ДОКЛАД «Нормативно-правовые аспекты регулирования образовательного процесса в начальной школе. ФГОС нового поколения»



Заседание МО учителей начальных классов.









ДОКЛАД



«Нормативно-правовые аспекты регулирования образовательного процесса в начальной школе. ФГОС нового поколения».











Докладчик: И.В.Михайлова

учитель начальных классов МОУ СОШ №15







«Нормативно-правовые аспекты регулирования образовательного процесса в начальной школе. ФГОС нового поколения».



    Реформирование образования началось в нашей стране с принятия в июле (10 числа)1992 года Закона об образовании. Сегодня впервые объектом модернизации становится не сфера образования, не образовательная среда, а образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государств

Федеральные государственные образовательные стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование (статья 43 п.5 Конституции РФ).

     Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

      В основе Стандарта лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.

      Таким образом, Стандарт приобретает характер конвенциональной нормы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373

    Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Закона РФ «Об образовании». С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата, но и ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт – средство обеспечения планируемого уровня качества образования.

Стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе его результатов. В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,- нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание». Стандарты в состоянии выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедура принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании.

2010-2011 учебный год является последним этапом подготовки к внедрению ФГОС второго поколения в начальной школе. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Работа школы и методического объединения учителей начальных классов должна быть направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.

В первую очередь необходимо изучить педагогический, методический, кадровый и материально-технический потенциал образовательного учреждения; провести анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности учащихся.

Во-вторых, следует собрать всю необходимую нормативно-правовую базу федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующую деятельность по апробации условий внедрения ФГОС, подготовить документацию школьного уровня; разработать перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Руководителям ОУ и учителям необходимо решить и вопрос о выборе УМК для реализации целей и задач ФГОС второго поколения.

При выборе УМК, соответствующего новому стандарту, следует учитывать:

  • содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным;

  • содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер;

  • учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность учащихся;

  • учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.

Наиболее готовыми для реализации целей и задач ФГОС второго поколения являются следующие УМК:

  • «Начальная школа XXI века»

  • «Перспективная начальная школа»

  • «Планета знаний»

  • «Школа 2100»

  • УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

  • УМК по системе Л.В. Занкова

  • УМК «Гармония»



Новая формулировка 7-й статьи Закона «Об образовании» трактует стандарты как совокупность требований к результатам освоения основных образовательных программ, требований к структуре основных образовательных программ и требований к условиям реализации основных образовательных программ. Эта редакция закона потребовала четкого определения требований.

Под требованиями к результатам освоения основных образовательных программ мы понимаем совокупность компетентностей выпускника образовательного учреждения, выявленных на основе анализа семейных, общественных и государственных запросов к результату образования. Это своеобразный потрет выпускника. Операциональное выражение требования к результату получают в виде обобщенных планируемых результатов.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы — система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. Это такие документы, как планируемые результаты общего образования, базисный учебный план, фундаментальное ядро содержания образования, примерные программы учебных предметов, программы универсальных учебных действий, система итоговой аттестации, примерные программы воспитания и социализации, внеурочной деятельности и пр.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ — система нормативов и регламентов, обеспечивающих реализацию основных общеобразовательных программ, направленных на достижение планируемых результатов общего образования. Сюда включены требования к педагогическим кадрам, финансово-экономические условия функционирования системы образования, СанПиНы, федеральный перечень учебников и пр.

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

• пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

базисный учебный план образовательного учреждения;

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

программы отдельных учебных предметов, курсов;

программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.

Таким образом, стандарты могут быть инструментом правового регулирования отношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства и общества — с другой, при условии что в них определены цели этой системы и операционализированы результаты деятельности субъектов данной системы.































































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ