Урок для 1 класса по теме: "Насекомые"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл








Конспект занятия кружка «Мой край»

для учащихся первого года обучения (1 класс)




Насекомые







Разработала и провела

учитель начальных классов

Плеханова Марина Владимировна













Козьмодемьянск

2014

Задачи:

- определить понятие «насекомые»,

-выделить существенные и отличительные признаки насекомых;

-сформировать представление об их многообразии;

-продолжить развивать умение классифицировать животных, умение обобщать полученную информацию;

-воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

-развивать творческие способности;

-развивать речь и мышление


Познавательная задача:

узнать, каких животных называют насекомыми, какой признак у них главный


Учебная задача:

учиться отличать насекомых от других животных, находить их сходства и различия


Оборудование:

Презентация занятия, иллюстрации насекомых, раздаточный материал (иллюстрации насекомых , бабочки-настроения, кроссворд «Пчела»)

1.Организационный момент.

-На прошлом занятии мы закончили разговор о мире растений и сегодня переходим к миру животных. Проверьте свои рабочие места, у вас на партах должны быть иллюстрации. Пока их не трогаем, они нам понадобятся позже.

II. Сообщение темы и цели урока.

У. Нам предстоит знакомство с насекомыми. Кто-нибудь знает, кто такие насекомые?

Мы должны будем выяснить, кто такие насекомые, где они встречаются и чем насекомые отличаются от других классов животных.



Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое увидишь вдруг –

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны.


На толстый сук

Уселся жук,

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботом душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты,

У всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!



III. Ход занятия.

- Начнем мы с разгадывания загадок.


Домовитая хозяйка Имя взял у кузнеца,
Полетает над лужайкой, Цвет у огурца,
Похлопочет над цветком – Крылья у мошки,
Он поделится медком. Ножки у блошки.

( пчела ) (кузнечик)


Я работаю в артели, На ромашку у ворот
У корней лохматой ели. Опустился вертолет -
По буграм тащу бревно – Золотистые глаза.
Больше плотника оно. Кто же это?... (стрекоза)
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором, Этот житель плетет серебристые сети.
А под елью вырос дом. Только иголку в его не отыщешь пожитках,
(муравей) Есть у него лишь красивая белая нитка. (паук)


Ходит рогуля на шести ходулях,
Вдоль спины себя сломал,
Крылья белые достал, Те, с кем рядом я жужжала,
Зажужжал рогуля Помнят – у меня есть жало
И полетел, как пуля. И на брюшке полоса,
(Жук) Потому, что я ….(оса)

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)

Ходит ходок через потолок.

Всем надоедает, здоровью угрожает.

А как осень придет, еще и кусаться начнет (муха)


Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Кто его убьёт,

Тот кровь свою прольёт. (комар)


По ходу отгадывания на доске вывешиваются иллюстрации с отгаданными животными.


- Как вы считаете, все эти животные - насекомые? Давайте разбираться.

- Возьмите ваши карточки, рассмотрите ваших животных и пересчитайте количество лап.

Работа в парах. Рассматривание иллюстраций на парте, выявление количества ног у животных на картинках.




Первый признак насекомых (три пары ног)

Заслушиваются все варианты ответов. Приходим к выводу, что у всех насекомых три пары ног. Спор по поводу паука пока остается открытым.

Запись на доске: 3 пары ног

- Рассмотрите ноги насекомых. Они одинаково устроены? Почему?

У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания. Подумайте, кому из названных насекомых принадлежат эти лапки.


Рассматривание иллюстраций на парте, выявление количества частей тела у животных на картинках.

Заслушивание высказываний каждой пары учеников.


Запись на доске: 3 части тела - голова, грудь, брюшко

- Действительно, тело насекомых словно рассечено на три части, название этой группы животных произошло от слова «насечка».


Физминутка «Бабочка»

Питание насекомых

- А чем питаются насекомые?

- Как вы думаете, ротовой аппарат у различных насекомых одинаковый или разный?

- У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение к имеют эти предметы к питанию насекомых?

-Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки.

- Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь.

- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка.



Рассматривание иллюстраций на парте



Третий признак насекомых (наличие усиков)

- Какой орган находится на голове насекомых? Как вы думаете, для чего он нужен?

Усики - характерный признак многих насекомых. Попробуем выяснить, для чего они им нужны.

(Заслушиваются высказывания детей.)


Запись на доске: усики



Рассматривание иллюстраций на парте, выявление количества крыльев у животных на картинках

Четвертый признак (наличие двух пар крыльев)

-С помощью чего насекомые передвигаются по воздуху? Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?

Запись на доске: 2 пары крыльев


Насекомые – самая многочисленная группа животных. Ученые как-то подсчитали, что на одном гектаре леса (это приблизительно два футбольных поля) насекомых живет больше, чем людей на всей планете.

Науке известно более 1 млн. видов насекомых. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и мн. другие. Насекомые везде и всюду. Обитают насекомые везде: в почве, на земле, в воде, в воздухе; от холодных полярных льдов до жарких тропиков.

Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие – вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны в природе. Они – часть природы.

Насекомые обладают сильнейшим иммунитетом. Они существуют на Земле уже 300 миллионов лет и спокойно пережили все геологические потрясения.



IV Закрепление

- Давайте вспомним, чем отличаются насекомые от других животных. Вернемся к иллюстрациям – ответам на загадки. Кого вы считаете лишним? Почему?


Игра «Узнай по голосу» (заслушивание звуков природы, узнавание насекомых.)


V Рефлексия

Давайте создадим полянку нашего настроения.

-Кто чувствовал себя на занятии комфортно, и кому всё было понятно - возьмите зелёную бабочку.

-Кто чувствовал себя немножко неуверенно, ошибался, но ошибки свои понял и исправил - жёлтую бабочку.

-Кому было неинтересно - красную бабочку.


Вот какая замечательная полянка у нас получилась!















Литература:







  • Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».- М, «Вако», 2004

  • Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение.- М, «Омега», 1997

  • Ляшенко Школа юного краеведа.- Волгоград «Учитель»,2007

  • Пекпаев А.А Родной край. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1992

  • Пекпаев А. А Мы изучаем природу. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1995

  • Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – М, «Просвещение», 1991

  • Энциклопедия тайн и загадок Чудеса живой природы.- М, «Белый город», 2009

  • Энциклопедия Я познаю мир. – М, «Астрель», 2001

  • Энциклопедии «Растения», М, 2010























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ