.
Пояс или платок цветной.
Брюки с заплатками разноцветными.
Ботинки.
Брюки ниже колена обвернуть белыми портянками и перевязать верёвками крест- накрест.
На голову подвязать шнурок.
Волк:
Серая рубашка, небрежно расстёгнутая. Серые брюки, заправленные в сапоги
Большой металлический ремень.
Хвост, уши, меховой и меховая полоска по спине.
Матросская тельняшка под рубашкой.
В лапах мешок с заплатками.
Ёжик:
Шапка или шляпа с короткими полями.
Костюм ежа с колючками.
Сапоги.
Колотушка для постукивания.
Связка с ключами на большом кольце из проволоки.
Лиса:
Сарафан, по подолу мех.
Бусы яркие, длинные.
Корзина (в ней мешок для ловли петуха).
Белые перчатки.
Белый кружевной передник.
Хвост, ушки меховые.
Шапка мехом оторочена.
Лягушка:
Зелёная длинная юбка.
Зелёная кофта с длинными рукавами в тон юбке.
Зелёная косынка на голове.
Белый кружевной передник.
Чёрные перчатки.
Сковорода, котелок, кувшин
Лампа- абажур на батарейках (яркая)
Медведь:
Меховой комбинезон.
Жилет цветной.
Чёрные (рабочие) рукавицы.
Чёрные уши.
На голову шапка мехом вверх.
В лапах - суковатая толстая палка (для опоры).
Мышка:
1. Серый плащ с капюшоном, по подолу, по рукавам, по капюшону -полоски меха.
2. Платок цветной с длинной бахромой – на плечи.
3. Длинный хвост.
4. Белые перчатки.
5. Ушки.
Петух:
1.Гребешок красный.
2. Борода красная.
3. Сапоги на каблуках красные со шпорами.
4. Пояс яркий.
5.Крылья прикрепить за руки.
6. Яркий платок поверх крыльев.
7. Гармоника
аудиокассеты;
музыкальный центр;
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
интерактивная доска.
Направленность мероприятия: художественно-эстетическая.
Вид деятельности: игровая деятельность, театральное творчество.
Планируемые результаты и эффекты:
Воспитательный результат внеурочной деятельности –благодаря участию ребенка в театрализованной постановке он приобретает стремление к познанию своих творческих возможностей. Это способствует укреплению его духовных и культурных ценностей.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – пережитые чувства и отношения в процессе театрализации, совершённые действия во время репетиций и выступлении развивают ребенка как артистическую личность, способствовали формированию его аккуратности, сознательной дисциплинированности, умения перевоплощаться. Это позволяет ему раскрыть себя как творческую личность.
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний об эмоционально –образном восприятии литературного произведения. Формирование понимания способности оценивать поступки героев, соотносить через игру понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и создание условий для формирования эстетических чувств; для развития выразительные средства общения (пластика, мимика, жесты). Формирование позитивного отношения социальной художественно-эстетической реальности в целом
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в процессе театрализации, создание условий для развития воображения, наблюдательности, умения фантазировать;
Методы и приемы организации внеклассного мероприятия:
1) беседа;
2) показ образца;
3) самостоятельная работа;
4) диалог;
5) диспут уч-ся.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Выбор пьесы – сказки с моей стороны был не случаен, так как именно в игре эффективнее, чем в других видах деятельности развиваются все психологические процессы (образное мышление, воображение, внимание, память), а так же совершенствуется речь.
Игра - театрализация создаёт условия для творческого саморазвития ребёнка. Поэтому для многих детей раскрывающиеся вдруг собственные способности - неожиданность. Таким образом, мы даём детям возможность многогранного раскрытия себя как творческую личность.
Предварительная работа:
1) чтение пьесы - сказки на уроке внеклассного чтения;
2) проектная работа по данному произведению, в которой дети получили задание раскрыть образ одного из героев;
3) знакомство с писателем С. Я. Маршаком – презентация
4) собрание ответственной группы родителей, на котором обсуждали реквизит и костюмы.
Ход внеклассного мероприятия:
На лесной поляне среди елей стоит Теремок.
Звучит музыка из одноимённого спектакля, выходят ведущие.
Добрый дед
В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
Шла лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
Эй, замочек, отвались, отвались!
Теремочек, отворись, отворись!
Лягушка
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет? (Заходит в теремок.)
Ква-ква!..
Тишина...
В теремочке я одна.
Хоть кругом не очень сыро,
А хорошая квартира!
Ква-ква!
Тут и печка и дрова,
И котел и сковородка.
(Показывает)
Вот находка, так находка!
Перед ужином пока
Заморю я червячка.
Добрый дед
Только свет зажгла лягушка,
Постучалась мышь-норушка. (Стук в дверь)
Мышка
Это что за теремок, Теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Лягушка (Выглядывает из окна)
Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
Мышка
А я — мышка-норушка.
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоем.
Спелых зерен раздобудем,
Печь блины с тобою будем.
Лягушка
Так и быть, пожалуй в дом!
Веселее жить вдвоем! (Уходят рука об руку)
Добрый дед
Поселилась мышь с лягушкой,
С лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут,
Да блины в печи пекут. (Имитация действий)
Вдруг стучится на рассвете
Петушок горластый — Петя. (Стук в дверь)
Петух
Это что за теремок?
Он не низок, не высок.
Эй, откройте петушку!
Ко-ко-ко, кукареку!
Кто-кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто-кто в невысоком живет?
Лягушка (Выглядывает из окна)
Я, лягушка-квакушка.
Мышка (Выглядывает из окна)
Я, мышка-норушка. А ты кто?
Петух
А я — петушок, Золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить.
Спать я буду на дворе.
Петь я буду на заре. Кукаре-ку!
Лягушка и Мышка
Так и быть, пожалуй в дом.
Веселее жить втроем! (Уходят рука об руку)
Добрый дед
Вот живут они — лягушка,
Петушок и мышь-норушка.
Их водой не разольешь.
Вдруг стучится серый еж. (Стук в дверь)
Еж
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет? (Выходят из Теремка)
Лягушка
Я, лягушка-квакушка.
Мышка
Я, мышка-норушка.
Петух
Я, петушок — Золотой гребешок. А ты кто?
Еж
Я — серый ежик,
Ни головы, ни ножек,
Горбом спина,
На спине борона. Разрешите здесь пожить,
Буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей,
Нет на свете сторожей!
Лягушка
Так и быть, пожалуй в дом. Жить мы будем вчетвером!
(Уходят рука об руку и уводят Ежа)
Добрый дед
Вот живут они — лягушка,
Еж, петух и мышь-норушка.
Мышь-норушка толокно толчет,
А лягушка пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
Серый ежик свернулся в клубок,
Он не спит — сторожит теремок. (Имитация действий)
Злой дед
Только вдруг из чащи темной
Притащился волк бездомный.
Постучался у ворот,
Хриплым голосом поет. (Выходит и поет)
Волк
Это что за теремок?
Из трубы идет дымок.
Видно, варится обед.
Есть тут звери или нет?
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет? (Стук в дверь)
Лягушка
Я, лягушка-квакушка.
Мышка
Я, мышка-норушка.
П етух
Я, петушок — Золотой гребешок.
Еж
Я, серый ежик — ни головы, ни ножек.
А ты кто?
Волк
А я — волк, зубами щелк!
Мышка
А что ты умеешь делать?
Волк (Говорит басом)
Ловить мышат!
Давить лягушат!
Ежей душить!
Петухов потрошить!..
Мышка
Уходи, зубастый зверь,
Не ломись ты в нашу дверь!
Крепко заперт теремок
На засов и на замок.
Злой дед
Рыщет волк в густом лесу,
Ищет кумушку-лису. А лиса идет навстречу —
Рыжий хвост, глаза как свечи.
Волк (Кланяется)
Лисавета, здравствуй!
Лиса (Небрежно)
Как дела, зубастый?
Волк
Ничего идут дела, голова еще цела.
А хочу я, Лисавета, у тебя просить совета.
Видишь в поле теремок? (Показывает на Теремок)
Лиса (Удивленно)
Теремок?
Волк
Он не низок, не высок.
Лиса (Заинтересованно)
Не высок?
Волк
Мышь-норушка
Там зерно толчет,
А лягушка пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
До чего хорош петух, —
Ощипать бы только пух!
Лиса (Ходит вокруг и говорит ласково)
Ах, мой серый, мой хвостатенький,
Как хочу я петушатинки!
Волк
Да и мне поесть охота, —
Только заперты ворота...
Может, как-нибудь вдвоем
Мы ворота отопрем!
Лиса (Говорит слабым голосом)
Ох, слаба я с голодухи!
Третий день, как пусто в брюхе.
Кабы встретился нам Мишенька-медведь,
Он помог бы нам ворота отпереть.
Мы пойдем его поищем по лесам!
Волк
Ах ты, батюшки, идет сюда он сам!
Злой дед
В это время в самом деле
Вышел Мишка из-за ели.
Он мотает головой, рассуждает сам с собой.
(Входит, раскачиваясь, Медведь)
Медведь
Я ищу в лесу колоду,
Я хочу отведать меду
Или спелого овса. Где найти его, лиса?
Лиса (Кружит вокруг Медведя и поглаживает его лапами)
Видишь, Миша, теремок?
Медведь
Теремок?
Лиса (Небрежно)
Он не низок, не высок.
Медведь
Не высок?
Лиса (Вкрадчивым голосом)
Мышь-норушка там зерно толчет.
А лягушка пироги печет.
А петух с колючим ежиком
Режут сало острым ножиком. (Имитация действий)
Ты не хочешь ли проведать Петуха,
Петушиные отведать Потроха?
Медведь (Радостный рев)
Петушатина — хорошая еда. Где ворота?
Подавайте их сюда!
Лиса
Нет уж, Мишенька, пойдем
Да на месте отопрем! (Уводит за лапу)
Медведь (Громкий стук в дверь)
Эй, хозяева, откройте-ка добром,
А не то мы вам ворота разнесем!
Мышка (Выглядывают из окна с опаской)
Тише, Мишенька! В ворота не стучи!
Лягушка
Наше тесто опрокинется в печи!
Петух
Ты не суйся в теремок — кукареку!
Или шпорами тебя я засеку!
Еж
Коли будешь заниматься грабежом,
Познакомишься со сторожем — ежом!
Медведь (Обиженно разводит лапами)
Не хотят меня хозяева впустить.
Не хотят меня обедом угостить!
Лиса
Ну-ка, Мишенька, спиною повернись,
Ну-ка, Мишенька, на волка навались!
Если дружно мы навалимся втроем,
Мы тесовые ворота отопрем!
(Медведь хватает Волка и бьет о ворота как тараном)
Злой дед
И пошла у них работа: Навалились на ворота...
Добрый дед
Да не могут отпереть. Огрызается медведь.
Бьет он волка, точно сваю,
А лиса хлопочет с краю.
Ей, плутовке, легче всех –
Бережет свой рыжий мех.
Лиса
Вперед!
Медведь
Назад!
Лиса
Идет на лад!
Медведь
Слышишь, Лисонька,
Как досточки трещат?
Волк (кричит отчаянным голосом)
То не досточки,
А косточки хрустят —
Раздавил меня бессовестный медведь!
Без обеда мне придется помереть.
Отдышаться до сих пор я не могу.
Еле-еле до постели добегу!
(Убегает, держась за голову)
Медведь (Удивленно разводит лапами)
Не возьму, Лиса, я в толк:
Почему взбесился волк? Отчего он убежал?
Лиса
Ты слегка его прижал —
Оттого и убежал!
Еле ноги уволок...
Да какой от волка прок?
И без волка мы ворота отопрем,
Петушатины отведаем вдвоем.
Медведь (Укладывается на пол)
Очень хочется мне, лисонька, поесть!
В подворотню я попробую пролезть.
Ой, лисичка, помоги!
Мне не вытянуть ноги!
Пособи мне дружбы ради,
Потяни меня ты сзади!
(Лиса убегает, облизываясь)
Добрый дед
Не ответила лиса
И ушла к себе в леса.
А петух кричит с забора.
Петух (выбегает, прыгет по сцене)
Эй, держите злого вора!
Дай, лягушка, кочергу —
Пятку я ему прижгу!
Кукареку! Все на двор! В подворотню лезет вор.
Эй, хозяюшка-лягушка,
Где твоя большая кружка? Принеси воды скорей,
Косолапого облей!
Мышка (Бежит с кружкой)
Поливай его, ребята!
Лягушка ( Бежит с кувшином)
Из кувшина, из ушата!
Еж (Бежит с ведром)
Из ведра его облей, Злого вора не жалей!
Медведь (Перекатывается с боку на бок)
Помогите! Караул! Захлебнулся, утонул!..
Добрый дед
Заревел медведь белугой,
Заметался с перепугу, Изо всех рванулся сил —
Чуть ворота не свалил. Разом высвободил ногу
И — айда в свою берлогу! Завывает на ходу.
Медведь (Убегая, грозит кулаком)
Я к вам больше не приду!
Добрый дед
А петух кричит с забора.
Петух (Прыгает по сцене и хлопает крыльями)
Мы прогнали злого вора! Кукареку!
Ко-ко-ко! Убежал он далеко!
Злой дед
Разошелся наш петух,
Распушил атласный пух. А пока он петушится,
Из кустов ползет лисица...
Лиса (Крадется тихо и оглядывается по сторонам)
Ладно, Петя, погоди,
Что-то будет впереди! Пусть бока намяли волку,
А медведь попался в щелку.
За своих я отомщу, Петуха я утащу!
Лиса (Стучит в окно и поет)
Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Там живет Петушок боевой. Он поет
И трясет головой. Голова его ярче огня...
Петух
(Выглядывает и довольным голосом удивляется)
Кто-кто-кто там поет про меня?
Лиса (Поет тихо)
Ах ты, Петя, Петух удалой!
Кто на свете сравнится с тобой?
У тебя два широких крыла.
Ты немножко похож на орла!..
Петух (Ласково)
Я не слышу,
О чем ты поешь.
Повтори:
На кого я похож?
Лиса (Подзывает жестами)
Ты сидишь от меня далеко.
Подойди — я шепну на ушко!
Злой дед
Тут петух не утерпел,
Звонким голосом запел
И слетел к плутовке рыжей.
А лиса, не будь плоха,
Хвать за горло петуха! Петушок кричит и бьется,
А лиса над ним смеется.
Добрый дед
Вот лисица бежит во весь дух. А в зубах ее бьется петух.
Вырывается глупый петух —
Разлетаются перья и пух,
Петух (Кричит изо всех сил, хлопает крыльями)
Братец ежик дорогой,
Выходи-ка с кочергой,
С кочергой, с лопатою —
Бей лису проклятую!
Еж
Я — колючий серый еж,
От меня ты не уйдешь,
Распорю твои меха. Отдавай-ка петуха!
(Набрасывается с кулаками на Лису)
Добрый дед
Петуха она швырнула
Да скорей в кусты нырнула,
Прошмыгнула между пней,
А колючий еж — за ней.
Сзади мчатся друг за дружкой
Мышка серая с лягушкой...
Мышка (Машет палкой)
Догоняй! Держи! Лови!
Лягушка (Бросает вслед)
Хвост у рыжей оторви!
Мышка и Лягушка (хором)
Мы лису прогнали ловко.
Не воротится плутовка!
Только жив ли петушок,
Золотой наш гребешок?
Еж
Не горюйте вы о нем:
Мы сейчас его найдем.
Вижу гребень петушиный
На пригорке под осиной!
Добрый дед
Подымается петух,
Говорит с собою вслух.
Петух (Пытается встать с пола, машет одним крылом)
Кукареку, кукареку! Отчего я стал калекой?
Оттого, что простоват... Сам во всем я виноват!
Еж (Помогает подняться)
Не горюй, голубчик Петя,
Поживешь еще на свете,
Будешь песнями опять
Солнце красное встречать!
Добрый дед (Обращается к зрителям)
В чистом поле Теремок,Теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Выходят и встают в ряд перед зрителями)
Лягушка
Я, лягушка-квакушка!
Мышка
Я, мышка-норушка!
Петух
Я, петушок — Золотой гребешок,
Маслена головушка, Шелкова бородушка!
Еж
Я, колючий серый еж. Я на всех ежей похож —
Горбом спина, на спине борона!
(Все вместе встают в хоровод и поют)
Нынче праздник веселый у нас.
На дворе под гармонику пляс.
Мы прогнали медведя в леса,
Без хвоста убежала лиса. Вот какие у нас чудеса!
Нынче праздник веселый у нас,
На дворе под гармонику пляс!..(Пляшут)
(После веселой пляски все выходят на поклон, поднимая сомкнутые руки)
Дружба- наша сила! Мудрость –наша сила! Будем верными друзьями,
Будем вместе мы всегда: В радости и в горе!
И тогда- никогда
Не постигнет нас беда!
(Занавес)
Форма подведения итогов внеклассного мероприятия:
В завершении театральной постановки совместно с учащимися обсудили, что получилось и что не получилось, так как каждому ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие, его отношение к окружающим людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Необходимо было изучить мнение юных актеров, определить их настроение и перспективу.
Элементы спектакля были продемонстрированы на родительском собрании по теме «Развитие творческой личности ребенка», где внимание родителей акцентировалось на необходимости творческой самореализации ребенка, которая снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, снижает боязнь ошибочных ответов, повышает самооценку. В результате у детей формируется отношение к данному виду деятельности как к средству развития своей личности. Собрание завершилось анкетированием по вопросам о способах развития творческой активности ребенка в семье и словами благодарности за совместную творческую работу детей и их родителей
Список используемых источников:
Артёмова Л.В «Театрализованные игры» М 1991.
Асафьев Б.Л «Речевая интонация» Музыка 1965
Выготский Л.С «Воображение и творчество в детском возрасте»СПБ 1997
Жилин В. «Речевые игры и упражнения»Челябинск 1995
Караманенко Т.Н «Кукольный театр» М 1960
Зацепина М. «Музыкальное воспитание» М 2006
Макарова Л.П,Рябчикова В .Г., Мосягина Н.Н «Театрализованные праздники для детей» Воронеж 2006
Родина М.И. «Кукляндия»музыкальная палитра 2008
Сказки в жизни ребёнка (Педагогический альманах «Аничков мост»
под .ред.А.И. Бурениной.) 2005
Лисина М. И . Запорожец А.В. «Развитие общения» М 1974
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ