ТЕМА: "ПОЧВА"

ТЕМА: "ПОЧВА"

На данном уроке применяется технология исследования с целью формирования новых знаний о составе почвы.

Средства ИКТ – для углубления и расширения знаний по данной теме.

Для самостоятельного изучения материала и развития коммуникативных качеств используется работа в парах.

Тип урока: исследование (опыты, работа в парах)

УУД

  • Дать элементарные знания о почве; о составе.

  • Показать значение почвы для растений и живых организмов.

  • Выделить основное свойство почвы - плодородие.

  • Умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.

Оборудование:

  • Штатив, спиртовка, стекло, стаканы, воронка

  • Кроссворд

  • Элекронная презентация.

  • планирование;

  • рабочая тетрадь

  • стеклянные стаканы (12 шт.);



Ход урока

1.Организационный момент.

Каждый день -всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Проверка домашнего задания и постановка цели урока.

-Из чего состоят тела ( предметы) окружающего мира? (из веществ)

-В каких состояниях бывают вещества? (в жидком, газообразном, твердом)

-Какими свойствами обладает вода? (прозрачна, бесцветна, не имеет запаха и вкуса. Она текуча, не имеет своей своей формы, способна растворять некоторые вещества)

-Какими свойствами обладает воздух? ( бесцветное вещество, легче воды, не имеет формы, не имеет запаха)

А сегодня на уроке мы будем говорить о другом веществе? Догадались? (почва)

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна весной, а осенью смотришь- вместо одного мешка уже в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращаются в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, моркови.»

Сказка это или не сказка? (ответы детей)

Это не сказка. Такая кладовая есть на самом деле. Вы догадались о чём идёт речь и о чём мы будем говорить на уроке.

Верно, мы сегодня узнаем, что такое почва.

3. Целеполагание. Планирование.

Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудниками.

- Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

- Научные сотрудники работают по плану.

- Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.

- Согласны?

- С чего начнем? (Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)

- Знаете ли Вы, что такое почва?

- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка "Что такое почва?")

- Что еще хотели бы узнать о почве?

- Какими свойствами она обладает? ( На доску вывешивается следующая табличка "состав почвы")

- А знаете ли Вы, зачем человеку, растениям, животным почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая табличка «значение почвы")

"Что такое почва?"

"Состав почвы"

"Значение почвы"

- Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

4. Работа с учебником.

- Приступим к работе, следуя составленному плану.

- Так, что же такое почва?

- Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

- Правильно. Страницы нашего учебника. Откройте учебник на странице 49. Прочитайте текст. Ответьте. Что такое почва? Почва это верхний слой земли.

- Внимательно рассмотрите верхний слой.

- Какого он цвета.

- Сделайте вывод.

- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")

-Ответили на первый пункт плана? (Да)

5. Исследование. Практическая работа. Опыты.

-Переходим к выполнению следующего пункта плана.

-Состав почвы.

- С чего начнем наше исследование? Что такое почва, из чего состоит?

Выводы будем записывать к себе в тетрадь. Страница 46.

Опыт № 1. В стакан с водой бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Пузырьки.

Вывод: в почве содержится воздух.

-Какое значение для обитателей почвы имеет наличие в ней воздуха? Надо рыхлить землю.

Опыт № 2. Возьмите салфетки и насыпьте на неё немного почвы. Прижмите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге? (на бума Ге осталось влажное пятно)

Вывод: в почве содержится вода.

-Какое значение для обитателей почвы имеет наличие в ней воды?

Опыт № 3. Прокаливание почвы. Почувствовали запах, появился дым.

Вывод: это доказывает, что в почве есть перегной (Остатки растений, сухих листьев, останки умерших мелких животных). В одних почвах его мало, в других много. Чем больше, тем почва темнее, богаче питательными веществами.

Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан с водой. Отстоялась, разобрать слои: песок вверху, ниже глина.

Вывод: в почве есть песок и глина.

-А ещё в почве есть минеральные соли.

Работа с микроскопом.

Давайте посмотрим через микроскоп на кусочек почвы. Что вы видите?

В почве есть остатки растений и животных. Они со временем сгнивают и превращаются в перегной. Образовавшийся перегной перегнивает дальше и превращается в минеральные соли. Минеральные соли растворяются в воде, которая есть в почве. Корни растения всасывают воду и растворённые в ней минеральные соли. Так происходит корневое питание растений.

Вывод. Чем больше перегноя в почве, тем лучше она обеспечена минеральными солями, тем лучше корневое питание растений, а значит, плодороднее почва. Плодородие- основное свойство почвы.

А это значит. Почва верхний плодородный слой почвы. (вывод на доске)

А это кто в почве?

Без рук, без ног,

На брюхе ползет. (дождевой червь-житель почвы)

Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так эти животные обогащают почву перегноем. Поэтому дождевых червей надо охранять.

Рассматриваем в микроскоп.

Взаимопроверка тетрадей.

-Что берут растения из почвы? Игра на интерактивной доске.

6.Значение почвы для человека. Переходим в следующему пункту плана.

- Как вы понимаете слова «Земля» и «земля»?

(Земля – планета, земля - почва) Почва – одно из основных наших природных богатств. Почему? (ответы детей) Без неё человек не может обеспечить себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами.

- Что сказали бы о земле растения и животные?

- Какой же мы можем сделать вывод?

(Земля - наш общий дом)

- А как будто вы относитесь к своему дому?

(Дом бережем, защищаем, украшаем, заботимся о нем).

Где бы ни жил человек, он дорожит своим домом, своей землей.

И в пору лихой годины защищает её, не жалея своей жизни.

Русские люди говорят: «С родной земли умри, не сходи». Наш народ в годы Великой Отечественной войны весь как один поднялся на защиту своей земли, своей Родины и победил лютого врага в мае 1945 года. Много воинов сложили свои головы, но прогнали с русской земли захватчиков. Прошло 72 года с тех пор, но мы чтим память героев, а к живым идем воздать дань уважения.


6. Закрепление. Кроссворд.

1.Верхний слой земли, в котором растут растения.

2.Одна из составных частей почвы.

3.Вещество, повышающее плодородие почвы.

4.Основное свойство почвы.

 7. Рефлексия.

- Что узнали о почве. Сделайте вывод.

Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.

- Кого вам хотелось бы поблагодарить сегодня на уроке?

- Кто оценивает свою работу на “отлично”?

- Кому нужна по изучению данной темы помощь, в чьём лице?










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ