Конспект урока по обществознанию по теме: «Российское общество в начале XXI века – общество, в котором мы живем»

Конспект урока по обществознанию по теме: «Российское общество в начале XXI века – общество, в котором мы живем».

Учитель: Врабие Жанна Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ Ростова-на-Дону «Школа №113»

Цели и задачи: познакомиться с российским обществом как частью мирового сообщества, с изменениями в политической, экономической, социальной и духовной сферах российского общества; познакомить с термином кризис чтения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать Россию как часть мирового сообщества; исследовать изменения в политической, социальной, экономической и духовной сферах российского общества; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУДметапредметные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурировать полученные знания; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: анализ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Россия всегда была частью мирового сообщества. Давайте убедимся в этом.

Слайд 1. Древнерусское государство возникло на торговых путях, которые соединяли Скандинавию с Византийской империей и Арабским халифатом. Через нашу страну проходил путь “из варяг в греки”.

Слайд 2. Традиционные религии — православие, ислам, буддизм и иудаизм — пришли в нашу страну из других государств. Россия — многоконфессиональная страна.

Слайд 3. Россия спасла Европу от нашествия татаромонголов, возглавила освобождение Европы от владычества Наполеона, в 1945 г. наша армия спасла человечество от фашизма.

Слайд 4. Мы стали первой в мире державой, которая начала осваивать космос. Полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г. открыл всем народам Земли возможность освоения Вселенной.

И этот список можно продолжить. В современной России наметились важные позитивные перемены во всех областях жизни.

Что представляет собой наша страна в начале третьего тысячелетия?

Какие проблемы нам необходимо решать сегодня? Предлагаю обсудить эти вопросы на нашем уроке.

Тема урока: “Российское общество в начале XXI в.”.

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Россия как часть мирового сообщества.

2. Россия в начале XXI в.

III. Введение в новый материал

Мы с вами живем в России в начале XXI в. и можем изучать данную тему не только по учебнику и документам. Мы очевидцы, свидетели, участники исторических событий. Мы имеем возможность не только изучать, но и описывать эти исторические события. И это очень интересно. Будем решать проблемы дня сегодняшнего.

IV. Работа по теме урока

1. Россия как часть мирового сообщества

На прошлых уроках мы говорили о том, что народы Земли образуют мировое сообщество.

Что такое мировое сообщество?

Какой смысл вкладывают обществоведы в это понятие? (Ответы учеников.)

Следовательно, наша страна находится в постоянном взаимодействии со всем человечеством.

Какова роль России в мировом сообществе?

По каким законам развивается наша страна?

(Ответы учеников.)

Итак, мы выяснили, что Россия, так же как и другие страны, развивается по законам:

ускорения развития общества;

социального прогресса.

Задание: работая в парах, приведите примеры, доказывающие, что Россия действительно развивается по этим законам. (Проверка выполнения задания.)

2. Россия в начале XXI в.

Что же представляет собой наша страна в начале XXI в.?

Проблемный вопрос. Авторы учебника утверждают, что Россия вступила в XXI в. динамично развивающимся обществом, в котором происходят важнейшие изменения в каждой сфере жизни:

политической;

экономической;

социальной;

духовной.

Так ли это? Попробуем проверить объективность данного утверждения.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 2 § 17 учебника, исследуйте и проанализируйте изменения, затронувшие политическую сферу жизни российского общества.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 § 17 учебника, исследуйте и проанализируйте изменения, затронувшие социальную сферу жизни российского общества.

Задание для третьей группы: работая с текстом п. 2 § 17 учебника, исследуйте и проанализируйте изменения, затронувшие экономическую сферу жизни российского общества.

Задание для четвертой группы: работая с текстом п. 2 § 17 учебника, исследуйте и проанализируйте изменения, затронувшие духовную сферу жизни российского общества.

Вопросы для первой группы

Какие изменения произошли с государственной власть в начале XXI в.?

Какие изменения происходят в политических партиях России?

Чем вызваны эти изменения?

Какие политические партии лидируют в Государственной думе?

Какая партия в нынешней России занимает ведущие позиции?

Как сказывается факт конституционного большинства мест партии “Единая Россия” на состоянии нормативно-правовой базы страны?

Почему процесс управления Россией является сложным?

К каким последствиям приводит сложность процесса политического управления нашей страной?

Выделите положительные и отрицательные последствия. Приведите примеры, подтверждающие справедливость ваших выводов.

Вопросы для второй группы

Какие изменения претерпевает социальная сфера российского общества?

Приведите примеры, подтверждающие ваши исследования:

а) доходов населения;

б) уровня жизни;

в) предоставления услуг;

г) приобретения жилья;

д) делового и познавательного туризма.

Какие категории людей не обладают достаточно высоким уровнем жизни?

Проанализируйте структурный состав российского населения: низший, средний и высший класс. Сделайте вывод.

Исследуйте демографическую ситуацию в современной России на основании приведенных статистических данных и дайте ее оценку.

Вопросы для третьей группы

Какие изменения произошли в экономической сфере российского общества?

Благодаря чему Россия смогла преодолеть экономический кризис 2008 г. и его последствия?

Назовите и охарактеризуйте главные отрасли экономики современной России.

Какие проблемы существуют в экономическом развитии России?

Чем они вызваны?

Каковы перспективы экономического развития нашей страны?

Вопросы для четвертой группы

Россия — многоконфессиональная страна. Какие изменения происходят в отношениях между представителями разных религиозных конфессий и государством?

Прокомментируйте эти изменения.

Докажите, что серьезные изменения претерпела сфера образования. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

Как вы думаете, почему сегодня жители страны активно посещают музеи и консерватории, театры и кинотеатры?

Чем вызвано сокращение посещения библиотек?

Как вы думаете, почему сокращается влияние телевидения, Интернета?

О чем свидетельствуют социологические исследования, проведенные в современной России?

Что такое кризис чтения? Чувствуете ли вы его влияния на себе?

Как вы относитесь к влиянию Интернета на духовную жизнь страны? Каковы его плюсы и минусы?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

Вариант 1 (для обычных классов)

Итак, мы исследовали состояние всех четырех сфер жизни российского общества.

В чем вы увидели сильные стороны нашего общества?

Какие слабые стороны вы можете выделить?

Можете ли уже сегодня принять участие в преобразовании нашего государства в лучшую сторону? В чем это может выразиться?

(Ответы учеников.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 17 учебника.

2. Выполнить задания рубрики “Практикум”.

3. Задание на выбор.

Написать мини-рассказ на тему “Моя школа в начале XXI в.”.

Написать мини-рассказ на тему “Моя школа в конце XXI в.”.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обществознания:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ