Внеклассное мероприятие в начальной школе. Программа дополнительного образования «Моя семья»
Программа дополнительного образования «Моя семья»
Автор: Казакова Н.В.
Пояснительная записка.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрированным Минюстом России от 22 декабря 2009 г. № 15785, (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированным Минюстом России от 04 февраля 2011 г. № 19707), основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Актуальность программы:
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований личности. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Существуют в нашей жизни понятия «малая» Родина и «большая». Родина – это страна, в которой человек родился. С ней связана его жизнь, жизнь его семьи, жизнь всего народа, к которому он принадлежит. На этой основе и должно воспитываться подрастающее поколение.
Цель программы:
* создать условия для духовно – ценностной и практической ориентации школьника в окружающем мире;
*воспитывать патриотизм, через знание истории края, его этнокультуру; чувство гордости за людей, прославляющих родной край; *способствовать приобщению учащихся к духовным и культурным ценностям религии, формирование у них светского мировоззрения как духовного стержня современного культурного человека.
Задачи программы:
Обучающие:
• подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории в старших классах;
* пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества;
* способствовать более близкому общению членов семьи;
* обучение младших школьников работать с различными источниками информации;
Воспитательные:
* побуждать школьников к экологической работе: охране и преумножению природных богатств;
* встречи с интересными людьми и знакомство с их трудом, творчеством;
* отрабатывать умения читать физическую и политическую карты Волгоградской области;
* знакомить с традициями, обычаями, бытом земляков.
Коррекционные:
* формирование потребности к социально нравственным действиям;
* формирование социальных умений, социализация личности детей;
* изучение возможностей и особенностей семей учащихся с целью включения их в образовательный процесс;
* формирование мета предметных связей в таком направлении работы школы, как патриотическое воспитание обучающихся.
Для достижения заявленной цели программы вышеперечисленные задачи должны решаться в комплексе.
Программа рассчитана на четырехлетнее обучение, предусматривает разные возрастные уровни, начиная с 8 лет и далее, в зависимости от способностей, возможностей и желания ребенка. Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительность занятия 35-40 минут. В программе дана последовательность тем и содержание практических работ.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе предполагается, что дети получат следующие знания и умения:
* применять полученные знания на практике;
* работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
* формировать собственную позицию, делать выводы;
* работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
Технологии
Информационно-коммуникативные технологии.
Проектная деятельность.
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний.
Оборудование и техническое сопровождение:
* Мультимедийные энциклопедии.
* Интернет ( http://www.museum.ru , http://www.OZON.ru ).
Материалы на печатной основе: учебники, справочники, энциклопедии, фотоальбомы.
Первый год обучения.
Цель: адаптация детей к новым условиям, к группе; сплочение детского коллектива.
Задачи : воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям; воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям; формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
применять полученные знания на практике;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
формировать собственную позицию, делать выводы;
знать историю семьи и ее традиции.
Учебно-тематический план первого года обучения
Рисунок семьи
Я и моё имя (проект)
Семейное древо (проект)
Герб моей семьи (проект)
История нашей фамилии (проект)
Папа, мама, я – спортивная семья (праздник)
Заседание клуба «Моя семья»
Мамы всякие нужны, мамы разные важны (фоторепортаж)
Есть такая профессия – родину защищать (фоторепортаж)
Мир наших профессий (совместное мероприятие)
Конкурс видеороликов о семье
Мастерим вместе (конкурс поделок)
Моя семья в годы войны (проект)
Содержание работы первого года обучения.
№
Дата
Тема занятия
Форма проведения
Вид проектной деятельности
Кол-во часов
Примечание
МОБИЛИЗИРУЮЩИЙ ЭТАП
1
Введение. Семья: прошлое, настоящее, вечное.
Беседа
Составление пословиц и поговорок о семье.
1
2
Мои родители.
Игра «Познакомь меня».
Рисунок.
1
3
Мои бабушки и дедушки.
Игра «Познакомь меня».
Рисунок.
1
4
Из бабушкиного сундука.
Выставка изделий.
1
5
Мои братья и сестры, кузины и кузены.
Игра «Познакомь меня».
Рисунок.
1
6
Любимый семейный праздник.
Беседа.
Рисунок.
1
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП.
7
Я и моя семья.
Игра – путешествие.
Рисунок семьи для буклета.
1
8
Я и моя семья (инсценирование).
Театральная постановка.
Сценка.
1
9 - 10
Моя фамилия и имена.
Беседа.
2
Узнать у родителей о происхождении фамилии из источников.
11
Профессии в моей семье.
Беседа.
Рисунок.
1
12
Традиции моей семьи.
Беседа.
1
Узнать у родителей о традициях семьи.
13
Реликвии семьи.
Беседа.
Рисунок.
1
Узнать у родителей о реликвиях семьи.
14
Гордость (достижения) моей семьи.
Беседа.
1
Исследовать материал об орденах, медалях и почетных знаках членов семьи.
15
Любимое блюдо моей семьи.
Игра.
Рисунок.
1
16,17,18
История моей семьи. Составление генеалогического древа.
Беседа.
Рисунок – проект.
3
Спросить у родителей о своих предках. Сделать подборку фотографий.
19
О чем рассказал мне семейный альбом? Исследование семейного альбома.
Сообщение и выставка фотографий семейного альбома.
1
20
Любимый семейный праздник.
Беседа.
Рисунок.
1
21
Папа, мама, я - спортивная семья.
Беседа об увлечениях семьи.
Рисунок.
1
22
Выбор темы проекта.
Составление буклета из рисунков.
1
Обращение к родителям с обсуждением темы проекта.
23,24,25,26,27,28
Работа над проектом.
Составление плана проекта.
По выбору.
6
29,30,31,32,33
Защита проекта.
Конференция
Буклет рисуночный, презентация
5
Второй год обучения
Цель: Воспитание чувственной соотнесенности второклассников с российским народом, принятие ими духовно - культурных ценностей России.
Задачи:
Воспитание чувства гордости за страну, в которой мы живем, за великий народ, частью которого мы являемся.
Воспитание гражданской и социальной ответственности, заботы о благополучии своей страны.
Привитие чувства уважения к культуре, истории, традициям народов России.
Формирование толерантных отношений у второклассников друг к другу, между собой и к другим.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Находить и выделять при помощи взрослых информацию необходимую для выполнения заданий из разных источников.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Учебно-тематический план второго года обучения.
Модуль – 1. «Моя школа. Я - ученик».
Модуль – 2. «Мой город. Я - горожанин».
Модуль – 3. «Моя Россия. Я - россиянин».
Модуль – 4. «Моя семья. Моя родословная».
Содержание работы второго года обучения
№
Дата
Тема
Содержание
Характеристика деятельности учащегося
Продукт
Кол-во часов
1.
Вводное занятие.
Ознакомление с тематикой занятий кружка.
Осуществление практического поиска тем занятий из социально-культурной общности людей.
Выведение модулей.
1
2.
Устав школы.
Ознакомление с Уставом школы. Закон ученика.
Исследовать, наблюдать, сравнивать, осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения.
Составления и дополнения к уставу школы. Принятие закона школьника.
1
2.
Создание плана работы на тему
“Я – ученик”. Модель второклассника.
Понятие модели ученика.
Исследовать, наблюдать, сравнивать, осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения.
Портрет ученика.
2
3.
Направление «Я - ученик».
Понятие папки – достижения. Создание содержания папки – достижения. Принятие плана действий.
Наблюдать, сравнивать, анализировать свою учебную деятельность; составлять план действий; корректировать и оценивать свою учебную деятельность.
Папка достижений.
2
4.
Направление «Я - ученик».
Анализ и корректировка работ.
Оценивание и корректировка своих достижений. Прогнозирование ожидаемых результатов.
Выставка папок достижений.
2
Модуль – 2. «Мой город. Я - горожанин»
№
Дата
Тема
Содержание
Характеристика деятельности учащегося
Продукт
Кол-во часов
1.
Создание плана работы на тему «Я - горожанин».
Составление плана работы на тему «Я - горожанин».
Исследовать, наблюдать, сравнивать, осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения.
Составление и дополнение к уставу школы.
1
2.
Ознакомление с достопримечательностями города Твери.
Подготовка презентаций. Посещение некоторых достопримечательностей.
Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения.
Конкурс рисунков «Достопримечательности города». Конкурс сочинений «Мои впечатления о достопримечательностях города».
6
3.
Составление альбома о достопримечательностях города Твери
Анализ, корректировка и оценивание работ.
Уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать и оценивать работы товарищей.
Альбом презентаций.
2
Модуль – 3. «Моя Россия. Я - Россиянин»
№
Дата
Тема
Содержание
Характеристика деятельности учащегося
Продукт
Кол-во часов
1.
Составление плана работы «Моя Россия: я - россиянин».
Составление плана работы.
Исследовать, наблюдать, сравнивать, осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения.
Выведение модуля.
1
2.
Проект «Культура народов моей страны».
Поиск материала. Работа с литературой.
Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения.
Мультимедийный альбом.
3
3.
Составление карты выбранной республики.
Использование интернет ресурсов.
Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения.
Карта выбранной республики.
3
4.
Презентация республик России.
Составление рассказа о республике. Национальный костюм. Национальное блюдо. Национальная игра.
Защита своего проекта (групповая).
Презентации, рисунки, куклы в национальных костюмах, рассказы.
3
5.
«Моя Россия: я – россиянин».
Фестиваль культур народов России.
Анализировать, сопоставлять, сравнивать, оценивать работы.
Фестиваль «Богатство культур народов России».
1
Модуль – 4. «Моя семья. Моя родословная»
№
Дата
Тема
Содержание
Характеристика деятельности учащегося
Продукт
Кол-во часов
1.
Составление плана работы «Моя семья. Моя родослоная».
Составление плана работы.
Исследовать, наблюдать, сравнивать, осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения.
Выведение модуля.
1
2.
Проект «Моя родословная»
Изучение истории своей семьи. Работа с фотоальбомом.
Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения.
Сбор материала о своей семье.
3
3.
«Моя семья. Моя родословная».
Выставка работ на тему «Моя семья. Моя родословная».
Анализировать, сопоставлять, сравнивать, оценивать работы.
Творческие работы учащихся.
1
Третий год обучения
Цель:
1. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности.
2. Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.
Задачи:
1.Изучить историю своей семьи.
2. Углубление и систематизация знаний о районе.
3. Побудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиции.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
1.Историю становления и развития района в контексте основных исторических событий.
2.Описывать основные этапы жизни семьи.
3.Подбирать литературу по заданной теме пользоваться ей для выполнения творческих заданий.
4.Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
Учебно-тематический план третьего года обучения.
1.Моя семья.
2. Мой дом.
3. Моя малая Родина.
4. Природа нашего края.
5. Наш край в годы войны.
Содержание работы третьего года обучения.
№
Дата
Тема
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Цели и задачи кружковой работы.
1
Моя семья.
2.
Наши увлечения.
1
3.
Как мы отдыхаем.
1
4.
Любимые песни нашей семьи.
1
5.
Практическое занятие «Я рисую мою семью».
1
Мой дом.
6.
Улица на которой я живу.
2
7.
Любимые игры нашей улицы.
1
8.
Практическое занятие «Макет нашего дома».
3
Моя малая Родина.
9.
Мои школьные друзья.
2
10.
Мои учителя.
2
11.
Почетные граждане города Твери.
2
12.
Знаменитые спортсмены нашего города.
2
13.
Практическое занятие «Фотовыставка «Архитектурные памятники города»».
2
Природа нашего края.
14.
Животный мир.
1
15.
Растительный мир.
1
16.
Мои домашние животные.
1
17.
Красная книга Тверской области.
1
18.
Первоцветы.
1
19.
Акция «Очистим планету от мусора».
1
20.
Практическое занятие «Плакат «Сохраним природу нашего края»».
1
Наш край в годы войны.
21.
Конкурс военно-патриотической песни.
1
22.
Конкурс рисунков и плакатов на военную тематику.
1
23.
Наши земляки – Герои Советского Союза.
1
24.
Орден в моем доме.
1
25.
Практическое занятие «Сочинение «Война в истории моей семьи»».
1
26.
Итоговое занятие.
1
Четвертый год обучения
Цель:
1. Создание условий для формирования позитивного отношения школьника к родному Отечеству, к родному краю, природе и культуре.
2. Определить место человека в истории – родословной.
Задачи:
1. Формировать чувство ответственности за свою «малую» Родину.
2. Знакомить с жизнью и деятельностью знаменитых людей своего города.
3. Формировать потребности в саморазвитии и самореализации.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
1. Определять какая нужна информация.
2. Оформлять и представлять полученную информацию.
3. Знать поэтов посетивших и живших в нашем краю.
4. Необходимость бережного отношения к природному и культурному наследию.
Учебно-тематический план третьего года обучения.
1.Мой дом. Родословная семьи.
2. Родная школа. Её история и традиции.
3. Моя малая Родина.
Содержание работы четвертого года обучения.
№
Дата
Тема
Кол-во часов
Мой дом. Родословная семьи.
1.
История моего имени.
2
2.
Что означает моя фамилия.
2
3.
Виды родословных.
3
4.
Знакомство с родословными великих людей.
2
5.
Практическое занятие «Создание семейного герба и флага».
2
Родная школа. Её история и традиции.
6.
История нашей школы.
2
7.
Наши школьные традиции.
2
8.
Практическое занятие «Проект «Моя школа в будущем»».
2
Моя малая Родина.
9.
Памятники истории вокруг нас.
2
10.
Что изучает археолог.
1
11.
Легенды и были нашей земли.
2
12.
Географическое положение района.
1
13.
Волга – река родная.
1
14.
Чьи имена носят улицы нашего города.
4
15.
Наш край в поэзии земляков.
2
16.
Практическое занятие «Настоящее и будущее моего города».
2
Список используемой литературы.
1. Путешествие в историю. Е.В. Саплин, А.И. Саплин. Центр гуманитарного образования. 1995 год.
2. Вековой след истории. Л.Зенкевич. Ленинск 2009г.
3. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. – 2005
4. Моя родословная: Пособие для школы. Автор составитель Василевская В.С. М.: Вита-Пресс. – 2001.
5. Где твои корни?: пособие по составлению родословной / Сост. Н.И. Юртаев.
6. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен: около 2600 имен. / Н.А.
7. Федосюк Ю. Что означает Ваша фамилия? / Ю. Федосюк. – М.: Детская литература, 1999
8. Успенский Л. Имя дома твоего: очерки по топонимике. / Л. Успенский. – Л.: Детская литература, 1997. – 304 с.
9. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
10. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010.
11. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А. Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ