Воспитательная система для 4 класса "Здоровей-ка"



Воспитательная система

«Здоровей-ка»

Шелестова Светлана Николаевна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1»пгт. Пойковский


Содержание


  1. Введение.

    1. База создания воспитательной системы.

    2. Проблемы. Противоречия.

  2. Воспитательная система класса.

2.1.Индивидуально-групповой компонент.

2.2.Ценностно-ориентационный компонент.

  • Цель, задачи.

  • Идеальная цель.

  • Модель выпускника.

  • Принципы, положенные в основу воспитательной системы.

2.3.Функционально-деятельностный компонент.

  • Системообразующий вид деятельности.

  • Формы и методы организации совместной деятельности и общения.

  • Основные функции воспитательной системы.

  • Организация самоуправления в классе. Законы класса.

2.4.Пространственно-временной компонент.

  • Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

  • Этапы становления и развития воспитательной системы.

2.5.Диагностико-аналитический компонент.

  • Критерии эффективности воспитательной системы.

  • Ожидаемые результаты.

  • Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

3. Заключение








1. Введение

Кредо «Компетентный учитель – здоровый ученик»

Длительное время приоритет в образовательной школе отдавался процессу обучения. Сегодня, как никогда, остро встал вопрос о воспитании школьников, так как именно воспитание вводит ребенка в процесс социализации в обществе.

В педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников.

Здоровье человека  - актуальная тема для разговора во все времена.

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что взрослые ошибочно считают, что для детей самое важное - это хорошо учиться.  А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом.

1.1.База создания воспитательной системы: класса

МОУ «СОШ №1» пгт Пойковский расположена в самом большом и оживленном микрорайоне. Воспитательная система школы разрабатывалась и корректировалась в течение многих лет, исходя из запросов меняющегося общества, условий внешней и внутренней среды, а так же в соответствии с государственными документами, в которых определена стратегия развития образования:

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Программа «Дети России»

  • Концепция модернизации Российского образования до 2010 г.

  • Программа «Дети Югры»

  • Программа «Образование и здоровье»

Системообразующим основанием воспитательной системы школы является детская организация РУМИД функционирующая с2001г. Создание воспитательной системы класса обусловлено требованием времени, социально-психологической ситуацией.

Основополагающими при создании системы стали работы:

  • Воспитательная система класса школы;

  • Программа воспитания Н.Е. Щурковой;

  • Психовозрастные особенности периодизации Л.С. Выготского;

  • Ступени развития личности (основа воспитательной системы школы).





1.2.Проблемы и противоречия

Проблемы. Противоречия.

  • государство и общество выступают за развитие личности, сохранение творческой индивидуальности;

  • большое внимание уделяется социализации личности, профессиональной ориентации;

  • в государственных документах обсуждаются вопросы экологии, не только как проблемы экологической, но и нравственной.














Мы хотим быть здоровыми










  • активность, инициатива ребенка по отношению к своему собственному здоровью практически остается невостребованной;

  • взрослые ошибочно считают, что для детей самое важное - это хорошо учиться; в обществе упал престиж образования;

  • у большей части молодежи не сформирована ответственность за сохранение здоровья и свою судьбу;

  • наблюдается значительное падение уровня досуговой культу


2. Воспитательная система класса


2.1. Индивидуально-групповой компонент

Состоит из нескольких элементов:

  • классный руководитель;

  • учащиеся класса;

  • родители учащихся;

  • взрослые, участвующие в воспитательном процессе (социум).

Приложение:

  1. Характеристика классного коллектива.

  2. 2.Социальный паспорт класса.

  3. Мониторинг заболеваемости учащихся.


2.2. Ценностно-ориентационный компонент.

Идеальная цель: Воспитать физически и психически здоровую личность, способную строить жизнь, достойную человека.

Цель - создание условий для максимального разностороннего развития личности каждого ученика и подготовка к самореализации в жизни с сознательным выбором здорового образа жизни.

Задачи:

  • формирование и развитие коллектива класса;

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого учащегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

  • гуманизация отношений между учащимися и педагогами, учащимися и родителями, родителями и педагогами;

  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;

  • организация социально-значимой творческой деятельности учащихся.

Модель выпускника

  • Любящий свою Родину. Не разделяющий мир на «своих» и «чужих», уважающий историю и культуру каждого народа.

  • Здоровый ребенок, обладающий физическим, психическим и духовным здоровьем: владеющий представлениями о здоровье и ЗОЖ, о значении гигиенических процедур, физических упражнений как деятельности, имеющей представления об охране органов чувств, о правилах поведения в обществе, способный к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности, владеющий навыками отдыха и социальной безопасности.

  • Активно познающий мир, умеющий учиться, способный к организации своей деятельности, готовый к преодолению трудностей.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение, принимающий решения с учетом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать.

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

  • Ориентированный в событиях, происходящих в мире, стране, своем городе, школе

Принципы, положенные в основу воспитательной системы.

  1. Принцип ценности личности. Любить+понимать+принимать+помогать.

  2. Принцип успешности и творчества. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности. Успех помогает раскрытию потенциала.

  3. Принцип демократизма. Учит интересам воспитанников, поощрение и поддержка самоуправления.

  4. Принцип психологического комфорта. Позитивное самочувствие в школе, в классе человека, каждого ребенка, взрослого. Снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.

  5. Принцип самоактуальности. Побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей.

  6. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению.

  7. Принцип дифференцированного подхода. Возраст, определенный период развития, знание особенностей каждого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Каждый возраст является ответственным за определенные психологические образования, которые служат опорой, базой для последующего развития.







2.3. Функционально – деятельностный компонент.


Системообразующие ценности.

Здоровье - главное условие человеческой жизни. За основу взята программа В.Н.Косаткина, разрабатывается программа по здоровью «Я здоровье сберегу» Компетенции в воспитательной системе приобрели следующие направления.

Теоретической основой выделения групп ключевых компетенций послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что:

  • человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев);

  • человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев)

  1. Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности.

  2. Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми.

  3. Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

    1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

  • компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

  • компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

  • компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

  • компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка.

    2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы

  • компетенции социального взаимодействия: с обществом, коллективом, семьей, друзьями, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

  • компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; деловая переписка; коммуникативные задачи.

    3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека

  • компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

  • компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

  • компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет-технологией.

Эти компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся, как отмечалось нами выше, его личностными качествами, свойствами. Соответственно, они становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими.

Функции воспитательной системы по отношению к ребенку:

  • образовательная – направленная на формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира;

  • воспитательная – содействующая духовно-нравственному, физическому становлению личности школьника, его самореализации;

  • защитная – связана с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;

  • компенсирующая – предполагает создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации а таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;

  • интегрирующая и корректирующая – заключается в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.

Педагогическое обеспечение:

  • аналитическая - изучение и анализ особенностей детей, уровня воспитанности ребенка, детского коллектива;

  • прогностическая – предвидение результата намеченного, построение модели, определение ближних и дальних перспектив;

  • коммуникативная – регулирование, содействие, установление, построение оптимальных взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – родители», «родители – ученик»;

  • организационно-координирующая - помощь и сотрудничество в планировании, обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей, с общественностью, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения. Стимулирование творческой, исследовательской деятельности учащихся, защита прав и свобод воспитанника, ведение документации.

Формы и методы организации совместной деятельности и общения.

  • Циклы тематических классных часов.

  • Книга рекордов класса.

  • Летопись класса «Наш классный класс».

  • Презентация класса «Богатырь»

  • Игра – путешествие по нашей большой Родине.

  • Защита проекта «Что нужно растениям для жизни?»

  • Ролевая игра «Учимся дружить»

  • Спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья»

  • Творческие дела «Птичкам зимой надо помогать»

  • Экскурсии.

  • Встреча с интересным человеком.

  • Портфолио учащихся и класса.

Развитию и проявлению индивидуальности ребенка способствуют следующие

формы и приемы:

  • Тренинг саморазвития;

  • Интервью.

  • Вопросник.

  • «Мозговой штурм».

  • Листы достижений.

  • Анкета «Я познаю себя»;

  • Практикум «Правила поведения» (составление эталонов поведения для своего возраста);

  • Практикум «Правила здорового человека»;

  • Дневник здоровья.

Схема построения ученического самоуправления.

Законы класса: добра, правды, здоровья, заботы, уважения.

Организация самоуправления в классе.


Классный руководитель командир класса







Классный коллектив, микрогруппы. (разделение происходит не по желанию, а в процессе или игры, или жеребьевки).

Выбор командира путем голосования (открытого или закрытого).

Командир назначает заместителей (актив класса).

В классе создаются:

группы творческих дел; санитары, физорги, библиотекари, цветоводы,

редколлегия, ответственные за тетради. Актив – командиры групп.

Планирование работы в классе, исходя из цели и задач, на котором этапе находится класс.


2.4. Пространственно-временной компонент.


Место и роль класса в воспитательном пространстве школы.

Воспитательная система имеет свою среду – жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельности и общение членов классного коллектива, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации:

  • учебный кабинет;

  • предметные кабинеты;

  • спортивный зал;

  • школьная библиотека;

  • актовый зал;

  • реакриации (игровые);

  • столовая.

Этапы становления и развития воспитательной системы.

Условно можно выделить четыре этапа в становлении системы:

I этап – проектирование системы – 1 кл.

II этап – этап внедрения системы – 2 кл.

III этап – этап стабильного функционирования системы-3кл

IV этап – этап завершения функционирования и обобщение результатов

работы – 4 кл.


2.5. Диагностико-аналитический компонент.


Критерии эффективности воспитательной системы:

  • мониторинг здоровья;

  • воспитанность учащихся;

  • защищенность и комфортность ребенка в классе;

  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

  • сформированность классного коллектива до мерцающего маяка;

  • имидж класса;

  • проявление индивидуальности («лица») классной общности.

  • отслеживание пропусков по болезням учащихся.

Мониторинг здоровьесберегающей деятельности – это комплексное системное изучение состояния здоровья школьников, учебной и внеучебной нагрузки, а также анализ организации здоровьесберегающих технологий.

Задачи мониторинга:

  • Изучение и анализ учебной и внеучебной нагрузки школьников, их режима дня.

  • Изучение и анализ состояния здоровья школьников 1-4-х классов.

  • Мониторинг пропусков по болезни.


Ожидаемые результаты.

Выпускник начальной школы личность, способная делать выбор, ответственный выбор в нравственном и здоровьесберегающем самоопределении, знающая свой край; позитивно относящаяся к миру, к людям, с развитой мотивацией самоактуализации; способная к сотрудничеству и взаимодействию в коллективе. При подведении результатов можно оценить уровень ключевых компетенций у учащихся.

  • культурной: обладающий знаниями в области своего здоровья сбережения.

  • общекультурный уровень; знание исторических традиций, своеобразие родного края, страны, своей семьи.

  • знание природных и экологических особенностей, проблем своего края;

  • умение находить и оценивать возможности своего коллектива, находить пути его развития;

  • социальной - участие в социально значимой деятельности.

  • организаторской – участие в организации исследовательской, познавательной деятельности; организация общественных и классных дел.

  • коммуникативной - владение навыками культуры общения, способность к творчеству, умение выстраивать диалог в разнообразных ситуациях.

  • способность к самосовершенствованию - знание своих достоинств и недостатков, умение разрабатывать программу личного роста.


Методы и приемы улучшения результативности воспитательной системы с детьми:

  • методика Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»;

  • тесты Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», А.А. Андреевой «Удовлетворенность школьной жизнью»;

  • анкеты «Я и мой класс», «Я и моя школа», «Удовлетворенность школьной жизнью»;

  • конкурс идей и проектов: «Класс, в котором я хотел бы учиться», «Школа будущего»

  • игры «Лидер», «Морские командные учения» (межличностные отношения);

  • сочинения;

  • недописанный тезис: «Сегодня я узнал…», «Хороший класс – это…», «Самое интересное дело – это…»;

  • альтернативный тезис: «Смотреть телевизор или…»;

  • анкетирование родителей, интервьюирование:

  • собеседование;

  • наблюдение;

  • рефлексия.


3. Заключение.


В процессе формирования личности воспитание играет важную роль, именно через воспитательный процесс в сознание и поведение человека включаются основные нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.






Творческий день детей и родителей.








Конкурс будущих хозяюшек.



Коллективные дела.

Пожелания друзьям.














Список использованной литературы:


1. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дисс. О.И.- канд. пед. наук. М., 2006.

3. Лузан С.А. Различие систем ценностей и ценностных ориентаций социальных субъектов как источник конфликтов. Дисс... канд. социол. наук. М., 2003.

4. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. № 11.

5. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Диссертация доктора пед. наук. Ульяновск, 2003. С. 57.

6. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы: Концепция управления развитием школы. Новокузнецк, 2004

7. Воспитательная система класса: Герасимова Наталья Федоровна, учитель физики.

8. Хуторской А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». — М., 2002.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обж:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ