Урок обучения грамоте по теме «Знакомство с буквой С,с» 1 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Урок обучения грамоте по теме
«Знакомство с буквой С,с»
1 класс
(открытый урок в рамках школьного методического дня «Формирование УУД учащихся на ступени начального и основного образования»)
Учитель начальных классов:
Соболева Елена Ивановна
г. Железногорск
2013г.
План - конспект урока
Предмет литературное чтение
Урок № 89 -90
Тема урока: «Знакомство с буквой С, с.»
Тип урока: урок открытия нового знания
Дидактическая цель: познакомить с буквой С, с, читать слоги, слова, предложения с изученными буквами.
Задачи урока:
формирование научных понятийных знаний на доступном учащимся материале;
развитие навыков исследовательской деятельности, эрудиции, общей культуры;
воспитание личности, стремящейся к познанию.
Оборудование: презентация по ходу урока, схемы для обозначения звуков, карточки с буквами, предметные картинки
Литература: Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова «Букварь», часть первая, страница 91 - 93.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать воображение; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.
Познавательные логические действия: формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить определять тему урока и учить решать поставленную проблему.
Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение; формировать умение работать в группах и сохранять дружеские отношения .
Предметные: развивать умение выделять и различать звуки в словах; умение обозначать их буквами; читать слоги, слова, предложения с изученными буквами.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Слайд №1.
На экране буквы: а, о, ы, и, н, ю, е.
Найдите лишнюю букву. Почему она лишняя в данной группе? Какие звуки она обозначает?
Прочитайте слоги с этими буквами. Вашими помощниками будут стрелочки.
3. Постановка учебной задачи.
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы свистит…
Выходит ребёнок в шапочке с изображением совы и говорит:
Совушка - сова, большая голова,
На суку сидит, головой вертит,
Во все стороны глядит.
Дети, как вы думаете, для чего пришла сова к нам на урок? (ответы детей.)
Правильно, сова хочет познакомить с новой буквой. Сова предлагает нам поиграть в игру «Звук заблудился»
Говорят, один рыбак,
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался … дом.
В каком слове заблудился звук? Мог ли рыбак поймать дом? А кого он поймал?
Слайд №2.
Посмотрите на экран. Найдите схему слова дом. Эта же схема и для слова сом. В каком домике живёт заблудившийся звук?
Какой первый звук в слове дом? А в слове сом?
Как вы думаете с какой буквой мы познакомимся на уроке?
Правильно. Сегодня мы будем работать со звуками [с], [с’] , познакомимся с буквой, которой эти звуки обозначаются.
Спасибо, Совушка, садись на место.
4. Открытие нового знания.
1) Откройте учебник на странице 91. Листайте аккуратно, книгу кладите правильно. Я загадаю вам загадку, а вы подумайте, какая картинка будет к ней ответом.
Мне сказала тётя Римма:
- Эта вещь необходима -
Зонт лежит в ней и платок,
Крем, помада, кошелёк.
Все и мамы, и дочурки
Прячут в ней свои покупки.
Что это? (сумка) Найдите рисунок. Справа от рисунка найдите схему этого слова. Давайте посчитаем, сколько звуков в слове. Произнесите слово так, чтобы каждый звук попал в свой домик. ( Один ученик у доски)
Давайте теперь достроим звуковую схему этого слова. ( Один ученик у доски)
2) Игра «Живые звуки»
Ты будешь первый гласный звук в слове сумка, ты - первый согласный, ты - второй гласный, ты - [к], ты - [м].
Ко мне подойдёт [ у], второй согласный звук, звук [а], [с], третий согласный.
Теперь каждый звук займёт своё место.
Дети, прочитайте по схеме слово.
На место сядут гласные звуки, третий согласный звук, первый согласный, звук[м]
3) Разделите слово сумка на слоги. На какой слог падает ударение?
4) Отгадайте загадку.
Эти птицы у канавки
Часто моют свои лапки,
Убегают от бабуси.
Кто скажите это?
(гуси)
Постройте самостоятельно звуковую схему слова гуси. (Один ученик у доски)
Давайте проверим. Назови, какие звуки ты выделил в слове?
5) Разделите слово гуси на слоги, какой слог ударный?
6) Посмотрите, какие звуки в словах сумка и гуси отмечены стрелочкой? Кто знает, какай буквой можно их обозначить? Найдите эту букву у нас в классе и замените в схемах звук буквой.
На что похожа буква С? (Ответы детей).
А вот какие стихи о букве с подготовили наши дети.
Слайд №3.
1. Села мышка в уголок
Съела бублика кусок.
Слайд №4.
2. Полумесяц в небе тёмном
Буквой эс повис над домом.
Физминутка.
5. Первичное закрепление.
1) Ребята, давайте теперь прочитаем слоги с буквой эс на странице 91. Мальчики будут хором читать слоги с твёрдым согласным. А девочки - с мягким. Будьте очень внимательны.
2) Теперь прочитаем слова. Первый столбик читает …, второй столбик, третий -…, продолжим читать пары слов на странице 92.
Дети, определите, а есть ли разница в том, какой предмет называют первое и второе слово в каждой паре? (первое - большой предмет, второе - маленький)
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
А совушка мудрая головушка предлагает нам такое задание. Найдите его на странице 92.
Поставьте пальчик на это задание. Почему вы решили, что я говорила именно о нём. Ч то обозначает значок с изображением совы? Если забыли, где можно посмотреть? Правильно, вернитесь на страницу 3 и прочитайте, что обозначает этот значок.
Прочитайте задание. Прочитайте слово в левом столбце таблицы вверху. Сколько в нём букв. Прочитайте слово слева внизу. Сколько в нём букв? Какие одинаковые буквы встретились в обоих словах? А если мы переставим буквы в словах, слова получатся другие?
Попробуйте поработать в группах и вместе собрать новое слово. Подсказкой вам будут числа - номера букв.
Работа в группах (1 группа весна - навес, 2 группа насос - сосна, 3 группа смола - масло, 4 группа сел - лес - для нечитающих)
Давайте проверим какие слова у вас получились. Ответственные каждой группы называют слова, а мы смотрим на экран.
Слайд №5.
Слайд №6.
Слайд №7.
Слайд №8.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1) Молодцы, ребята. Как интересно мы поиграли со словами. А сейчас мы немного пофантазируем. Представьте, что за окном снежная зима.
Слайд № 9.
Посмотрите на экран и проследите глазами за падающими снежинками.
Назовите «зимние» слова, в которых есть буква с. (снег, снежинка, сугроб. санки и т.д.)
2) Давайте прочитаем «Зимнюю сказку» (Читает вслух один ученик) О чём узнали из зимней сказки? Теперь перечитайте сказку шёпотом и посчитайте, сколько раз в ней встретилась буква с. Назовите слова с буквой с.
3) Дети, а во что вы любите играть зимой? (ответы детей) А.Л. Барто написала такое стихотворение. Послушайте. (Читает учитель стихотворение «Я знаю, что надо придумать») Что же придумал ребёнок, чтобы превратить зиму в лето? А кто хочет прочитать стихотворение всем ребятам?
4) Чтение стихотворения детьми.
8. Рефлексия.
Ребята, вы хорошо потрудились. А теперь сами оцените свою работу. У каждого из вас на парте лежит листок.
Слайд №10.
Вам нужно раскрасить только одну снежинку. Если вы работали быстро, правильно, самостоятельно, то раскрасьте верхнюю снежинку. Если правильно, но медленно, то - вторую. Если правильно, но с помощью других - третью. Если быстро, но неправильно - четвёртую.
9. Итог урока.
С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она обозначает?
Слайд №11.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ