Урок для 1 класса по теме: "Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств"

Абзамилова Е.В.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6, ст.Каневской

Тема урока – практикума: «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств».

Цель:

  • повторение терминов «органы чувств», «признаки предметов», опытное определение признаков предметов с помощью органов чувств;

  • учить беречь органы чувств;

  • воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование: учебник, тетрадь, материал для проведения опытов: сахар, соль, мука, рис, кофе, духи, апельсин, лимон, яблоко, свекла, ластик, мячик, карандаш; карточки с опорными словами, предметные рисунки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

- Что вы видите у меня в руках? (яблоко)

- О каких признаках этого предмета вы можете рассказать?

(сладкое, красное, кислое, сочное…)

- Какие органы чувств помогают нам определить это? (глаза, нос, язык и кожа)

- На сколько хорошо вы запомнили органы чувств мы сейчас узнаем, а помогут нам ребята (дети загадывают загадки и прикрепляют на доску соответствующую картинку)

(на интерактивной доске картинка, используемая на предыдущем уроке)

Ученик:

Брат с братом

Через дорогу живут,

А один другого не видит (глаза)

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг.

Ученик:





У зверушки –

На макушке.

А у нас –

Ниже глаз (уши)

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.

Всегда во рту,

А не проглотишь (язык)

- Язык помогает нам чувствовать сладкую и кислую, горькую и соленую пищу.

Ученик:

Между двух светил

В середине я один (нос)

- Нос помогает нам чувствовать все запахи!

Учитель:

- А о каком органе чувств мы еще не сказали? (кожа)

- Правильно, кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Вот об этом мы сегодня и поговорим на уроке. Но урок будет не простым, вам придется провести несколько опытов (учитель на доску прикрепляет слово «опыт») они помогут вам ответить на вопрос: «Как мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств».

IV. Основная часть урока.

  1. Работа по учебнику (стр.8)

- Откройте учебники на стр. 8. Кого вы видите?

- Что делают Маша и Миша? (Маша проводит опыт: пытается на ощупь, с закрытыми глазами, определить предметы, а Миша наблюдает)

- Что обозначает значки в верхнем левом уголке? (Опыт, работа в парах)

- Это значит, что подобную работу вы будите выполнять не в одиночку, а в группах. Чтобы выполнять опыты , следует знать основные правила, которые вы будите выполнять и на других похожих уроках.

2. Знакомство с основными правилами проведения опытов:



( на интерактивной доске правила, их могут читать сами дети)

  • Работу можно проводить стоя, но говорить друг с другом тихо. Чтобы не мешать другим.

  • Опыты помогают проводить лаборанты. Участие принимаю все дети, но по очереди.

  • После выполнения задания ученики молча, берутся за руки и поднимают их вверх, показывая этим, что работа завершена. По разрешению учителя группы меняются «лабораторным оборудованием». Как вы думаете, что такое «лабораторное оборудование»?

3. Обсуждение результатов проведенных опытов.

  • В мешочек помещается набор предметов, которые ученики определяют на ощупь: болт, ластик, мячик, карандаш, шишка.

  • На столе стоят стаканчики с холодной и теплой водой. Следует определить, в каком стакане вода холодная, а в каком теплая.

- Как вы выполняли первые два опыта?







- Что обнаружили?

Вывод: Мы не видели предметов, но узнали их кончиками пальцев;

- Мы не знали в каком стакане холодная вода, пока не ощутили кожей рук, что один стакан теплый, а другой холодный. Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. Кожа человекаэто его орган осязания, который помогает нам узнать предмет даже тогда, когда мы его не видим ( учитель рядом с картинкой прикрепляет слова «орган осязания»)

  • Глаза у ребенка завязаны, он должен по запаху узнать: кофе, лимон, духи, апельсин.

- Какие предметы вам удалось узнать по запаху?



Вывод: Нос орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

  • Для этого опыта ребенку с закрытыми глазами дают попробовать яблоко, лимон, свеклу, грушу.

  • Следующий опыт интересен тем, что для определения веществ надо привлечь уже два органа чувств. Ребенок с закрытыми глазами может определить какое вещество находится в баночке (мука, сахар, соль, рис) или на вкус, или на ощупь.



Вывод: мы определяли вкус с помощью языка. Язык – орган вкуса.

- А вы знаете, что сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое корнем.



Кожа - орган осязания





Нос - орган обоняния







Язык – орган вкуса

Ухо – орган слуха





Глаз – орган зрения



4. Самостоятельная работа в тетрадях ( один ребенок у интерактивной доски)

- Откройте терадь на стр.7. Отметьте галочкой рисунки, где изображены те предметы, которые ты можешь узнать в темноте, не дотрагиваясь до них рукой.

- Что помогло вам найти эти предметы в темноте?

- А если мимо вас пройдет котенок, вы сможете его узнать? Как?



5. Физминутка (Песня «Разноцветные стекляшки)»

6. Игра «Определи источник звука»

- А теперь закройте глаза и попытайтесь определить источник звука (учитель открывает и закрывает дверь, хлопает в ладоши, переливает воду из стаканчика в стаканчик, стучит ложкой о стенку стакана)

Вывод: Ухо – орган слуха. А кто скажет, какой орган чувств глаз? (орган зрения)

7. Работа в тетрадях (стр. 8 – 9 № 6, 7)



V. Итог урока.

- Обратите внимание на доску, на таблицу, которую вы составили. Сделайте вывод урока.

- Глаз – орган зрения, ухо – орган слуха, нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Органы чувств верные помощники человек. Они помогают ему видеть, слышать, чувствовать запах и вкус, ощущать холод. Прикосновение боль.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ