Занимательные упражнения на уроках окружающего мира в начальной школе
Занимательные упражнения на уроках окружающего мира в начальной школе
Занимательные упражнения помогают активизировать учебный процесс, развивают познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, активизируют мыслительную деятельность, расширяют кругозор, вызывают интерес к изучаемому предмету, снимают усталость , повышают работоспособность учеников, эффективность обучения и развития младших школьников. Высокий уровень развития внимания и памяти – важные условия для успешного обучения. «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения» (К.Д.Ушинский) Занимательные упражнения увязываются с темой конкретного урока и направлены на достижение поставленной цели и имеют форму игры. А форма этих упражнений может быть различной : ребусы, кроссворды, загадки, шарады, викторины, КВН, чайнворды и др. Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока : при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить природоведческие знания и умения младших школьников. Включение его развивает интерес и любовь к окружающему миру, делает радостной и энергичной деятельность учащихся, вносит элементы здорового отдыха, создаёт хорошее настроение. Дети проявляют большое желание и интерес.
Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предлагает знание педагогом механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в нём. Игра для ребёнка – важный источник информации об окружающем мире. Её можно рассматривать как средство реализации занимательности в обучении, перехода из игровой деятельности в учебную. Игры активизируют деятельность учащихся, способствуют развитию его личностных качеств.
Перейдём к рассмотрению различных форм занимательных упражнений:
Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Это тип загадок включает:
а) шарады -
«Начало – нота
Потом – оленя украшенье
А вместе – место оживленного движения (до-рога)
б) метаграммы –
С « ч» над морем я летаю,
С « г» в машинах я бываю (Чайка – гайка )
в) анаграммы –
«Легко дышать в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои
И целый лес ты мною свалишь» (липа – пила )
г) логографы –
«Известное я блюдо ,
Но лишь прибавишь «м»
Летать, жужжать я буду ,
Надоедая всем»
При изучении темы «Домашние животные» используется кроссворд с вопросами в виде загадок:
«Мордочка усатая, шубка полосатая
Часто умывается,
А с водой не знается». ( кошка )
«Среди двора стоит копна
Спереди вилы , сзади метла» ( корова )
«Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива» ( лошадь )
«С бородой, а не старик,
С рогами , а не бык.
Доят , а не корова
Лыки дерёт, а лаптей не плетёт» ( коза )
«Гладишь – ласкается
Дразнишь – кусается» (собака )
При изучении темы « Животные и растения леса» можно составить :
а) кроссворд из вопросов в виде загадок :
«Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы, уши больше головы?» (заяц )
«По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лиса.» ( белка )
«Думал кошка,
Крикнул: «Брысь!»
Оказалось . это -…. (рысь )
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт.
Кур крадёт. ( лиса)
По горизонтали в выделенных клетках читается спрятанное (ключевое) слово
«звери», которое служит для проверки правильности ответов.
б) или в виде викторины
--- Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей
«Кто зимой холодной , бродит в лесу злой, голодный?» ( волк )
«Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой» ( медведь )
«Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить . знайте, это….. ( лось)
«Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живёт , но вхож
И в сады , отважный ….( ёж)
«Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он
Видно , желуди искал
Я пугать его не стал
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозный был ….(кабан)
Можно использовать лото по теме «Полезные ископаемые»
На карте изображены условные знаки полезных ископаемых, а на карточках –
их названия. Нужно найти карточку с названием и закрыть ею изображение соответствующего условного знака .
В ячейках карты даны краткие характеристики полезных ископаемых. Нужно найти карточку с изображением соответствующего условного знака и закрыть ею ячейку.
Дети очень любят играть «В города» Один ученик придумывает название города, второй придумывает название на последнюю букву и т.д.
Имеют место на уроке и логические задачи.
Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.
Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв?
Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?
Проблема может быть выражена не только в виде вопроса. Например, можно распределить по столбцам то, что умеют животные.
Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи.
С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый. Медлительный, хитрый и т. д
Дополни выказывания:
Радость-свет, а горе - ….
Весна –рассвет, а осень-….
Соедини линиями начало и конец пословиц
Береги платье снову, а... - люби и саночки возить
Ученье свет, а... - честь смолоду
Любишь кататься,... - неученье тьма
Соедини высказывания, противоположные по смыслу.
Повесить нос. - На ночь глядя.
Душа поёт. - Чуть свет.
Держать нос морковкой. - Жить душа в душу.
Соедини линиями название животного с соответствующим символом.
Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.
Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Также использую на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.
Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ