Викторина «В гостях у сказки» во 2 классах

Викторина «В гостях у сказки» во 2 классах.

Учитель МОУ «ООШ №78» Выходцева Ольга Николаевна.

Цели: познакомить с историей происхождения сказки, вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев; развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус; воспитывать чувства ответственности за свои поступки, готовности прийти на помощь ближнему; формировать дружеские отношения внутри коллектива.

Ход занятия

Слайды 1, 2

Учитель:

Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы всё-таки верьте сказке, 
Сказка всегда права!

Слайд 3

Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их авторов и героев.

Разбиваемся на две команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности.

Слайд 4

Учитель: Чтобы продолжить путь по неведомым дорожкам сказки, вспомним сказочные приметы.

(Выслушиваются ответы ребят)

Слайд 5

Присказка (чтобы привлечь внимание слушателей – присказка – рифмованная шутливая прибаутка).

Например: Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки.

Слайд 6

Зачин – начало сказки. (В некотором царстве, в некотором государстве)

Магические заклинания.

Учитель: Какие вы знаете магические заклинания?

Слайд 7

Волшебные предметы, герои.

Учитель: Перечислите волшебные предметы и сказки, в которых они встречаются.

Слайд 8

Концовка.

Учитель: Вспомните концовки сказок (“Пошли под венец, на этом сказочке конец”, “Вот вам сказка, а мне бубликов связка”)

Учитель: В поэтическом творчестве любого народа можно выделить наиболее характерные группы сказок:

- бытовые сказки (героем обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Положительный герой бытовой сказки всегда выходит победителем в борьбе с врагами);

- волшебные;

- сказки о животных.

Слайд 9

Сказка – жанр очень древнего происхождения. Считают, что корни происхождения сказок восходят в ту очень отдалённую эпоху, когда не познанная человеком природа казалась ему живым, таинственным существом. Первобытный человек одухотворял все явления природы, видя в них своих могущественных покровителей или врагов. Из всех явлений природы создавали себе врагов. Солнце они называли Даждь - богом или Ярилом, ветры - Стрибогом, гром и молнию - Перуном, бурю - Бореем. Слово “сказка” произошло от слова сказывать.

Слайд 10

Итак – в путь!

Слайд 11

1 конкурс

Вопросы по сказкам:



  1. Кто прислал такую телеграмму: «Cпасите! Помогите! Нас съел Серый волк!» Как называется эта сказка? (Козлята, «Волк и семеро Козлят»)

  2. Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади? («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!», Иванушка-Дурачок)

  3. Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок...»)

  4. Какое домашнее животное помогало девочке выполнять задания мачехи? Как называется сказка? Что выросло из костей этого дерева? (корова. «Крошечка-Хаврошечка», яблоня)

  5. Из какой сказки эти слова? Кто ее автор? «Вечно вы опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» («Приключения Буратино», А. Толстой)

  6. Вставить в текст нужное слово. «Жили-были дед да баба и грустили иногда. Только курочка, что … утешеньем им была» (Курочка Ряба)

  7. Назовите заглавие сказок.

Ах, отец, я очарован

Незнакомкой молодой.

На балах среди придворных

Не встречал красы такой.

(Золушка)

Иду на ногах, в красных сапогах,

Несу косу на плечах.

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи.

(Заюшкина избушка)

Бабушка внученьку очень любила,

Бабушка…ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Кто отгадает, как звали ее?

(Красная шапочка)

Я родилась в цветке прелестном.

И труден, к счастью, был мой путь.

И каждый, видно, догадался –

Меня … зовут.

(Дюймовочка)

А я родился странной

Игрушкой деревянной.

Ушастый, некрасивый,

И никому не мил.

Один меня заметил

И ласково приветил

А это был, ребята,

Гена крокодил.

(Чебурашка)

Был я в море в бочке брошен

И отцом своим забыт,

Но на остров неизвестный

Был волной морской прибит.

И на острове на том теперь правит…

(Князь Гвидон)



Сказки А.С. Пушкина



  1. Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане...»? (33)

  2. Какой предмет всегда говорил правду и за это был разбит? (Зеркало)

  3. Как сумел унести коня Балда? (сел на лошадь)

  4. В какой сказке был удачливый старик-рыбак, но ему не повезло со старухой?

  5. Кому принадлежал этот предмет? Красивое, наливное, румяное; но от самого маленького кусочка можно было отравиться. (Злой царице из «Сказки о мертвой царевне...»)

  6. Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото? (Белка)

  7. В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство? (Сказка о золотом Петушке, петух)

  8. Какая царица околдовала царя Дадона? (Шамаханская царица)

  9. из какой сказки эти строки? Ты прекрасна, спору нет. Но живет без всякой славы средь зеленые дубравы у семи богатырей та, что все ж тебя милей.

  10. В кого превращался Гвидон? (муха, комар, шмель)

  11. какую песню пела белка? (Во саду ли, в огороде…)

  12. Какую плату попросил Балда за работу? (Три щелчка в лоб)

  13. На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном? (остров Буян)

  14. В каком стихотворении ученый кот пел песни и рассказывал сказки? (У лукоморья дуб зеленый…)







Слайд 10

2 конкурс

Удивительные превращения: в кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен).

Чудище из сказки Аксакова “Аленький цветочек” (в принца).

2. Братец Иванушка (в козлёнка).

Василиса Прекрасная (в лягушку).

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена “Дикие лебеди” (в лебедей).

Слайд 11

3 конкурс

Какие волшебные средства - предметы были у данных сказочных героев?

1. У солдата из сказки Андерсена (огниво).

У Буратино (золотой ключик).

У Незнайки (волшебная палочка).

2. У Золушки (хрустальная туфелька).

У Снежной королевы (волшебное зеркало).

У Бабы-Яги (метла).

Слайд 12

4 конкурс

Чудо стало былью. Ребята, в сказках говорится о новейших достижениях науки и техники. Сопоставим их.

1. Конёк-горбунок – ракета.

Золотой петушок – радиолокатор.

Чудо-зеркало – телевизор.

Перо Жар-птицы – прожектор.

Клубок ниток – компас.

Сани, которые едут сами – аэросани.

Слайд 13

5 конкурс

Назовите друзей литературных персонажей.

1. У Маугли (Багира, Балу, Каа).

У Малыша (Карлсон).

У Винни-Пуха ( Пятачок, Кролик, Иа-Иа).

2. У Герды (Кай).

У Бременских музыкантов (осёл, собака, петух, кот).

Слайды 14, 15

6 конкурс

Отгадайте загадки.

1. Я обаятельная жутко,
И обладаю нюхом чутким,
Причёской славлюсь неземною,
Летать умею над землёю. (Баба-Яга)

2. В стране чудес я кот известный:
Обманщик, попрошайка, плут.
Ловить мышей неинтересно,
Не лучше ль простаков надуть? (Кот Базилио)

3. Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая, По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади – сынок
Удивительный конёк
По прозванью…(Горбунок)

Слайд 16

Учитель: Чем отличается сказка от других произведений? Каждая сказка чему-то учит. Расскажите, чему? Сказке конец, а кто слушал - молодец!

Подведение итогов викторины.

Награждение команд.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ