Урок для 1 класса по теме: "В.Г. Сутеев «Палочка-выручалочка» (рубрика «Сказки о животных»)"
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №104
Конспект открытого урока
Литературного чтения
(урок слушания)
в 1 классе «А»
учителя начальных классов
Поздняковой Елизаветы Олеговны
22 марта 2013 г.
Тема: В.Г. Сутеев «Палочка-выручалочка» (рубрика «Сказки о животных»).
Цель: познакомить учащихся с новой авторской сказкой о животных.
Учебные задачи:
•ввести в круг чтения детей новые авторские сказки;
•учить сравнивать сказки по темам, авторам;
•учить составлять схематический план и пересказывать по плану;
•учить сравнивать героев сказки и их поступки.
Учебные умения:
•правильно называть сказку (В.Г. Сутеев «Палочка-выручалочка»);
•выявлять авторскую точку зрения и выражать свою;
•пересказывать текст по плану-схеме.
Учебный материал: сказка В. Сутеева «Палочка-выручалочка».
Отгадывание названия произведения (у каждой буквы своя цифра, расставить буквы в порядке увеличения).
Слушание сказки. Чтение учащимися заключительной части.
Определение жанра, тематики.
Беседа о сказке.
Характеристика главных героев.
Восстановление событий.
Физкультминутка.
Работа на компьютерах: моделирование, иллюстрирование фрагмента сказки.
Релаксация.
Организационный момент.
Слайд 1.
II.Постановка темы и задач урока.
-Ребята, сегодня вы услышите новое произведение. А чтобы узнать название произведения вам предстоит разгадать ребус. Восстановите числовую линию в порядке возрастания. Каждой цифре соответствует своя цифра (учащиеся поочереди выходят к доске и составляют название произведения).
- О чём может быть текст с таким названием?
-Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому – то?
-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.
-Написал это произведение Владимир Григорьевич Сутеев.
Знаком ли вам этот писатель?
Слайд 2
В.Г. Сутеев был писателем-сказочником, художником-иллюстратором, мультипликатором, сценаристом.
-Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими. С какими его произведениями мы уже знакомы? Отгадайте по моделям обложек.
Слайд 3.
-Отгадайте по моделям произведения В.Г. Сутеева.
(«Под грибом», «Дядя Миша», «Ёлка»).
Слайды 4, 5, 6.
2.Чтение учителем произведения. (Книги закрыты).
Слайд 7.
В. Сутеев «Палочка-выручалочка»
Шел Ежик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоем дорога вдвое короче. До дома далеко — идут, разговаривают.
А поперек дороги палка лежала.
За разговором Заяц ее не заметил — споткнулся, чуть было
не упал.
— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она
далеко в сторону отлетела.
А Ежик поднял палку, закинул ее себе на плечо и побежал догонять Зайца.
Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
— Зачем тебе палка? Что в ней толку?
— Это палка не простая, — объяснил Ежик. — Это палочка-выручалочка.
Заяц в ответ только фыркнул.
Пошли они дальше и дошли до ручья.
Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:
— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не
перебраться!
Ничего не ответил Ежик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чем небывало.
Заяц от удивления даже рот разинул:
Здорово ты, оказывается, прыгаешь!
— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ежик, — это палочка-выручалочкачерез-все-скакалочка мне помогла.
Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.
Заяц с кочки на кочку прыгает. Ежик позади идет, перед собой палкой дорогу проверяет.
— Эй, Колючая Голова, что ты там плетешься еле-еле? Наверно, твоя палка...
Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился
в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнется и утонет.
Перебрался Ежик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:
— Хватайся за палку! Да покрепче!
Ухватился Заяц за палку. Ежик изо всех сил дернул и вытянул
своего друга из болота.
Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:
— Спасибо тебе, Ежик, спас ты меня.
— Что ты! Это палочка-выручалочка-из-беды-вытягалочка.
Пошли дальше и у самой опушки большого темного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.
— Помогите, помогите! — чирикали они.
Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Еж, ни Заяц по деревьям лазать не умеют. А помочь надо.
Думал Ежик, думал и придумал.
— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.
Заяц стал лицом к дереву. Ежик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и до
стал почти до самого гнезда.
Птенчик еще раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.
Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:
— Спасибо, спасибо, спасибо!
А Заяц говорит Ежу:
— Молодец, Ежик! Хорошо придумал!
— Что ты! Это все палочка-выручалочка-наверх-поднималочка!
Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, темнее. Страшно
Зайцу. А Ежик виду не подает: идет впереди, палкой ветки раздвигает.
И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил,
загородил дорогу, зарычал:
— Стой!
Остановились Заяц с Ежиком.
Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
— Тебя, Еж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком и съем, с хвостом и ушами!
Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза — сейчас его Волк съест.
Только Ежик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.
Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать...
Так и убежал, ни разу не обернувшись.
— Спасибо тебе, Ежик, ты меня теперь и от Волка спас!
— Это палочка-выручалочка-по-врагу-ударялочка, — ответил
Ежик.
Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжелая, в гору идет.
Ежик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости.
До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.
— Ничего, — сказал Ежик, — держись за мою палочку.
Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ежик в гору.
И показалось Зайцу, будто идти легче стало.
— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка
и на этот раз мне помогла.
Так и привел Ежик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами.
Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:
— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.
Усмехнулся Ежик и говорит:
— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе
еще пригодится.
Заяц даже опешил:
— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки
останешься?
— Ничего, — ответил Ежик, — палку всегда найти можно, а вот выручалку, — он постучал себя по лбу, — а выручалка-то вот она где!
Тут все понял Заяц:
— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе
сердце!
3. Проверка первичного восприятия.
-Понравилось произведение?
-Что вам понравилось?
-Что вам не понравилось?
-Когда вам было весело? А грустно? Оправдались ли ваши предположения?
4. Моделирование обложки.
-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?
-Почему вы так решили? Докажите.
-Подумайте, о ком эта сказка?
-Чуть позже вы покажете это на модели.
-Откройте книгу и найдите фамилию автора.
-Кто написал эту сказку?
-Значит, какая это сказка авторская или народная?
-Что вы знаете об этом человеке?
5. Работа с произведением: анализ содержания, определение темы чтения.
Учитель:
-Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?
Учитель:
-Кто главные герои в сказке? (Ёжик и Заяц).
Слайд 8. По щелчку выходят круги - модели героев (Заяц, Ёж)
-Каким был Ёжик? Заяц? Слайд 9.
-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?
-Были ли у Зайца положительные качества? (Благодарный).
-Как автор относится к ежу? К зайцу?
-Кто вам понравился больше и почему?
-Давайте вспомним, как Ёжик называл палочку. Слайд 10.
6. Физкультминутка
Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
7. Работа на Macbook.
-моделирование обложки в ПервоЛого;
-иллюстрирование сюжета сказки с элементами мультипликации в ПервоЛого.
8. Релаксация.
Закройте глаза и представьте, чтобы вы могли сделать, если бы у вас была палочка-выручалочка.
-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?
-Как об этом сказал автор? Что самое важное? ( Важна не палка, а умная голова да доброе сердце!)
-«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»! Чему учит нас сказка? Слайд 11.
- Какой урок возьмём из неё? Что хотел нам сказать автор?
-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.
-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему научились?
-Какое произведение помогло?
-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.
Сегодня я работал лучше, чем вчера
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой
-Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.
-Прикрепите на общий круг знак, который соответствует вашему состоянию.
-Спасибо за работу!
-Спасибо за урок!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ