Семейный проект «Моя семья»

Устьянцева Ольга Сергеевна

МАОУ лицей №5 камышловского городского округа

учитель начальных классов



Название: Семейный проект «Моя семья»

Цели:

  • актуализировать интерес школьников к истории семьи и рода;

  • способствовать воспитанию любви к своей семье, родителям, малой Родине – как основе формирования гражданской идентичности личности;

  • организовать семейное общение, помогающее строить дружеские отношения с родителями, достигать взаимопонимания детей и родителей, дающее возможность совместных переживаний.

Задачи:

Обучающие:

  • дать учащимся представление о структуре семьи и её роли в жизни человека;

  • на исторических фактах проследить развитие семьи и её традиций;

  • на примере семей учащихся дать представление о системе семейных ценностей.

Развивающие:

  • сформировать интерес детей к истории своей семьи;

  • создать благоприятную развивающую среду для совместного творчества детей и родителей, обеспечивающее неконфликтное взаимодействие педагогов, школьников, родителей;

  • способствовать развитию эмоциональной сферы детей, способности к сопереживанию и взаимопомощи;

  • предложить ребёнку такой вид творческого развития, чтобы он почувствовал сопричастность к истории развития своей семьи, помочь ему в овладении навыками самопознания;

воспитывающие:

  • воспитать любовь к дому, родителям, близким, гордость за свою семью;

  • воспитать семьянина, готового к ответственным поступкам в жизни.

Целевая группа: учащиеся, педагоги, родители.

Оборудование:

В классе:

  • компьютер, проектор;

дома:

  • семейные архивы;

  • компьютер с выходом в интернет.

Ожидаемые результаты: активное включение родителей в педагогически организованный воспитательный процесс позволит обеспечить нравственное развитие не только ребёнка, но и его семьи. Школьники в ходе выполнения школьно-семейного проекта преобретут элементарные знания и навыки родоведческого поиска, научатся брать интервью, работать со справочным материалом, составлять генеалогическое древо.

Этапы проведения

  1. Планирование совместной деятельности родителей, педагогов и школьников.

Учитель информирует о целях и задачах исследовательской работы, сроках сдачи материалов, предлагает план совместных действий. Нацеливает родителей принять активное участие в семейном исследовательском проекте, делает предположение о том, что его успешное осуществление зависит от совместных усилий учащихся и родителей, желает успеха в осуществлении проекта.

  1. Выполнение проекта вместе с родителями.

В ходе детско-взрослых исследований были получены следующие творческие задания:

  • Попросите родителей, бабушек и дедушек, поделиться воспоминаниями. Возьмите у них и других родственников интервью.

  • Узнайте об истоках происхождения своей фамилии.

  • Изучите историю своей семьи. Узнайте, в каких событиях прошлого принимали участие твои предки.

  • Узнайте о географии проживания своих родственников и отметьте эти места на карте.

  • Запишите рассказы членов семьи, оформите их в виде сочинения-эссе.

  • Изучите семейные архивы: фотографии, письма, открытки, грамоты, награды ваших родственников и т.д.

  • Выполните творческое задание – нарисуйте герб семьи и придумайте к нему девиз.

  • Составьте генеалогическое древо семьи.

  1. Подготовка к презентации полученных работ.

  2. Презентация работ с участием родителей.

Выступление учащихся вместе с родителями. Учитель подводит итоги совместной поисково-исследовательской деятельности учащихся и родителей, благодарит их за успешно выполненную работу.

Представление проекта «Моя семья»

В классе заранее оформлена выставка работ (родословное древо, герб семьи, сообщения о происхождении фамилии).

- Отгадайте ребус 7 Я. (Семья)

- В слове "семья" много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на "семь" и "я", т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами. Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое. (Карточки со словами "семь" и "я").

- Проект над которым мы работали называется … ? (Моя семья)

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

- Именно своей семье мы благодарны за то, что есть на свете, за свое счастливое детство.

- Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются". 

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!



  1. Происхождение фамилии.


- Имя вам дали родители. Отчество – от отца. А фамилия? К вашему отцу она пришла от деда, к деду – от прадеда. Но кто же первый в роду так назывался и почему?


В фамилиях различных лиц,          

Порою вам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых…


Лисичкин, Раков, Индюков,                

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

(Выступление уч-ся.)


  1. «Мое генеалогическое древо»

Если спросит сын и дочь:

«Кем твой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придется,

Лучше четко, от души.

И не мямлить, и не мяться.

Мол, не помню, хоть убей!

Вот поэтому занялся

Родословною своей!

Ведь не дань капризной моде –

Предков знать за 300 лет.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет.

Жаль того мне, кто не помнит

Жизни предка своего.

Мы свои копали корни –

Накопали кой-чего.

Родословная ведется

С очень – очень давних лет.

Открываю галерею

Я фамилии своей.

Пусть истории семейной

Не написаны тома.

Научу детей гордиться

Тем, чем дорожит семья.


- Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Вы видите на выставке прекрасные родословные. Ваши предки, ваши корни – ваша родословная. Родители и вы – часть, причем верхняя часть, чудесного родословного древа. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы.


(Выступление уч-ся.)



  1. «Листая семейный альбом»

- Семья – это самое главное в жизни каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добро и счастья. И если в семье царит взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.


Семья – людей святой оплот,
Надежду жить она дает, 
Дает простор, дает тепло
Проблемам и беде назло.
Семья дает поддержку нам,
С ней все по силам, по зубам,
Все по плечу и по судьбе -
Семья, святой поклон тебе!

(Выступление уч-ся.)



  1. «Герб моей семьи»

- И так, ребята, мы поговорили с вами о семье, её истории, родословной, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём  символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции  и  ценности.

(Выступление уч-ся.)


- Семья – это надёжная крепость для каждого из нас, где всегда можно найти понимание, заботу, любовь.

- Напишите, а как вы понимаете, что такое СЕМЬЯ.

(Дети пишут на ярких листочка свои представления о том, что такое семья и прикрепляют на доску.)

- Преклоняйтесь всегда перед великим терпением и мужеством, перед бесконечной щедростью сердец своих родителей. Я хочу пожелать вам, чтобы вы помнили свои семейные традиции, свои корни и передавали из поколения в поколение. 

В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья!
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем вам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в ваших семьях всегда!

(исполнение песни «Отчий дом»)



Использованная литература: Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы; Москва 2012 г.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ