Внеклассное занятие на экологическую тему «Вода – чудо природы»









Внеклассное занятие на экологическую тему «Вода – чудо природы»





















Харченко Наталья Павловна –

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

г. Яровое

Алтайский край



Цель: Сформировать у детей представление о свойствах воды, её роли в жизни человека.

Задачи:

Обучающие: расширить и углубить знания детей о свойствах воды, об охраняемом источнике местности, дать детям представление о необходимости усилий по охране озера;

Развивающие: развивать познавательный интерес, экологическое мышление, речь;

Воспитывающие: воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация выполненная в программе PowerPoint.

Ход занятия

Ведущий: Каждый из нас мечтает хоть раз в жизни увидеть чудо, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас. И одно из наиболее замечательных из них – Вода.(слайд 1)

Вот эти фантастические узоры инея, узорчатые кружева падающих снежинок, причудливые формы облаков, мерцание капелек воды, громадные айсберги, полосы голубых рек, озёр, морей, океанов, мир растений и животных – всё это Вода. (слайд 2)

Вся жизнь человека, животных и растений с первых их дней появления на Земле была связана с водой. Недаром живые организмы на 60-98% состоят из воды. Всё, что мы с вами здесь увидели, создано благодаря тому, что Вода обладает замечательным свойством, присущим только ей одной, находиться в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.(слайд 3)

- Если вода застывает, во что она превращается, какое это будет вещество? (лёд, твёрдое) (слайд 4)

- Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар, газообразное ) (слайд 5)

- А когда вода бежит? (когда она именно вода, жидкое ) (слайд 6)

К одному из удивительных свойств воды относится то, что находясь в растениях, она превращается в такое состояние, которое ей позволяет не замерзать даже при температуре -30 С. Если охладить такую воду до -70 С, она превращается не в лёд, а в особое состояние, из которого, чтобы превратить её в жидкую нормальную воду, потребуется температура 650-700 С , поэтому даже в сильные, трескучие морозы деревья, кустарники не замерзают зимой.

(Звучит музыка А.Живцова «Летний дождь», входит Вода)

Вода: «Здравствуйте, ребята!

А вот и я – вездесущая Вода.

В морях и реках обитаю,

Но часто по небу летаю.

А как наскучит мне летать,

На землю падаю опять».

- Ребята, расскажите, где вы меня можете встретить? Кто знает, каковы же мои запасы на земле? (ответы детей)

Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода . ( слайд 7)

- Мои запасы на земле составляют около 1,4 млрд куб м. Посмотрите на экран (слайд 8). -А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода? Вот как это бы выглядело (слайд 9)

-Что изменилось? (изменился цвет – нет голубого и зелёного)

-Да, зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло?

- Ничто на Земле не может жить без воды!

-Давайте вернём воду на Землю и подумаем, где больше всего воды на Земле?(в океане)

-А где ещё находится вода? (в морях, озёрах, реках, ручьях)

Вода: Где же вы, капельки родные, моросящие, колючие, студёные, тёплые, озорные?

Вы и тучки, и туман,

И ручей, и океан,

И снежинки, и роса,

И кристаллики для льда.

Тучки: Плывём, похожие на стадо,

В настороженной тишине

По небу

Темных туч армада,

У каждой дождик на спине.

Вода: Все давно готово

К приёму гостя дорогого,

Здесь каждый кустик,

Каждый пруд

Желает дать тебе приют,

И просят тучи, просят

На землю воду сбросить!

Тучки: Матушка родная, водица дорогая,

Очень добродушная,

Мягкая, послушная,

Мы над городом плывём,

Ему дождик отдаём,

А к тебе когда придём,

Много грязи принесём.

Вода: Плывёт по небу облако И дикий зверь от облака,

Над сушей и водой, Как бешеный бежит,

Всему, чего касается, Пшеница пригибается,

Оно грозит бедой. И яблоня дрожит.

Ложится тень от облака Дождём исходит облако

На синюю волну Над степью золотой,

Дельфин увидел облако – И плачут в поле чибисы

Уходит в глубину. Над мёртвою водой.

Ведущий: "Не умыться, ни напиться без воды, листику не распуститься без воды, без воды прожить не могут птица, зверь и человек, и поэтому всегда всем везде нужна вода!"

Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится: " Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?"
— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей.) ( слайд 10)

Дождик: 1. Туча тучу повстречала. 2. Туча тучу - лбом, лбом,

Туча туче проворчала: А по небу – бом, бом!

- Что гуляешь на пути? Бой над городом грохочет,

Прочь с дороги, дай пройти! Уступить никто не хочет.

Отвечала туча туче: Бились тучи целый час,

- Ты меня не трогай лучше! Искры сыпались из глаз.

Я гуляю, где хочу. Подрались они всерьёз -

Если тронешь – проучу! Довели себя до слёз.

Вода: Итак, на землю капельки упали,

Ну куда они пропали? (ответы детей)

Ведущий:

Алтайский край богат водными запасами, много рек, озёр. Самое ценное богатство на территории нашего города – это озеро Большое Яровое – наиболее глубокое озеро Кулундинской степи. ( слайд 11)

Оно расположено на высоте 79 метров над уровнем моря. Это самая низкая точка Алтайского края. Озеро окружает плоская равнина, на которой практически нет деревьев. ( слайд 12)

Это замкнутый, без внешних притоков и бессточный горько – солёный водный рапной бассейн; подпитывается он подземными ключевыми источниками.

Рапа и грязи озера применяются с лечебными целями в курортных и внекурортных условиях. Грязь в озере Большое Яровое обладает показателями, не уступающими грязевым озёрам лучших курортов России (Одесса, Саки, Старая Русса). ( слайд 13)

Озеро Большое Яровое – жемчужина Алтая и наша задача сберечь её от неправильного использования.(слайд 14, 15, 16)

Вода: Так вот почему

Ко мне больные реки

Явились на приём

Вползли ручьи- калеки

В мой сумеречный дом.

К ногам моим припали,

Чтоб спасла их от беды,

От едких химикалий

Ослепшие пруды.

И я сказала: - Идите

Из комнаты моей

И у людей ищите

Защиты от людей.

Ведущий: Знаете ли вы …

- Каждый литр сточных вод, попадая в водоём, приводит в негодность 100 литров хорошей воды.

- При неисправности крана с самой тоненькой струйкой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 литров чистейшей питьевой воды.

- Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озёрах и водохранилищах 7 лет, в океане – 3 000 лет.

- В водоёмах нашей страны водится более 1 000 видов рыб, среди которых – 250 промысловых.

- Всего 5 граммов нефтепродуктов затягивает плёнкой 50 м2 водной поверхности, вызывая кислородное голодание и отравление водных организмов, приводя к гибели икры и мальков.

Ведущий: - Как помочь Воде, ребята? (слайд 17)

Вода действительно является чудом природы. Без неё невозможна жизнь животного, растения, человека. Но запасы воды на Земле ограничены, их нельзя ни заменить, ни увеличить. Процесс водообразования происходит очень медленно, поэтому всем людям нашей планеты нужно бережно относиться к такому чуду природы, как Вода.


Литература:

1. Т. Я. Шипунова «Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста».

2. В. Колесниченко «Яровое моё».

3. В. Колесниченко «На крыльях поэзии».



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ