Викторина по сказкам А.С.Пушкина
Викторина по сказкам А.С.Пушкина
составлена и проведена учителем начальных классов
МКОУ СОШ №5 А.А. Гусевой
«Что за прелесть эти сказки!»
Цели:
Образовательные:
продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина;
совершенствовать навык чтения; правильность, выразительность, беглость, дикцию;
формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи;
прививать интерес к предмету.
Развивающие:
развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;
развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
расширять кругозор детей;
развивать навык словесного рисования;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.
Воспитательные:
воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска;
Аудиозапись «Полет шмеля»
Портрет А.С.Пушкина;
Произведение А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»,
Конверты со строчками из сказки Пушкина;
Наклейки-звездочки за правильные ответы.
Иллюстрации к сказкам А.Пушкина, выполненные учениками
Аппликация «В синем небе звезды блещут…»
1. Организация учащихся на занятие. Приветствие учащихся. Актуализация опорных знаний учащихся. Формулирование темы .
Видео) (Звучит отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый…»)
-Кто автор этих строк? Кто это такой?
(слайд 1) (Открывается портрет А.С.Пушкина)
-Как вы думаете, чему посвящен наш классный час?
(творчеству А.С.Пушкина)
-Где родился поэт? (В Москве)
-Когда? (6 июня 1799г.) (на слайде добавляются годы жизни поэта)
-Что с ним случилось в конце жизни? (погиб на дуэли)
-В каком году это произошло? (1837г.)
Мы чтить тебя привыкли
С детских лет,
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.
-Действительно, с творчеством А. С. Пушкина мы знакомимся с детства, читаем и любим его сказки. И сегодня мы проведём викторину по сказкам Пушкина. Вы вспомните то, что уже знакомо вам, может быть, узнаете что-то новое.
Сегодня мы будем вспоминать сказки А.С.Пушкина.
На доске дана иллюстрация к сказке Пушкина.
К какой сказке она относится? Чего на ней не хватает? Вспомните строчки, подходящие по смыслу
(«В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идет, бочка по морю плывет…») Чего не хватает на этой иллюстрации? (звёзд)
Звёзды сегодня на уроке – это ваши правильные ответы. За каждый верный ответ вы прикрепляете на небо звездочку. Думаю, к концу занятия небо на картинке засветится звёздами.
- Сколько сказок написал поэт? Вы хорошо их знаете? Сейчас проверим. Узнайте сказку Пушкина по рисунку.
2.Игра с болельщиками”.
(Слайд 3. – появляются рисунки, по которым дети должны узнать сказку.)
- Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке?»
слайд 4
- Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»? (Додон)
слайд 5
- Кто и зачем подарил ему петушка? (звездочёт, «чтоб стеречь его границы»)
слайд 6
- Как звали сына царя Салтана?
Гвидон
слайд 7
- Кто исполнял все желания князя Гвидона?
царевна Лебедь
слайд 8
- Как произошло знакомство князя Гвидона и царевны Лебеди? (выборочное чтение детьми)\
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...
Видно на море не тихо;
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет...
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил...
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит —
И царевичу потом
Молвит русским языком:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».
(слайд 9 )
В кого превращался князь Гвидон?
(тихо звучит аудиозапись «Полет шмеля»)
1. Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…
2. Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль — и в щель залез
3. И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму — и в щель забился.
3 Физкультминутка.
Изобразите:
-Волны на море
-Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
-Изобразите лебедь – гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.
-Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона
-Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.
Сели за парты, расправили плечи, продолжим работу.
4.Представление команд.
Конкурс 1.
“РАЗМИНКА”
1.Представление команд:
1 команда-
2 команда-
3 команда-
Конкурс 2.
“Домашнее задание”
Каждая команда представляет сценку из сказки А.Пушкина.
Конкурс 3.
Капитаны команд выходят и по очереди бросают кубик. Ведущий отдает конверт, цифра на котором совпала с цифрой на грани кубика. По сигналу команды достают из конверта задания. Время на размышление – 5 мин.В конверте 5 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 звезду.
4. Вопросы в конвертах.
Конверт №1
«Сказка о рыбаке и рыбке»
1.Сколько лет рыбачил старик?
(Тридцать лет и три года)
2.Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймать золотую рыбку?
(2 раза)
3.Кем предстала старуха перед стариком в первый раз?
(Столбовой дворянкой)
4.Сколько раз ходил старик к рыбке с просьбами?
(5 раз)
5.За что рыбка наказала старика и старуху?
Конверт №2
«Сказка о рыбаке и рыбке»
1.Сколько раз ходил старик к рыбке с просьбами? (5 раз)
2.С чем приходил невод?
( 1-ый раз- с тиною, 2-ой раз- с травою морскою, в 3-ий раз- с рыбкой)
3.Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке?
(Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)
.4.Сколько просьб старика выполнила рыбка?
(4: корыто, изба, дворянка, царица)
5.Почему рыбка отказалась сделать старуху владычицей морскою?
Конверт №3
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1.Чей это портрет :
«Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла»
(Царицы-мачехи)
2.Кому отдала царица приказ:
«Весть царевну в глушь лесную,
И, связав ее живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам»
(Чернавке, сенной девушке своей)
3.Кто дал царевне отравленное яблоко?
(Чернавка)
4.К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?
(К солнцу, к месяцу, к ветру)
5.Как заканчивается сказка?
(Я там был, мед , пиво пил,
Да усы лишь обмочил)
Конверт №4
«Сказка о царе Салтане»
1.Как начинается сказка?
(Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком»
2.Какую песенку пела белочка «при честном, при всем народе»?
(«Во саду ли, в огороде)
3.В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана
(В комара, в муху, в шмеля)
4.Под каким деревом белка грызла орешки?
(Под елью)
5.Из чего состояли орешки, которые грызла белка?
(«А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра- чистый изумруд)
Конверт №5
«Сказка о золотом петушке»
1.Как звали царя в сказке?
(Царь Додон)
2.К кому обратился царь Додон с просьбой о помощи?
(К мудрому звездочету)
3.Верный сторож царя Додона
(Петушок)
4.Что кричал золотой петушок с высокой спицы при приближении врага?
(«Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку).
5.Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
(«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»)
Конверт №6
Сказочный калейдоскоп
1.Какое произведение А.С.Пушкин начинает так:
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том…
(Поэма «Руслан и Людмила)
2.Как правильно называется сказка о царе Салтане?
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
3.На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон?
(На острове Буяне)
4.Где встретились поп и Балда?
(На базаре)
5. Из какой сказки эти строки
“Что за диво
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.”
(Молодая царевна. “Сказка о мёртвой царевне...”)
5.“ВОПРОСЫ В ОРЕШКАХ”
- Вытянуть орешек, прочитать вопрос и назвать правильный ответ. Капитаны выходят, по очереди тянут орешки, команда отвечает на вопрос.
Какому герою принадлежат слова “Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас проклятое племя корчить…”?
(Балда. “Сказка о попе...”)
Злой, сварливый персонаж из сказки А. С. Пушкина?
(“Сказка о рыбаке и рыбке”, старуха)
Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок? ("Сказка о попе и работнике его Балде", Балда)
. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?
(Свет мой зеркальце скажи...)
Сказочное существо, жившее в море – окияне?
(Золотая рыбка.)
Изделия из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету?
(Монеты.)
6 .ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
7.НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ