Дидактические игры и тесты на уроках окружающего мира
Сорокина Татьяна Анатольевна
Красноярский край, МБОУ
« Иланская СОШ №2»
учитель начальных классов.
Дидактические игры и тесты на уроках окружающего мира
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.
Игры на уроках окружающего мира.
В процесс обучения детей включаются игровые приемы, вызывающие интерес к познавательной деятельности, активизирующие умственную деятельность детей. Среди игровых приемов определенное место занимают дидактические игры. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования элементарных понятий о природе.
Проведение дидактических игр имеет некоторые особенности. Прежде всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей детям мяча, может проходить в нужном темпе. За время передачи мяча от учителя к ребенку должен быть готов ответ на поставленную задачу. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.
Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна быть не более 8—10 минут. Но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение.
Начинать проводить игры лучше с небольшой группой детей. По мере усвоения содержания и правил игры количество играющих увеличивается.
Многие игры по мере увеличения знаний об объектах природы следует проводить повторно, продумывая усложнения. Некоторые игры можно провести в начале наблюдения за каким-либо объектом, чтобы вызвать интерес к нему, а в дальнейшем наблюдать, рассматривать его. При проведении большинства словесных игр дети стоят полукругом, учитель — напротив них. Перед проведением игры учитель объясняет правила: отвечает тот, кому брошен мяч, нужно ответить и одновременно бросать мяч обратно, нельзя ронять и задерживать мяч.
Что где растет?
Дидактическая задача: знать место произрастания растений.
Ход игры: учитель называет декоративные и луговые травянистые растения. Например, учитель называет: «Ландыш» — дети отвечают: «В лесу»; «Колокольчик» — «На лугу»; «Астра» — «В цветнике». В игру можно включить названия культурных и дикорастущих деревьев и кустарников. Детям надо будет отвечать: «В лесу», «В саду».
Овощи, фрукты
Дидактическая задача: знать овощи и фрукты.
Ход игры: учитель говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрукты, а тот, кому брошен мяч, называет группу, к которой относятся объекты. Например, учитель говорит: «Морковь», ребенку надо ответить: «Овощи».
Можно усложнить задание: учитель называет группу, а дети конкретные объекты. Например, несколько раз подряд говорит «овощи», а дети перечисляют названия отдельных овощей.
В каком виде едим?
Дидактическая задача: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты.
Ход игры: учитель говорит, что будут играть в интересную игру — называть в каком виде мы едим разные овощи и фрукты (вареными, сырыми, жареными, печеными). Сначала желательно называть хорошо знакомые овощи и фрукты. Если дети затрудняются назвать, в каком виде употребляются в пищу овощи и фрукты, из которых готовится несколько блюд, учитель подсказывает, каким образом готовит блюдо. Например: «картошка на сковороде»... (жареная), «в кастрюле»... (вареная), «в костре»... (печеная).
Можно назвать овощи, дополняющие блюдо (лук, укроп и др.).
Куда пойдем, что найдем?
Дидактическая задача: знать место произрастания некоторых дикорастущих растений.
Ход игры: учитель говорит, что дети будут играть в игру, в которой надо знать, где какое растение растет. Учитель называет, что хочет найти, а ребенок отвечает, куда надо пойти. Например: «Ищу землянику», ребенку надо сказать: «Пойдем в лес». В начале игры называются наиболее знакомые растения.
Деревья, кустарники, травы
Игру можно проводить тогда, когда дети знают признаки деревьев, кустарников, трав.
Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.
Ход игры: игру можно проводить на участке школы, в парке, лесу. Учитель называет растение, а дети определяют, к какой группе оно относится. Конечно, как и во всех играх, надо начинать с самых знакомых детям растений. Например, береза, ель, дуб, сирень, жасмин, подорожник, одуванчик и др. Постепенно следует включать названия большего числа растений, добавляя культуры, выращиваемые в данной местности, наиболее распространенные в ближайшем окружении.
После игры желательно провести экскурсию и еще раз дать возможность детям встретиться с теми растениями, которые растут вокруг школы.
Летает — не летает
Дидактическая задача: знать летающих представителей животного мира.
Ход игры: учитель объясняет детям, что будут играть в игру, в которой надо знать, кто летает, а кто — нет. В этой игре он будет называть разных зверей, птиц, а дети — отвечать, летает это животе-Ное или нет. Называет учитель сначала хорошо знакомых диких и домашних животных.
Бегает, прыгает, летает
Дидактическая задача: знать основной способ передвижения животного.
Ход игры: учитель называет животное, а ребенок, поймавший мяч, называет способ передвижения. Сначала учитель просит указать наиболее характерный и знакомый способ передвижения, а потом и разнообразные движения одного и того же животного. Например, воробей — «летает», а в дальнейших заданиях — «прыгает по земле», кошка — «ходит», «бегает», «лазает». Чтобы побудить детей называть разные движения, учитель предупреждает о том, что не следует повторяться, когда называется одно и то же животное несколько раз.
Окружающий мир 2 класс, автор учебника Плешаков
Тест №1
По теме «Неживая и живая природа».
1.Что такое природа?
- всё, что окружает человека
- всё, что создаёт человек
- всё, что окружает человека и не создано им
2.Что не относится к неживой природе?
- Камень
- Вода
- Машина
3.Найди правильное высказывание.
- звёзды, воздух, Луна, ракета – неживая природа.
- Солнце, воздух, вода, камни – неживая природа.
- Лёд, Земля, вода, лодка – неживая природа.
4.Какая бывает природа?
- живая и мёртвая
- живая и неживая
- живая и сделанная человеком
5.Найди правильное высказывание.
- Растения, грибы, звери, человек – живая природа.
- птицы, звери, звёзды, насекомые – живая природа.
- растения, рыбы, вода, птицы- живая природа.
6.найди группу, где все предметы относятся к неживой природе.
-подберёзовик, воздух, известняк, звезда, вода.
- планета, вода, камень, небо, град
- солнце, море, дом, дождь, Земля
7.найди группу, где указаны правильные признаки живых существ.
- дышат, питаются, двигаются
- растут, приносят потомство, умирают
- дышат, растут, общаются друг с другом
тест №2
По теме «Что такое погода?»
1. закончи определение: «Погода – это…»
-то, что сообщают по радио и телевидению
- то, что мы видим на улице
- сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра
2.Как называется прибор для измерения давления?
- термометр
-барометр
-градусник
3.какой учёный наблюдает за погодой?
- синоптик
- метеоролог
- наблюдатель
4.Как надо правильно прикрепить термометр, чтобы правильно определять температуру воздуха?
- ниже уровня глаз
-на уровне глаз
- выше уровня глаз
5.Что мы описываем словами «тепло», «холодно», «жарко».
-погоду
-облачность
-температуру
6.Какого явления природы не бывает летом?
-снег
-град
-дождь
7.Как называется термометр, который используется для определения температуры воздуха?
-медицинский
-водный
-уличный
8.Человек какой профессии обязательно должен знать прогноз погоды?
-учитель
- художник
-лётчик
Тест №3
По теме «Про воздух»
1.От чего воздушная оболочка защищает Землю?
-лучей Солнца
-Дождей
-града
2.Чего больше в составе воздуха?
-азота
Кислорода
-углекислого газа
3.Что человек вздыхает?
-азот
- кислород
- углекислый газ
4.Что человек выдыхает?
-азот
- кислород
- углекислый газ
5.Что растения вдыхают?
-азот
-кислород
-углекислый газ
6.Что растения выдыхают?
-азот
-кислород
-углекислый газ
7.найди неверное высказывание.
-В помещении надо делать влажную уборку
- Нельзя открывать окна, чтобы в помещение не попала пыль
-пылесос помогает собирать в помещении пыль
8.Найди верное высказывание.
-Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу сажу и углекислый газ.
- Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу кислород
-Заводы и фабрики своими выбросами не портят воздух
Тест №4
По теме «Про воду»
1.Что такое пар?
- вода в твёрдом состоянии
- вода в жидком состоянии
- вода в газообразном состоянии
2.Какого цвета вода?
- без цвета
- голубого цвета
- белого цвета
3.Что не помогает естественному очищению водоёмов?
- моллюски
- растения
- люди
3.Где чаще всего образуются источники?
- на вершинах холмов и гор
- на ровной поверхности
- на склонах гор и холмов
4.Что такое лёд?
- вода в твёрдом состоянии
- вода в жидком состоянии
- вода в газообразном состоянии
5.Что в природе не пропускает воду?
- почва
- глина
- песок
6.Найди верное высказывание.
- безопасно пить воду из реки
- безопасно пить кипячёную воду
- безопасно пить воду из-под крана
Тест №5
По теме: «Какие бывают растения?»
1.Как называют растения, которые растут в дикой природе?
- дикие
- уличные
- дикорастущие
2.Найди группу, в которой перечислены только деревья.
- сосна, орешник, дуб, клён
- берёза, осина, ясень, ель
- сирень, лиственница, рябина, липа
3.Найди группу, в которой перечислены травы.
- тополь, каштан, осина, липа
- орешник, калина, сирень, смородина
- одуванчик, репейник, крапива, подорожник
4.Какое растение не относится к кустарникам?
- Сирень
- Калина
- Тысячелистник
5.каким растениям в лесу необходимо меньше всего света?
- Деревьям
- Кустарникам
- Травам
6.Что составляет верхний этаж леса?
- кустарники
- деревья
- травы
7.Какое хвойное дерево сбрасывает листья на зиму?
- лиственница
- сосна
- ель
8.Закончи определение: «Хвоя – это…»
- иголки на сосне и ели
- иголки на хвойных растениях
- узкие, в виде иглы, листья хвойных растений
9.Найди правильное высказывание.
- надо сажать растения и ухаживать за ними.
- надо собирать букеты полевых цветов
- надо сжигать в лесу сухие растения
Тест №6
По теме «Какие бывают животные?»
1.Закончи определение: «Животные, у которых шесть ног, называются…»
- насекомые
- птицы
- звери
2. Закончи определение: «Животные, у которых тело покрыто перьями, называются…»
- насекомые
- птицы
- звери
3. Закончи определение: «Животные, у которых тело покрыто шерстью, называются…»
- насекомые
- птицы
- звери
4.К какой группе относятся лягушки?
- рыб
- земноводных
- пресмыкающихся
5.К какой группе относятся черепахи и крокодилы?
- зверей
- земноводных
- пресмыкающихся
6.За что пресмыкающиеся получили своё название?
- за то, что они бегают
- за то, что они прыгают
- за то, что они ползают
7.Чем покрыто тело у земноводных?
- кожей
- шерстью
- чешуёй

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ