Выступление на педагогическом совете по теме «Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников ключевой познавательной компетенции – умение учиться»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»













Выступление на педагогическом совете

по теме


«Системно-деятельностный подход в обучении

как одно из важнейших условий формирования у младших школьников ключевой познавательной компетенции – умение учиться»







Автор:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 17

Филатова Елена Вячеславовна











г.Саров

2013 г.



Педсовет

Тема «Системно-деятельностный подход в обучении

как одно из важнейших условий формирования у младших школьников ключевой познавательной компетенции – умение учиться»


Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.

Задачи:

  1. Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.

  2. Углубление процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, способствующего самосовершенствованию, личностному росту.


Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова Г.Галилея:


«Нельзя чему-нибудь научить человека,

можно только помочь ему

обнаружить это внутри себя»


Г. Галилей


Не секрет, что начальная школа закладывает основу будущего образования человека. Именно здесь создается фундамент общих учебных умений и учебной деятельности, фундамент тех ключевых компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни. В условиях реализации стандартов второго поколения учителю необходимо по-новому взглянуть на процесс обучения, научиться разрабатывать уроки развития компетентностей, создать благоприятную среду для открытия новых знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, учить учиться и применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Приходя в первый класс, каждый ребёнок мечтает о невероятных открытиях, увлечённом учении, радостном открытии знаний. Однако, сталкиваясь со школьной реальностью, где востребовано жёсткое следование заданному алгоритму, воспроизведение транслируемой учителем информации, дети довольно быстро охладевают к учёбе, привыкая к мысли, что учиться трудно, что без принуждения хороших результатов не достичь. Уже к окончанию начальной школы у учащихся и их родителей вырабатывается стойкое убеждение, что школу надо пережить как неприятную повинность во имя будущего. Теперь у школы появилась возможность показать, что учение может быть радостным, что каждый урок – открытие, что знания и навыки необходимы не для отметки, а востребованы в реалиях настоящего и будущего. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностных подход, который нацелен на развитие личности. Одной из основных задач современного образования является достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов, методов и технологий, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. При разработке Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения приоритетом общего образования становится формирование универсальных общеучебных умений и навыков, поиск новых форм и методов.


В «Концепции модернизации российского образования « зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».


«Как учить детей?»

«Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению?»

«Каким способам деятельности обучать детей?»


Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в образовании.

Актуальность темы в том, что и Федеральный Государственный Образовательный стандарт и Концепция модернизации образования выделяют компетентностный подход в образовании как один из значимых.

Что такое компетентностный подход?

Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Отечественная школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений, особенно в области естественно-математических дисциплин, однако нередко мы сталкиваемся с повторяющимися фактами:

  • хороший успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;

  • золотой или серебряный медалист, отлично знающий предметы в рамках школьных программ, не выдерживает конкурсный экзамен в избранный вуз;

  • молодой специалист- выпускник института- слишком долго адаптируется на рабочем месте, хотя объем профессиональных знаний и умений, полученных им в институте, вполне достаточен;

  • в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;

  • подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.

Все перечисленные факты являются закономерным результатом учебного процесса в массовой школе, который в своей основе являются «некомпетентностными». Выпускник некомпетентностного обучения – некомпетентностный человек. Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях. Он не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределенности, постоянно повторяющихся в жизни.


Под идеей компетентностного подхода понимается идея открытого заказа на содержание образования. Попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка. Главная проблема заключается в неэффективности системы общего образования. Не видно результата, значимого вне самой системы образования. Причина не в том, что плохо учим, а том, что даем знания готовыми!


Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эффекта» школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Вопрос традиционного обучения – «Чему учить?», становится менее актуальным. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать», «должен уметь», а «может».

В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях, навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать. Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.

Однако роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

Зуновский и компетентностный подходы в этом близки друг к другу, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, тогда как второй делает акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях.

Компетентностный подход применяется при создании КИМов для ЕГЭ, в разработке инструментария исследования PISA. Задания третьей части ЕГЭ используются для проверки умения применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации. Что собственно и является (см. таблица) основным результатом обучения в компетентностном подходе. ЕГЭ – средство проверки и оценки компетенций.

Чтобы разделить общее и индивидуальное в содержании компетентностного подхода, используют понятия “компетенция” и “компетентность”.

Компетенция - это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе, жизни, готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели (Г. Селевко).

Что такое компетентность? Это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности / результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач / проблем. Это качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Есть ли разница между компетентностью и компетенцией? Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Эти понятия подробно рассматривались на семинарах, проводимых преподавателями СарФТИ. На этих семинарах мы конструировали предметные компетенции, которые мы должны формировать у обучающихся.

Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

-образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития;

-оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;

-разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат;

-делегирование полномочий в управлении, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности.


Для реализации в учебном процессе компетентностного подхода учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы по сравнению с теми, какие были достаточны для преподавания учебных предметов, а самое главное – придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учащимися.

Одна из основных проблем компетентностного подхода – создание системы подготовки учителя, который является основным проводником компетентностного подхода в учебный процесс, и определение адекватных средств ее реализации. По статистике более 80% педагогов в России приверженцы традиционной системы образования. Действительно сложно перестраивать наработанное годами, принимать инновации, но это необходимо, этого требует современная действительность.

В процессе обучения помочь учащимся овладеть ключевыми компетенциями, владение которыми позволяет быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни.

Из них наиболее значимыми компетенциями являются:

-умение учиться;

-коммуникативные;

-личностные (знание своих сильных и слабых сторон, принятие своего «я»);

-компьютерные технологии (сюда может входить и умение читать, писать и считать).


Профессиональные качества:

-доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;

-быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществляя коррективы своей деятельности;

-иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися;

-иметь развитую способность к критике и рефлексии;

-воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;

-быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;

Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни. Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал Андрей Викторович Хуторской:

  • целостно - смысловые компетенции,

  • общекультурные компетенции,

  • учебно - познавательные,

  • информационные,

  • коммуникативные,

  • социально - трудовые компетенции,

  • компетенции личностного самосовершенствования.

Выводы:

  • Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

  • Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования

( в том числе предметного обучения).


  • Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.


Насколько же оправдано введение инновации в учебно-воспитательный процесс школы:

  • в настоящее время обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать вопрос, возникающие в личной и профессиональной сфере жизни;

  • 21 век – век новейших технологий, больших требований, поэтому по – старому учить невозможно. Задача школы – научить учиться, а не просто дать готовую информацию.




Рефлексия. Анкетирование.

Уважаемые коллеги!

Продолжите, пожалуйста, фразы, высказав свое мнение о сегодняшнем педсовете:

  1. Для меня было интересным и полезным …______________________

_____________________________________________________________

  1. Мне было трудным (мне не понравилось)…_____________________

___________________________________________________________

  1. Для меня было недостаточно…________________________________

___________________________________________________________




Проект решения: ……………………………





Список используемой литературы


  1. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. – М:АРКТИ, 2012 – стр.44-45(Начальная школа)

  2. Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». М: Просвещение, 2010.

  3. Блохина Е. А. «Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников», Ж: «Начальная школа плюс до и после», №3, 2010, стр.20.

  4. Курлыгина О. Е. «Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте», Ж: «Начальная школа», №8, 2010, стр. 50.

  5. Попова Н. П. «Деятельностный способ обучения», ОАОУ НИРО,2011.

  6. Романова О. Н. «Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки», Ж: «Начальная школа плюс до и после», №12, 2010, стр.38.

  7. Селькина Л. В. «Компетентностный подход в оценке результатов обучения начальной математике», Ж: «Начальная школа», №11, 2010,стр.40.

  8. Тимофеева Т. Ю. «Как учебник помогает организовать учебную деятельность», Ж: «Начальная школа», №3, 2010, стр. 25.

  9. Цукерман Г. А, «Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?», Ж: «Вопросы психологии», №5, 1998, стр. 68.

10. Чутко Н. Я. «Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории к практике обучения». Издательский дом «Фёдоров», 2005.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ