Внеклассное мероприятие для 4 класса по теме: "Турнир «ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА»"

Орлова Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 19

г. Камышина Волгоградской области

Внеклассное мероприятие для 4 класса

Тема: Турнир «ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА»

Форма проведения: игра-соревнование

Цель проведения: обобщение изученного материала по литературному чтению, истории, культуре, искусству и быту Древнего Рима и Древней Греции.

Оформление: цветные квадраты для жребия, карточки с именами богов Древнего Рима и Древней Греции, карточки с мужскими и женскими именами, пришедшими из древнегреческого и древнеримского языков; карточки с названиями профессий; изображения древнегреческих и древнеримских статуй, монет.

Сценарий мероприятия

I. Вступительное слово.

Сегодня нам предстоит определить в конкурсном соревновании команду-победите-ля на лучшие знания по истории Древнего Рима и Древней Греции.

II. Жеребьёвка.

Капитаны команд, выбирая квадрат определённого цвета, выясняют, какое государ-ство будет представлять их команда:

«Греки» – «Римляне»


III. Конкурсное соревнование:

Название конкурса

Содержание

балл

1

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД

(инсценирование)



Каждая команда рассказывает легенды о своём народе:

«ГРЕКИ» (Мифы Древней Греции)

Самым известным из греческой мифологии признан цикл о 12 подвигах Геракла. Один из его подвигов – сражение с Лерней-ской гидрой. Лернейская гидра, в греческой мифологии чудовищ-ная девятиголовая змея, жившая в Лернейском болоте на Пелопон-несе, считалась непобедимой, так как на месте отрубаемых голов у нее вырастали новые. Но Геракл убил Гидру, прижигая шеи обез-главленного чудовища горящей головней. Также Геракл спас Прометея. В греческой мифоло-гии Прометей – титан, похитив-ший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклёвывал его печень, отраставшую снова за ночь. Геракл освободил Прометея и убил орла.

«РИМЛЯНЕ»

(Легенда об основании Рима)

Братья-близнецы Ромул и Рем, вскормленные волчицей, а позд-нее найдены и воспитаны пасту-хом. Они решили основать город в тех самых местах. Однако при строительстве города Ромул и Рем поссорились из-за того, кто будет первым царем города и в честь кого он будет назван, и в возник-шей драке между сторонниками одного и другого Рем был убит. По другой версии, Ромул вспахал на Палатинском холме ров, озна-чающий стены будущего города. Рем якобы в насмешку над братом перескочил через будущие стены и Ромул в гневе убил его, восклик-нув при этом: «Так да погибнет всякий, кто перескочит через мои стены». Так единственным властителем остался Ромул, и вновь основанный город получил названье от имени своего основателя. Датой основания Рима считается 21 апреля 754 (753) г.

2

ЗНАТОКИ

РЕЛИГИИ


На доске:

1. Анубис

2. Артемида

3. Афродита

4. Венера

5. Диана

6. Зевс

7. Нептун

8. Посейдон

9. Хатор

10. Юпитер

а) Команды выбирают карточки с именами богов из мифологии своего народа.

б) Заполняют карточки, вписывая в окошки, чему покровительствовали боги.

в) Находят «лишних» богов.

Из какой мифологии они пришли и чему покровительствовали?


а) Ответы:

Греки: 2, 3, 6, 8.

Римляне: 4, 5, 7, 10.


б) Ответы:






в) Ответы:

в) «Лишние» боги (египетские):

1. Анубис – бог смерти.

2. Хатор – богиня любви.


3

ИМЕНА

На доске:

1. Андрей

2. Валерий

3. Виктор

4. Галина

5. Евгений

6. Елена

7. Максим

8. Марина

а) Команды выбирают имена, пришедшие из языков того народа, за который выступает каждая команда.


б) Заполнение карточек «Значение имён».


а) Ответы:

Греки: 1, 4, 5, 6.

Римляне: 2, 3, 7, 8.



б) Ответы:

4

ОДЕЖДА

На доске:

1. Тога

2. Хитон

3. Туника

4. Гиматий

а) Команды выбирают одежду, принадлежащую

каждому народу.

б) Рассказ об одежде.

в) Дополнительный вопрос каждой команде.


а) Ответы:

Греки: 2,4.

Римляне: 1, 3.



б) Ответы:

Рассказ об одежде


Греки:

Хитон – у древних греков имевшая вид сорочки мужская и женская нижняя одежда, которую шили из льняной ткани. Чтобы одежда не сползала с плеч, употреблялись завязки. Шейные и плечевые борты нередко обшивались узкой каймой. Мужские хитоны были короткие (до и выше колен), средние (до икр) и длинные – до пят. Длинные мужские хитоны служили одеждой богов, лиц преклонного возраста и знатных, а также праздничным нарядом; с V в. их носили лишь жрецы, флейтисты и управители колесниц.

Гиматий – верхняя одежда древ-них греков, состоявшая из квадрат-ного или продолговатого четырех-угольного куска шерстяной ткани. Гиматий надевался иногда на голое тело, служа в таком случае единственным его прикрытием, но всего чаще носился поверх хлами-ды. Носили его смотря по желанию и сообразно времени года и состоянию погоды: то накидывался он на плечи подобно нынешней шали, то играл роль плаща, при чем края его соединялись один с другим у шеи с помощью особой застежки (фибулы); особенно любили греки надевать его таким образом: придерживая левой рукой на груди, перекидывали его через левое плечо назад и прикрывали им спину и всю правую сторону тела, не исключая плеча. В бедном классе общества одним и тем же гиматием пользовались как муж, так и жена, брат и сестра.

Простейший покрой хитона



Римляне:

Тога была древнейшею одеждою римлян и состояла первоначально из плотного шерстяного покрова (tego = покрывать), которым, как передником, прикрывали тело с пояса до нижней части ног. Древнейшая туника была домашней и рабочей одеждой мужчин и женщин, а также единственною одеждой, в которой можно было являться в общественных местах или перед посторонними.

Туника (tunica) — древнеримская нижняя одежда, вошедшая во всеобщее употребление с начала III в. до Рождества Христова. Мужская туника имела вид нижней рубахи простейшего покроя и была одинакового фасона с греческим хитоном: кусок материи, из которого складывалась туника, имел форму креста с широкой вертикальной и узкой горизонтальной полосой. Когда кусок был выкроен, его складывали по средней линии узкой полосы и по бокам сшивали, оставляя отверстия для рук и головы.

Туника



в) Ответы:

Дополнительный вопрос каждой команде




Греки:

Что хотели показать мудрецы

и учёные мужи, когда прятали кисти рук под складками одежды?

(Что они не занимаются физической работой)

Римляне:

Что хотел показать римский гражданин, когда надевал тогу серого цвета?

(Траур)

5

КОНКУРС КАПИТАНОВ




Ответы:

Греки:

1) Первые театры

2) С правой стороны, с запада

3) По Олимпийским играм (раз в 4 года)

Римляне:

1) Гладиаторские бои

2) С левой стороны, с востока

3) От основания Рима

(753г. до н.э.)


6

КОНКУРС ЗНАТОКОВ

Объясни смысл слов, называющих профессии людей:




1) Археологи (раскопки)

2) Художники (рисование)

3) Нумизматы (коллекционирование монет)


Архитекторы (строительство)

Реставраторы (восстановление)

Этнографы (изучение традиций, культуры, одежды)

7

ЭСТАФЕТА

(одновременно работают

8 групп

по 3 ученика)

1 ГРУППА – АРХЕОЛОГИ

Дети кисточками сметают песок с картинок, выбирая изображения предметов, которые принадлежат их народу и рассказывают о них. Предметы другой команды не «откапывать»!

СТИЛЬ (лат. stilus, stylus, от греч. stylos — палочка), в древности и в средние века заостренный стержень из кости, металла или дерева, которым писали на восковых дощечках или на бересте.

Есть «лишние» предметы: трон из Египта (6) и ковш из Древней Руси (2).






Ответы:

Греки:

Стиль (3) Ложе богатого грека (5)

Стул из мрамора (7)


Римляне:

Стиль (1)

Вилка (4)

Складной табурет судьи из Рима (8)



2 ГРУППА – РЕСТАВРАТОРЫ

Восстанавливают форму сосуда.

(Учитывать скорость и аккуратность)



3 ГРУППА – ХУДОЖНИКИ

Покрывают рисунком сосуды – амфору и кратер.





4 ГРУППА – ЭТНОГРАФЫ

Рассказывают о восстановленной посуде.










Амфора

Амфора – большой сосуд с узким горлышком, заострён-ным дном и парой (для хра-нения жидкостей, особенно вина, обычно на ней отмечали

надписью год разливки; позже стали использовать для хранения пепла).

Кратер

Кратер – сосуд (с рисунком-меркой) для смешивания вина с водой.



5 ГРУППА – НУМИЗМАТЫ

а) Определяют, какая из монет принадлежит их государству.


Ответы:

Греки:

Римляне:



б) Находят монету своего государства.






Римская монета Рубль Петра I Тетрадрахма

(серебро), Россия (серебряная монета),

Греция




6 ГРУППА - ИСКУССТВОВЕДЫ

Определяют, кого изображают древние предметы искусства (статуи), раскладывая фотографии в заготовленные рамки

(см. ниже)



7 ГРУППА – МАТЕМАТИКИ

Записывают числа арабскими цифрами и римскими цифрами.




Греки:

Римляне:



8 ГРУППА – ИСТОРИКИ

Проводят аукцион открытий:

ЧТО ДАЛИ МИРУ?

Игроки каждой команды поочерёдно отвечают на заданный вопрос.




за каж-дый ответ

IV. Подсчёт баллов.

Первые голосования были придуманы и проведены в Древней Греции. До сих пор организационные и политические вопросы решают этим способом. Пока идёт подсчёт баллов по итогам сегодняшнего соревнования, каждая команда проводит голосование за «Лучшего игрока» своей команды.

V. Определение команды-победителя.

VI. Определение игроков-победителей в голосовании.

VII. Награждение грамотами и призами.



Список источников:

http://anc-greece.narod.ru/greece.htm

http://labyrinthos.ru/ancient-greece/

http://dzadziki.com/istorija-grecii/skulptura-drevnej-grecii/skulpturnye-i-arhitekturnye-osobennosti-drevnej-grecii.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Древний_Рим

http://ancientrome.ru/




















ИЗОБРАЖЕНИЯ БОГОВ

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

ДРЕВНИЙ РИМ














Голова Зевса – верховного бога Солнца. 1в. до н.э. Мрамор. Кирена.














Юпитер – верховный бог Солнца

1в. до н.э. Мрамор. Эрмитаж.














Гера – богиня брака (жена Зевса)

Древнее изображение














Юнона – богиня брака (жена Юпитера)

Мрамор.2 половина 2 в. до н.э. Ватикан



ИЗОБРАЖЕНИЯ БОГОВ

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

ДРЕВНИЙ РИМ













Артемида Эфесская – богиня охоты и природы. Полимастос (многогрудая)

3-2в. до н. э. Мрамор. Музей Неаполя














Диана-охотница

4в. до н. э. Мрамор. Лувр. Париж














Голова Гермеса – бога торговли.

Терракотовая статуя около 500 лет до н.э.














Меркурий – бог торговли.

Бронза. 1564г. Музей Болоньи.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ