Рабочая программа по обществознанию 8 класс Кравченко
Пояснительная записка
Программа разработана для 8 класса основной общеобразовательной школы на основе рабочей программы А. И. Кравченко, «Обществознание», М., Русское слово, 2013, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Основная идея программы – раскрыть роль человека в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В программе рассмотрены ключевые аспекты данной деятельности.
Обоснованность и значимость программы заключаются в следующем. Курс сочетает историю русского общества и населяющих его народов. Он даёт представление об основных этапах исторического пути разных стран, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных социальных эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости мирового социума, так и его связи с ведущими процессами российской истории. При изучении многих разделов курса предполагается обращение обучающихся к материалу по истории России.
Данный предмет входит в область гуманитарных дисциплин.
Цели учебного предмета таковы. Интегративная цель изучения курса обществознания состоит в овладении обучающимися основами знаний и конкретными представлениями о социальном пути как нашей страны, так и мира в целом, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации. Главная же цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие, и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в деятельности.
Место и роль курса в обучении выглядят так. Вклад основной школы в достижение цели в базовой обществоведческой подготовке и социализации обучающихся трудно переоценить. Потому предмет изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в объёме 34 часа. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации умственной и учебной работы школьников, формированию у них целостных представлений, установлению преемственности в изучении обществознания и отечественной истории.
Цели курса:
а) формирование целостного представления о социальном пути России и европейских стран, о судьбах населяющих их народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях мировой истории, о месте и роли данного этапа во всемирно-историческом процессе
б) формирование ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире
в) воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе
г) развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности
д) формирование умений применять обществоведческие знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе
Задачи курса:
а) формирование ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации
б) овладение основными знаниями по всемирной истории, понимание места и роли России во всемирном социальном процессе
в) воспитание в духе патриотизма, уважения к своей Родине и гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества
г) развитие способности анализировать информацию, содержащуюся в источниках по обществознанию
д) формирование умения применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе
е) усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщённых представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях русской истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней
ж) освоение основных понятий и терминов обществоведческой науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации
з) формирование на основе личностно-эмоционального осмысления обществознания уважительного отношения к предшествующим поколениям, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственных, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов
и) обогащение опыта применения социальных знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения обучающихся в жизнь общества
й) формирование умения применять усвоенные обществоведческие знания по обществознанию для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира.
Срок реализации программы – один год.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения обществознания в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Данный предмет связан с историей России, всеобщей историей, МХК и экономикой.
С целью решения задач курса и с учётом его особенностей технология обучения строится на следующих методах и приёмах:
- словесный (рассказ-лекция, словесное рисование, комментированное чтение, беседа)
- частично-поисковый, исследовательский (подготовка, чтение и обсуждение докладов обучающихся, разработка портфолио, анализ художественного произведения, сравнительный анализ источников, работа по методу «виноградной грозди», составление схем и таблиц)
- репродуктивный (опрос в устной и письменной (работа по карточкам) форме, тестирование).
В связи с большим объёмом изучаемого материала, который необходимо осветить в этом количестве учебных часов, важную роль приобретает самостоятельный творческий поиск обучающихся.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
а) воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России
б) осознание своей этнической принадлежности, знание древней культуры своего народа и края в контексте общемирового культурного наследия
в) усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод и свобод человека
Метапредметные:
а) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации
б) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями – определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовых связей
в) использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов
Предметные:
а) формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единой и неделимой части мировой истории. Развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством
б) овладение целостным представлением о социальном пути народов Европы, базовыми знаниями о закономерностях мировой истории
в) развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях социума, раскрывая её познавательную ценность.
Система оценки достижений обучающихся включает в себя устный опрос, письменную самостоятельную работу, тестовые задания, графическую работу, доклад, творческую работу. Критериями оценивания являются:
а) соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы общего образования ФГОС
б) динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используемая в программе система оценки ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов, их участников, результаты и итоги событий. Важнейшие достижения культуры и системы ценностей. Изученные виды обществоведческих источников.
Должны уметь: сравнивать социальные явления и события, объяснять смысл, значение важнейших обществоведческих понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку явлениям, высказывать собственное суждение, читать карту, группировать (классифицировать) события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывание собственных суждений о социальном наследии народов мира. Использование знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия:
1. Обществознание, 8 кл., А. И. Кравченко, М., Русское слово, 2012
2. Обществознание, 8 кл., А. И. Кравченко, рабочие программы, М., Русское слово, 2013
Календарно-тематическое планирование учебного материала по обществознанию в 8 классе при 1 уроке в неделю (35 часов) по учебнику Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: учебное пособие для 8 кл. – М.: Русское слово, 2012.
№
у
р
о
к
а
Дата
Тема урока
Планируемые результаты
освоения материала
Дом.
задание
План.
Факт.
1
Наука о человеческой вселенной
Уметь:
– называть науки, изучающие общество, их особенности, связи;
– характеризовать учебник обществознания и учебные пособия.
Знать понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы общество-знания, научное знание
: с. 4–8, основные понятия
Понятие общества и его основные признаки
(10 ч)
2
Общество,
его признаки, строение и место в мировом сообществе
Уметь:
– объяснять понятия: общество, государство, страна;
– называть основные сферы жизни общества;
– характеризовать их;
– приводить примеры многообразия и единства мира.
Знать понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация
§ 1,
вопросы 1–4, 7, основные понятия,
таблица «Элементы страны, государства, общества»
3
Взаимосвязь природы
и общества
Уметь:
– объяснять взаимосвязь природы и общества;
– характеризовать экологические проблемы.
Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи;
знать понятия
и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы
§ 2,
основные понятия,
практикум с.25,
мини-исследование
о воздействии человека на природу
4
Типология обществ
Знать разные подходы к типологии обществ;
сравнивать различные типы обществ.
Уметь анализировать характерные черты общества, определять его тип;
давать определения понятий: типология обществ, общественно-экономическая формация.
Знать понятия и термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая
формация, эволюция, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество
§ 3,
вопросы 1–3, основные понятия,
мини-сочинение «Труд и историческая эпоха»
5
Социальный прогресс
и развитие
общества
Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;
объяснять сущность закона ускорения истории, аргументируя свой ответ конкретными примерами;
пояснять сущность социального прогресса, включающего
в себя экономический, технический и культурный прогресс;
Знать понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы
§ 4,
вопросы 1–3, основные понятия,
практикум с. 39, схема «Социальный прогресс».
6
Взаимодействие общества
и природы.
Экологические проблемы
области
Уметь:
– объяснять
(интерпретировать) взаимосвязь природы и общества в регионе;
– характеризовать глобальные проблемы, актуальные для данной области.
Знать понятия и термины: вли-
яние природно-климатических условий края
на характер деятельности человека, экологические проблемы, целевые программы
мини-исследование «Экологические проблемы Р. Буйловка» (работа по группам)
7
Личность
и социальная среда
Уметь:
– характеризовать понятия: человек, личность;
– объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности.
Уметь определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений.
Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности
§ 5,
вопросы 1–3, основные понятия,
таблица «Человек, индивид, личность»;
завершите фразу «Личность подразумевает способность человека к …»
8
Потребности человека
Приводить примеры потребностей человека;
объяснять взаимосвязь свободы и ответственности;
приводить примеры проявления ответственности.
Знать понятия
и термины: потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода, ответственность
§ 6,
вопросы 1–4, основные понятия; мини-сочинение
«Сможет ли удовлетворение всех потребностей человека сделать его счастливым?»
9
Социализация и воспитание
Характеризовать понятия социализация и воспитание; сравнивать воспитание и самовоспитание;
объяснять их значение в развитии личности.
Знать понятия и термины: социализация, последствия социальной изоляции, воспитание и его формы. Жизненный цикл человека
§ 7,
основные понятия;
вопросы и задания
10
Социально-психологический процесс общения
Характеризовать общение;
сравнивать виды межличностных отношений;
анализировать различные формы общения;
иметь навыки культурного, грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях.
Знать понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение
§ 8,
основные понятия;
сформулируйте несколько «золотых правил» общения разных видов
11
Человек в обществе и общество в человеке
Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека;
характеризовать особенности общества, менталитет жителя края.
Знать понятия и термины: человек, личность, социум, социализация, коммуникабельность
повторение темы и основных понятий
Экономическая сфера
(10 ч)
12
Экономическая сфера. Сущность и структура экономики
Уметь:
– характеризовать понятия;
– объяснять роль экономики в жизни общества;
– разъяснять структуру экономики.
Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок
§ 9,
основные понятия.
таблица на
с. 70.
13
Товар и деньги
Уметь:
– сравнивать понятия: товар
и услуги; – называть функции денег и их исторические формы;
– характеризовать прибыль.
Знать понятия и термины:
товар, услуги, деньги, цена
§ 10,
основные понятия;
вопросы и задания
14
Спрос и предложение
Уметь:
– объяснять связь спроса и предложения;
– называть факторы рыночной экономики;
– сравнивать рыночную экономику с планово-директивной;
– характеризовать рыночную экономику.
Знать понятия и термины: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, маркетинг, цена
§ 11,
основные понятия; схема «Взаимосвязь цены, спроса, предложения». Опережающее задание: подготовить сообщение о влиянии спроса и предложения на конкуренцию
15
Рынок, цена
и конкуренция
Характеризовать рынок, рыночную экономику;
– называть основные функции цены;
– сравнивать
понятия конкуренция, монополия, олигополия.
Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия
§ 12,
основные понятия.
Творческий уровень: в каких литературных
произведениях вам доводилось сталкиваться с экономическими явлениями? (Ответ оформить в виде таблицы.)
16
Предпринимательство
Уметь:
– приводить примеры предпринимательской деятельности;
– характеризовать предпринимательскую этику;
– высказывать суждения о роли малого бизнеса.
Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск
в бизнесе, «челноки»
§ 13,
основные понятия; схема на с. 87.
Творческий
уровень: мини-сочинение «Роль малого бизнеса в экономике страны»
17
Роль государства в экономике
Уметь:
– называть способы воздействия государства на экономику;
– сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.
Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог
§ 14,
основные понятия;
работа с документом «Налоги и восстания»,
с. 95;
эссе «Могут ли налоги быть справедливыми?»
18
Бюджет государства
и семьи
Характеризовать бюджет семьи.
Знать понятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета
§ 15,
основные понятия.
схема «Способы решения проблем дефицита госбюджета», с. 102.
проблемное задание «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета»
19
Труд, занятость, безработица
Уметь:
– называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики;
– объяснять понятие «занятость» и причины безработицы.
Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы
§ 16,
основные понятия;
вопросы и задания; мини-исследование «Причины безработицы»
20
Структура экономики области
Уметь:
– характеризовать перспективы экономического развития области;
– показывать
роль региона
в экономике России;
– давать оценку современному состоянию экономической ситуации в крае.
Знать понятия и термины: экономика региона, экономические процессы, государственное регулирование
повторение основных понятий.
схема «Направления
развития экономики родного края».
Творческий
уровень: мини-исследование: сопоставить развитие экономики области
в настоящее время и в начале XX века
21
Становление рыночного общества в России:
общее и особенное
Уметь:
– объяснять роль экономики в жизни общества;
– характеризовать сущность
и структуру экономики;
– приводить примеры действия государства на экономику.
Знать понятия и термины: рыночная экономика, государственное регулирование экономики, социальные программы
повторение темы и основных понятий
Социальная сфера
22
Социальная сфера.
Социальная структура
Уметь:
– объяснять сущность социальной структуры;
– характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения;
– выделять
в тексте оценочные суждения
о социальном статусе.
Знать понятия и термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль, социальная мобильность
§ 18,
основные понятия.
построить шкалу престижа профессий в современном
обществе.
23
Социальная стратификация
Уметь:
– характеризовать социальную дифференциацию;
– выделять
в тексте оценочные суждения
о социальной
дифференциации.
Знать понятия и термины: стратификация, социальное неравенство
§ 18,
основные понятия;
построить шкалу престижа профессий в современном
обществе.
24
Богатые и бедные
Уметь:
– характеризовать социальные отношения, социальный статус;
– выделять
в тексте оценочные суждения об уровне жизни, богатстве и бедности;
– соотносить
образ жизни со способом достижения богатства;
– формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами.
Знать понятия
и термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, приличествующий уровень жизни, масштабы и порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность
Для всех учащихся: § 19–20,
основные понятия;
перечислить основные способы получения богатства. Рассказать об образе жизни бедных людей;
таблица «Уровень жизни» на с. 129;
сравнить образ жизни богатых и бедных в России и США (работа по группам)
25
Этнос: нации и народности
Уметь:
– приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия;
– находить
в учебной литературе оценочные суждения
о национальных проблемах.
Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация
§ 21,
основные понятия;
схема «Этнос»;
мини-исследование
«В чем различие между нацией и народностью».
Опережающее задание: подготовить сообщение на тему «Проблемы межнациональных отношений в современном мире»
26
Межнациональные
отношения
Уметь:
– характеризовать межнациональное сотрудничество;
– объяснять причины национальных конфликтов.
Знать понятия и термины: национальность, национальное большинство
и меньшинство, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность
§ 22,
основные понятия;
подобрать по материалам периодической печати факты различных взаимоотношений наций в современном мире. Подготовить газету на эту тему
27
Конфликты в обществе
Уметь:
– называть основные социальные нормы;
– сравнивать пути решения социальных конфликтов;
– классифицировать конфли-кты.
Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт
§ 23,
основные понятия;
схемы «Способы разрешения конфликтов», «Виды конфликтов»;
сопоставить понятия «конфликт», «драка», «разборка», «дуэль», «ссора», «диспут», «война», «турнир», «побоище». Обобщить в виде таблицы
28
-
29
Семья
Уметь:
– характеризовать основные нормы правовых основ брака;
– называть основные нормы этики семейных отношений;
– характеризовать семью как малую группу.
Знать понятия и термины: семья, брак, развод, малая социальная группа
§ 24,
основные понятия;
ученические проекты «Фамильные реликвии», «Мое родословное древо», «Семейная фотохроника», «Наши имена и фамилии»
(работа по творческим группам)
30
-
31
Социальная структура общества в регионе
Характеризовать социальную структуру общества в крае;
– называть основные социальные группы;
– приводить примеры этнических общностей в крае, их традиции.
Знать понятия и термины: социально-демографическая структура; этническая общность; социальная программа Правительства области; правовой социальный статус несовершеннолетних в регионе
основные понятия;
схема «Этнический состав населения нашей области
(края, региона и т. п.)»;
подготовить сообщения об этнических общностях края (работа по группам)
32
-
33
Социальная структура
российского общества:
проблема бедности
и неравенства
Уметь:
– называть основные направления социальной политики на современном этапе российского общества;
– характеризовать социальные отношения
повторение темы и основных понятий. Ответы на вопросы на с. 164–165.
Подготовка
к итоговой контрольной работе
34
-
35
Итоговое занятие по курсу «Обществознание.
8 класс»
Итого: 35 часов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ