Тема: Знакомство с учебником «Литературное чтение. 1 класс» в 2 частях. Система условных обозначений. Содержание учебника. «Словарь»
Поурочные разработки к разделу учебника «Жили-были буквы»
в контексте системно-деятельностного подхода
Предлагаем вам поурочные разработки к первому разделу учебника «Литературное чтение. 1 класс», который называется «Жили-были буквы». Также в поурочные разработки мы включили первый ознакомительный урок по литературному чтению.
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход к образованию, поэтому предлагаемые уроки выстроены в вышеназванном методологическом ключе и ориентируют учителя на формирование структуры учебной деятельности младшего школьника, а именно на развитие у ребёнка основ умения учиться. В каждом уроке вы увидите, каким образом можно работать с целевыми установками, данными на шмуцтитуле учебника, как подвести учащихся к формулировке темы урока, как организовать проблемное изучение нового материала, помочь школьникам сделать свои выводы по уроку, оценить свои усилия, возможности, способности, отрефлексировать удачи и достижения.
Раздел «Жили-были буквы»1
Урок 1
Тема: Знакомство с учебником «Литературное чтение. 1 класс» в 2 частях. Система условных обозначений. Содержание учебника. «Словарь»
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать, как выглядит учебник по литературному чтению и условные обозначения; ориентироваться в условных обозначениях, находить их на страницах учебника, правильно толковать; ориентироваться в разделах и рубриках учебника, знать, где находится «Словарь».
Метапредметные:
регулятивные: понимать, что такое цели изучения раздела (темы) и где в учебнике они зафиксированы (шмуцтитул), осознавать, что такое учебная задача урока;
познавательные: анализировать структуру учебника, создавать модель структуры одного из разделов учебника;
коммуникативные: знать ранее изученные правила работы в группе, использовать их в своей практической деятельности.
Личностные: осознавать ценность учебной книги для своего образования, бережно относиться к ней, демонстрировать умения правильно листать страницы, убирать книгу в портфель и доставать из портфеля, пользоваться закладкой, выбирать обложку для учебника.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 1 класс» в 2 частях, пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс», по одному чистому листу бумаги формата А-4 для каждого ученика, цветные карандаши (или фломастеры), простой карандаш и линейка, клей или степлер, образцы обложек для учебников, образцы закладок.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.
Знакомство с новым учебным предметом и учебником «Литературное чтение».
Ребята, сегодня мы с вами начинаем знакомиться с новым учебным предметом, который называется так же, как учебник, — литературное чтение. Рассмотрите, какие учебные пособия вы видите на стенде. Назовите их. (Учебник «Литературное чтение. 1 класс», части 1 и 2, учебное пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс».)
Правильно, ребята, мы с вами до конца этого учебного года будем изучать учебник «Литературное чтение» и работать в специальной тетради, которая называется «Рабочая тетрадь». Рассмотрите сначала учебник, задумайтесь, почему так называется наш новый учебный предмет и что мы будем на нём изучать? (Дети листают учебники и делают выводы.)
А теперь перелистайте «Рабочую тетрадь», рассмотрите внимательно, что в ней есть и чему, по вашему мнению, мы будем по ней учиться. (Дети рассматривают пособие и делают выводы.)
Как вы думаете, почему так важно изучать литературу? (Благодаря литературе мы узнаём много нового, интересного, можем прочитать о том, чего никогда не видели своими глазами, а также мы совершенствуем свои умения читать правильно, выразительно и пр.)
Правильно, ребята. Но ещё благодаря литературе мы будем учиться рассуждать о том, почему герои произведений, попадая в разные ситуации, ведут себя по-разному, мы будем учиться слышать автора произведения, понимать его точку зрения, задумываться над сложными вопросами, которые он задаёт в своих произведениях. А ещё мы будем учиться понимать художественное слово, а это одна из самых трудных задач на уроках литературного чтения.
Прослушивание стихов о книгах.
А теперь послушайте стихотворение С. Михалкова «Как бы жили мы без книг?». Какую ценность представляют собой книги для ребёнка, по мнению автора?
Как бы жили мы без книг?
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Ребята, о книгах, о том какую они имеют ценность для человека, рассказывают пословицы и поговорки, созданные русским народом в давние времена. Прочитайте их и подумайте над смыслом каждой из них.
Сама молчит, а сто друзей научить может.
С книгой поведёшься — ума наберёшься.
Золото добывают из земли, а знания — из книг.
У Земли спутник — Луна, а у человека — книга.
Выводы учащихся о ценности книг и литературы как учебного предмета.
Итак, для чего мы будем изучать литературу, какую ценность она для нас представляет?
Формулирование учебной задачи урока учителем.
Ну, а сегодня, ребята, основной задачей урока будет знакомство с новым учебником, «Рабочей тетрадью», изучение их устройства. Это поможет нам легко находить нужные рубрики и разделы, ориентироваться в условных обозначениях. Также будем учиться бережно относиться к учебнику и «Рабочей тетради», правильно их открывать, листать страницы, пользоваться закладками, выбирать обложки. (Кратко задачи можно зафиксировать на доске или на слайде.) Всё, что я назвала, ребята, — это учебные задачи урока. Вот как много мы должны освоить на первом уроке!
Изучение структуры и содержания учебника.
Знакомство с авторами учебника.
Ребята, откройте с. 2 части 1 учебника «Литературное чтение. 1 класс». Здесь под красной чертой расположены фамилии авторов учебника, прочитайте их.
Видите, как много людей трудились над тем, чтобы вам было интересно учиться, чтобы вы полюбили литературу и стали настоящими читателями.
А может быть, с кем-то из авторов мы уже встречались и немного знакомы? Где вы уже видели эти фамилии? (В «Азбуке».)
Хорошо, заметьте, что количество авторов в учебнике по литературному чтению увеличилось, значит, понадобилось много усилий, чтобы вас научить грамотно читать. Среди авторов учебника много учёных, людей, которые всю свою жизнь посвятили созданию учебников для маленьких школьников, поэтому мы должны быть благодарны им за такой титанический труд и, конечно, бережно относиться к учебникам.
Работа над условными обозначениями.
Вслед за фамилиями авторов вы найдёте надпись «Условные обозначения». Вам уже знакомо понятие «условные обозначения», давайте вспомним, что это такое. (Это значки, которые указывают, что нужно делать.)
Правильно. Посмотрите, как называется первый значок. Как вы будете выполнять его указание? (Второй, третий и четвёртый значки рассматриваются так же.)
Откройте часть 2 учебника «Литературное чтение. 1 класс». Посмотрите, изменились ли значки? (Нет, они остались прежними, значит, нам легко будет по ним ориентироваться и во второй части учебника.)
А теперь найдите на страницах учебника такие значки и назовите, где они встретились, на что указывают.
Работа над структурой учебника.
Ребята, сейчас перед нами стоит трудная задача — понять, как устроен учебник, какие в нём есть разделы и рубрики, для чего они включены в учебник. Откройте часть 1 учебника на с. 3, прочитайте заголовок. Как вы думаете, что может иметь такое название — раздел, рубрика, произведение или что-то другое? (Дети высказывают предположение.)
Правильно, это название раздела, или темы, как иногда говорят. А теперь откройте часть 1 учебника на с. 79. Какой заголовок дан здесь? Прочитайте, какие темы входят в содержание учебника. На каких страницах они расположены? Найдите их в учебнике. О чём, по вашему мнению, пойдёт речь в каждом разделе?
А теперь сравните страничку с заголовком «Жили-были буквы» и страничку с заголовком «Сказки, загадки, небылицы». Что ещё, кроме названия раздела, есть на этих страницах?
Правильно, ребята, здесь ещё есть предложения, в которых отражены результаты изучения темы, т. е. цели, которые указывают, что мы узнаем при чтении произведений по данной теме и чему научимся. Это очень важно, так как если человек не знает, что он будет делать, не представляет свой результат, то ему трудно добиваться каких-либо успехов в учёбе, в профессии и в жизни. Поэтому авторы нам помогли и сформулировали то, что мы должны освоить, в разделе «Жили-были буквы» и в других разделах. Посмотрите начало разных разделов в обеих частях учебника. Везде ли заданы цели их изучения? (Дети листают учебники.)
Как быстро найти тот или иной раздел? Где можно увидеть, на какой странице начинается раздел? (В содержании.)
Откройте с. 79 части 2 учебника. Какой раздел учебника мы ещё не рассмотрели? («Словарь».)
Для чего даются словари в учебниках, в каких случаях мы можем к ним обратиться?
Изучение устройства учебника в совместной работе в группах.
А теперь каждая группа выберет для себя какой-то раздел для более детального изучения. Посмотрите, какие рубрики есть в разделе, который вы рассматриваете. (Дети ищут, а учитель может записать названия на доске или на слайде.)
Давайте сравним различные разделы по структуре. (Здесь школьники выявляют, что из раздела в раздел рубрики повторяются.) Попробуйте догадаться, для чего предназначены эти рубрики.
Моделирование структуры раздела учебника.
Сейчас мы с вами будем учиться моделировать. Кто знает, что значит слово «модель», кто в жизни уже встречался с этим словом, какие модели вам приходилось уже видеть? (Модели машин, самолётов, вертолётов, домов, модель Земли и пр.; можно показать несколько моделей: одну — рисованную, другую — схемообразную, третью — копию в миниатюре какого-нибудь предмета или объекта.)
Молодцы, а мы с вами будем моделировать (создавать модель) одного лишь раздела учебника, не целого учебника, а лишь раздела. А для этого нам надо знать, что есть в этом разделе. Также надо знать, что можно нарисовать (рисуночные модели), начертить (графические модели) модель и можно соорудить модель реального предмета, только в миниатюре.
У каждой группы есть листы белой бумаги, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, ножницы, клей (или степлер). Вы вместе со всеми ребятами из группы должны подумать, какую модель раздела учебника хочется сделать именно вам: нарисовать, начертить схему или сделать что-то похожее на книжку-малютку, где будет помещён только один раздел учебника.
Но прежде чем вы начнёте трудиться, давайте вспомним правила работы в группах. Как правильно сотрудничать друг с другом, как обращаться, как слушать друзей, как предлагать свои идеи? (Школьники обсуждают правила, знакомые им с уроков обучения грамоте.)
Теперь давайте вспомним, как правильно пользоваться инструментами, чтобы не нанести вред здоровью своему и своих товарищей. Какой инструмент самый опасный у вас на парте? Как правильно передавать ножницы товарищу?
Итак, мы всё повторили, можно ещё задать вопросы, что-то уточнить, и приступайте к работе.
Анализ результатов работы.
Группы закончили свою работу, выберите того, кто будет представлять разработанную вами модель и рассказывать о ней. (Если школьники уже умеют оценивать результаты с помощью разноцветных фишек, то можно предложить им оценить работу каждой группы и прокомментировать каждую модель с точки зрения положительных моментов и недостатков.)
Работа по формированию бережного отношения к учебнику и «Рабочей тетради».
Актуализирующая беседа.
Вспомните ещё раз, какую ценность для нас представляют книги. А учебные книги представляют для людей какую-либо ценность?
Чтобы книги долго хранились и люди долго могли пользоваться ими, как необходимо к ним относиться?
Что значит беречь и бережно относиться? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?
Практическая работа.
Давайте покажем, как правильно нужно перелистывать страницы учебника и «Рабочей тетради». Послушаем, какой ряд это делает тише.
А как правильно убирать в портфель «Рабочую тетрадь» и учебник, как правильно доставать? Покажите, пожалуйста. Послушаем, какой ряд это делает тише, аккуратнее.
Кто из вас догадается, что нужно сделать с учебником и «Рабочей тетрадью», чтобы обложка не испачкалась, не помялась? (Надеть дополнительную обложку.)
Какие виды обложек вы знаете?
А что нужно сделать, чтобы быстро найти ту или иную страницу в учебнике, чтобы не перелистывать все страницы и не искать долго страницу, на которой остановился? (Сделать закладку.)
Какие виды закладок вы знаете?
Выбор наиболее подходящих обложек и закладок для учебника и тетради в совместной работе в группах.
Сейчас каждая группа получит один вид обложки и одну закладку. Ваша задача — доказать, подходит такая обложка и закладка к учебнику или тетради, если да, то почему, а если нет, то тоже объяснить, почему.
Сейчас каждая группа выскажет свои предположения, а остальные дополнят и поправят, если это необходимо.
Молодцы, я надеюсь, что вы будете аккуратно относиться у своим учебникам и «Рабочей тетради», а дома обязательно подберёте для них обложки и закладки.
Подведение итогов урока, рефлексия.
С каким новым учебным предметом и учебником мы сегодня познакомились?
Что ещё нового узнали на уроке?
Чему научились?
Какие выводы сделали из своей практической работы с учебником и тетрадью? О чём всегда нужно помнить?
Что особенно понравилось на уроке? Возникло ли у вас желание учиться по новым учебникам? Почему?
Обсудите дома с родителями, какую обложку вам хотелось бы надеть на свой новый учебник.
Также подумайте и над вариантом закладки для учебника «Литературное чтение». Постарайтесь свой выбор обосновать.
Рекомендации для занятий в семье.2
Так как работа на уроке была посвящена осмыслению всех элементов учебной книги и прояснению назначения каждого элемента, а также воспитанию бережного отношения к учебнику, то родители могут дома закрепить с детьми все знания и умения, полученные на уроке. Повторите с ребёнком, какие элементы книги он знает, какую роль выполняет каждый элемент учебника, почему нужно бережно относиться к учебным книгам. Далее хорошо бы предложить ребёнку придумать какой-то свой оригинальный вариант обложки к учебнику, а также вариант закладки. Прежде чем помочь ребёнку выбрать обложку, спросите, к каким выводам относительно выбора обложки и закладки дети пришли в классе и почему. Далее обсудите, какую обложку хотелось бы надеть на учебник и тетрадь, а какая в большей степени подойдёт. Также поговорите с ребёнком о том, что дорогая обложка — не значит хорошая и подходящая, что выбирать обложку нужно, исходя из материальных возможностей семьи. А ещё обложку можно сделать своими руками, но такую, чтобы она не была слишком тяжёлой для корочек. Обложку можно красиво подписать, раскрасить и т. д. Такую же работу можно проделать и по отношению к закладке.
Урок 2
Тема: В. Данько. «Загадочные буквы»
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать, что такое выставка книг, как на ней размещаются книги; уметь читать текст цепочкой, в паре и выборочно; понимать читаемое, отвечать на вопросы учебника; определять смысл выражения «загадочные буквы», заменять слово «загадочные» синонимами; знать автора и название изучаемого произведения.
Метапредметные:
регулятивные: интерпретировать цели изучения темы, оценивать результаты своей деятельности на уроке и деятельности одноклассников;
познавательные: уметь заменять модель слова на слово, обозначающее предмет, изображённый на картинке (работа с моделями); уметь считывать информацию с моделей обложек книг, интерпретировать её (работа с информацией);
коммуникативные: толковать учебные задачи урока, сформулированные учителем, осознавать цели изучения темы; уметь договариваться о последовательности выполнения работы в паре;
Личностные: осознавать смысл работы со шмуцтитулом и учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при составлении двустиший о буквах.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 1 класс», часть 1, пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс», разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне; зелёные — есть небольшие недочёты в работе; фиолетовые — надо подтянуться), мультимедиапроектор (по возможности).
Ход урока.
Актуализация знаний и умений, приобретённых на предыдущем уроке.
Ребята, вспомните, пожалуйста, что было вчера в центре изучения на уроке литературного чтения. (Учебник «Литературное чтение. 1 класс» в 2 частях, пособие «Рабочая тетрадь».)
А что такое учебная задача урока?
Может быть, кто-то помнит, какую учебную задачу урока мы выполняли на предыдущем уроке литературного чтения? (Формулировку учебной задачи можно зафиксировать на слайде или плакате, который следует повесить на доску.)
Вспомните, каких результатов достиг каждый из вас к концу урока, поделитесь своими достижениями. Может быть, кому-то из вас удалось проявить себя как-то особенно в каком-либо виде деятельности?
Молодцы! (Учитель хвалит тех, кто достиг наибольших результатов, подбадривает тех, у кого не всё получилось, выражает надежду на то, что со временем у всех всё получится.)
Подумайте, зачем нам в начале каждого урока необходимо формулировать учебную задачу. (Чтобы знать, каких результатов достичь к окончанию урока, чтобы наша деятельность была целенаправленной и последовательной.)
Молодцы! А теперь назовите, какие рубрики представлены в каждом разделе учебника.
Найдите в разделе «Жили-были буквы» рубрику «Твоя библиотека» («Разноцветные страницы», «Из старинных книг», «Как хорошо уметь читать»), разверните эту страницу и покажите, я пройду и посмотрю. (Можно предложить детям поднять учебники с открытым разворотом вверх, но при этом надо напомнить, что к учебнику надо относиться очень бережно.)
Молодцы! Вы быстро нашли рубрики. А что ещё мы забыли показать? (Шмуцтитул и «Словарь».) Найдите и покажите.
А теперь, ребята, давайте вспомним, как у школьника должно проявляться бережное отношение к учебнику, «Рабочей тетради». Назовите правила обращения с книгой.
Покажите друг другу, как вы подобрали обложку к книге, есть ли у вас закладка, как вы перелистываете страницы. Оцените работу соседа по парте с помощью фишки. (Учитель объясняет, как это сделать и что обозначает каждая фишка.)
Этап целеполагания.
Сегодня, ребята, нам предстоит пойти ещё дальше. Мы будем не только продолжать знакомиться с учебником «Литературное чтение» и «Рабочей тетрадью» к нему, а будем учиться понимать, что такое цель целого раздела учебника, обсуждать учебную задачу сегодняшнего урока, формулировать её, познакомимся с рубрикой «Твоя библиотека», с увлекательным произведением В. Данько «Загадочные буквы», будем учиться читать это произведение разными способами, обсуждать в парах последовательность выполнения заданий, данных в учебнике, и даже будем пробовать сочинять небольшие стихи о буквах. (Когда учитель произносит эти слова, на доске или на слайде презентации должны появляться соответствующие иллюстрации: изображение шмуцтитула, рубрики «Твоя библиотека», страничка с текстом В. Данько, страничка с вопросами к тексту. Всё это необходимо для того, чтобы школьники имели наглядную опору в процессе целеполагания. Учитель таким образом предлагает образец формулировки разнообразных задач урока. После озвучивания задач урока и показа иллюстраций можно предложить детям рассказать, как они понимают каждую из задач и какой результат в конце урока они должны получить, выполнив хотя бы одну из задач.)
Вот как много нам предстоит освоить сегодня на уроке. Но вначале откроем с. 3 учебника. Прочитайте ещё раз название раздела, который нам предстоит изучать.
Как вы думаете, чему может быть посвящён раздел с таким названием, почему буквы «жили-были…», какие произведения должны быть включены в этот раздел, о чём нам они расскажут.
А теперь, ребята, очень трудное задание. Прочитайте записи, данные на этой же странице. Как вы думаете, что бы это могло быть? (Дети высказывают свои предположения.)
Ребята, авторы учебника позаботились о том, чтобы работа по этому учебнику была грамотно организована. Для этого они сформулировали цели изучения целого раздела. Зачем, по вашему мнению, авторы сформулировали цели для нас? (Такой вопрос уже был задан школьникам ранее, теперь они повторяют ответ.)
Прочитайте, с чем мы познакомимся при изучении данного раздела. Как вы понимаете слова «поразмышляем о том, кто и как может «оживить» буквы»?
Теперь давайте обсудим, чему мы научимся в ходе изучения раздела «Жили-были буквы». Как вы понимаете эту цель? Объясните.
Чему ещё мы будем учиться? Что, по-вашему, значит «понимать смысл прочитанного»?
Обратите внимание на призыв авторов учебника, размещённый внизу страницы. Как вы понимаете эти слова?
Итак, мы постарались объяснить с вами основные цели изучения раздела. Это поможет нам контролировать себя на любом этапе, проверять, правильно ли мы всё делаем. Теперь мы можем приступить к изучению материала урока.
Осмысление авторского обращения к первоклассникам.
Ребята, прочитайте первую фразу, с которой обращаются к нам авторы учебника. Как вы думаете, почему они употребили обращение «дорогой первоклассник»? К кому обычно так обращаются? Что хотели авторы учебника этим сказать?
Теперь я прочту вам это обращение, а вы сравните, как вы истолковали название раздела «Жили-были буквы» и как это делают авторы учебника. Совпали ли ваши мнения?
Работа с рубрикой «Твоя библиотека» и выставкой книг.
Прежде чем мы приступим к чтению произведений раздела «Жили-были буквы», авторы учебника предлагают нам рассмотреть обложки книг в рубрике «Твоя библиотека». Как вы думаете, почему рубрика получила такое название?
Итак, рассмотрите обложки книг, прочитайте их названия. Назовите авторов.
Прочитайте вслух задание 3. Подумайте, как ответить на данный вопрос. Выскажите свои предположения.
А кто-нибудь из вас бывал хоть раз на выставке? А на выставке книг? Можно ли книги, выставленные на стенде в классе, назвать выставкой? Почему? (У учителя на стенде выставлено несколько книг по данной тематике.)
Обратите внимание, как расположены книги на выставке. (Объединены в группы по какой-то теме или другому признаку.)
Для чего организуются выставки книг?
Как вы думаете, для чего я организовала для вас выставку книг по данной теме?
Я расскажу вам о каждой книге, а вы подумаете, какую из них выберете для чтения. Затем возьмёте её в библиотеке, прочитаете и расскажете о своих впечатлениях на уроке внеклассного чтения, причём о книге надо рассказать так, чтобы другим детям было интересно об этом слушать и захотелось эту книгу прочитать. Чтобы вам было легче, в классном уголке чтения я размещу план, по которому вы составите свой рассказ о книге. План может быть следующим:
Назвать книгу и её автора.
Коротко рассказать о содержании книги, уточнить, что в ней помещено — рассказы или стихи.
Рассказать о том, как иллюстрирована книга, понравились ли рисунки в ней.
Рассказать о самом интересном моменте в книге, что удивило, было весёлым или, наоборот, грустным.
Убедить одноклассников в том, что эту книгу (или рассказ) стоит прочитать, потому что…
Ну, а теперь мы отправимся в увлекательное путешествие по разделу «Жили-были буквы» и познакомимся с первым произведением учебника.
Работа над произведением В. Данько «Загадочные буквы».
Прочитайте фамилию автора произведения в правом верхнем углу.
Прочитайте название произведения, которое мы будем читать первым в данном учебнике.
Предположите, почему автор назвал буквы загадочными?
Теперь послушаем стихотворение В. Данько. (Учитель может выбрать любой вариант работы с текстом в зависимости от подготовленности учащихся класса: 1) стихотворение читает сам учитель, а буквы озвучивают школьники; 2) дети самостоятельно в медленном темпе читают стихотворение, называют отгаданные буквы; 3) хорошо читающий ученик читает текст стихотворения, а ученик, не достигший хорошего уровня техники чтения, называет буквы (лучше организовать работу в парах). Стихотворение можно разбить на 3 блока (по 10 строк), чтобы школьники могли сделать паузу и осмыслить прочитанное.)
Работа с заданиями к тексту.
Откройте с. 8 учебника. Мы уже пытались предположить, почему автор назвал буквы загадочными. Давайте проверим наши предположения после прочтения стихотворения. Откройте «Рабочую тетрадь» на с. 16 и выполните задание, предложенное авторами.
Назовите все буквы, которые спрятались в пустых квадратиках.
Перечитывание текста цепочкой.
Учитель предлагает детям перечитать текст цепочкой. В данный момент он должен объяснить, что значит читать цепочкой (по одному предложению каждый ученик). В перечитывании задействованы все дети класса. Один читает — остальные следят и перечитывают молча.
Выборочное чтение.
Чтение можно организовать в соответствии с заданиями 3—4 на с. 8 учебника.
Творческая работа в парах.
Учитель читает задание 6, организует работу в парах. Обязательно проговариваются правила работы в парах. Осмысливаются понятия: обсудить с другом, договориться, выслушать друг друга, найти хорошее в высказанной идее и т. д.
Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.
Что нового узнали на уроке, чему научились? Каких результатов достигли?
Всё ли удалось на уроке? Что было трудно выполнить?
Выберите по цвету ту фишку, которая отражает ваши достижения на уроке. (Дети по желанию могут прокомментировать и обосновать своё мнение относительно выбора фишки3.)
Рекомендации для занятий в семье.
В зависимости от того, насколько хорошо ребёнок читает, можно по-разному организовать работу в домашних условиях. Если ваш ребёнок ещё не очень хорошо читает, то необходимо предложить ему перечитать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы». Читать можно разными способами: по строчке, по абзацу, ускоряя темп и т. д. При необходимости можно попросить ребёнка перечитать стихотворение ещё раз вслух самостоятельно. Обязательно хвалите его за каждое удачно прочитанное предложение. Не скупитесь на похвалу, создавайте ситуацию успеха, тогда и успех будет гарантирован.
Если ваш ребёнок уже читает бегло, попросите его подготовить для младших братьев и сестёр (либо для других членов семьи) выразительное чтение стихотворения. После этого помогите ему организовать прослушивание его чтения. Если чтение будет неудачным, нужно вместе с ребёнком проанализировать допущенные ошибки, потренироваться ещё раз, научиться эмоционально воздействовать на слушателя.
Урок 3
Тема: И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе с учителем; чётко произносить изученные звуки; освоить приём жужжащее чтение, находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения.
Метапредметные:
регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сформулированные учителем, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы с помощью разноцветных фишек;
познавательные: сравнивать сказку и рассказ, выявлять общее и различное;
коммуникативные: находить в толковом словаре значение непонятного слова, осмыслять его, толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы в вежливой форме взрослым, в том числе родителям (коммуникативные).
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при сочинении историй о буквах.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 1 класс», часть 1, пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс», разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне; зелёные — есть небольшие недочёты в работе; фиолетовые — надо подтянуться), мультимедиапроектор (по возможности).
Ход урока.
Работа с рубрикой «Разноцветные страницы».
Ребята, чтобы мы с вами научились читать бегло, без ошибок, выразительно, авторы учебника предлагают нам специальную рубрику, которая называется «Разноцветные страницы». Откройте с. 24 учебника, обратите внимание на оформление страницы. Что вы можете об этом сказать?
Правильно, ребята, страница оформлена очень красочно, тексты размещены на фоне различных причудливых образов животных. Как вы думаете, зачем это сделали авторы?
Конечно, чтобы заинтересовать вас, чтобы вам было увлекательно читать эти произведения, чтобы чтение проходило с хорошим настроением. С данной рубрикой мы будем работать почти на каждом уроке.
Обратите внимание, что тексты, размещённые в этой рубрике, тоже необычные, они коротенькие и чаще всего весёлые, но встретятся нам и серьёзные тексты, над которыми надо будет подумать, поразмышлять. Итак, для чего же мы будем читать эти тексты? (Чтобы научиться читать бегло, без ошибок и выразительно.)
Прочитайте задание, которое предлагают нам авторы к первому тексту. Как вы поняли это задание?
Теперь я буду читать, а вы следите за мной по тексту и читайте вполголоса.
Что же «потеряли» детишки в словах? (Звук [р].)
А почему так часто происходит с маленькими детьми? (Звук [р] трудный для произношения, надо постоянно тренироваться, чтобы произносить его чётко.)
Следовательно, данное стихотворение будет учить нас правильно произносить звук…? (Звук [р]).
А теперь давайте читать вместе со мной, хором, ускоряя темп чтения. (Приём «буксир»: школьники ускоряют темп чтения вслед за учителем.)
Ребята, обратите внимание, что стихотворный текст записан как-то необычно. Может, вы помните, как называется такая форма текста? (Диалог.)
А что значит — диалог? Как его нужно читать? (По ролям.)
Давайте попробуем. Я буду выполнять роль учительницы, а вы будете читать за детей. (Учитель показывает, какие строки будет читать он, а какие строки хором будут читать дети.)
А теперь можно попросить кого-нибудь из вас почитать за учительницу, а остальные дети будут исполнять роль маленьких детишек.
Теперь попробуйте это стихотворение прочитать по ролям в парах, после чего поменяйтесь ролями и снова прочитайте диалог.
А теперь вернитесь на с. 3 нашего учебника, где определены цели изучения темы. Найдите цель, в которой отражён результат сегодняшней нашей работы со стихотворением. Подумайте, получилось ли у вас сейчас её реализовать.
Оцените с помощью фишки нужного цвета ваши достижения в этой работе.
Если в классе есть дети, у которых возникают сложности с произношением звука [р], то лучше либо объединить их в пары для чтения, либо учителю самому с ними поработать над этим стихотворением, пригласив к себе в пару. Это необходимо сделать для того, чтобы остальные дети не заметили данного дефекта у конкретного ребёнка.
Работа над формулировкой учебных задач урока и работа над целевыми установками, данными на шмуцтитуле.
Итак, ребята, мы с вами приступаем к изучению литературных текстов. В поле нашего внимания сегодня два произведения. Прочитайте фамилии авторов и названия произведений на с. 9 и 10 учебника. Как вы думаете, о чём нам расскажут произведения с такими названиями?
Правильно, мы снова будем читать произведения о буквах.
Одну из целей, заявленных на первой страничке изучения темы, мы уже постарались реализовать. Давайте посмотрим, может быть, какую-то ещё из этих целей мы воплотим на сегодняшнем уроке.
Правильно, будем знакомиться с интересными сказками и стихами о буквах, размышлять, кто и как их может «оживить», будем учиться понимать смысл прочитанного. (Лучше всего эти цели высветить на слайде.)
А теперь подумаем, что значит размышлять над чем-то, что значит понимать смысл прочитанного. (Дети предлагают свои толкования, доказывают свою точку зрения.)
Работа над фрагментом сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А».
Подготовка к восприятию сказки.
Ну что же, переходим к чтению сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А». Но, прежде чем познакомиться со сказкой И. Токмаковой, подумайте, любите ли вы сказки? Что обычно происходит в сказках? Кто в них действует? Могут ли героями сказки быть буквы? Как вы себе это представляете?
Прочитайте слова, записанные на доске (или слайде): не слушались, падали, ссорились, кричали, размахивали руками. Кто так мог бы себя вести? Кто бы это мог быть? (Работу с данными словами можно организовать и по «Рабочей тетради», с. 17.)
Сейчас я вам прочитаю отрывок из нового произведения. (Учитель показывает книгу И. Токмаковой.)
Чтение фрагмента сказки учителем.
Понравилось ли вам произведение, которое вы услышали? Чем особенно понравилось?
Сказка это или рассказ? Объясните свою точку зрения.
Почему у одного из героев такое странное имя — Кляксич?
А знаете ли вы, что такое клякса? Прочитайте задание, которое дают нам авторы после текста.
Работа со словарём.
(Просим детей найти в толковом словарике значение слова «клякса», предлагаем прочитать словарную статью, рассказать своими словами, что значит слово «клякса». Кроме того, работу с этим словом можно организовать, выполняя задание в «Рабочей тетради» на с. 18.)
Расскажите, как вы себе представляете Алю, трудно ли ей было писать буквы.
Почему с ней приключилась эта волшебная история? Слушаются ли вас буквы, когда вы их пишете?
Перечитывание сказки.
(Сначала предлагаем детям прочитать сказку, используя приём жужжащее чтение, потом — выборочное чтение.)
Вопросы для выборочного чтения.
Чем была взволнована буква «А»? Как она выглядела в данный момент? Прочитайте соответствующий фрагмент.
Кто рассорил буквы? Каким образом Кляксичу удалось «выгнать» буквы? Подтвердите свой ответ словами из текста сказки.
Найдите в тексте ответ на вопрос 2, размещённый в заданиях к тексту.
Обратите внимание на вопросы, размещённые авторами внизу с. 10 на бежевом фоне. Давайте попробуем разобраться, что же мы прочитали — рассказ или сказку? (Дети читают вопросы, размышляют, стремятся обосновать свои ответы.)
Творческое задание.
Творческое задание к тексту дано на с. 10 учебника под номером 3. Помощь по выполнению этого задания, этапы его выполнения представлены в «Рабочей тетради» на с. 18. Работу лучше организовать в парах. Обсудить с детьми правила работы в паре, проговорить, как правильно договариваться между собой, выбирать лучший вариант, слушать и слышать товарища по парте, как не вступать в конфликт, а предлагать конструктивное решение проблемы. После того как задание выполнено, необходимо заслушать выступление детей, предложить оценить их работу с помощью разноцветных фишек.
Подведение итогов урока, рефлексия.
Ребята, наш урок подошёл к концу. Вспомните задачи, которые мы формулировали на урок. (Можно открыть слайд или запись на доске.) Подумайте, чего нам удалось достичь, что получилось хорошо. А над чем ещё хотелось бы поработать?
Оцените свою работу с помощью разноцветных фишек, возьмите из коробочки ту фишку, цвет которой отражает уровень ваших достижений на уроке.
Рекомендации для занятий в семье.
Если вы хотите с ребёнком закрепить материал урока, обратитесь к с. 19 «Рабочей тетради». Пусть школьник сначала медленно прочитает стихотворение. Затем проведите с ним беседу, проверьте, всё ли он понимает при чтении. Для этого надо задать несколько вопросов на осмысление: «О чём стихотворение? Почему автор стихотворения говорит, что с буквами много хлопот? Что значит «с умом, толково их поставить в чёткий ряд»? Как понять выражение «Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят»?» Затем нужно попросить ребёнка прочитать этот текст ещё два раза медленно. И только после того, как текст стал знаком и понятен, можно от медленного чтения переходить к более быстрому целыми словами.
Далее нужно перейти к выполнению второго задания. Взрослый читает задание ребёнку вслух, спрашивает, как он понял его, что нужно сделать, чтобы быстро запомнить стихотворение. Затем вместе с ребёнком необходимо выделить и подчеркнуть трудные слова и помочь заучить ему стихотворение наизусть. При заучивании важно позаботиться о том, чтобы ребёнок правильно интонировал, поэтому можете показать ему правильный образец выразительного чтения несколько раз. Для облегчения запоминания стихотворения можно выписать первые слова из каждой строки в столбик, и, обращаясь к ним, ребёнок будет вспоминать продолжение строки. Постепенно он запомнит стихотворение. Примерно через час нужно ещё раз попросить его прочитать стихотворение, а утром на свежую голову по дороге в школу повторить. Взрослый всегда может напомнить первое слово из строки.
Урок 4
Тема: С. Чёрный. «Живая азбука», Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» нет
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать лексическое значение слова «маскарад», знать отличительные особенности букв, обозначающих гласные и согласные звуки; уметь находить в текстах слова и выражения, создающие художественный образ букв в читаемых произведениях; чётко произносить звук [ш] при чтении стихотворения В. Лунина, правильно интонировать, читать по ролям, осуществлять переход от слогового чтения к плавному при повторном прочтении текстов; уметь находить в тексте строки, которые являются ответом на вопрос учителя.
Метапредметные:
регулятивные: определять учебные задачи при работе с произведениями, предложенными на урок, удерживать их в памяти; оценивать результаты своего труда и труда одноклассников с помощью разноцветных фишек; устанавливать очерёдность работы в паре, освоить одно из правил работы в группе (распределение ролей при инсценировании);
познавательные: осознавать переносное значение художественной детали текста;
коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, описывать картины, возникшие при чтении произведения.
Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» в процессе инсценировки изучаемых текстов.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 1 класс», часть 1, пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс», разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне; зелёные — есть небольшие недочёты в работе; фиолетовые — надо подтянуться), мультимедиапроектор (по возможности).
Ход урока.
Работа с рубрикой «Разноцветные страницы».
Ребята, сегодня мы снова начинаем урок с рубрики «Разноцветные страницы». Вспомните, почему она так называется и какие задачи ставят перед нами авторы учебника, предлагая читать произведения из данной рубрики.
Сегодня мы поработаем над произведением В. Лунина «Шорох, шептанье, шумок под окном…». Сейчас я прочту вам это стихотворение, а вы подумаете, чему мы можем научиться в процессе чтения и перечитывания этого стихотворения. (Чётко произносить звук [ш], читать без ошибок и выразительно.)
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Правильно. Но это стихотворение необычное, оно ещё научит нас думать, размышлять над тем, что мы читаем, а также разгадывать тайны литературных произведений.
Понравилось вам стихотворение? А что особенно понравилось? О чём оно?
А теперь прочитайте последнее предложение. Какая картина встаёт у вас перед глазами, когда вы слышите эти строки? Опишите.
Как вы понимаете выражение «шустрым мышонком шуршит тишина»? Как тишина может «шуршать», ведь на то она и тишина, чтобы было очень тихо, не слышно было звуков, а автору она представилась шустрым мышонком? Нет ли здесь какого-то противоречия? Может быть, здесь скрыта какая-то тайна? (Тайна заключается в том, что автор представил тишину необычно. Сначала ему показалось, что это гном передвигается в тишине, но потом возник образ шустрого мышонка, который якобы то в одном месте поскребётся, то в другом. И кажется, что тихие звуки доносятся с разных сторон. А шорох, шептание, шлёпанье и шуршание — всё это звуки природы (деревьев, птиц, насекомых, ветра, дождя и пр.), которые все вместе и помогли автору представить тишину в виде шустрого мышонка.)
А теперь, ребята, читать будете вы. Зажмите пальчиками ушки и вполголоса прочтите это стихотворение. (Приём жужжащего чтения.)
Попробуйте прочитать это произведение своему соседу по парте, потом обменяйтесь ролями. Оцените чтение друг друга с помощью разноцветных фишек.
Подготовьте в паре чтение стихотворения по ролям. (Первую часть стихотворения читает один ученик, а вторую — другой.)
Если есть время, то можно заслушать выборочно, как подготовились к чтению по ролям дети. Обязательно дать комментарии тому, как они читали. Можно также оценить их работу фишками. При оценке необходимо учитывать чистоту произношения звука [ш], правильность интонации, по которой можно определить понимание смысла читаемого произведения.
Работа над формулировкой учебных задач урока и работа над целевыми установками, данными на шмуцтитуле.
Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучать литературные произведения о буквах, их весёлых превращениях и необычных историях, происходящих с ними. Откройте с. 11 учебника, прочитайте фамилию автора и название произведения, просмотрите произведение, почитайте задания. Также просмотрите и произведение Ф. Кривина и задания к нему на с. 12—13.
Обратитесь к с. 3 учебника, где авторы нам определили цели изучения раздела. Подумайте, какие из предложенных целей могут быть реализованы сегодня при чтении новых произведений.
Какую учебную задачу вы поставите на сегодняшний урок каждый для себя? (Научиться читать выразительно, научиться читать без ошибок, стараться читать целыми словами, быть более инициативным, научиться не конфликтовать и т. д. Дети при таком вопросе учителя могут поставить на урок личностно значимые цели, например совершенствовать то, что не очень хорошо получается.)
Работа над стихотворением С. Чёрного «Живая азбука».
Подготовительная беседа.
Ребята, прочитав название произведения, вы не удивились тому, что азбука названа живой? Почему, по вашему мнению, автор так назвал своё произведение? О чём пойдёт речь?
Чтение стихотворения учащимися.
(По одному предложению читает каждый ученик.)
Понравилось вам стихотворение? Что особенно понравилось?
Кто затеял проказу, шалость?
Почему поэт шалость букв назвал «превесёлый маскарад»?
Знаете ли вы значение слова «маскарад»?
Работа с толковым словариком.
Найдите новое слово в словаре. Прочитайте, что оно обозначает. Расскажите своими словами, как вы поняли значение этого слова, приведите примеры.
Чтение стихотворения в парах.
(Каждый ученик читает по строке.)
Прежде чем прочитать стихотворение, давайте выполним задание 2 на с. 11 учебника, оно поможет нам подготовиться к выразительному чтению.
Ребята, когда вы будете читать друг другу, вспомните, какие учебные задачи каждый из вас поставил для себя. Постарайтесь удерживать их в памяти и стараться выполнять.
Оцените свои усилия по достижению поставленной задачи с помощью разноцветных фишек. (Учащиеся берут из общей коробочки ту фишку, которая соответствует уровню достижения результата. Их можно складывать на парте, а можно приклеивать в «Дневник достижений», если таковой имеется.)
Творческое задание.
На этом этапе можно предложить школьникам выполнить задание 3 на с. 11 учебника (если остаётся достаточно времени), затем прочитать историю о букве, которая получилась у них. После каждого выступления следует оценить результаты труда каждого ученика разноцветными фишками.
Работа над рассказом Ф. Кривина «Почему «А» поётся, а «Б» нет».
Подготовительная работа.
Ребята, мы уже прочитали несколько историй про буквы нашего русского алфавита. Сейчас мы прочитаем рассказ Ф. Кривина о том, чем отличаются гласные от согласных, почему разные звуки имеют свои особенности.
Из «Азбуки» мы уже знаем о главных отличиях гласных звуков от согласных. Назовите их. Зачем нам надо иметь эти знания и различать гласные и согласные звуки? А теперь послушайте, как увлекательно рассказывает об этом Ф. Кривин в своём произведении.
Выразительное чтение произведения учителем.
Понравился вам рассказ? Что нового и необычного вы из него узнали?
Какие звуки умеют особенно красиво петь? Знаете ли вы теперь, как появились гласные звуки? (Голос — голосить, глас — гласный.)
Назовите звуки, которые, по мнению автора, могут петь-заливаться. Как их называет писатель? (Голосистые.)
А как вы думаете, мы поём буквы или звуки? Почему автор всё время говорит о буквах? (Наверное, он писал этот рассказ для дошколят, которые ещё не знают, что такое звуки.)
Имеют ли голос согласные звуки? Объясните свой ответ.
Перечитывание текста.
На этом этапе можно попросить детей, которые хорошо умеют читать, перечитать основную часть текста, а дети с невысокой техникой чтения, могут прочитать отдельные строки, где автор показывает, как тянутся звуки. Учитель регулирует этот процесс и сам назначает учеников для чтения.
Выборочное чтение.
На этом этапе необходимо больше привлекать тех учащихся, которые ещё не очень уверенно читают.
Прочитайте строки из стихотворения, где описывается, какие звуки издают гласные.
Как вы объясните смысл названия «согласные»? (Частичка «со» означает совместное участие в чём-нибудь.)
Прочитайте строки, где описывается, какие звуки издают согласные (Шипят, свистят, жужжат, рычат, пыхтят и т. д.)
Выводы и обобщения по прочитанному.
Как вы думаете, случайно ли автор рассказал нам историю о споре букв? Может быть, история эта нам что-то напоминает? (Да, мы часто в жизни спорим и не уступаем друг другу, не слушаем, думаем чаще о том, кто из нас главнее, а не о том, чтобы хорошо сделать общее дело.)
Правильно, ребята, вот эту мысль мы и должны будем передать в своём маленьком спектакле.
Инсценировка фрагмента произведения (работа в группах).
Если дети впервые занимаются такой деятельностью, то необходимо сначала определить задачу — что будем делать; осмыслить, зачем это нужно.
Ребята, кто из вас уже бывал в театре, видел, как ставятся пьесы, как играют актёры? Сегодня мы попробуем поставить мини-спектакль, где у каждого будет своя роль. Разыгрывание в ролях небольшого фрагмента литературного произведения называется инсценированием. В основе слова «инсценирование» лежит слово «сцена», поэтому мы попробуем сегодня быть в роли актёров.
Какие буквы являются героями произведения? Сколько ролей в этом тексте? Какие диалоги нам предстоит озвучить? (Примерно восемь ролей, за автора может читать учитель или хорошо читающий ученик.)
Разбейтесь на группы по 8 человек. Попробуйте распределить роли. Какие правила вы должны помнить, чтобы договориться и не конфликтовать? (Не сердиться, объяснить, почему та или другая роль нравится больше, попытаться убедить товарищей, а не кричать, не обижаться и не драться.)
Сначала попробуем прочитать текст по ролям с первой группой, потом — со второй и третьей. Затем разойдёмся по группам и будем репетировать сценки. Но надо проговорить, какая буква с какой интонацией должна произносить слова, как передать характер каждой буквы.
Пробное чтение по ролям и репетиция сценки.
Просмотр инсценировок, оценивание результатов.
Чтобы правильно оценить результаты, нужно выработать критерии того, что будем оценивать: умение передать характер буквы с помощью правильной интонации, мимики и жестов; отчётливое произношение всех слов своей роли; умение вести себя на сцене (правильно стоять лицом к зрителям, правильно двигаться, слушать реплики других актёров, чтобы вовремя вступить в диалог и пр.). Оценку лучше давать с помощью тех же разноцветных фишек. Оценивать нужно игру каждого ребёнка в отдельности.
Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов. Вспомните задачи, которые мы ставили на уроке. (Необходимо, чтобы основные из них были написаны на доске или высвечены на слайде.)
Поделитесь тем, что вам сегодня особенно удалось, над чем ещё нужно поработать. Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось? С какими впечатлениями вы уходите с урока?
Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фишек, покажите количество красных, зелёных и фиолетовых фишек с помощью пальцев рук.
Молодцы, вы хорошо потрудились.
Рекомендации для занятий в семье.
Для закрепления умений, полученных на уроке, рекомендуем выполнить с ребёнком задания 3 или 5 на с. 13 учебника. Предложите ребёнку задания на выбор. Если ваш ребёнок выбирает задание 3, то вы должны обратить внимание на то, что задание делается в паре. Вы можете сами составить своему ребёнку пару, а можете предложить ему пригласить кого-нибудь из одноклассников или друзей. Чтобы провести сравнение двух текстов, надо сначала оба текста прочитать. Пусть это сделают ученики. Затем с помощью вопросов следует найти общее и различное в данных текстах, подготовить ответ на вопрос. Если вы руководите работой в паре, обязательно вспомните с детьми правила работы в паре, которые они изучали в школе. Проясните, правильно ли они понимают, что значит уметь договариваться друг с другом, что значит не конфликтовать, распределять роли и пр.
Если ваш ребёнок выбрал задание 5, то вам надо понимать, что это задание творческого характера и необходимо воспользоваться «Рабочей тетрадью», с. 20. Главная ваша функция не мешать детям, не наставлять, не принуждать к тому, чтобы они делали, то, что вам кажется правильным. Творческие способности только тогда раскрываются и получают возможность для плодотворной реализации, когда на человека не оказывается давление, когда он сам решает, что главное, а что второстепенное, когда сам продуцирует идеи и находит пути их реализации. Ваша задача — содействовать раскрытию способностей ребёнка, поощрять, хвалить, иногда корректно и ненавязчиво подправлять, предлагать варианты для обсуждения, т.е. сотрудничать. В этом и будет заключаться ваша помощь.
1 На изучение раздела выделено 7 часов.
2 Согласно постановлению об утверждении СанПиН от 29 декабря 2010 г. № 189 (пункт 1) 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий.
3 В конце каждого урока ребёнок может посчитать, сколько и каких фишек он набрал, сделать вывод, в чём он был особенно успешен, а над чем ещё нужно потрудиться.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ