Внеклассное мероприятие в начальной школе "Организация внеурочной деятельности"











«Организация внеурочной деятельности»

(гражданско-патриотическое направление)

(мастер-класс)



















Баронова Наталья Александровна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 им. Ю.К. Шхачемукова

а. Хатукай

Красногвардейского района

Республика Адыгея
























Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Наиболее часто используются следующие формы внеурочной деятельности младших школьников:

- классный час;

- проекты;

- праздники;

-соревнования;

- конкурсы;

- экскурсии;

- посещение выставок, театра, концертов;

встречи с интересными людьми;

беседы, просмотр фильмов, творческие задания туристско-краеведческая деятельность.

В 2011 году я начала работать по ФГОСу, где предполагалось использование внеурочной деятельности. Я выбрала гражданско-патриотическое направление, которое считаю наиболее востребованным в современном обществе. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Мое занятие по внеурочной деятельности называется «Стань гражданином». У нас накопилось очень много интересного материала о России, о нашей республике, о семье, о патриотах нашей Родины. Благодаря нашему семинару я ходу поделиться с Вами опытом работы и представить вашему вниманию данную презентацию – путешествие по нашей стране и Республике Адыгея.


















Внеурочное занятие по теме "Наша страна – Россия"

Задачи: показать разнообразие облика нашей страны, её многонациональность, рассмотреть национальные костюмы, поговорить о правах и обязанностях граждан России.

Оборудование: рабочие тетради, учебники, ММ-проектор, презентация “Наша страна-Россия”.

Ход

I. Сообщение темы и целей урока. Слайдовая презентация (вопросы и задания на слайдах).

1. Дети хором читают название ( название вынесено на слайд). Слайд №1

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на нашем занятии?

- Как вы думаете, наша Республика Адыгея больше или меньше, чем Россия?

- А из чего может состоять наша страна? (Свою родину мы ещё называем родной землёй)

(2 слайд)

2. Карта на следующем слайде вынесена карта РФ, ученики рассматривают ее. Слайд № 3. Послушайте сказку (слушание сказки сопровождается рисунками и фотографиями на слайдах).

Сказка

Алёша гостил в деревне у бабушки. У бабушки был огромный старый сундук. Однажды бабушка взяла старый ржавый ключ и открыла сундук. “Надо достать оттуда старый ковёр. Пусть на верёвке во дворе повесит, да солнышке прогреется. Когда они развесили ковёр на верёвке, Алёша стал разглядывать ковёр. На нём шёлковыми нитями были вышиты поля, леса, реки, города с резными теремами и златоглавыми храмами. Какой ковёр интересный! Теперь таких не делают”, - подумал мальчик.

- Алёша, почисти ковёр, пожалуйста, - попросила бабушка.

Мальчик взял веник и ударил по ковру раз, другой…

- Ой, больно, ой, больно! – громко закричал ковёр. – Ты зачем меня бьёшь? Я ведь не простой ковёр, а волшебный. Я – ковёр-самолёт. Слышал о таком?

Алёша очень удивился. О ковре-самолёте он, конечно, слышал, но видеть такой ковёр ему не приходилось.

А ковёр захлопал крыльями, и, приподнявшись с верёвки, закружил по двору.

- Давненько я не летал.

Бабушка ушла по делам, а Алёша вернулся к ковру.

- Давай с тобой, ковёр-самолёт, полетаем немножко. Я тебе покажу Россию и нашу Республику Адыгею. Я здесь родился и вырос. Это моя родина!

- Это и моя родина! – отозвался ковёр-самолёт. Я эти места с давних пор люблю. Готовься к путешествию. Сначала полюбуемся на нашу малую родину, а потом я покажу тебе всю великую Россию. Ты даже представить себе не можешь, как огромна страна, в которой ты живёшь!

- Ковёр приподнялся с верёвки, покружил в воздухе над Алёшиным домом, а потом плавно опустился на лужайку во дворе.

- Садись, Алёша поудобнее, устраивайся.

Мальчик уселся на ковёр.

Ковёр плавно набрал высоту, покружился над рекой Белой, над горами, полями и лесами.

(Слайд №6, 7)

- Кстати у меня тут Баба-Яга знакомая живёт. Хочешь, залетим к ней в гости.

- А она меня не съест – спросил мальчик.

- Не съест, не съест! Она совсем не злая. (Слайд №8 с рис. Бабы Яги)

Ковер спустился вниз и оказался над избушкой Бабы-Яги. Старушка, видно, собравшись куда-то по своим делам, вылетела из избы. Она мастерски управляла ступой и ловко орудовала помелом, заметая невидимый след. Увидев ковер-самолет, Баба-Яга очень обрадовалась.

- О, старый знакомый! Сколько лет, сколько зим! Как живешь-поживаешь, как здоровье?

- Да здоровье-то мое ничего. Видишь - летаю! - гордо ответил ковер-самолет.

- Куда это ты с мальчишкой направляешься?

- Хочу ему Россию показать. А то некоторые в дальние страны рвутся, а своей-то страны и не видели. Полетишь с нами, Бабуся-Ягуся?

- Ой, да куда же я полечу-то в таком виде? - Баба-Яга смущенно показала на свой грязный передник и растрепанные седые волосы.

- А ты переоденься, причешись и тряхни стариной! - предложил ковер.

- И то правда. Давненько я на ковре-самолете не летала, все в ступе да в ступе. А в ступе далеко не улетишь! Подождите меня, я на минутку! - крикнула старуха и скрылась в избушке.

Алеша сошел с ковра, стал собирать малину, а ковер, развалившись на солнышке, отдыхал. Прошло с полчаса, наконец, Баба-Яга вышла из избушки.

В новом расшитом бусинками сарафане, в новых лаптях, с аккуратной прической она смотрелась очень нарядно.

(Слайд 9 с рис. преображённой Бабы Яги)

- Вот это краля! - восхищенно воскликнул ковер-самолет.

- Тебя и не узнать! Хоть на конкурс красоты или на бал!

Баба-Яга кокетливо поправила косынку на шее и уселась на ковре-самолёте.

- На курорт хочу! - капризно сказала старушка.

- К морю, к тёплому солнышку.

- Ну, к морю, так к морю,- согласился ковёр-самолёт(На слайде №10 рис.)

Через минуту они оказались на берегу моря. Вдоль моря тянулся песчаный пляж. Смуглые курортники плескались в воде и загорали на прибрежном песке.

- Эх, жаль купальник дома забыла, а то бы сейчас искупалась, - вздохнула Баба-Яга.

- А я искупаюсь обязательно, - Алёша сбросил джинсы и футболку и побежал к морю. Наплававшись всласть, он вернулся к ковру.

- Как есть хочется, - сказал мальчик.

- А я вот яичек в палатке купила, только где бы нам их приготовить, - Баба-Яга призадумалась.

- В долине гейзеров, - ответил ковёр.

- А где это? – спросил Алёша.

Вопрос ученикам:

А вы знаете, где находится долина гейзеров?

- Ну, конечно, на Камчатке, в этом замечательном крае, где из-под земли бьют горячие фонтаны! – ковёр-самолёт уже приземлился там.

- Как красиво! Я и не знал, что в России есть такие красивые места,- восхищённо заметил Алёша. (Слайд №11)

- Ты много чего не видел. Вот есть люди, которые в чужеземные страны мечтают попасть, а своей-то родной земли и не знают! – сказал ковёр-самолёт.

- Ну да ладно, давайте еду готовить, - Баба-Яга опустила яйца в лунку с горячей водой и через несколько минут яйца были готовы. Путешественники с аппетитом подкрепились.

- Куда теперь полетим? – спросил ковёр.

- Я вернусь домой, в свою избушку на курьих ножках, - ответила Баба-Яга, - а то там мой кот без меня уже соскучился.

Ковёр-самолёт доставил Бабу-Ягу в лесную избушку и путешественники полетели дальше. С каждой секундой становилось всё холоднее, поднялся порывистый ветер.

Вопрос ученикам:

Как вы думаете, где оказались путешественники?

Вскоре под ковром заплескались огромные волны Северного Ледовитого океана.

- Ой, как холодно! – воскликнул Алёша, закутавшись в край ковра.

Он посмотрел вниз – теперь кругом расстилались только снега и льды. На одной голубовато-зелёной льдине мальчик заметил огромного белого медведя. Тот медленно брёл по снежным торосам. (Слайд№13 с фотографиями тундры, крайнего севера, белого медведя)

- Пора возвращаться домой, пока ты в ледяную сосульку не превратился, - ковёр развернулся.

Не успел Алёша согреться, как ковёр-самолёт оказался возле его дома. И вовремя! Скрипнула калитка, и во двор торопливо вошла бабушка. Мальчик спрыгнул на землю, а ковёр занял своё место на верёвке. Уже смеркалось, стал накрапывать дождик.

- Алёша, давай-ка снимем вещи с верёвки, да уберём назад в сундук, а то как бы их дождь не замочил.

-А мы неплохо полетали, - шёпотом сказал ковёр.

- Замечательно! – тихо сказал Алёша. - А мы ещё куда-нибудь полетим?

- А как же! В России много удивительного, а твоё путешествие по ней только начинается.

Алёша снял с верёвки волшебный ковёр, свернул его и осторожно убрал в сундук.

Вопросы и задания на слайдах № 14,15:

  • Где хранился ковёр-самолёт?

  • Куда предложил полететь Алёша? Почему?

  • Что ответил ковёр мальчику?

  • Как называются реки и горы, над которыми пролетал ковер?

  • Знаете ли вы названия российских рек, озёр, гор, городов? Назовите их.

  • Где жила Баба-Яга?

  • Где захотела побывать Баба-Яга?

  • Где путешественники варили яйца?

  • Где Алёша увидел белого медведя?

  • Как вы думаете, все интересные места нашей Родины увидел Алёша?

  • В каких местах нашей Родины хотели бы побывать вы? Почему?

4. Виды разных уголков России (на слайде№ 16, 17 фотографии триумфальной арки в Москве, Троице-Сергиевской лавры, русской равнины в Мещере, озера Байкал, Кавказкой Ривьеры, Волги в окрестностях Костромы, ледохода на Индигирке и др.)

Слайд №18 о населении России.

5. Рассматривание национальных костюмов (на слайдах № 19-21 фотографии ).

Слайд №22 Вопрос ученикам:

Почему так говорят: “Народы нашей страны дружбой сильны?”

6. Права и обязанности, Конституция.

Слайд № 23 Вопросы ученикам:

- Как называется главный город нашей Родины?

Слайд №24

Кто президент страны? Кто глава республики Адыгея ?

Чтение текста на слайде:

Каждый человек живёт в каком-то государстве, является её гражданином

Государство предоставляет ему права, которые записаны в Конституции России.

  • Каждый человек имеет право на труд.

  • Каждый гражданин имеет право на образование.

  • Каждый человек имеет право получить помощь врача при заболевании.

По рис. на слайде № 26 дети рассказывают кем и как могут трудиться граждане России, кем работают их родители –право на труд.

Право на медицинскую помощь – ученики по рис. слайда № 27 рассказывают какую помощь получали они сами в больнице и школьном медпункте.

На слайде№ 28 фотографии учеников нашего класса на уроках в школе, дети рассказывают, где учатся их братья и сестры – право на образование.

Право на отдых – дети рассказывают по рис. Слайда № 29 и по своему опыту, где и как отдыхают они, их родители.

Вывод: Каждый ребёнок тоже гражданин России. Государство защищает жизнь и здоровье детей.
Государство оплачивает ваше лечение и обучение.

Читают на слайде№ 30:

  • Ребёнок имеет право носить фамилию своих родителей

  • Жить и воспитываться в семье

  • Общаться с родителями и другими родственниками

  • Государство следит за тем, чтобы ваши права не нарушались

Вопрос детям на слайде № 31:

Почему так говорят: “От Родины теплом веет?”

Подберите слова-синонимы Родина (Отчизна, Отечество, Россия) – слова появляются на слайде.

Ответьте на вопросы слайд № 32:

  • Как называется наша страна?

  • Люди каких национальностей проживают в России?

  • Как называется главный город России?

  • Кто президент России?

  • Как называется человек, проживающий в России?

II. Стихотворения о Родине

(Ученики вспоминают и читают наизусть стихи)

III. Итог:

О чём говорили? Что узнали нового? Что понравилось?




Тест «Моя семья. Мой народ. Моё Отечество.»

  1. Что предназначалось для дорого гостя в кавказской семье?

а) внимание хозяев;

б) работа по дому;

в) уход за скотом.

  1. Что значит для народов Кавказа гостеприимство?

а) священный закон;

б) народная легенда;

в) сложные правила.

  1. Трое мужчин сидели за столом. Первый рассказывал, какие у него хорошие жена и дети. Второй хвастался своим богатством, а третий одобрительно отозвался о семье первого и похвалил второго. Какой из мужчин вырос на Кавказе?

а) первый;

б) второй;

в) третий.

  1. Как должны были вести себя при госте дети?

а) так, чтобы не беспокоить гостя;

б) чтобы понравиться гостю;

в) чтобы гость надолго запомнил их шалости.

  1. В каком ряду перечислены коренные народны Кавказа?

а) башкиры, коми, якуты;

б) чукчи, эвенки, удмурты;

в) адыги, аланы, лезгины

  1. На конкурсе в летнем лагере командам было предложено исполнить национальный танец. Дети из Адыгеи исполнили танец «Исламей». Дети из Осетии показали танец «Хонга Кафт». А дети из Ростовской области станцевали танец «Брейк – данс». Какая из команд не справилась с заданием конкурса?

а) команда из Адыгеи;

б) команда из Ростовской области;

в) команда из Осетии.

  1. Чем с детства должен гордиться человек?

а) своею принадлежностью к какой-то национальности;

б) своею принадлежностью к богатому обществу;

в) связями своих родителей.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ