Дидактические игры и тесты на уроках окружающего мира


Сорокина Татьяна Анатольевна

Красноярский край, МБОУ

« Иланская СОШ №2»

учитель начальных классов.


Дидактические игры и тесты на уроках окружающего мира


Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.


Игры на уроках окружающего мира.


В процесс обучения детей вклю­чаются игровые приемы, вызывающие инте­рес к познавательной деятельности, активи­зирующие умственную деятельность детей. Среди игровых приемов определенное место занимают дидактические игры. Эти игры про­водятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования элементарных понятий о природе.

Проведение дидактических игр имеет неко­торые особенности. Прежде всего это касает­ся темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. Словесная дидакти­ческая игра, сопровождаемая подачей детям мяча, может проходить в нужном темпе. За время передачи мяча от учителя к ребенку должен быть готов ответ на поставленную задачу. Он должен быть кратким, что уско­ряет темп, сокращает ожидание детей, же­лающих принять участие в игре.

Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных ди­дактических игр должна быть не более 8—10 минут. Но и в это время необ­ходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение.

Начинать проводить игры лучше с неболь­шой группой детей. По мере усвоения со­держания и правил игры количество играю­щих увеличивается.

Многие игры по мере увеличения знаний об объектах природы следует проводить повторно, продумывая усложнения. Некото­рые игры можно провести в начале наблю­дения за каким-либо объектом, чтобы вы­звать интерес к нему, а в дальнейшем наблюдать, рассматривать его. При проведе­нии большинства словесных игр дети стоят полукругом, учитель — напротив них. Перед проведением игры учитель объясняет прави­ла: отвечает тот, кому брошен мяч, нужно ответить и одновременно бросать мяч обрат­но, нельзя ронять и задерживать мяч.


Что где растет?

Дидактическая задача: знать место произрастания растений.

Ход игры: учитель называет декоратив­ные и луговые травянистые растения. На­пример, учитель называет: «Ландыш» — дети отвечают: «В лесу»; «Колокольчик» — «На лу­гу»; «Астра» — «В цветнике». В игру можно включить названия культурных и ди­корастущих деревьев и кустарников. Детям надо будет отвечать: «В лесу», «В саду».


Овощи, фрукты

Дидактическая задача: знать ово­щи и фрукты.

Ход игры: учитель говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрук­ты, а тот, кому брошен мяч, называет группу, к которой относятся объекты. Например, учитель говорит: «Морковь», ребенку надо ответить: «Овощи».

Можно усложнить задание: учитель назы­вает группу, а дети конкретные объекты. Например, несколько раз подряд говорит «овощи», а дети перечисляют названия отдельных овощей.


В каком виде едим?

Дидактическая задача: знать, в ка­ком виде употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты.

Ход игры: учитель говорит, что будут играть в интересную игру — называть в каком виде мы едим разные овощи и фрук­ты (вареными, сырыми, жареными, печены­ми). Сначала желательно называть хорошо знакомые овощи и фрукты. Если дети затрудняются назвать, в каком виде употреб­ляются в пищу овощи и фрукты, из ко­торых готовится несколько блюд, учитель подсказывает, каким образом готовит блюдо. Например: «картошка на сковороде»... (жаре­ная), «в кастрюле»... (вареная), «в костре»... (печеная).

Можно назвать овощи, дополняющие блю­до (лук, укроп и др.).


Куда пойдем, что найдем?

Дидактическая задача: знать место произрастания некоторых дикорастущих ра­стений.

Ход игры: учитель говорит, что дети бу­дут играть в игру, в которой надо знать, где какое растение растет. Учитель называет, что хочет найти, а ребенок отвечает, куда надо пойти. Например: «Ищу землянику», ребенку надо сказать: «Пойдем в лес». В начале игры называются наиболее знако­мые растения.


Деревья, кустарники, травы

Игру можно проводить тогда, когда дети знают признаки деревьев, кустарников, трав.

Дидактическая задача: знать мор­фологические признаки растений, уметь груп­пировать их по этим признакам.

Ход игры: игру можно проводить на участке школы, в парке, лесу. Учитель назы­вает растение, а дети определяют, к какой группе оно относится. Конечно, как и во всех играх, надо начинать с самых знако­мых детям растений. Например, береза, ель, дуб, сирень, жасмин, подорожник, одуванчик и др. Постепенно следует включать названия большего числа растений, добавляя культуры, выращиваемые в данной местности, наиболее распространенные в ближайшем окружении.

После игры желательно провести экскур­сию и еще раз дать возможность детям встретиться с теми растениями, которые растут вокруг школы.


Летает — не летает

Дидактическая задача: знать ле­тающих представителей животного мира.

Ход игры: учитель объясняет детям, что будут играть в игру, в которой надо знать, кто летает, а кто — нет. В этой игре он будет называть разных зверей, птиц, а дети — отвечать, летает это животе-Ное или нет. Называет учитель сначала хо­рошо знакомых диких и домашних животных.


Бегает, прыгает, летает

Дидактическая задача: знать ос­новной способ передвижения животного.

Ход игры: учитель называет животное, а ребенок, поймавший мяч, называет способ передвижения. Сначала учитель просит ука­зать наиболее характерный и знакомый спо­соб передвижения, а потом и разнообразные движения одного и того же животного. Например, воробей — «летает», а в даль­нейших заданиях — «прыгает по земле», кошка — «ходит», «бегает», «лазает». Чтобы побудить детей называть разные движения, учитель предупреждает о том, что не следует повторяться, когда называется одно и то же животное несколько раз.










Окружающий мир 2 класс, автор учебника Плешаков


Тест №1

По теме «Неживая и живая природа».


1.Что такое природа?

- всё, что окружает человека

- всё, что создаёт человек

- всё, что окружает человека и не создано им


2.Что не относится к неживой природе?

- Камень

- Вода

- Машина


3.Найди правильное высказывание.

- звёзды, воздух, Луна, ракета – неживая природа.

- Солнце, воздух, вода, камни – неживая природа.

- Лёд, Земля, вода, лодка – неживая природа.


4.Какая бывает природа?

- живая и мёртвая

- живая и неживая

- живая и сделанная человеком


5.Найди правильное высказывание.

- Растения, грибы, звери, человек – живая природа.

- птицы, звери, звёзды, насекомые – живая природа.

- растения, рыбы, вода, птицы- живая природа.


6.найди группу, где все предметы относятся к неживой природе.

-подберёзовик, воздух, известняк, звезда, вода.

- планета, вода, камень, небо, град

- солнце, море, дом, дождь, Земля


7.найди группу, где указаны правильные признаки живых существ.

- дышат, питаются, двигаются

- растут, приносят потомство, умирают

- дышат, растут, общаются друг с другом



тест №2

По теме «Что такое погода?»


1. закончи определение: «Погода – это…»

-то, что сообщают по радио и телевидению

- то, что мы видим на улице

- сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра


2.Как называется прибор для измерения давления?

- термометр

-барометр

-градусник


3.какой учёный наблюдает за погодой?

- синоптик

- метеоролог

- наблюдатель


4.Как надо правильно прикрепить термометр, чтобы правильно определять температуру воздуха?

- ниже уровня глаз

-на уровне глаз

- выше уровня глаз


5.Что мы описываем словами «тепло», «холодно», «жарко».

-погоду

-облачность

-температуру


6.Какого явления природы не бывает летом?

-снег

-град

-дождь


7.Как называется термометр, который используется для определения температуры воздуха?

-медицинский

-водный

-уличный


8.Человек какой профессии обязательно должен знать прогноз погоды?

-учитель

- художник

-лётчик







Тест №3

По теме «Про воздух»


1.От чего воздушная оболочка защищает Землю?

-лучей Солнца

-Дождей

-града


2.Чего больше в составе воздуха?

-азота

Кислорода

-углекислого газа


3.Что человек вздыхает?

-азот

- кислород

- углекислый газ


4.Что человек выдыхает?

-азот

- кислород

- углекислый газ


5.Что растения вдыхают?

-азот

-кислород

-углекислый газ


6.Что растения выдыхают?

-азот

-кислород

-углекислый газ


7.найди неверное высказывание.

-В помещении надо делать влажную уборку

- Нельзя открывать окна, чтобы в помещение не попала пыль

-пылесос помогает собирать в помещении пыль


8.Найди верное высказывание.

-Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу сажу и углекислый газ.

- Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу кислород

-Заводы и фабрики своими выбросами не портят воздух


Тест №4

По теме «Про воду»


1.Что такое пар?

- вода в твёрдом состоянии

- вода в жидком состоянии

- вода в газообразном состоянии


2.Какого цвета вода?

- без цвета

- голубого цвета

- белого цвета


3.Что не помогает естественному очищению водоёмов?

- моллюски

- растения

- люди


3.Где чаще всего образуются источники?

- на вершинах холмов и гор

- на ровной поверхности

- на склонах гор и холмов


4.Что такое лёд?

- вода в твёрдом состоянии

- вода в жидком состоянии

- вода в газообразном состоянии


5.Что в природе не пропускает воду?

- почва

- глина

- песок


6.Найди верное высказывание.

- безопасно пить воду из реки

- безопасно пить кипячёную воду

- безопасно пить воду из-под крана


Тест №5

По теме: «Какие бывают растения?»


1.Как называют растения, которые растут в дикой природе?

- дикие

- уличные

- дикорастущие


2.Найди группу, в которой перечислены только деревья.

- сосна, орешник, дуб, клён

- берёза, осина, ясень, ель

- сирень, лиственница, рябина, липа


3.Найди группу, в которой перечислены травы.

- тополь, каштан, осина, липа

- орешник, калина, сирень, смородина

- одуванчик, репейник, крапива, подорожник


4.Какое растение не относится к кустарникам?

- Сирень

- Калина

- Тысячелистник


5.каким растениям в лесу необходимо меньше всего света?

- Деревьям

- Кустарникам

- Травам


6.Что составляет верхний этаж леса?

- кустарники

- деревья

- травы


7.Какое хвойное дерево сбрасывает листья на зиму?

- лиственница

- сосна

- ель


8.Закончи определение: «Хвоя – это…»

- иголки на сосне и ели

- иголки на хвойных растениях

- узкие, в виде иглы, листья хвойных растений


9.Найди правильное высказывание.

- надо сажать растения и ухаживать за ними.

- надо собирать букеты полевых цветов

- надо сжигать в лесу сухие растения






Тест №6

По теме «Какие бывают животные?»


1.Закончи определение: «Животные, у которых шесть ног, называются…»

- насекомые

- птицы

- звери


2. Закончи определение: «Животные, у которых тело покрыто перьями, называются…»

- насекомые

- птицы

- звери


3. Закончи определение: «Животные, у которых тело покрыто шерстью, называются…»

- насекомые

- птицы

- звери


4.К какой группе относятся лягушки?

- рыб

- земноводных

- пресмыкающихся


5.К какой группе относятся черепахи и крокодилы?

- зверей

- земноводных

- пресмыкающихся


6.За что пресмыкающиеся получили своё название?

- за то, что они бегают

- за то, что они прыгают

- за то, что они ползают


7.Чем покрыто тело у земноводных?

- кожей

- шерстью

- чешуёй



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ