«Я – исследователь» (основы проектной деятельности) 3 Класс
«Я – исследователь» (основы проектной деятельности)
1.Пояснительная записка.
Обучение в 3 классе МБОУ Одинцовской гимназии №14 ведется по УМК « Планета знаний».
В комплекте учебников «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, так как по мере освоения работы над проектами во внеурочное время в более старших классах проектная деятельность может использоваться как одна из форм учебной деятельности.
Цель:
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
2. Общая характеристика программы.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Особенности организации проектной деятельности.
Двухкомпонентная организация проектной деятельности Работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Узнаём. Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Делаем. Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты.
II. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.
Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.
Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.
В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1)сбор сведений по теме проектной деятельности;2)работа над самими проектами.
3.Место программы в структуре НОО.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
4.Ценностными ориентирами данного курса являются:
-формирование умения рассуждать, как компонента логической грамотности;
-освоение эвристических приёмов рассуждения;
-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать ,находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
В основу программы данного курса положены следующие принципы:
1.Принцип гуманизации образовательного процесса ,предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
2.Принцип научной организации.
3.Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.
4.Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования.
5.Принцип целостности.
6.Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
7.Принцип личностно-деятельностного подхода.
8.Принцип детоцентризма ( в центре находится личность ребёнка).
9.Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов.
10.Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социолизации.
5. Содержание курса.
Темы проектов по УМК “Планета знаний”
1-й класс
“Школа”
“Одежда”
“Растения”
“Люди и их занятия”
“Любимое число”
“Симметрия”
“Алфавит”
“Загадки, считалки, скороговорки”
“Сказки”
“Русский язык – твой помощник”
“Народное искусство”
“Дизайн в нашей жизни”
“Звук и цвет”
“Полёт над музыкальным миром”
“Глина – незаменимый помощник наших предков”
“Волшебное оригами”
2-й класс
“Знание – сила”
“Мы живем в космосе”
“Жизнь леса”
“Наши питомцы”
“Как хорошо уметь грамотно писать”
“Устное народное творчество”
“Мастерская слова”
“Любимые писатели, произведения и герои”
“Искусство настенной росписи”
“Музыка в жизни людей”
“Лето – время отдыха и открытий”
3-й класс
“Освоение воздушного пространства человеком”
“Сохраним мир живой природы”
“Физкультура и спорт”
“Мой родной край”
“Измерение времени”
“Что такое масса”
“Народные сказки”
“Басни”
“Проводники наших мыслей и чувств”
“Строим слова и предложения”
4-й класс
“Длина и её измерение”
“Геометрические фигуры”
“Используем средства языка при общении”
“Язык мой – друг мой”
“Авторские сказки”
“Моя Родина”
“Изучай и знай природу своего края”
“Сохраним чистоту рек и озер нашей Родины”
“Культурное наследие Древней Руси”
“Город и горожане 19 века”
“По местам боевой славы”
Содержание программы.
№
Предмет
Тема
Цель
Дата окончания
Возможные формы проекта
1
Окружающий мир
“Освоение воздушного пространства человеком”
Расширить представления детей о значении научного знания в жизни человека
Ноябрь
-сообщение об учёных и изобретателях
-сочинение «Самая интересная наука»
-оформление стенда или альбома
-выставка творческих работ
-СВОЙ ПРОЕКТ
2
Литературное чтение
“Народные сказки”
Научиться сотрудничать друг с другом при выполнении проекта
октябрь
-организовать и оформить выставку книг по разным темам
-выставка поделок
-конкурс знатоков народных сказок, песен, загадок, поговорок продумать связь с ИЗО
-инсценировка сказки или песни
3
Окружающий мир
“Измерение времени”
Расширить представления детей по теме «Время»
апрель
сообщение об учёных и изобретателях
-оформление стенда или альбома
-выставка творческих работ
-СВОЙ ПРОЕКТ
4
Русский язык
“Строим слова и предложения”
Предоставить возможность применить знания по предмету в жизненных ситуациях
декабрь
-поздравления к Новому году
-сочинить загадки о зиме для малышей
-описать изученные правила в стихах
-сочинить стихотворение о зиме
-написать письмо Деду Морозу
-СВОЙ ПРОЕКТ
5
Технология
“Сохраним мир живой природы”
Расширить знания по теме и научиться их применять
январь
-макет, плакаты, стенгазеты
-выставка творческих работ
-СВОЙ ПРОЕКТ
6
Изобразительное искусство
«Народное искусство»
Расширить знания по теме и научиться их применять
февраль
Работа в «Студии ремесел»+ игра
Птица - счастья
7
Музыка
« Музыка в жизни людей»
Предоставить возможность применить знания по предмету в жизненных ситуациях , научиться сотрудничать друг с другом при выполнении проекта
март
Праздник «Вместе весело шагать»
8
Окружающий мир
“Мой родной край”
Расширить знания по теме “Мой родной край”
апрель
- сообщения
-создание альбома
-оформление стенда
-викторина
-СВОЙ ПРОЕКТ
9
Литературное чтение
“Басни”
Расширить знания по теме и научиться их применять
май
-викторина
-выставка
-конкурс
-инсценировка
СВОЙ ПРОЕКТ
10
11
Физическая культура
“Физкультура и спорт”
« Мои спортивные достижения»
« Готовим художественный журнал для своего класса»
Научиться сотрудничать друг с другом при выполнении проекта
Расширить знания по теме
сентябрь
май
-заметка и рисунок (о народных играх, о достижениях спортсменов Российской сборной, забавные и интересные случаи)
-подбор или сочинение стихов о спорте
-словарик – спортсмена
-ребус или кроссворд на тему «Спорт» или «Здоровье и спорт»
-фото на конкурс («Мои спортивные достижения», «Ими можно гордиться»)
6.Планируемые результаты.
Что дает работа над проектом?
дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
приносят в класс литературу, анализируют статьи;
делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
посещают местные предприятия;
совершают учебные экскурсии по родному краю;
посещают музеи и другие учреждения культуры;
проводят экологический мониторинг;
занимаются краеведческой работой
На основе полученной информации:
составляют списки, отчеты;
выпускают разовые или периодические бюллетени;
выступают перед учениками своего класса или школы;
пишут рефераты;
пишут заметки в местные газеты;
фотографируют.
Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:
Расширять кругозор в интересующих их областях знаний
Находить источник информации;
Извлекать информацию, относящуюся к теме;
Планировать работу над проектами;
Сотрудничать друг с другом;
Доводить начатое дело до конца
Предполагаемые результаты реализации программы
Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует:
обеспечению целостности педагогического процесса,
осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
развитию познавательных и творческих способностей,активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;
формированию проектного мировоззрения и мышления,обеспечению единства предметных и метапредметных знаний;
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Группы умений, формируемые проектным методом.
Основываясь на характеристике и задачах можно выделить следующие группы умений, формируемых в процессе проектной деятельности в начальной школе:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
7.Тематическое планирование.
№
Дата
Тема
1
Выбор темы. Обсуждение вариантов проектов.
2,3,4
Сбор, обмен и обработка собранной информации.
5,6
Представление и защита проекта: «Физкультура и спорт»
7
Выбор темы. Обсуждение вариантов проектов.
8,9,10
Сбор, обмен и обработка собранной информации.
11,12
Представление и защита проекта. “Народные сказки”
13
Выбор темы. Обсуждение вариантов проектов.
14,15,16
Сбор, обмен и обработка собранной информации.
17,18
Представление и защита проекта. “Освоение воздушного пространства человеком”
19
Выбор темы. Обсуждение вариантов проектов.
20,21,22
Сбор, обмен и обработка собранной информации.
23,24
Представление и защита проекта. “Строим слова и предложения”
25
Выбор темы. Обсуждение вариантов проектов.
26,27,28
Сбор, обмен и обработка собранной информации.
29,30
Представление и защита проекта. “Сохраним мир живой природы”
31
Выбор темы. Обсуждение вариантов проектов.
32,33,34
Сбор, обмен и обработка собранной информации.
35,36
Представление и защита проекта. «Народное искусство»
37
Выбор темы. Обсуждение вариантов проектов.
38,39,40
Сбор, обмен и обработка собранной информации.
41,42
Представление и защита проекта. « Музыка в жизни людей»
43
Выбор темы. Обсуждение вариантов проектов.
44,45,46
Сбор, обмен и обработка собранной информации.
47,48
Представление и защита проекта. “Мой родной край”
49
Выбор темы. Обсуждение вариантов проектов.
50,51,52
Сбор, обмен и обработка собранной информации.
53,54
Представление и защита проекта. “Басни”
55
Выбор темы. Обсуждение вариантов проектов.
56,57,58
Сбор, обмен и обработка собранной информации.
59,60
Представление и защита проекта. « Мои спортивные достижения»
61
Выбор темы. Обсуждение вариантов проектов.
62,63,64
Сбор, обмен и обработка собранной информации.
65,66
Представление и защита проекта. « Готовим художественный журнал для своего класса»
67,68
Резервный урок.
Основные виды деятельности.
Выбор общей темы
Осуществляется учителем
Основания для выбора темы:
персональное отношение учителя к теме,
широта темы – число возможных направлений сбора сведений по теме,
возможность сбора сведений по теме не только из книг, но из экскурсий в музеи, на природу или на работу к кому-то из родителей
Результат- выбранная тема
Выбор своей индивидуальной темы
Начинается со знакомства и рекламы темы (уже выбранной учителем)
Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа
Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус
Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра
Результат- выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)
Сбор сведений (поиск информации)
Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время)
Проводится при активном участии родителей
По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.)
По времени занимает 1-2 недели
Результат - найденные сведения
Завершение работы над темой
Из найденных сведений каждый ребёнок выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата (А4)
На первом этапе этот лист делают родители, потому что задача – не самовыражение ребёнка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска школьником новых сведений
Оформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы
Результат - собранные из отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе картотека или альбом с оглавлением, созданным учителем или родителями
Выбор проектов
Начинается с обзора учителем возможных проектов (поделки, мероприятия, исследования)
Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа
Дети выбирают проект или по аналогии предлагают свои, или откладывают свой выбор на завтра
Если проект групповой, то определяются группы участников
Результат - выбранные детьми проекты
Реализация проектов
Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время)
Проводится при активном участии родителей
По времени занимает 2-3 недели
Результат - выполненные проекты
Представление результатов
Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время
Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются) исследовательские проекты
Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются
Результат- завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса.
8.Материально – техническое обеспечение.
1. http://www.planetaznaniy.astrel.ru/
CD (основная образовательная программа, предметные презентации УМК «Планета знаний», программы, тематическое планирование)
2. Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Астрель, 2014
3.Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Обучение во 3 классе по учебнику «Русский язык» Астрель, 2014
4.Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Астрель, 2014
5.Э. Э. Кац. Обучение во 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие Астрель, 2014
6.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Учебник Астрель, 2014
7.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 3 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие Астрель, 2014
8.Т.И. Бакланова. Музыка. 3 класс. Учебник Астрель, 2014
9.Т.И. Бакланова. Обучение во 3 классе по учебнику «Музыка». Методическое пособие Астрель, 2014
10.Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник Астрель, 2014
11. Н.М. Сокольникова. Обучение во 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». Методическое пособие Астрель, 2014
12.О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Технология. 3 класс. Учебник Астрель, 2014
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ