Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Март»

Конспект открытого урока по развитию речи,

проведенный в ГОУ №376 в 4 классе

учителем высшей категории

Егоровой Г.В.


Тема: Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Март»


Цели:

1.Развивающая: знакомство с творчеством И.И. Левитана, его картинами.

2.Обучающая: отбор и систематизация материалов к сочинению, понимание основной мысли, умении ее выразить, отбор языковых средств в соответствии с типом текста (описание), умение редактировать.

3.Воспитывающая: воспитание любви к родине через восприятие родной природы.

Ход урока:

  1. Рассматривание репродукции

  2. Беседа по картине по вопросам

1.Какое время года изобразил художник на картине?

2.Какие краски преобладают?

3.Что И. И. Левитан изобразил голубым?

4.Где происходит действие на картине?

5.Какими изобразил И. И. Левитан деревья?

6.Каким образом передал художник, что природа радуется весне?

7.Какие чувства вызывает эта картина?


  1. Рассказ о художнике и его творчестве


Слово учителя о картине.

Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине.

Свободно и непринужденно кисть художника передает состояние пробуждающейся природы, свежий и влажный воздух, насыщенный дыханием пригретой земли, весеннее солнце, отбрасывающее от предметов синие тени на потемневшем ноздреватом снегу. Зритель не только видит, но будто и слышит природу, полную весенних шумов и шорохов: ветерок шуршит в ветвях и тихо колышутся верхушки деревьев, навстречу солнцу распахнута оконная ставня, еще качается на петлях дверь, только что впустившая в дом приезжего, подрагивает лошаденка, запряженная в низкие сани-волокуши… Так возникает образ природы – не статичной и застывшей, не «остановленное мгновение красоты», а природы трепетной, пульсирующей, живой.


  1. Подготовка к написанию сочинения.

1.Выбор эпиграфа.

2.Чтение текста.


Март

В марте горят снега: все усыпано солнечной сверкающей пылью. Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берез становятся бронзовыми, а заросли ольхи – лиловыми. Днем на солнце капель. Ночью – звонкий мороз. А на рассвете – морозный пар. Белые березы в седой дымке. Как будто это пар то теплого дыхания, как будто березы дышат. Март голубой на дворе – пора яркого солнца и полосатых снегов. Март – зиме конец, а весне – начало.

(По Н. Сладкову)


Вопросы к тексту:

  • Прочти о снеге, о солнце, о ветвях деревьев.

  • Какая пословица использована, можно ли ее взять в качестве эпиграфа?


3. Языковая подготовка к написанию сочинения:

  • Работа с текстом, (выбрать из текста прилагательные, помогающие описать картину.) (См. слайд №3)

  • Подбор эпитетов

  • Работа с синонимами

4. Коллективное составление плана сочинения

Примерный план сочинения.

  1. Приближение весны.

  2. Описание снега, неба, воздуха, солнца.

  3. Деревья тянутся к солнцу.

  4. Природа радуется весне.

  5. Настроение, вызванное картиной.


Слова для справок:

Ярко-голубое, ощущается тепло, дуновение, бело-голубой, отражаются в снегу, могучие тополя, пробуждается.


5. Лучшие устные описания картины учащихся.

6. Написание сочинения

7.Редактирование работ. Итог урока.

8.Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение о творчестве Левитана «Почему И. И. Левитана называют певцом русской природы?»

(См. слайды 4,5 и 6 – воспоминания о Левитане)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ