Внеклассное занятие для учащихся 2 класса "Почему победила скрипка"
Пинаева Елена Николаевна
Внеклассное занятие для учащихся 2 класса
Тема: "Почему победила скрипка".
Цель: Глубокое знакомство с одним из ведущих инструментов симфонического оркестра – скрипок.
Задачи: Познакомить детей с историей создания скрипки о исполнительскими приемами, со скрипичной музыкой различных композиторов разных стилей.
1. Здравствуете, ребята!
Я профессор Музыки, пришла поведать вам историю об одном удивительном и загадочном инструменте. Вы сами догадаетесь, что иго за музыкальный инструмент, послушав песню Б.Окуджавы "Музыкант".
Правильно, ребята, - это скрипка. А начинается эта история давно, приблизительно в конце XV века. И чтобы ничего не забыть и не пропустить, помогут мне Музыкальный словарь и Музыкальная энциклопедия.
Профессор - Первые скрипки появились во Франции и Италии.
Муз. словарь - Мастерам были известны удивительные тайны изготовления скрипок.
Муз. энциклопедия - Чтобы инструмент хорошо звучал, различные его части
должны быть сделаны из определенного материала.
Профессор - Для верхней деки.
Муз. словарь - Нужна была только тиральская ель, которая росла в горах Швейцарии.
Профессор – Для нижней деки.
Муз. энциклопедия - Клен, только клен.
Профессор – А для изготовления грифа нужно было черное дерево - эбеновое.
Муз. словарь - Спиливали дерево только зимой да так, чтобы оно ни в коем случае не упало, а было осторожно опущено на землю.
Муз. энциклопедия – И брали для изготовления скрипки центральную часть ствола, не слишком близко к корням и не слишком близко к вершине.
Профессор - Наконец, предпочтительно было брать часть ствола, обращенного к югу.
Муз. словарь - Немало любопытного и в изготовлении струн. Они были очень прочными, изготавливались из жил животных.
Профессор - Но ни одна скрипка не обретает звука до той поры, пока она не покрыта лаком. Лак предохраняет древесину скрипки от разрушительного воздуха и дарит ей неповторимый звук. Каждый мастер, чтобы носить это звание должен был найти свой секрет, создать свой лак. Секреты изготовления лака мастер никому не раскрывал.
Муз. словарь - До нас дошли имена этих знаменитых мастеров, которые делали удивительные и волшебные по звучанию скрипки.
Муз. энциклопедия - Это Амати, Гварнери и Страдивари.
Профессор- Страдивари был последним представителем великих итальянских мастеров. Свои скрипки Страдивари любил, как детей и у каждой было имя. Он прожил 90 лег, сделал за свою долгую жизнь более 1000 инструментов и работал до последнего дня. Звучит Сен-Сакс "Лебедь".
Профессор - Скрипку называют струнным, смычковым инструментом, потому что звук из струны извлекается смычком - тонкой длинной тростью; на которой во много рядов натянут тончайший волос. Скрипач ведет смычком по струне и струна поет. Этот маленький инструмент таит в себе множество загадочных звуков. Если просто буду водить смычком по струнам, скрипка издает изумительно мягкий, сочный звук. Он похож на человеческий голос и говорит – «скрипка поет».(муз.пример).
А вот я по - другому прикасаюсь смычком к скрипке и получается совсем другой звук (муз.пример).
На что это похоже?
Но можно на скрипке играть и без смычка. "Послушайте, что вам напоминают эти звуки?" (муз.пример).
Профессор - Ребята, вижу, что вам понравилась скрипка, ее звучание. Но оказывается, скрипку долгое время не признавали, считали грубым инструментом, инструментом простых людей. Виновницей этому была виола. И отправимся мы с вами в ХУШ век, где идет суд «Виола против скрипки».
Слушается дело
Судья - Случай, ради которого мы здесь собрались, необычен: одна из самых известных артисток жалуется на притеснения, которые она терпит от скрипки. Я предоставляю слово потерпевшей.
Виола - Мое происхождение достаточно известно. Я выросла в обществе самом благородном. Меня брали в руки князья и монархи. О скрипке тогда и не вспоминали. Ее место в комнате слуг и на лестнице.
На пропитание эта особа зарабатывала, выступая на ярмарках. Там она
лаяла по-собачьи, кудахтала по - куриному и занималась прочими глупостями. Однако вскоре сумела пробраться в дома порядочных людей и даже - страшно вымолвить! - в королевский дворец. Правда, сперва на конюшню, где вместе с трубами сопровождала королевские охоты и увеселения. Из конюшни эта хитрая интриганка пробралась в большую залу, её, видите ли, слышно лучше, чем меня. Пусть так, но ведь она и здесь не остановилась, теперь эта выскочка хозяйничает в оркестре, постоянно солирует в операх и балетах. Композиторы специально для нее пишут музыку, это невыносимо. Она задумала погубить меня, сжить со света! (рыдая, виола падает в кресло).
Скрипка - Виола упрекает меня в низком происхождении. Что же, это правда. Только она напрасно считает себя аристократкой. Мы с ней одного корня, были бедняками и бродягами. Но наши пути разошлись. Виола перебралась в замки, а я по-прежнему бродила по земле. Нас даже держать стали по-разному: меня на поднятой рука, а виолу, опирая о колено. А думаете, почему меня убрали с колена. Попробуйте играть и еще приплясывать, подпевать, сыпать прибаутками - тут не рассидишься! К тому же поднятый вверх инструмент слышен лучше, а ведь играть-то мне приходилось на улице!
Виола - Эto несправедливо - судить о свойствах инструмента только по силе его голоса. Разве я виновата, что всю жизнь просидела в четырех стенах и никто от меня ничего не требовал, кроме благозвучия и хороших манер.
Скрипка - Вот туг ты права! (перебила скрипка). Покой и благополучие - плохие помощники. За то время, что я, тяжко трудясь, развила свои способности, ты так ничему и не научилась. Как играла 100 лет назад тихо и нежно, так и играешь и сегодня. Но время-то изменилось! Сейчас нужны иные голоса - звонкие, сильные, молодые. Век изящных завитушек и галантных манер уходит безвозвратно. Рождается новое искусство. (Звучит "Юмореска" ).
2. Инсценирование басни
"Музыкальный спор".
Э. М. Александрова.
Смычку сказала Канифоль:
Ты без меня полнейший ноль! Не смажь тебя перед игрой -Пойдет не музыка, а вой!
Тебе ль судить меня, сморчок?-
С презреньем отвечал Смычок.
Я - главный е музыкальном деле! -Трепещут струны предо мной:
Я тронул их - они запели, Оставил - смолкли до одной!
- Сейчас же бросьте этот опор,-
Вступили Струны в разговор,-
Бас трудно слушать без улыбки:
Ведь всем известно с давних пор,
Кто оживляет душу скрипки!
В молчание погружена,
Нe в силах сбросить дремы тяжкой,
Без Струн осталась бы она Обыкновенной деревяшкой!
Но тут Скрипач вмешался вдруг:
- Не стыдно ль ссориться напрасно
Ведь без своих умелых рук
Вы все бессильны, это ясно!
Вам без меня никак нельзя,
А мне - без вас, скажу по чести.
И нам поэтому, друзья,
Всего нужней держаться вместе.
Пойдемте ж дружно к трудной цели
И убедим иных задир,
Что в музыке, как в каждом деле,
Важны согласие и мир!
И вот это согласие и мир своими руками умелыми показал вXIX веке гениальный итальянский скрипач Николо Паганини. В 13 лет он дал свой первый концерт именно в тог вечер, когда заключил тайные договор о Душой скрипки. С того дня Паганини принадлежал только ей, скрипке. Говорили, что Паганини продал душу дьяволу, потому что он достиг необычайной виртуозности, играя на скрипке, и голос его инструмента был могуч и разнообразен (Звучит "Кампанелла" - Н.Паганини в записи.).
3. Ребята, мы с вами слушали музыку, написанную для скрипки.
А всегда ли скрипка звучит одна. Она является ведущим инструментом
симфонического оркестра. Почему? В какую группу оркестра входит скрипка?
Какие инструменты входят в эту группу?
Почему без скрипки и ее семьи не может звучать оркестр?
.Звучит "Песня Сольвейг" - Э.Грига; запись)
Что за произведение прозвучало, кто композитор?
В чьем исполнении вы слышали эту песню раньше, и кто сейчас исполнил?
Почему скрипки исполняют основную мелодию?
4. Скрипку называют королевой инструментов. В музее Италии под стеклянным колпаком хранится старинная скрипка Паганини. По установившейся традиции каждый год к ней прикасаются руки знаменитых скрипачей мира. Оживают струны, пробуждается ее красивый, могучий голос,
вместе со скрипкой оживает и музыка - страстная, мятежная.
Без музыки не проживу и дня! Она во мне. Она вокруг меня.
(О. Гаджикасимов. Музыка)
(Менуэт - Боккерини в исполнении )
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ