Конспект урока обществознания для 9 класса «Уроки демократии»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большеелховская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры истории и географии
Протокол № 1 от 30.08.2012
Заведующий кафедры
_______ С.В. Новожилова
Утверждаю
Директор МОУ
«Большеелховская средняя общеобразовательная школа»
___________А.М.Афроськин
Приказ № 36/15-Д от 01.09.2012
Конспект урока обществознания для 9 класса
«Уроки демократии»
Составитель :
учитель истории
и обществознания
Каштанов М.Г.
2012
Пояснительная записка
В современном российском образовании возрастает роль общественных наук. Эти дисциплины формируют у обучающихся гражданскую позицию, правовую культуру. Становление правового государства, развития демократии во многом зависит от результатов выборов. В настоящее время интерес общества к выборам снизился; у молодёжи наблюдается более пассивное отношение к избирательному процессу, чем у общества в целом. Элективный курс предназначен для изучения основ избирательного законодательства, формирования политической культуры и интереса у молодежи к выборам. Для правового государства эти проблемы очень актуальны. Курс содержит новые знания по предмету. В программе предусмотрены теоретические (лекция, беседа) и преобладают практические (семинар, практикум) формы обучения. Особенностью курса является нацеленность на активные формы обучения: исследования, деловые игры, круглый стол. Данный курс относится к образовательной области «Обществознание», интегрируется с этим предметом, а также с правом, историей. Элективный курс рассчитан на 17 часов, на 2 четверти, 1 час в неделю, продолжительность урока 45 минут. В качестве подведения итогов реализации программы элективного курса предусмотрена деловая игра.
Цель курса: повышение правовой культуры обучающихся, формирование гражданской позиции у школьников по отношению к выборам.
Задачи курса: · изучение основ избирательного законодательства РФ, особенностей российского парламентаризма, · обучение навыкам аргументации, ведения дискуссии, работы с документами, · умение применять полученные знания на практике, · профориентация.
Предполагаемый результат изучения курса: · знание основ избирательного законодательства РФ, прав избирателя, владение основными понятиями, · наличие гражданской позиции у обучающихся по отношению к выборам, · участие обучающихся в различных этапах олимпиад и конкурсах, связанных с вопросами избирательного права; возможно, выбор профиля обучении, профессии, · правовая и политическая культура школьников.
Требования к уровню:
Основные понятия: демократия, прямая и представительная формы народовластия, референдум, выборы, активное и пассивное избирательное право, пропорциональная и мажоритарная избирательные системы, избирательные комиссии, предвыборная агитация, избиратель.
Основной закон: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 с изменениями.
Учащиеся должны:
Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).
Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.
Рассказывать о наиболее значительных событиях и их участниках
Соотносить факты и общие процессы и явления
Называть характерные, существенные черты
Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей
Излагать приведенные в учебной литературе оценки
Сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности
Учебно- методическое обеспечение курса:
Уроки демократии: сборник материалов по творческому конкурсу учителей и учащихся республики по избирательному праву/ Центр. избир. ком РМ; [сост.: Н.И. Чудаева, М.Я. Коляденкова; под ред. Ю.А.Макарова] – Рузаевка: Тип. «Рузаев. печатник», 2009.- 124 с.
Методическое обеспечение:
Лапаева В.В. Становления российской многопартийности // 2000.
Манифест об учреждении Государственной думы.
Российское законодательство Х-ХХ вв. Соч. в IX-ти т. – М., 1984.
Иванов А. Третий Рим. Русь XIV-XVII вв. – М.,1996
Ефремов Н.Н. Становление избирательного права в России // Государство и право. – 1998. - №3. – с.12-21
Воронин А.В. История Российской государственности. – Мурманск, 1998.
Очерки по истории выборов и избирательного права/ Фонд «Символ». – м.: Калуга, 1999.
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.: - М-Л., 1950.
Епифанов П.П. О древнерусском вече.// Вестник Московского университета. – 1963. - №3.- С.12-16
Костомаров Н.И. О значении Великого Новгорода в русской истории // Бунт Стеньки Разина. Исторические монографии и исследования. – М., 1994.
Конституция РФ.1993.
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 с изменениями.
Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 1996.
Лапаева Т.Н. Избирательное право. Обществознание 9 класс. Волгоград, 2002.
Плаксин А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах. М., 2006.
Содержание тем учебного курса
1. Роль институтов вечевой демократии
в древнерусском государстве в X – XII веках.
Вече как политический институт Древнерусского государства; возникновение и эволюция веча. Правление в древнерусском государстве как сочетание города – государства и княжеской власти. Новгородское вече. Историография вопроса. Возникновение новгородской вольности. Социальный состав и компетенция Новгородского веча.
2. Методические рекомендации по подготовке учащихся
К олимпиаде по избирательному праву.
Ролевая гимнастика по избирательному праву..
3. Институты Афинской демократии VIII-VI веках нашей эры.
Из истории Афинского государства. Гомеровский период. Проведение Народного собрания гомеровского периода. Древнегреческое общество. Преобразования Солона. Демократические реформы Клисфена. Новый период в истории афинского народовластия.
4. История развития избирательной системы в России.
Формирование выборных институтов Руси. Выборы в Государственные думы в 1906-1917 годах. Выборы депутатов Учредительного собрания
5. Избирательное право в России в 1905 – 1907 гг.
Законодательство о выборах и его эволюция в 1905-1907 гг. Избирательное право в 1905-1917 гг. Правовой статус Государственной думы и ее членов. Избирательная система, основные принципы избирательного права.
6. История зарождения избирательной системы в России.
Вечевые институты Древнерусского государства. Вечевые институты Новгорода и Пскова. Причины ослабления роли и исчезновения вечевых институтов.
Оборудование
Карты
Таблицы
Схемы
Компьютер, проектор, презентации
Иллюстрации
Дидактический материал
Раздаточный материал
Тесты
Фрагменты источников
Статистические данные
Диаграммы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
1
Роль институтов вечевой демократии
в древнерусском государстве в X – XII веках.
4
2
Методические рекомендации по подготовке учащихся
К олимпиаде по избирательному праву.
1
3
Институты Афинской демократии VIII-VI веках нашей эры.
4
4
История развития избирательной системы в России.
3
5
Избирательное право в России в 1905 – 1907 гг.
3
6
История зарождения избирательной системы в России.
2
Итого
17
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ