Урок для 1 класса по теме: "Насекомые"
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл
Конспект занятия кружка «Мой край»
для учащихся первого года обучения (1 класс)
Насекомые
Разработала и провела
учитель начальных классов
Плеханова Марина Владимировна
Козьмодемьянск
2014
Задачи:
- определить понятие «насекомые»,
-выделить существенные и отличительные признаки насекомых;
-сформировать представление об их многообразии;
-продолжить развивать умение классифицировать животных, умение обобщать полученную информацию;
-воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
-развивать творческие способности;
-развивать речь и мышление
Познавательная задача:
узнать, каких животных называют насекомыми, какой признак у них главный
Учебная задача:
учиться отличать насекомых от других животных, находить их сходства и различия
Оборудование:
Презентация занятия, иллюстрации насекомых, раздаточный материал (иллюстрации насекомых , бабочки-настроения, кроссворд «Пчела»)
1.Организационный момент.
-На прошлом занятии мы закончили разговор о мире растений и сегодня переходим к миру животных. Проверьте свои рабочие места, у вас на партах должны быть иллюстрации. Пока их не трогаем, они нам понадобятся позже.
II. Сообщение темы и цели урока.
У. Нам предстоит знакомство с насекомыми. Кто-нибудь знает, кто такие насекомые?
Мы должны будем выяснить, кто такие насекомые, где они встречаются и чем насекомые отличаются от других классов животных.
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое увидишь вдруг –
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны.
На толстый сук
Уселся жук,
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботом душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты,
У всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
III. Ход занятия.
- Начнем мы с разгадывания загадок.
Домовитая хозяйка Имя взял у кузнеца,
Полетает над лужайкой, Цвет у огурца,
Похлопочет над цветком – Крылья у мошки,
Он поделится медком. Ножки у блошки.
( пчела ) (кузнечик)
Я работаю в артели, На ромашку у ворот
У корней лохматой ели. Опустился вертолет -
По буграм тащу бревно – Золотистые глаза.
Больше плотника оно. Кто же это?... (стрекоза)
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором, Этот житель плетет серебристые сети.
А под елью вырос дом. Только иголку в его не отыщешь пожитках,
(муравей) Есть у него лишь красивая белая нитка. (паук)
Ходит рогуля на шести ходулях,
Вдоль спины себя сломал,
Крылья белые достал, Те, с кем рядом я жужжала,
Зажужжал рогуля Помнят – у меня есть жало
И полетел, как пуля. И на брюшке полоса,
(Жук) Потому, что я ….(оса)
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)
Ходит ходок через потолок.
Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придет, еще и кусаться начнет (муха)
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (комар)
По ходу отгадывания на доске вывешиваются иллюстрации с отгаданными животными.
- Как вы считаете, все эти животные - насекомые? Давайте разбираться.
- Возьмите ваши карточки, рассмотрите ваших животных и пересчитайте количество лап.
Работа в парах. Рассматривание иллюстраций на парте, выявление количества ног у животных на картинках.
Первый признак насекомых (три пары ног)
Заслушиваются все варианты ответов. Приходим к выводу, что у всех насекомых три пары ног. Спор по поводу паука пока остается открытым.
Запись на доске: 3 пары ног
- Рассмотрите ноги насекомых. Они одинаково устроены? Почему?
У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания. Подумайте, кому из названных насекомых принадлежат эти лапки.
Рассматривание иллюстраций на парте, выявление количества частей тела у животных на картинках.
Заслушивание высказываний каждой пары учеников.
Запись на доске: 3 части тела - голова, грудь, брюшко
- Действительно, тело насекомых словно рассечено на три части, название этой группы животных произошло от слова «насечка».
Физминутка «Бабочка»
Питание насекомых
- А чем питаются насекомые?
- Как вы думаете, ротовой аппарат у различных насекомых одинаковый или разный?
- У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение к имеют эти предметы к питанию насекомых?
-Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки.
- Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь.
- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка.
Рассматривание иллюстраций на парте
Третий признак насекомых (наличие усиков)
- Какой орган находится на голове насекомых? Как вы думаете, для чего он нужен?
Усики - характерный признак многих насекомых. Попробуем выяснить, для чего они им нужны.
(Заслушиваются высказывания детей.)
Запись на доске: усики
Рассматривание иллюстраций на парте, выявление количества крыльев у животных на картинках
Четвертый признак (наличие двух пар крыльев)
-С помощью чего насекомые передвигаются по воздуху? Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?
Запись на доске: 2 пары крыльев
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Ученые как-то подсчитали, что на одном гектаре леса (это приблизительно два футбольных поля) насекомых живет больше, чем людей на всей планете.
Науке известно более 1 млн. видов насекомых. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и мн. другие. Насекомые везде и всюду. Обитают насекомые везде: в почве, на земле, в воде, в воздухе; от холодных полярных льдов до жарких тропиков.
Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие – вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны в природе. Они – часть природы.
Насекомые обладают сильнейшим иммунитетом. Они существуют на Земле уже 300 миллионов лет и спокойно пережили все геологические потрясения.
IV Закрепление
- Давайте вспомним, чем отличаются насекомые от других животных. Вернемся к иллюстрациям – ответам на загадки. Кого вы считаете лишним? Почему?
Игра «Узнай по голосу» (заслушивание звуков природы, узнавание насекомых.)
V Рефлексия
Давайте создадим полянку нашего настроения.
-Кто чувствовал себя на занятии комфортно, и кому всё было понятно - возьмите зелёную бабочку.
-Кто чувствовал себя немножко неуверенно, ошибался, но ошибки свои понял и исправил - жёлтую бабочку.
-Кому было неинтересно - красную бабочку.
Вот какая замечательная полянка у нас получилась!
Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».- М, «Вако», 2004
Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение.- М, «Омега», 1997
Ляшенко Школа юного краеведа.- Волгоград «Учитель»,2007
Пекпаев А.А Родной край. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1992
Пекпаев А. А Мы изучаем природу. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1995
Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – М, «Просвещение», 1991
Энциклопедия тайн и загадок Чудеса живой природы.- М, «Белый город», 2009
Энциклопедия Я познаю мир. – М, «Астрель», 2001
Энциклопедии «Растения», М, 2010
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ