Конспект урока ОБЖ «Воспитание основ безопасного поведения на улицах и дорогах большого города у детей дошкольного возраста»


Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

Кафедра дошкольного образования











Конспект урока ОБЖ


«Воспитание основ безопасного поведения на улицах и дорогах большого города у детей дошкольного возраста»


Творческая разработка











Выполнила

Сулимова Елена

Николаевна,

Слушатель КПК№ 13-2

















Новокузнецк

2010




Содержание


Введение 3

1 Социально- педагогическая направленность в деятельности педагога 5

1.1 Основы программы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста 7

2 Воспитатель- первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге 8

2.1 Улица - не место для игр 11

2.2 Безопасность, прежде всего 16

2.3 Воспитываем пешехода 17

2.4 Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинированного поведения 20

Заключение 22

Список литературы 23

Приложения 24



































Введение

Актуальность и просто жизненная необходимость обуче­ния детей Правилам дорожного движения несомненна. Ста­тистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.

Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к по­ведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в долж­ной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся маши­ны, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не вы­работалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они без­мятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при по­явлении опасности взрослого человека иногда выручают ин­стинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожа­лению, малыши обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.

Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.

Цель:

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

  • создавать условия для сознательного изучения детьми Пра­вил дорожного движения;

  • развивать у детей умение ориентироваться в различной об­становке;

  • вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;

  • воспитывать в детях грамотных пешеходов.









Решение этих задач осуществляется через специально орга­низованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение худо­жественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отга­дывание загадок, кроссвордов,; развивающие, по­знавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-со­ревнования; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т.д.

Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей или индивиду­ально.

I.

  1. Учить детей различать легковые и грузовые автомобили.

  2. Знакомить детей с автобусом и грузовым автомобилем. Дать представление о назначении автобуса (автобус перевозит людей) и основных частях грузовика (кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колеса).

  1. Давать детям первоначальные представления о сигналах светофора. Закрепить знание цветов: желтый, красный, зе­леный.

  2. Знакомить детей с профессией водителя. Формировать интерес к ней, стремление освоить ее основы.

5. Давать, детям элементарные знания о поведении на
улице, дороге, тротуаре.

6. Обучать детей правилам перехода через проезжую часть.
П.

  1. Закреплять знания детей о пассажирском транспорте и правилах поведения в автобусе.

  2. Дополнять представление об улице новыми знаниями: дома бывают разными, машины движутся по проезжей части

III.

  1. Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее.

  2. Расширять знания детей о Правилах дорожного дви­жения для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице.

  1. Продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями.


  1. Закреплять правильное употребление пространствен­ной терминологии (слева — справа, спереди — сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив и т.д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагиро­вать на них.

  2. Углублять знания детей о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора.

  3. Учить применять правила в различных жизненных си­туациях.

  4. В увлекательной игровой форме убеждать детей соблю­дать элементарные правила безопасности.











1 Социально- педагогическая направленность в деятельности педагога.

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что детство - это время самого интенсивного развития ребенка, становления его личности, но это и время, когда он наименее защищен. Современная социальная и экологическая обстановка вызывает тревогу и беспокойство у людей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - детей. Актуальны слова С. Баруздина «МЫ с Вами за ВСЕ в ответе - за мир, за улыбки эти в ответе и ТЫ и Я. Какими вырастут дети, такою станет Земля». Современное социально-философское знание рассматривает проблему обеспечение безопасности через сохранение, воплощение в человеке огромного многовекового опыта народа, утвердившегося в многообразных формах и моделях безопасной жизнедеятельности (Ю.Н. Мотин, С.А.Проскурин). В качестве важнейшей социальной функции системы безопасности в науке выделяется «функция социализации, заключающаяся в формировании у населения (через систему научно продуманных, организационно оформленных, материально и финансово обеспеченных мероприятий) определенных норм, ценностей, стереотипов поведения, направленных на создание таких условий, при которых личность свободно ориентировалась бы в правилах и механизмах обеспечения безопасности». Целесообразно говорить об актуальности рассмотрения процесса усвоения человеком целого комплекса знаний, понятий, ценностей о системе безопасности, правил поведения в условиях опасности. Социологи подтверждают, что интенсивность возникновения и обострения опасностей прямопропорционально «изменению структуры социальных потребностей населения, заинтересованного в безопасном существовании». Гуманистическая направленность образования дает возможность помочь детям и дать им средства защиты от опасных ситуаций. Задача образования, как социального института - подготовить ребенка к встрече с различными, сложными жизненными ситуациями, создав в образовательном процессе систему мер, обеспечивающих физическую, психологическую и социальную безопасность и направленных на формирование у детей к защите себя и других в социальном мире. Учеными доказано, что значительное влияние на развитие личности оказывает микросреда. Социум, как объективная социальная реальность представляет собой совокупность материальных, политических, идеологических и социально - педагогических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе ее жизни, деятельности, общения. Правила поведения ребенка, и различные запреты непосредственно связаны с условиями жизни ребенка. Сегодня в условиях кризиса современной семьи, защищенными ощущают себя дети лишь в двух третях семей: примерно 70% детей из неблагополучных семей «продолжают традиции» своих родителей. Статистика свидетельствует о неустойчивости и нестабильности современной семьи. Таким образом актуальность проблемы по воспитанию у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях сделала его одним из основных направлений в процессе воспитания и образования детей в ДОУ.

Социально- педагогическая направленность в деятельности педагога- это осознанная необходимость защиты ребенка и отстаивания его интересов, прав и свобод на всех уровнях педагогической деятельности. Воспитатель в процессе педагогической деятельности осуществляет:



  • социально- педагогическую помощь, в создании необходимых условий для реализации права ребенка на обеспечение безопасности жизни;

  • социально-психологическую помощь, в создании комфортного микроклимата в ДОУ и семье, устранение негативных ситуаций и затруднений во взаимодействии с окружающим;

  • социально-правовую помощь, в соблюдении прав ребенка:

  • социально-информативную, в обеспечении детей информацией по вопросам адекватного безопасного поведения ребенка в обществе.

Целью деятельности воспитателя является повышение социально-психологической ориентации ребенка в современном обществе, социализация личности ребенка, обеспечение поддержки семьи в реализации воспитательной функции.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

  1. Способствовать созданию благоприятной среды развития, воспитания и образования с учетом возрастных особенностей, интересов и потребностей личности ребенка.

  2. Способствовать формированию и развитию общественно значимых ЗУН, мотивов и норм поведения.

  3. Активное взаимодействие с семьей по обеспечению безопасности жизни ребенка в современном обществе.

  4. Обеспечение успешного субъекта- субъектного взаимодействия в жизни группы, семьи, страны.












1.1 Основы программы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста.

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам жизни во взрослом мире - мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском - обязанность взрослых. Роль родителей в этом ста­новлении очень важна, но только в детском саду ребенок полу­чает наиболее систематизированную информацию о безопас­ном поведении и приобретает главную для дошкольного возраста ценность - определенный набор полезных навыков и привычек. Чем больше у ребенка полезных навыков, чем боль­ше у него полезных привычек, тем легче ему будут даваться любые знания. Поэтому задача педагога дошкольного учре­ждения - не столько обучить детей правилам дорожного дви­жения, сколько сформировать у них модель безопасного пове­дения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющую дейст­вовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации.

Следует исходить из того, что в дошкольном возрасте детей надо приучать к безопасному поведению вообще, а безопасное поведение на улицах считать частным случаем такого поведения.

Под безопасным поведением нами понимается такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обста­новке, который позволяет сохранять индивидуальную целост­ность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия вза­имодействия между людьми.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения на до­рогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего - через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя пред­меты, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Второй путь - познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видео­фильмов, через подвижные игры, игры с помощью различных игрушек, картинок, иллюстраций, атрибутов,

И наконец - через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных на­выков и установок восприятия.

Все эти пути необходимо так объединить, чтобы они взаи­модополняли друг друга, т.е. чтобы обогащались, закрепля­лись и уточнялись все сведения, полученные как в процессе непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников, а сформированные навыки не только зак­реплялись, но и использовались в различных ситуациях.

Принципиально новым в нашем подходе к профилактике дорожно-транспортного травматизма является педагогическая работа с дошкольниками, выстроенная в трех основных направлениях:

  1. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице и дороге.

  2. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом (свисток, переключение светофора и др.) или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов (рядом что-то упало, начало двигаться или остано­вилось, неожиданно появилось из-за угла, раздался непо­нятный звук и т. д.).

3.Развитие у детей способности к предвидению возможных опасностей в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения (скользкие листья, голо­лед, куча песка, лужи и ямы и т. д.).




2 Воспитатель- первый учитель

безопасного поведения ребенка на дороге.

..Ребенка обучи - дашь миру человека.

В. Гюго

Среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общество платит слишком большую цену - жизнь и здоровье своих детей - как дань своей автомобилизации. Значит, надо уберечь детей от транспортных средств, научить их безопасному поведению на дороге.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, дол­жен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное — он должен привить ус­тойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.

Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особеннос­ти. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обуче­ние действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание пра­вил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной си­туации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их зна­ния, терпение и такт, возможно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная за­дача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребенку, а при вы­боре формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания.

Воспитатели дошкольных учреждений по тому воздействию, которое они ока­зывают на ребенка, идут следом за родителями. Порой они дома что-то делают или не делают именно потому, что так сказала их любимая воспитательница. Их авто­ритет порой ставится выше, чем авторитет родителей. Именно это воспитатели дол­жны максимально использовать и учитывать, когда они ведут работу по воспита­нию у ребенка навыков безопасного поведения на дороге.

Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, по­могут ему несколько позже приобрести знания. Навык - это способность ребенка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания, путем многократного повторения.

Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в отдель­ных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки могут складываться как в результате своих наблюдений и опытов, так и в результате вос­питания других лиц. Они могут иметь как положительное отношение к модели сво­его поведения, так и отрицательное.

Модель поведения, ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положи­тельной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспорт­ных средств слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной по­лосы, а затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится цривычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств слева и справа, так и при на­личии ограждений проезжей части и газонов на ее разделительной полосе.

Знания - это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге. Нужный для ребенка объем знаний предусмот­рен действующими программами для дошкольных и общеобразовательных учреж­дений и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, ребенок не может безопасно ходить по дороге. Для этого ему нужно владеть специ­альными навыками и положительными привычками, которые он может получить только у своего первого воспитателя или родителя, способных, используя свои знания, дать эти навыки и привычки.

Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопле­ния опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.

Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослых, а положительные привычки в первую очередь под влиянием воспитателей, учителей, грамотных и серьезных родителей, для которых безопасность ребенка не безразлична.

Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навы­ков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точ­ность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для сво­евременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой и родители не в состоянии развить мыслительный навык. Только опытный, владеющий мето­дикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный на­вык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выпол­нение правил безопасного поведения на дороге. Они помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, избежать возникновения ДТП.

Пешеход, а следовательно и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходными с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка та­ких стандартных ситуаций-ассоциаций, тем большую безопасность он способен себе обеспечить.

Однако стандартных ситуаций очень много, и на их систематизацию в памяти уходит несколько лет. Знакомство ребенка с дорожной ситуацией, с транспортом как элементами окружающей его среды имеют свою специфику. Он не может ее «попробовать», а для него важен личный опыт. ДТП нельзя смоделировать с учас­тием ребенка. Однако очень важно заранее обучить ребенка безопасному поведе­нию на дороге. Здесь личный опыт должен быть заменен опытом, накопленным обществом. Развитию таких мыслительных навыков способствует внедренное в дош­кольных учреждениях ситуационное обучение, овладев которым, только воспита­тель способен выработать у ребенка мыслительный навык.

Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут про­изойти ДТП. Цель ситуационного обучения - приучить ребенка предвидеть опас­ные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабаты­вать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.

Дети в процессе учебы должны наблюдать за реальной обстановкой на дороге или воспроизводимой на макете. В Финляндии, Швеции и других странах есть спе­циальные автобусы, на которых дети выезжают на дорогу и вместе с воспитателем анализируют дорожную обстановку.

В наших условиях при выходе на дорогу или при занятиях на макете под ру­ководством воспитателя дети учатся узнавать опасную ситуацию, ее основные при­знаки, объяснять наиболее вероятное развитие ситуации, вырабатывать решения, предупреждающие ДТП.

Для анализа опасной ситуации воспитатель использует разнообразные техни­ческие средства: макеты, альбомы, слайды, кинофильмы, видеомагнитофоны. Наи­больший эффект дает ситуационное обучение, когда оно проводится параллельно с изучением Правил дорожного движения.

Правила являются нормативным (юридическим) актом, который устанавлива­ет, что пешеход должен или чего не должен делать на дороге. На вопрос, как дей­ствовать пешеходу, чтобы выполнять требования правил, там ответа чаще всего нет. К тому же даже хорошие знания правил не спасают пешехода от возможных гру­бых ошибок, что подтверждает статистика ДТП!

Задача любого воспитателя - дать ребенку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволить ему увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать ее.

Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге - главная задача воспита­теля. При этом только он имеет возможность действовать следующими приемами:

  • использовать свой и родительский авторитет и нежелание ребенка огорчить их своим поведением;

  • показать возможные последствия лично для ребенка;

  • использовать игровую ситуацию для введения ребенка в роль культурного пешехода с положительными привычками;

  • активизировать его творческую саморегуляцию;

  • развивать его мыслительные (умственные) навыки.

К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мыш­ление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику лег­че, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:

  • «Это нужно для меня»;

  • «Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы, воспитателя»;

  • «Я буду хорошим пешеходом»;

  • «Я буду хорошим примером для других».

Как видим, у дошкольника есть потенциальные возможности усвоить новые пра­вила дорожного движения и уменьшить вероятность попадания его в ДТП. Исполь­зовать эти возможности - задача воспитателя.

Проблема обеспечения безопасности детей на дорогах чрезвычайно важна и очень многообразна. Задача обучения воспитателем детей далеко не однозначна и не проста. Она включает в себя:

  • педагогическое умение привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;

  • знание собственно предмета «Правила дорожного движения» и понимание его не только охранительной, но и нравственной сущности;

  • знание психофизиологических и возрастных особенностей детей.









2.1 Улица - не место для игр


Как правильно вести себя на прогулке, если вы взяли с собой велосипед или само­кат, роликовые коньки или мяч.

представьте себе, что друг пригласил вас покататься в парке на роликовых коньках. Парк находится недалеко от вашего дома.

О Как вы поступите? Дома наденете, роликовые коньки и прямо на них по­едете в парк или положите коньки в спортивную сумку, а в парке, присев на скамейку, переобуетесь?

Конечно, надеть роликовые коньки нужно в парке или на спортивной пло­щадке. В них нельзя ехать по мостовой, где мчатся машины. Не следует катить­ся и. по тротуару, расталкивая прохо­жих, и уж тем более — переезжать че­рез проезжую часть дороги.

Кататься на велосипеде, на самока­те, на роликовых коньках детям мож­но только внутри дворов, в парках и на стадионах.

Юным велосипедистам советую за­помнить очень важное правило: если вам нужно пересечь дорогу, то следует Сойти с велосипеда и, держа его за руль, пройти по пе­шеходному переходу.

Некоторые хвастливые велосипедисты любят пока­зать друзьям свое умение кататься, не держась за руль.

Как вы думаете, почему этого не нужно делать?

Верно! Потому что в таком случае сложно остановить­ся или свернуть в сторону перед появившимся внезап­но человеком или автомобилем.

А можно ли можно ли катать друзей на багажнике или раме?

Лучше этого не делать. Ведь перегруженным велосепедом управлять труднее, молено не только самому упасть, но и уронить своего пассажира.

Думаю, вам не нужно даже и напоминать, что играть в мяч ни в коем случае нельзя ни на дороге, ни на тротуаре.

Послушайте сказку.





























Дети на дороге

Ребенок- это не взрослый в миниа­тюре. Физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности.

Маленький рост увеличивает риск ДТП, так как и у малыша ограничен об­зор, и сам он из-за стоящих и двигаю­щихся транспортных средств не виден водителям. Ребенок не всегда понима­ет символику дорожных знаков и сиг­налов, не может определить, на каком расстоянии находится автомобиль. Да и поле зрения у детей на 30% меньше, чем у взрослых. Результаты опроса по­казали, что 54% четырехлетних детей, 45% пятилетних и 32% шестилетних уве­рены, что автомобиль в случае опасно­сти может мгновенно остановиться.

Взрослые и дети переходят про­езжую часть совершенно по-разному. Взрослый человек оценивает ситуацию на дороге еще на подходе к ней, в то вре­мя как ребенок начинает этот процесс, только подойдя вплотную к проезжей части или уже находясь на ней. Боль­шинству детей присуще «туннельное зрение», когда ребенок воспринимает только то, на что непосредственно на­правляет взгляд.

У малышей большую роль играют эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или интереса дети забывают о движущихся автомобилях и об опасно­сти. Они могут неожиданно устремиться вперед или резко поменять направле­ние движения.

В обществе своих сверстников ребё­нок меньше наблюдает за состоянием проезжей части при переходе дороги, полагаясь на спутников. Дети более подвержены «стадному чувству». Если кто-то начал движение на красный сиг­нал светофора, малыш, скорее всего, по­ведет себя соответственно.

Как показали исследования, только 55% детей, переходящих дорогу вместе со взрослыми, начинали и заканчивали переход вместе с ними. Около трети всех ДТП с участием дошкольников произо­шло несмотря на то, что они были в со­провождении взрослых. Вместе с этим большинство детей (91% от числа опро­шенных), попадая на улицу с интенсив­ным движением, испытывают страх. От­сюда и непредсказуемость их поведения. Дети не способны быстро принимать ре­шения, которые требует от них ситуация, и чаще всего просто теряются.

Надо также помнить, что имеются два временных «пика» детской аварийности в году: май-июнь и август-сентябрь. В те­чение суток для детей наиболее опасно время с 12 до 17 часов.

Если бы все участники дорожного движения знали психологию и физио­логию юных пешеходов, можно было бы избежать огромного количества трагедий на дорогах.

Белова С.

Как научить ребенка безопасному поведению на дороге


Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.

Н.И. Новиков


Прежде всего это.не просто! Надежное поведение обеспечивают только привыч­ки, а их нельзя создать словами предостережения типа «будь осторожен» или «не перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка еще водят по улице за руку, - могут создать у него привычки.

Целесообразно создавать у детей четыре вида навыков. Первый - навык на­блюдения. Ребенок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проез­жей части, как «предметы опасные» или «предметы, скрывающие опасность». Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают или только что скрывали движущийся автомобиль. Чтобы ребенок сам видел их в роли скрывающих: стоящий автобус, грузовик, забор. У ребенка, соби­рающегося переходить проезжую часть, при виде этих предметов должен возни­кать вопрос: «Что отвлекает мое внимание при переходе проезжей части?! Осторожно - могу не заметить опасность!»

Родители должны показать ребенку с тротуара через дорогу автобус, на кото­рый можно было бы успеть, и рассказать ему один-два случая, когда пешеходы (или дети), стремясь успеть на автобус, не замечали приближающийся транспорт и попадали под него. Тогда, возможно, ребенок будет наблюдать внимательнее и бу­дет видеть автобус через дорогу не только как автобус, нужный ему, но и как авто­бус, отвлекающий внимание от опасности.

Пустынную улицу или улицу с нерегулярным и неинтенсивным движением транспорта ребенок должен научиться видеть как улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах дети часто выходят на проезжую часть, не -посмотрев по сторонам. Из двора или из-за перекрестка неожиданно может появиться транспорт.

Второй - «навык сопротивления» волнению или спешке. Когда ребенок спе­шит или взволнован, больше всего вероятность, что он забудет обо всем и будет дей­ствовать по привычке (а привычки, напомним, формируются в бытовой среде!). Поэтому, ступая на проезжую часть, спешку или волнение надо оставить на троту­аре. При переходе - полное спокойствие, никакой спешки. Этот навык надо трени­ровать у ребенка личным примером родителей. Надо научиться себе говорить: «Петя, не спеши, минута не поможет».

Третий - навык «переключения на проезжую часть». Тротуар отделен от про­езжей части улицы узенькой полоской бордюрного камня. Цвет у него такой же серый, как и у тротуара или дороги. А между тем он разделяет два разных мира, в каждом из которых свои законы. В первом ребенок проводит львиную долю своего времени и натренировывает привычки. Во втором ребенок находится ничтожное время. Если бордюрный камень тротуара - граница, за которой бытовые навыки не пригодны, надо научить ребенка замечать эту границу: замедлять движение, оста­навливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического пере­ключения в связи с переходом в опасную зону.

Четвертый - навык «переключения на самоконтроль». Ребенок в быту при­вык двигаться автоматически, на основе привычек: вижу - действую. Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На проезжей части такое доверие навыкам недопустимо. Ребенок имеет ряд прочных навыков, использова­ние которых на проезжей части смертельно опасно! Значит, на проезжей части нужно следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки не только глазами, но и мыслями. Не отвлекаться 10-15 с, которые требуются для перехода проезжей части.

















































Ребенок на улице


Устройство проезжей части. Педагог знакомит де­тей с правилами поведения на улицах, рассказывает о прави­лах дорожного движения, объясняет, для чего предназначе­ны тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транс­порта можно увидеть на улицах города. Он беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, иг­рать на тротуаре.

Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной лите­ратуры или известных мультипликационных фильмов. Например, можно рассказать о том, как дети ранней весной играли на тротуаре в «классики», а пешеходам приходи­лось их обходить по талому снегу и лужам. Так можно про­мочить ноги и простудиться. Или можно привести другой случай о том, как однажды зимой дети катались на санках с горки, а один мальчик выехал на проезжую часть. В это время проезжала машина и, не успев затормозить, наехала на него. Мальчика увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. Может быть поучителен и третий при­мер: дети играли в мяч рядом с проселочной дорогой, ма­шин не было, и они вышли на середину дороги. Вдруг из-за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул.

Педагог предлагает детям привести похожие примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведе­ния на улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: педагог описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. При этом педагогу не следует торопиться с собственной оценкой, лучше, если он ненавязчиво напра­вит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы, на­пример: «А если в этот момент из-за угла появится маши­на, что тогда? »

«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. Педагог рассказывает детям, как следует пере­ходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (пере­ход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Он объяс­няет, что такое светофор ,показывает его изображение, зна­комит с сигналами.

Младших детей следует учить различать и называть цвета светофора (красный, желтый, зеленый), а также тому, что они обозначают. Педагог объясняет, что светофор устанавливает­ся на перекрестках, пешеходных переходах и в других мес­тах оживленного транспортного движения. Подчиняясь сиг­налам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими маши­нами и прочих несчастных случаев.

Закреплять представления детей о предназначении све­тофора и его сигналах можно в игровой форме, используя цветные картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, перекрестком, игрушечные автомобили, куклы-пешеходы.

Дорожные знаки для водителей и пешеходов. Де­тей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водите­лей и пешеходов. Их знакомят:

с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»);

с запрещающими («Въезд запрещен», «Подача звуково­го сигнала запрещена»);

с предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»);

с информационно- указательными («Место остановки ав­тобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»).










2.2 Безопасность, прежде всего

Сотрудники ГАИ, психологи преду­преждают родителей: от вас зависит, какую модель поведения на дороге выбе­рет ребенок. Следование нашим прави­лам поможет взрослым во многих случа­ях уберечь жизни детей.

Как часто можно наблюдать картину: горит красный сигнал светофора, мама и ребенок перебегают дорогу. А ведь мы, взрослые, являемся авторитетом и при­мером для подражания.

Правило № 1

Нарушая ПДД вместе с детьми, Вы совершаете тройную ошибку: рискуете сами, жизнью ребенка и прививаете на­выки нарушителя. Дескать, если очень торопишься, то проигнорировать сигна­лы светофора или знаки можно. Так Вы заранее программируете малыша на нарушение правил.

Правило № 2

До 7 лет ребёнку на дороге одному де­лать нечего. Проезжая часть – запретная зона. Психологи рекомендуют: сызмаль­ства вырабатывайте правильные реф­лексы. Выкатился мяч на дорогу? Малыш должен знать: бросаться за ним ни в коем
случае нельзя, нужно просить помощью взрослых. Объясните, что край тротуа­ра - граница, которую можно пересекать только после определенного алгоритма
действий: остановился, посмотрел по сторонам и только потом ступай на «зебру».

Правило №3

Научитесь правильно переходить до­рогу с ребенком. Вот Вы, например, знали, что дети без взрослых стремятся пересечь дорогу гораздо быстрее, чуть ли не бегом? А вместе с родителями, наоборот, идут медленнее, сдерживая взрослого спутни­ка. Поэтому малыша через «зебру» лучше перенести, а детей постарше - перево­дить за руку. Идите с одной скоростью и на одном уровне, чтобы автомобилисты заметили Вас заранее

Правило № 4

Будьте внимательными во дворе. Уже за порогом подъезда начинается опасная, а не игровая зона. Учите детей сначала вы­глядывать из-за препятствия (кусты или автомобиль), а только потом идти

Правило № 5

С будущими первоклассниками обя­зательно составьте наиболее безопас­ный маршрут в школу и обратно домой. Заранее оговорите, как действовать в неординарных ситуациях, обозначьте опасные участки и спрогнозируйте все розможные сценарии. В МДОУ № 194 малыши учат Правила дорожного движения сначала на маке­те в группе, а затем на игровом пере­крестке.

Для родителей педагоги делают под­борки дополнительной информации о том, как нужно вести себя с пешеходом-дошкольником и как правильно доне­сти до его сознания всю важность со­блюдения и знания Правил дорожного движения. Вся информация размеща­ется в папках-копилках или на стендах-передвижках в родительских уголках.

Малыши не ставят под сомнение не­обходимость переходить дорогу только по «зебре» и пристегиваться на заднем пассажирском сиденье. Потому что так сказали взрослые, и это неоспоримый авторитет. Но что происходит потом?

Дети каждый день наблюдают, как зазубренные правила нарушаются на дорогах. Сталкиваются с водителями, которые так спешат, что не могут даже притормозить на переходе. Видят пе­шеходов, резво прыгающих прямо перед капотами машин. Невольно дети начинают копировать общепринятый стиль.

Именно поэтому важно, чтобы роди­тели были примером для подражания. Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Важно знать, что могут сами дети:

Начиная с 3-4 лет: ^

• ребёнок может отличить движущую­ся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представле­ния не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

Начиная с 6 лет:

  • ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две тре-1 ти того, что видят взрослые;

  • большинство детей не могут опреде­лить, что движется быстрее: велоси­пед или спортивная машина;

они ещё не умеют правильно распре­делять внимание и отделять суще­ственное от незначительного - мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

Начиная с 7лет:

дети могут более уверенно отличитьправую сторону дороги от левой.
Родители должны помнить: соблю­дать Правила дорожного движения не­обходимо прежде всего ради спасенияжизни и здоровья собственных детей.






2.3 Воспитываем пешехода

Обучая детей правилам дорожного движения, необ­ходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это— беседы, обсуждение ситуаций, наблю­дения, экскурсии; заучивание стихов, чтение художе­ственных текстов, просмотр видео- и диафильмов, на­стольные, дидактические игры.

Работа идет комплексно по всем разделам воспита­ния и обучения. Ее совместно проводят психолог — вос­питатель — родители — ребенок. Знания закрепляют­ся в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Анализируются они с помощью тестов, магнитофонных записей, которые дают прослушать родителям.

При организации поездок с детьми в автобусе или во время пешеходной экскурсии работники дошколь­ных учреждений берут на себя ответственность за их жизнь и здоровье. Поэтому особое внимание они дол­жны уделять вопросу безопасности дошкольников в общественных местах, на улицах).

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями так­же должна проводиться определенная работа: еже­дневные беседы, рекомендации, советы, анкетирование, заседания «круглого стола», диспуты, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов (приложение 2). К этой деятельности привлекаются и школьники.

Частыми гостями детского сада должны стать сотруд­ники Госавтоинспекции, врачи-травматологи. Они при­мут участие в заседаниях «круглого стола», родительских собраниях, проведут консультации, дадут рекомендации.

Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного поведения на улице, в транспорте в дошкольных учреждениях проводятся специальные занятия по разработанному перспективному плану, бло­ки занятий по развитию речи и изобразительной дея­тельности, музыкальному воспитанию, занятия в авто­городке с участием сотрудников автоинспекции. Вос­питатели должны ежедневно наблюдать за пешеходами, транспортом и обсуждать интересные ситуации с деть­ми. В старших и подготовительных к школе группах можно рекомендовать пешие прогулки к светофору, троллейбусной остановке, перекрестку, чтобы при по­ступлении в школу ребенок освоил все необходимые понятия (приложение 3). Воспитатели создают проблем­ные ситуации на планшетах, схемах.

В каждой возрастной группе должны быть представ­лены дидактические, настольные игры, атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми в совмест­ной с воспитателем и самостоятельной деятельности, а также в специально организованной форме обучения. Под руководством воспитателей дети и родители изго­тавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дела­ют из бумаги, природного, бросового материала подар­ки для детей младших групп, своих сестер и братьев.

Большую помощь в организации занятий оказыва­ет психолог. Дети объединяются в группы по интел­лектуальному развитию, степени возбудимости. Для них создаются специальные ситуации на развитие того или иного процесса, по выработке определенного на­выка. Индивидуальная работа ведется и с родителями для оказания этим детям особой помощи.

В занятиях обязательно должен участвовать музыкаль­ный руководитель. Устраиваются игры-соревнования «Что? Где? Откуда?», «Поле Чудес», «КВН», «Счастли­вый случай», «Конкурс "Лучший пешеход"»; делаются инсценировки «Мы едем, едем, едем...», «В стране Светофории», «Школа светофорных наук» и т.д.















Воспитать пешехода


Круглый год кемеровские дети вме­сте с педагогами и родителями могут посещать автогородок и «Учебно-методический центр безопасности дорожного движения детей и юношества», и получая теоретические знания и отрабатывая практические навыки.

«Учебно-методический центр безопасности дорожного движения детей и юношества» призван координировать

работу образовательных учреждений города Кемерово по вопросам обучения детей, педагогов, родителей Правилам дорожного движения и профилактикеI детского дорожно-транспортного травматизма.

Центр реализует программы для до-I школьников: «Азбука дорожного дви­жения для дошкольников», «В городке дорожных знаков» и для школьников: :' «Юные инспекторы движения», «Безопасность детей в транспортном мире», «Автомотодело».

Центр осуществляет методическую помощь педагогическим работникам. образовательных учреждений всех типов и видов, организует культурно-досуговую деятельность по безопасности дорож­ного движения, проводит практические занятия в автогородке по закреплению знаний ПДД.

В Центре действует детская обще­ственная организация «Содружество ЮИД», работает детский пресс-центр со­дружества ЮИД.

Специалисты Центра работают с социально-реабилитационными цен­трами для несовершеннолетних, социальными приютами для детей, центрами социальной помощи семье и детям.

Центр постоянно взаимодействует с родителями в рамках семейной школы дорожной безопасности.

Воспитать грамотного пешехода, обучить ребёнка Правилам дорожного движения невозможно без помощи ро­дителей. Следует использовать любой подходящий момент, чтобы доходчиво и ненавязчиво обучать ребёнка правилам поведения на дороге, в транспорте.

Советы:

Зимой обращайте внимание детей на снежные бордюры вдоль дорог. На них не нужно вставать, потому что очень легко соскользнуть под колёса проез­жающего транспорта. Даже поток возду­ха от проезжающих автомобилей может увлечь ребенка за собой.

Для безопасности дорожного движе­ния имеет значение и одежда ребенка. Капюшон, зимняя шапка, туго затянутые шарфы ограничивают движение, ухуд­шают слух, затрудняют поворот головы. Приобретайте детям одежду и аксессуа­ры со светоотражающими элементами, которые сделают ребенка заметным в вечернее время и в условиях недоста­точной видимости.

Летом значительно возрастает коли­чество автотранспорта, на дороги выезжают и те водители, которые зимой не пользовались автомобилем, навыки вождения у них ослабли. Наконец, на дороге появляются мотоциклы. Ребенку нужно показать, как неожиданно они по­являются из-за автобусов, автомобилей, создавая угрозу для пешеходов.

Если Вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить правила пользова­ния им. Кататься можно только в специ­ально отведенных местах - на детских площадках во дворах, парках, скверах, стадионах. Детям до 14 лет запрещается движение на велосипедах по дорогам общего пользования. Нельзя сажать ре­бенка на раму или багажник, катая его на своем велосипеде. Для этого велосипед должен быть оборудован специальным сидением и подножками.

Обучая ребенка правилам, не забы­вайте показать ему те нарушения, ко­торые можно увидеть на дороге, чтобы при переходе проезжей части малень­кий пешеход научился принимать пред­упредительные действия по отношению к другим участникам движения.

Никогда не нарушайте Правила до­рожного движения сами. С точки зрения ребенка родители - образец по-^ ведения, а всё, что делают мама и папа, - правильно. Для детей родители - это только объект любви и подражания. Если можно с мамой или папой - значит так можно делать всегда. С возрастом у детей придёт способность критически оценивать поступки и их результаты. На­рушая правила, родители закладывают основу будущей трагедии. Ваш личный пример соблюдения Правил дорожного движения поможет сформировать стой­кую привычку у ребёнка не нарушать их, довести правильные действия ребенка при переходе проезжей части до авто­матизма.

Не оставайтесь равнодушными к по­ведению на дороге чужих детей. Быть может, сделанное Вами замечание ре­бенку, вовремя протянутая рука помо­щи предотвратят возможную беду.






































































2.4 Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинированного поведения


Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф. Адлер


Родители должны дать ребенку не только навыки полезной деятельности в пред­стоящей ему жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транс­портной среде, очень динамичной, в которой ситуации быстро меняются.

Ребенка нет дома, и у матери болит душа: все ли благополучно? Только бы ни­чего не случилось! Эта извечная человеческая боязнь случая в наше время особенно обоснованна, потому что за последние годы количество несчастных случаев на до­рогах, связанных с детским травматизмом, постоянно растет. В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, научить читать или рисовать, но редко находят пять минут в день и даже в неделю, чтобы обучить ребенка правилам безо­пасного поведения на дороге, уберечь его от несчастного случая.

Шведский родитель утверждает: «Если мой ребенок не будет знать таблицы умножения, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, практически равна нулю. Но если он не будет знать правил безопасного поведения на дорогах, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, очень большая». В этой стране и в других странах мира постоянно проводятся научные исследования по вопросам влияния обучения в семье и в школе на безопасное пове­дение ребенка. Первый экзамен в своей жизни во многих странах Европы ребенок сдает в первом классе по Правилам дорожного движения с вручением ему в торже­ственной обстановке удостоверения пешехода. Очевидно, поэтому в Финляндии, Шве­ции, Англии единицы погибших детей в год, а в нашей стране - тысячи. Не гово­рите, что это маленькие страны - у них количество автомобилей в десятки раз больше, чем в нашей.

Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер в вос­питании ребенка трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, что делают, осо­бенно мама и пана, - правильно и лучше не бывает. Родители для ребенка в возра сте до 7 лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи. Именно в возрасте до 7 лет, когда родители ребенка еще водят его по улице за руку, систематическая, повсед­невная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов се­мьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут созда­вать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребенком делают первый шаг на проез­жую часть дороги.

Любой член семьи с ребенком, которого он держит за руку, или ребенок дер­жится за их сумку, может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора. О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребенок или,не знает, или предупреждает взрослого: «А нам воспитатель­ница говорила, что по красному сигналу светофора переходить проезжую часть нельзя». В любом случае он в своем сознании эту дорожную ситуацию зафиксиру­ет. Если можно с папой (мамой, дедушкой, бабушкой или старшим братом) - зна­чит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит, ниче­го никогда не случится. И еще хуже, если так сделали мама или папа - значит, так надо делать всегда. Все члены семьи этого ребенка.


ПОМНИТЕ!

Вы закладываете отрицательное отношение и отри­цательные привычки нарушать правила безопасного по­ведения на дороге — основу возможной будущей трагедии.

По своим психофизиологическим особенностям дошкольник сам, даже созна­тельно выполняя все правила для пешехода, ходить по дороге и переходить проез­жую часть не может. Однако жизнь диктует свои условия, и родители, под давле­нием обстоятельств, вынуждены отпускать его одного. В этом случае один из членов семьи, держа ребенка за руку, проходит весь маршрут и объясняет порядок его прохождения. Затем ребенок должен взрослого члена семьи провести по маршруту в детский сад и обратно, а взрослые должны слушать ребенка, который поясняет и указывает на то, как надо идти. После этого несколько раз ребенок ходит сам, но под визуальным контролем взрослого. Ребенок при этом не должен знать, что за ним ведется контроль.

Все эти действия не дают абсолютно никаких гарантий, что все будет хорошо, но такая целенаправленная деятельность родителей создает в них хоть какую-то уверенность в безопасности ребенка. Кроме того, родитель может себе сказать: «Я сделал все, чтобы мой ребенок безопасно ходил самостоятельно».

Ниже приведены памятки родителям по обучению детей безопасному поведе­нию на дороге, их можно размножить и использовать в различных группах детско­го сада. Эти советы написаны для тех родителей, которые готовы преодолеть при­вычную недооценку угрозы детского травматизма, привычную веру в то, что с его ребенком несчастного случая не произойдет, и которые готовы выделить хоть не­много времени для обучения своих детей безопасному поведению на дороге и для самостоятельного изучения правил.


Уважаемые родители! Не жалейте времени на обучение детей законам дорог






































Заключение


Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.

В семье происходит становление характера ребенка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Семья обеспечивает удовлетворение важнейшей потребности маленького ребенка- потребности в признании, любви, эмоциональной защищенности.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребенка и строиться на основе близких эмоциональных контактах между родителями и детьми.

Поэтому педагогам детского сада необходимо сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребенка сознательного безопасного поведения на улицах города. Первоочередная задача- выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребенку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей.

Прежде всего, необходимо объяснить родителям важность этой проблемы. Наиболее эффективный для этого активные формы взаимодействия с родителями- например, родительские собрания, организованные в форме “круглого стола”, деловые игры, вечера вопросов и ответов.

Важна также наглядная информация, содержащая практические рекомендации по семейному вопросу, без излишний теоретизации и освещения полной истории проблемы.

Главные требования к наглядной информации для родителей- краткость и конкретность. Сценарии познавательно игрового конкурса для семейных команд, в котором принимают участия дети вместе с родителями.















Список литературы


  1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Стеркина, Р.Б. Князева, Н.Л.-С.П.б.: «Детство»- Пресс, 2004.-144с.


  1. Алиева, Т.И. Безопасность на улице: Программно- методическое пособие/ Е.П. Арнаутова, Е.Ю. Протасова.-М.: Карапуз, 1999.-48с.


  1. Данилова, Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста

Правилам дорожного движения.- СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.-208с.


  1. Извекова, Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост. А. Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Малюшкина, А.Н. Федотова.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.-64с.


  1. Клочанов, Н.И. Дорога, ребенок, безопасность [Текст]: методическое пособие по првилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.-152с.


  1. Полянская, Ю. Спецвыпуск «Безопасная дорога детства» Издатель: ООО Издательский дом «Лидер» 2009.-49с.


  1. Степаненкова, Э.Я. Дошкольникам о Правилах дорожного движения: Пособие для воспитателя дет. Сада.- 3-е изд.М.: Просвещение, 1979.-63с.


  1. Шорыгина, Т.А. Осторожные сказки [Безопасность для малышей] 2005.-78с.


  1. Шурмелева, О.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Правилами дорожного движения/ Дошкольная педагогика №3/ 2009.




















Приложения


Вопросы, к детям используемые в диагностике старшей группе:

1 Выбери предметы, которые могут быть источником опасности.

2.Назови телефоны службы спасения, милиции, «скорой помощи», пожарной охраны. В каких ситуациях их вызывают?

3.Назови части тела человека на картинке и у себя.

4.Покажи, как надо чистить зубы, мыть руки и лицо.

5.Что надо делать, чтобы не болеть?

б.Ты один дома, и в дверь позвонили — незнакомый слесарь, почтальон или милиционер. Что делать?

7.Если тебе на улице незнакомый взрослый предложит конфету или игрушку, что ты сделаешь?

8.Назови полезные и не очень полезные (вредные) продукты, съедобные и несъедобные грибы, опасные растения.

9.Что делать, если на дороге повстречаешь собаку, кошку, в траве заметишь ежа. лягушку, к тебе подлетит оса?

10. Назови сигналы светофора. Что они означают?

11 Назови правила поведения на улице и на дороге.

12.Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?

13 Зачем нужны улицы и дороги?

14 Какие дорожные знаки ты знаешь?

Для диагностики могут быть использованы наглядные пособия и методические рекомендации к программе « Безопасность ».



























Сценарий кукольной постановки «Незнайка учится быть пешеходом»

Автор. Незнайка и Булька (собака) решили погулять. Они забрели довольно далеко и оказались в незнакомом месте. Надо переходить дорогу.

Незнайка. Вперед, моя собачка! Вперед, мой верный пес! Не унывай! Не плачь-ка! Не надо вешать нос! Вот какой я поэт! Все умею, все знаю. Со мной не пропадешь, Булька! Никогда и нигде! Ты чего остановился? Дорогу надо пере­ходить? Правильно, надо. Как ее переходить, я уже забыл, по-моему, на красный свет или на синий? А! На оранжевый! Вспомнил! Где тут у нас оранжевый свет? На светофоре! Правильно! А где у нас светофор? Ой как далеко! Давай перейдем прямо здесь. Зачем далеко ходить...

Автор. По дороге едет Буратино на велосипеде. Он нале­тает на Незнайку, и оба героя падают на проезжую часть. Затем вскакивают на ноги и начинают ругать друг друга.

Незнайка. Ты что, не видишь, что я иду?

Буратино. А ты не видишь, что я еду?

Незнайка. Здесь нельзя ездить на велосипеде!

Буратино. А почему?

Незнайка. Здесь ездят автомобили!

Буратино. А ты переходишь дорогу в неположенном месте! Здесь нет ни светофора, ни перекрестка, ни перехода!

Незнайка. Хочу переходить — и перехожу! Имею право!

Буратино. Нет! Не имеешь!

(Звучит сигнал свистка, появляется инспектор ГИБДД — взрослый, одетый в форму.)

Инспектор. Ай-ай-ай! Незнайка! Буратино! Из-за вас произошло дорожно-транспортное происшествие! Вы грубо нарушили Правила дорожного движения! Хорошо еще, что все обошлось без жертв.

Незнайка. Это он нарушил! Здесь не ездят на велоси­педах!

Буратино. Нет! Это он нарушил! Он переходил дорогу в неположенном месте!

Незнайка. Он!

Буратино. Нет! Он!

Инспектор ГИБДД. Вы оба не правы. Здесь дейст­вительно нельзя переходить дорогу, потому что нет ни све­тофора, ни перекрестка, ни разрешающего знака. Такому маленькому мальчику, как Буратино, здесь нельзя ездить на велосипеде. Вы должны выучить Правила дорожного дви­жения.

Незнайка. А я их и так знаю!

Инспектор ГИБДД. Знаешь? А ты не хвастаешься? Давайте, ребята, проверим, как Незнайка знает Правила. Вот тебе первый вопрос. На какие части делится улица? Что ты о них знаешь?

Незнайка. На тротуар и мостовую. По тротуару ездят машины, а по мостовой ходят люди.

Инспектор ГИБДД. Ребята, правильно ответил Не­знайка? (Ответы детей.)

Инспектор ГИБДД. Буратино, а где ты летом чаще всего играешь?

Буратино. На улице.

Инспектор ГИБДД. На улице? Ребята, скажите Бу­ратино, можно ли играть на улице? (Дети отвечают.)

Инспектор ГИБДД. Скажи, Незнайка, как ты всегда на переходишь улицу?

Незнайка, Как перехожу? Иду, и все. Инспектор ГИБДД. А так ни в коем случае нельзя переходить. Что мы об этом можем сказать Незнайке? 1-й ребенок.

Если улицу надо тебе перейти — О правиле помни простом: С вниманьем налево сперва погляди, Направо посмотришь потом! 2-й ребенок.

Глупо думать: как-нибудь Проскочу трамвайный путь! Никогда не забывай, Что быстрей тебя трамвай. Незнайка. А почему обязательно я должен ждать, пока проедет машина? Меня увидит шофер и остановит машину.

Инспектор ГИ БДД. А разве шофер может сразу ос­тановить машину?

Незнайка. Наверное...

Инспектор ГИБДД. Ребята, кто знает: может шофер сразу остановить машину или нет? (Ответы детей.)

Инспектор ГИБДД. Вот видите, Незнайка и Бурати-но, вы все сказали не верно. Так что садитесь и слушайте Правила движения.

  1. Какой сигнал светофора разрешает движение?

  2. Какой сигнал светофора запрещает движение?

  3. Что означает желтый сигнал светофора?

  4. Можно ли двигаться на желтый сигнал светофора?

  5. Как узнать, где переход?

  1. Мы все привыкли ходить по тротуарам. А какой сторо­ны должен придерживаться пешеход?

  1. Каким машинам разрешено ехать на красный свет?

  1. Как обходить трамвай, троллейбус, автобус и почему именно так?

Назовите дорожные знаки. (Игры с детьми «Красный, желтый, зеленый», «светофор»

(правила СМ. в приложениях, стр. 195), песня Павила движения ».)

Инспектор ГИБДД. Незнайка и Буратино! Вы теперь поняли, как необходимо знать и соблюдать Правила дорож­ного движения? Я надеюсь, что ребята также узнали кое-что новое для себя и повторили уже известное. Чтобы быть спо­койными за будущее, нам нужно взять с них торжественную клятву.

(Инспектор ГИБДД просит всех присутствующих подняться со своих мест и произносить слово «клянусь» после того, как он произносит каждое предложение.)

Клятва.

  1. Клянусь добросовестно соблюдать Правила дорожного движения!

  2. Клянусь переходить улицу только на зеленый свет све­тофора!

  3. При отсутствии светофора пользоваться только пеше­ходным переходом!

  4. Клянусь не играть на проезжей части!

  5. Обходить трамвай спереди, а автобус и троллейбус — сзади!

  6. Ожидать общественный транспорт только в указанных местах!

Инспектор ГИБДД. Вот и подошел к концу наш не­обычный урок.

Завершая выступление, Подведем итог учению.

Незнайка.

Если коротко сказать — Правила всем надо знать.

Буратино.

Кто б ты ни был, стар иль млад, Знание Правил — ценный клад!

Инспектор ГИБДД. Буду в следующий раз на занятие ждать вас!


Занятие


Тема. Велосипед.

Цели. Знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширить знания о средствах передвижения. Уточнять пра­вила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внима­ние, восприятие. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Активизация словаря. Седок, велосипедист, руль, рама, изобретатель Материал. Иллюстрации из истории велосипеда, самокаты, карточки «Чего не должно быть», детская коляска, велосипед.

Ход занятия

1. Психогимнастика «Четыре стихии». На слово «земля» — опустить руки вниз, на слово «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — вра­щение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

  1. «Чашечка». Рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов: «Рот открывай, чашку доставай».

  2. Пальчиковая гимнастика «Мы считаем» (см. приложе­ния, стр. 153).

II. Беседа.


Педагог. Отгадайте загадку.

Этот конь не ест овса, Вместо ног — два колеса, Сядь верхом и мчись на нем! Только лучше правь рулем! У загадки есть ответ: Это мой...

Дети. Велосипед.

Педагог. И какой же мальчишка не любит велосипед? Нет такого мальчишки. Велосипед — лучший подарок. Вело­сипед — мечта. Велосипед — лучшее средство передвижения.

Кстати, взрослые тоже считают его удобным видом транс­порта. И древним. Это доказано историей изобретения вело­сипеда. Об этом я вам сегодня расскажу. История нашего велосипеда начинается с грубого древнего самоката на двух колесах (показывает иллюстрации). Он был слишком тяжел и неудобен, а совершенствовать его тогда не могли. Потом по­явился не самокат, а «бегунок», как его тогда называли. Си­дящий верхом на «бегунке» человек попеременно отталкивал­ся от земли ногами, как бы бежал. Руля у «бегунка» не было; чтобы повернуть, нужно было наклониться в ту или иную сторону, часто при этом человек терял равновесие и валился набок вместе со своим деревянным конем (показывает иллю­страции). Затем изобрели первый велосипедный руль. «Бегу­нок» стало легко поворачивать в нужную сторону. Мастера украшали эти первые велосипеды резными лошадиными го­ловами, хвостами, приделывали кожаные седла (показывает иллюстрации). Давайте покажем, как можно было кататься на «бегунке» (показывает движения).

Потом приделали к педальному велосипеду третье колесо, чтобы было устойчивее, и стали продавать такие велосипеды для детей. Так появился хорошо знакомый вам трехколесный велосипед. Только сначала он был деревянным, железо было слишком дорогим материалом.

У железного велосипеда колеса были деревянными, только обтянуты толстым железом, шинами. Зато рама была выкована из квадратного железного бруса. При поворотах надо было заранее поднимать ногу, иначе колесо ударяло седока под ко­лено. Чтобы меньше трясло, седло прикрепили не прямо к раме, а к изогнутой железной пластине, вроде рессоры. Вело­сипед получил прозвище «костотряс». Измученный тряской и непосильным трудом, велосипедист часто слезал с тяжелого «железного коня» и вел его «на поводу», чтобы хоть немного передохнуть.

И все же «костотряс» был уже не деревянной самоделкой, а машиной, которую стали изготавливать на заводах. Здесь инженеры занялись его усовершенствованием. В течение не­скольких лет «костотряс» получил (показывает иллюстрации) резиновые шины, легкие колеса, легкую раму из стального прута. Новый велосипед напоминал паука на высоких и тон­ких ногах. И прозвали эти велосипеды «пауками». Даже самые долговязые велосипедисты перестали доставать до педалей но­гами. Нелегко было взгромоздиться на эту машину, зато ехать на ней можно было очень быстро.

И вот однажды в конце XIX века в Москве были уст­роены необыкновенные скачки. Несколько казаков на резвых конях скакали наперегонки с велосипедистами. Сначала ка­заки вырвались вперед, но вскоре велосипедисты стали их настигать, все более раскручивая педали своих «пауков».

Казаки понукали своих коней гиканьем и свистом, погоняли их хлыстами и шпорами. Бока коней потемнели от пота, глаза налились кровью, пена клочьями летела с удил. Но велосипедисты не отставали, через каждые две версты каза­ков ждала подмена: новые всадники на своих лошадях. Ска­чущую лошадь не догонит бегущий бегун. А тут человек обо­гнал лошадь. Правда, он ехал на машине, но ведь эта машина не имела мотора, не имела никакого другого двигателя, кроме самого человека.

Получалось, что стоит человеку влезть на колесо с тонки­ми спицами и начать крутить его ногами — и сила его как бы увеличивалась в несколько раз. Недаром появилось название «велосипед»: по-латыни «веласе» — быстрый, а «педес» — ноги. Попробуем и мы с вами понять, почему все-таки вело­сипед делает человека таким быстроногим?

{Дети рассуждают.)

Педагог. Ответ на этот вопрос будет неожиданным: по­тому что мы плохо бегаем. Ведь бег — это ряд прыжков, сле­дующих один за другим. Вот мы оттолкнулись левой ногой, прыгнули, опустились на правую ногу, снова прыгнули. Каж­дый шаг бегуна вперед — это тоже время и прыжок вверх. Хотите в этом убедиться?

Давайте попробуем двигать детскую коляску так, как дви­жется бегущий человек (при каждом шаге приподнимать ее, потом переносить вперед и снова ставить).

(Дети проводят опыт.)

Педагог. Конечно же, такой способ никуда не годится. У коляски есть колеса, и гораздо лучше ее катить. Тогда вся сила уходит на движение вперед. А современный легкий вело­сипед на шариковых подшипниках облегчает движение в четы­ре раза. Вот поэтому велосипедист и обгоняет скачущую ло­шадь. Ведь лошадь тоже движется прыжками. Можно считать, что эта машина уже усложнилась. Давно умерли ее изобретате­ли, а велосипед все живет и приносит радость сотням миллио­нов людей во всем мире. На велосипеде катит сельский почта­льон, едут колхозники работать в поле и на ферму, родители везут малышей, посадив их в специальное креслице. А дети

сами разъезжают на велосипеде: сначала на трехколесном, потом на маленьком двухколесном, потом на подростковом.

III. Игра «Экзамены в штабе „Светофор"».

В этой игре могут принять участие все желающие. Веду­щий (педагог) держит в руках жезл для регулирования дорож­ного движения. Он подходит к кому-то из участников игры и передает ему жезл. В ответ нужно назвать правило поведения велосипедиста на улице. Услышав неправильный ответ, веду­щий передает жезл другому участнику игры, и тот называет правило. Поэтому все должны внимательно слушать друг друга. И конечно, на улице выполнять все правила.

Правила для велосипедистов.

Велосипедисту можно:

  1. Ездить на велосипедах только тем, кому исполнилось 14 лет.

  2. Ехать по улице только на расстоянии не более 1 метра от тротуара или обочины.

  3. Поворачивать влево (вправо) лишь на перекрестках той улицы, по которой едут машины в один ряд.

  4. Велосипед должен быть в полной исправности, иметь звонок, надежный тормоз, руль.

Велосипедисту строго воспрещается:

  1. Кататься вдвоем на одноместном велосипеде.

  1. Ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или вообще не держась за руль.

  1. Цепляться за борт едущего автомобиля.

  1. С большой осторожностью объезжайте стоящий у тро­туара автомобиль.

Вопросы к детям:

  • Почему опасно ездить на неисправном велосипеде?

  • Почему опасно ездить на велосипеде, не держась за руль?

  • Почему нельзя прицепляться к автомобилю?

Детям, правильно назвавшим правила, вручаются «води­тельские удостоверения».





















Волшебный Мяч

Гтром Алеша проснулся и услышал задорную дет­скую песенку про футбол: Нет игры на белом свете Веселее, чем футбол. Любят взрослые и дети Забивать в ворота гол!

На большом спортивном поле, На лужайке, во дворе Скачет звонкий мяч футбольный. Рад азарту, рад игре.

Силу, ловкость и сноровку Щедро дарит нам игра. И в спортзал на тренировку Мы торопимся с утра. — Хорошая песенка, — подумал Алеша и вспомнил,
что вчера вечером в гости приезжал дедушка и подарил
ему настоящий футбольный мяч.

Мальчик вскочил с кровати и подбежал к креслу, на котором лежал новенький кожаный мяч.

Алеша взял его в руки и несколько раз ловко подбро­сил вверх. Мяч был легкий, упругий...

— Замечательный мяч! Сейчас быстро умоюсь, позав­тракаю, а потом позвоню Грише и Максиму и позову их
играть в футбол, — решил мальчик.

Алеша договорился встретиться с друзьями на спортивной площадке за школой.

Подбежав к проезжей части, он огляделся по сторо­нам: машин видно не было. Алеша положил мяч на зем­лю и ударил по нему ногой. Он представил, что мяч сей­час легко перелетит через улицу и покатится под горку по направлению к школе.

Но не тут-то было! Хотя удар был сильным , мяч даже места не сдвинулся: он словно прирос к асфальту,

Что случилось? Почему мяч не хочет катиться по дороге? — удивился Алеша. ) Можно ли играть в мяч на проезжей части?

I ) Как вы думаете, что могло случиться, если бы мяч ока­зался на дороге?

Мальчик разбежался и еще раз ударил по мячу, но гот по-прежнему был неподвижен.

- Это не мяч, а булыжник какой-то! — сердито воскликнул мальчик.

И тут он вспомнил, что дедушка сказал ему, вручая подарок:

  • Вот тебе, внучек, волшебный мяч.

  • Дедуля, а почему он волшебный? — спросил тогда

Алеша.

— Когда пойдешь с ним гулять, то поймешь, почему.
Он знает, как надо вести себя на улице, — загадочно
ответил дедушка.

Алеша наклонился и поднял мяч. С мячом в руках по пешеходному переходу он перешел через улицу.

Друзья уже ждали его возле спортивной площадки. Новенький мяч пришелся им по душе, и ребята стали весело играть в футбол.

В это время на площадку пришли подружки Оля и Наташа. Алеше очень нравилась пухленькая кудрявая ! Наташа. Ему хотелось поиграть с ней. А чтобы привлечь внимание девочки, он хотел решил бросить в нее мяч. Но волшебный мяч словно прилип к его рукам.

— Алеша, ты чего встал? Давай продолжим игру!-
крикнул другу Максим.

— Слушай, Максим! Это какой-то странный мяч! Я хотел его в Наташу запустить, а он не летит!

О Почему волшебный мяч не полетел в девочку?

  • Ну и правильно, что не летит! Разве ты не знаешь, что мячом нужно играть, а не кидаться в людей. Он ведь быстро летит и может больно ударить. Не странный у тебя мяч, а умный.

  • То-то дедушка вчера сказал, что мяч этот волшеб­ный. Он и в самом деле волшебный.

  • Нашата! — позвал Алеша девочку. — Иди сюда, по­болей за нас.

Наташа обернулась, засмеялась и протянула обе руки. Алеша бросил мяч, и тот послушно полетел и попал пря­мо ей в ладони.

Девочки подошли поближе и стали смотреть, как ре-! гоняют мяч. А волшебный мяч во всем слушался юных футболистов, был быстрым и легким. Вот только скакать по мостовой, где мчались машины, он не хотел, Потому что знал, что это опасно, а опасностей нужно избегать!

ВОПРОСЫ

Что подарил Алеше дедушка? Почему дедушка назвал мяч волшебным? Почему нельзя играть в мяч на дороге? Почему нельзя бросать мячом в человека? Где можно играть с мячом в городе?



Учись быть осторожным


He устраивайте игры рядом с дорогой. Это опасно!

Кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках можно внутри дворов, в парках, на спе­циально оборудованных площадках, на стадио­нах.

Перед переходом через проезжую часть остано­витесь, сойдите с самоката или велосипеда. Пройдите пешеходный переход, держа самокат или велосипед за руль.




Красный, желтый и зеленый



Давным-давно существовало королевство под названием Свето­фор, в котором правили три брата: Красный, Жёлтый и Зеленый. У них был красивый трёхэтажный дворец, и каждый брат жил на своём эта­же. У каждого короля были свои порядки, и именно поэтому между ними часто возникали разногласия.

Красный был самый старший и самый строгий из всех. Он считал, что все жители должны носить только красную одежду и всегда под­чиняться только ему.




Желтый, средний брат, любил, когда всех заранее предупреждали об опасности, угрожающей городу. Он хотел, чтобы все жители носили одежду жёлтого цвета и, конечно же, слушались только его.

Зеленый был самым младшим королём, но и он требовал четкого исполнения своих правил: все должны были одеваться в одежду исключительно зеленого цвета и исполнять его волю.

Бедные жители не знали, что им делать, по­скольку из-за бесконечных разногласий прави­телей каждый день менялись правила в королев­стве. Они долго думали и решили обратиться к двум великим и могущественным волшебникам - Дороге и Тротуару.

Волшебники с радостью помогли им: заколдо­вали трёх правителей вместе с их замком. Они уменьшили его в триста пятьдесят шесть раз, а братьям приказали в определённом порядке выглядывать из окошек своих этажей. Вот так и получился небольшой прямоугольный парал­лелепипед с тремя поочерёдно светящимися и мигающими кружоч­ками, который сейчас называется «светофор».

А что касается жителей королевства, так о них волшебники тоже позаботились. Они разделили их на две группы: пешеходы и транс­порт. Дорога взяла на себя управление транспортом, а Тротуар - пе­шеходами. И транспорт, и пешеходы должны знать правила дорожно­го движения, в этом им очень помогает светофор.

Оказывается, даже самые простые вещи из нашей повседневной жизни могут иметь волшебное начало.

Григорьева Дарья



Эта сказка о той зебре, которую рисуют на асфальте в местах перехода проезжей части дороги.

На одной из улиц однажды ночью свежевыкрашенная зебра огля­нулась, потянулась и встала. Вокруг никого не было. Не ездили авто­мобили. Никуда не торопились пешеходы. Все уже давно спали.

Ей захотелось погулять, а чтобы не было скучно одной, зебра по­бежала в зоопарк к таким же полосатым зебрам. Она собрала их и ста­ла объяснять всем своим друзьям правила движения для пешеходов, ведь эти правила она знала лучше всех на свете.

Собрались все звери. Всем было интересно. Даже директор зоо­парка, который приходил на работу раньше всех, хоть и удивился, но тоже остановился послушать. Очень интересно говорила новенькая зебра об умных и глупых пешеходах, о нарушителях и знатоках Пра­вил дорожного движения.

Но вдруг директор зоопарка воскликнул: «Послушай, уже утро и дети идут в школу, а ты - здесь!

И зебра помчалась на свое место. Она прибежала как раз вовремя: малыши, которые торопились в школу, уже давно стояли у обочины и чуть не плакали, не понимая, где они могут перейти через проезжую часть. Увидев пропавшую зебру, они обрадовались, спокойно переш­ли дорогу и побежали в школу

Роксана Гараева




Скороговорка

Из кузова в кузов

Шла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи, от груза арбузов

Развалился кузов.

Чистоговорки

Ша-ша-ша — еду, шинами шурша; Шу-шу-шу — я сегодня не спешу; Ши-ши-ши — возле речки камыши; Шо-шо-шо — до чего же хорошо.

Жа-жа-жа — едем мы до гаража; Жи-жи-жи — проезжаем поле ржи; Жу-жу-жу — подъезжаем к гаражу; Же-же-же — и машина в гараже.

Пословицы и поговорки

Осторожность — мать безопасности.

Осторожность — не трусость.

Прежде чем войти, подумай о выходе.

Не ищи пути с непутевым.

Тише едешь — дальше будешь.

Знай Правила движения как таблицу умножения.

Сидя на колесе, думай, что под колесом.

Гляди в оба, да не разбей лоба.

Век живи — век учись.

Чем оплошал, за то и ответишь.

Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

Порядок бережет время.

Берегись бед, пока их нет. Больному все горько. Здоровому все здорово.

Живи разумом, так и лекаря не надо.

Правила движения каждый должен знать обязательно на

«пять»!




Игра «Доскажи словечко»

Все будьте правилу верны: Держаться правой... стороны.

Должен помнить пешеход: Перекресток — переход.

Есть сигналы светофора — Подчиняйся им без... спора.

Желтый свет — предупреждение, Жди сигнала для... движения.

Зеленый свет открыл дорогу. Переходить ребята... могут.

Красный свет нам говорит: «Стой! Опасно! Путь... закрыт*.»

Леша с Любой ходят парой. Где идут? По... тротуару.

По асфальту точек стежка — Пешеходная... дорожка.

Садясь в трамвай — Старшим место... уступай.

Хоккей — игра на льду зимой, Но не игра... на мостовой.

Экзамен важного значенья Держи по Правилам... движения.

На систфоре красный свет — Опасен путь, прохода нет! Л если желтый свет горит, Он «Приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди — Свободен путь, переходи!

Где улицу надо тебе перейти,

О правиле помни простом:

С вниманьем налево сперва погляди,

Направо взгляни потом!

Глупо думать: «Как-нибудь Проскочу трамвайный путь!» Никогда не забывай, Что быстрей тебя трамвай.

Н. Сорокин




Знак «Дорожные работы»

Нарисован человек.

Землю роет человек.

Почему проезда нет?

Может быть, здесь ищут клад?

И старинные монеты

В сундуке большом лежат?

Их сюда, наверно, встарь

Спрятал очень жадный царь.

Мне сказали: «Что ты, что ты!

Здесь дорожные работы!»

Знак «Круговое движенье»

Отчего бы это вдруг

Стрелки дружно встали в круг

И машины друг за другом Мчатся весело по кругу?

Что такое, в самом деле,

Словно мы на карусели?

Мы на площади с тобой.

Здесь дороги нет прямой/

Знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

Вот так знак! Глазам не верю. Для чего здесь батарея? Помогает ли движенью Паровое отопленье? Может быть, зимою вьюжной Здесь шоферам греться нужно? Почему же в летний зной Знак не сняли с мостовой? Оказалось, этот знак Говорит шоферу так: «Здесь шлагбаум — переезд, Подожди, пройдет экспресс!»

















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обж:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ