ТЕМА УРОКА: облака и осадки

ТЕМА УРОКА: облака и осадки.

Цели: дать понятие о видах облаков, механизме их образования, о видах и происхождении осадков; развивать логику мышления, речь; воспитывать бережное, ответственное отношение к природе, экологическое сознание.

Оборудование: модель « бризы», таблица «облака» , опорная схема «погода», Книга рекордов, чайник, иллюстрации.

1.Орг.момент.

Когда-то люди приписывали многие явления погоды гневу богов. Сейчас эти явления объясняет наука .Об этом мы с вами поговорим на сегодняшнем уроке. Мы узнаем, как образуются эти явления, какую роль играют в жизни людей.

2.Бюро наблюдений.

1 ученик работает по опорной схеме « погода».

Фронтальная беседа с классом:

-Какой сейчас месяц?

-По астрономическому календарю сейчас осень А по природному календарю?

-Какие признаки говорят нам о том, что в природе наступило первозимье?

-Почему сейчас солнце светит , но не греет?

- Что происходит с реками?

-Какие правила безопасности жизни нужно соблюдать осенью возле воды?

Проверка записи итогов наблюдений.

3. Повторение изученного материала.

1 ученик у доски. Задание: на модели «бризы» поставить стрелки, указывающие направление ветра днём и ночью.

  • Что такое « ветер»?

  • Почему он возникает?

  • Докажи, что воздух нагревается от земли./температура у поверхности земли выше, чем на высоте/.

  • Направление воздуха часто меняется .Почему?/ земля нагревается по-разному/.

4.Изучение нового материала.

Раскроем тайны других погодных явлений.

Для этого проведём опыт .

Опыт1 . вытрем доску влажной губкой . Что наблюдаем ? Куда исчезла вода?

/вода испарилась, т.е. превратилась в водяной пар и перешла в окружающий воздух./

-Видим ли мы водяной пар в окружающем воздухе? / нет., водяной пар невидим./

Опыт 2 .Над кипящим чайником держим блюдце.

-Какое оборудование берём для опыта?

-Что наблюдаем?

-Почему так происходит?-

- Где в природе происходит такое явление?

Под воздействием горячих солнечных лучей с поверхности рек. морей, озёр, из листьев растений испаряется вода. В зависимости от температуры её может быть разное количество.

/Рис. на доске/Учёные подсчитали, что в 1кубометре воздуха содержится при температуре 20 градусов17 г.воды, а при 10 градусах тепла-9г.

Представим себе, что температура днём была 20 градусов. Ночью похолодало до 10.Что произойдёт с водяными парами?

/лишняя вода станет вновь превращаться в жидкую и виде мелких капелек зависнет над землёй –8 г. из каждого кубометра./

-Если капельки зависнут в воздухе над землёй, какое явление природы мы можем наблюдать? \ туман\

О тумане и других явлениях ребята приготовили интересные сообщения и рисунки, из которых мы составим « Книгу рекордов Гиннеса об облаках и осадках» .

1-я страница (рассказывает ученик) :

Самая « туманная» страна - Англия .Расположена она на островах . Из – за близости

океана большую часть года составляют туманные дни. Яркое солнце безоблачное небо -

редкое явление для англичан.

Иногда в природе можно наблюдать другое явление. Об этом загадка:

На травинке узенькой мелкие бусинки.

Под солнышком лежат, чуть-чуть дрожат.

А пойди искать их днём- не отыщешь и с огнём ./роса./

В народе говорят : « роса и туман-сестра и брат» .

-Почему? /оба явления наблюдаются, когда воздух охлаждается и из него выпадает лишняя вода.

  • Почему же в одном случае образуется туман, а в другом-роса?

/ туман образуется при охлаждении воздуха поступившими холодными воздушными массами, а роса при охлаждении воздуха, соприкасающегося с охлаждённой за ночь землёй./

Для книги рекордов свою станицу подготовил ученик…

Один из островов Зелёного мыса –остров Брава-, называют « островом росы», хотя дожди там- редкое явление. Один изобретатель изобрёл самый эффективный способ сбора росы. Он заметил, что на листьях фуркройи- гигантской лилии- так много росы, что она стекает на землю.Человек взял и связал листья так, что роса стала стекать не на землю, а на нижерасположенные листья. Потом изобретатель посадил по склону 60 лилийи под последний цветок поставил бочку. 200 литров росы, которую можно пить , собирают таким способом.

И роса , и туман- это жидкая вода. Иногда мы наблюдаем и другие явления . Об одном из них замечательный поэт С. Есенин написал такие строки :

..белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой….

-Как называется описанное явление? / изморозь/.

- При каком условии оно происходит? / если поступает воздух, имеющий температуру ниже 0 градусов/.

Осенью подобное явление можно наблюдать на поверхности земли при заморозках.

-когда оно происходит? / когда ночью земля охлаждается до температуры ниже 0 градусов, а при соприкосновении с ней охлаждается воздух/.

Все 4 явления родственны, но ещё более сходны по способу образования по 2 из них.

-Какие? /иней и роса; изморозь и туман/.

- Сравните, в чём отличие по способу образования явлений из каждой пары? /в температурных условиях/


Физминутка

Как живёшь ? - вот так !

Как идёшь ? - вот так !

как бежишь ? - вот так !

Как растёшь ? – вот так !

Ночью спишь ? – вот так.!

А за партой сидишь? –вот так!



Если превращение водяных паров в капельки произойдёт высоко в воздухе,

что мы наблюдаем? \облака \.

Работа с учебником « Виды облаков». Располагаются облака на высоте:

слоистые – 900 м , кучевые 1 –3 км , перистые-3-5 км. Покажите их на таблице.

Облака состоят из капелек воды. Они могут проплывать на большие расстояния. Но иногда из облаков льёт дождь. Почему же из одних облаков дождь идёт, а из других-нет? Оказывается, для дождя необходимо , чтобы мелкие капельки выросли до размеров в 1 мм. Это происходит, когда к мелким пылинкам, которые могут быть в воздухе, прилипают мелкие капельки воды. Из десятков капелек получается довольно крупные капли. Восходящие потоки воздуха уже не могут удерживать их, и из облака падают на землю дождевые капли.

А теперь –следующая страница книги рекордов.

Рассказывает и показывает свой рисунок 3-ий ученик:

Самая дождливая страна в мире – Индия .

Дожди в Индии идут подряд 3 месяца.

Уровень дождевых вод составляет 12 м в год !

Рассказывает и показывает свой рисунок 4-ый ученик:

Самая крупная капля дождя-9,4мм.

Её наблюдали в США в 1953 г. в аэропорту города Иллинойс.

Подобным образом образуется снег , но в образовании снега имеется одно отличие . Как вы думаете, какое?

/ если температура воздуха ниже 0 градусов).

Послушаем отрывок из рассказа В.Архангельского « Летят белые пушинки», в котором мы найдём ответы на 2 вопроса:

  1. Что общего в форме всех снежинок?

  2. Почему скрипит снег?

Высоко-высоко в небе летело облако. Стало холодно, и капельки воды в нём превратились в маленькие льдинки. Столкнувшись, льдинки прилипали друг к другу и превращались в белые снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю- одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот пластинка с шестью гранями!

( чтение сопровождается музыкальным фрагментом инструментальной музыки).

Работа по вопросам:

- все снежинки, несмотря на огромное разнообразие, имеют в своей основе звёздочку с 6-ю лучами или пластинку с 6-ю гранями.

- снег скрипит потому, что под ногами человека ломаются лучики снежинок.

  • Посмотрим на иллюстрации: все ли снежинки нарисованы верно?

/ неверно изображена снежинка с 8-юили 10-ю лучами; снежинки можно вырезать./

Послушаем загадку: Посыпался горох на 70 дорог.

Никто его не подберёт: ни царь, ни царица

Ни красная девица. Что это? /град/


Как образуется град?

/ объяснение по модели/

Град образуется, когда в небе одно под другим чередуются облака со снежинками и с капельками воды. Снежинки , проходя через облако с жидкой водой, покрываются коркой льда-образуются шарики- снежная крупа. Если снежная крупа проходит через несколько слоёв облаков, всё больше и больше покрываясь ледяной коркой- образуется град.

В книгу рекордов мы занесём следующий рассказ.

Рассказывает и показывает свой рисунок 5-ый ученик:

Самая крупная градина-1кг, 2г.

Это произошло в Бангладеш 14-го апреля 1986г.

От града пострадали люди, которые поступили в больницы с переломами.

Град пробил дыры в крышах домов.

5. Закрепление. Расшифровка шифрограммы « Пропавшая экспедиция». Работа в группах.

« Наш отряд отправился в путь рано утром. Видимость была плохая ,т.к. в низине стоял….( знак) . Значит, сюда пришёл………воздух.Чтобы не заблудиться, мы по цепочке связали друг друга верёвкой. От( знак) промокла обувь.В небе, затянутом (,,весло тарих (рус)

ыми )облаками , зарокотал самолётИЛ-14. Командир сказал: « Ребята, лётчики засеивают облака «сухим льдом», т.е.углекислотой, которой замораживают( рис. Мороженое).Через время пойдёт дождь, облака и туман быстро рассеятся.»

Проверка шифрограмм.Устно:

-Почему пропала экспедиция?

-Когда можно будет обнаружить экспедицию с воздуха?

- Существует ли искусственный дождь?

Работа с моделями.Задание : Составьте модели « дождь», « снег», «град», опишите их образование. ( 3 чел).

6. Итог.

  • Что такое « осадки»?

  • Почему их так называют?

  • Почему они образуются?

Обзор иллюстраций книги рекордов.

Оценки за урок.

7. Домашнее задание. Параграф учебника; наблюдать и зарисовать облака.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ