Занимательные упражнения на уроках окружающего мира в начальной школе


Занимательные упражнения на уроках окружающего мира в начальной школе


Занимательные упражнения помогают активизировать учебный процесс, развивают познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, активизируют мыслительную деятельность, расширяют кругозор, вызывают интерес к изучаемому предмету, снимают усталость , повышают работоспособность учеников, эффективность обучения и развития младших школьников. Высокий уровень развития внимания и памяти – важные условия для успешного обучения. «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения» (К.Д.Ушинский) Занимательные упражнения увязываются с темой конкретного урока и направлены на достижение поставленной цели и имеют форму игры. А форма этих упражнений может быть различной : ребусы, кроссворды, загадки, шарады, викторины, КВН, чайнворды и др. Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока : при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить природоведческие знания и умения младших школьников. Включение его развивает интерес и любовь к окружающему миру, делает радостной и энергичной деятельность учащихся, вносит элементы здорового отдыха, создаёт хорошее настроение. Дети проявляют большое желание и интерес.

Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предлагает знание педагогом механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в нём. Игра для ребёнка – важный источник информации об окружающем мире. Её можно рассматривать как средство реализации занимательности в обучении, перехода из игровой деятельности в учебную. Игры активизируют деятельность учащихся, способствуют развитию его личностных качеств.

Перейдём к рассмотрению различных форм занимательных упражнений:

Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Это тип загадок включает:

а) шарады -

«Начало – нота

Потом – оленя украшенье

А вместе – место оживленного движения (до-рога)

б) метаграммы –

С « ч» над морем я летаю,

С « г» в машинах я бываю (Чайка – гайка )

в) анаграммы –

«Легко дышать в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои

И целый лес ты мною свалишь» (липа – пила )

г) логографы –

«Известное я блюдо ,

Но лишь прибавишь «м»

Летать, жужжать я буду ,

Надоедая всем»

При изучении темы «Домашние животные» используется кроссворд с вопросами в виде загадок:

«Мордочка усатая, шубка полосатая

Часто умывается,

А с водой не знается». ( кошка )

«Среди двора стоит копна

Спереди вилы , сзади метла» ( корова )


«Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива» ( лошадь )

«С бородой, а не старик,

С рогами , а не бык.

Доят , а не корова
Лыки дерёт, а лаптей не плетёт» ( коза )


«Гладишь – ласкается

Дразнишь – кусается» (собака )


При изучении темы « Животные и растения леса» можно составить :


а) кроссворд из вопросов в виде загадок :


«Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы, уши больше головы?» (заяц )


«По веткам скачет, да не птица,

Рыжая, да не лиса.» ( белка )

«Думал кошка,

Крикнул: «Брысь!»

Оказалось . это -…. (рысь )


Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт.

Кур крадёт. ( лиса)

По горизонтали в выделенных клетках читается спрятанное (ключевое) слово

«звери», которое служит для проверки правильности ответов.

б) или в виде викторины

--- Если знаешь лес, зверей

Назови их поскорей


«Кто зимой холодной , бродит в лесу злой, голодный?» ( волк )



«Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой» ( медведь )


«Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить . знайте, это….. ( лось)


«Он, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт , но вхож

И в сады , отважный ….( ёж)


«Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он

Видно , желуди искал

Я пугать его не стал

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозный был ….(кабан)


Можно использовать лото по теме «Полезные ископаемые»

На карте изображены условные знаки полезных ископаемых, а на карточках –

их названия. Нужно найти карточку с названием и закрыть ею изображение соответствующего условного знака .

В ячейках карты даны краткие характеристики полезных ископаемых. Нужно найти карточку с изображением соответствующего условного знака и закрыть ею ячейку.


Дети очень любят играть «В города» Один ученик придумывает название города, второй придумывает название на последнюю букву и т.д.

Имеют место на уроке и логические задачи.

Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.

Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв?

Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?

Проблема может быть выражена не только в виде вопроса. Например, можно распределить по столбцам то, что умеют животные.

Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи.

С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый. Медлительный, хитрый и т. д

Дополни выказывания:

Радость-свет, а горе - ….

Весна –рассвет, а осень-….

Соедини линиями начало и конец пословиц

Береги платье снову, а... - люби и саночки возить

Ученье свет, а... - честь смолоду

Любишь кататься,... - неученье тьма

Соедини высказывания, противоположные по смыслу.

Повесить нос. - На ночь глядя.

Душа поёт. - Чуть свет.

Держать нос морковкой. - Жить душа в душу.


Соедини линиями название животного с соответствующим символом.



Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.


Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Также использую на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.


Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ