Урок окружающего мира для 1 класса «Ты и твоя семья» (УМК «Школа 2100)
Министерство образования и науки
МАОУ гимназия № 111 Калининского района
городского округа город Уфа
Республика Башкортостан
Урок окружающего мира для 1 класса
«Ты и твоя семья»
(УМК «Школа 2100)
подготовила учитель начальных классов
МАОУ гимназия № 111 г. Уфы
Акафьева Юлия Геннадиевна
Тема: Ты и твоя семья.
Вид урока: урок введения новых знаний.
Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.
Задачи:
Образовательные:
1) уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
2)помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;
Развивающие:
1) развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на установление родственных связей;
2)совершенствовать мыслительные операции: классификацию, обобщение во время работы со схемой.
Воспитательные:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;
2) воспитание трудолюбия, содействовать формированию положительного восприятия ребёнком своей семьи и его места в ней; формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким.
Познавательные УУД:
1) формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
2) формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) формировать умение устанавливать аналогии;
5) формировать умение обобщать.
Коммуникативные УУД:
1) формировать умение слушать и понимать других;
2) формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
1) формировать умение определять цель деятельности на уроке;
2) формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование:
карточки для работы, фотографии семей животных
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Самоопределение к деятельности
Определение темы урока
Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных семь "Я"!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите!
- Что означают эти удивительные семь Я?
- О чём мы будем говорить на уроке?
- Верно. Мы будем говорить о семье, о вашей семье.
- Тема нашего урока: "Ты и твоя семья"
(учитель вывешивает табличку)
СЕМЬЯ
- Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа.
- Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми.
- Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.
- Помогать нам как всегда будут наши старые знакомые.
- Вы их узнали? Кто они?
- А это их семья.
- Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым.
Семья
Будем говорить о семье
Лена и Миша
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Физминутка
(пальчиковая гимнастика)
Работа в тетради с. 29 № 4
- Что для вас означает слово СЕМЬЯ?
- Сейчас вы перечислили членов семьи.
- Я хочу предложить вам проверить, насколько вы внимательны.
- Я прочитаю четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются.
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамой, папа и я,
Мы называемся вместе - ...
- Каких членов семьи перечислили в четверостишии?
- О ком не упомянули в этом стихотворении?
- Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи?
- Чем различаются семьи?
- Посчитайте, сколько членов в вашей семье, назовите.
- Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - Я.
Вот и вся моя семья.
Итог: - Так, кто же является членами семьи?
(учитель вывешивает на доску карточки)
мама, папа, дети, бабушки и дедушки
- Итак, семья - это близкие нам люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Родственные связи
- А все ли из вас знают, кто кому кем в семье доводится?
- Я предлагаю вам поиграть в игру "Кто кому кто?" и на примере семьи Лены определить родственные связи.
- Попробуйте догадаться, кто из членов семьи Лены изображён в вашей тетради на с. 29.№ 4
- Возьмите в руки карандаш. Нам нужно будет прочитать задание, назвать соответствующее имя и вписать его в пустой прямоугольник.
- Если кто-то затрудняется в написании имени, можно поставить только первую его букву.
Итог: - Молодцы! Справились, знаете, кто кому кем доводится.
Ответы детей.
Хором произносят СЕМЬЯ!
называют
О дедушке, братьях, сестрах, племянниках
Нет
Составом
Называют.
Дети читают, называют имена, подписывают портреты
Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки.
III. Первичное закрепление
Работа в парах.
- Семьи есть не только у людей, но и у животных.
- Кто изображён на этих фотографиях?
- Можно ли назвать их семьёй?
- Кто изображён на этих фотографиях.
- Что связывает членов семьи?
- Есть что-то общее, что их объединяет.
- Что ещё объединяет семьи и людей, и семьи животных?
Итог: Что же может объединять членов семьи?
- Выберите соответствующие таблички.
- Молодцы, действительно, матери заботятся о своих малышах, опекают их. И дети в свою очередь послушны родителям.
- Как вы можете выразить свою любовь к родителям?
Итог: -Давайте уточним, что мы уже знаем о семье?
- Значит, основой семьи является забота друг о друге, нежность, любовь и ласка.
Животные
Да, потому что изображены мамы и малыши.
Нежность, любовь, ласка.
Забота о детях, ласка, любовь.
Выбирают таблички "нежность, забота, любовь, ласка"
Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки, которых объединяет любовь, нежность, забота, ласка.
Физминутка
Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;
(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка , два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
(загибают поочередно пальцы на руке)
Работа с учебником с. 66
Работа в тетради
с.29 № 3.
Прослушивание заранее подготовленных рассказов о семье
- Итак, членов семьи объединяет забота друг о друге, любовь, нежность и ещё, что-то очень и очень важное:
- Понять это мы сможем, если проанализируем один день семьи Лены и Миши.
- Внимательно рассмотрите картинки в учебнике на с. 66
- Это один из выходных дней.
- Чем заняты взрослые и дети?
- Кто готовит завтрак?
- Чем занимаются остальные члены семьи?
- Как проходил семейный вечер?
- Помогите распределить домашнюю работу между членами семьи так, чтобы они всё сделали и успели попасть в кино.
- Как вы думаете, почему им удалось, быстро справиться с этой работой?
- Можно эту семью назвать счастливой? Почему?
- Авторы учебника, имеющие богатый жизненный опыт вывели правило счастливой семьи и записали её в вашем учебнике в красной рамке. Что же у них получилось?
- Кто нам поможет прочитать?
- Что же у нас получилось? Мы с вами сформулировали то же правило, что и авторы учебника.
- Значит, рассуждали мы с вами верно.
- Итак, как должна быть устроена жизнь в счастливой семье?
(учитель вывешивает табличку)
помогают друг другу
- А, сейчас вы послушаете подготовленные рассказы о вашей семье.
- Можно назвать эту семью счастливой? Почему?
Все должны друг другу помогать
Да, потому что все члены семьи помогают друг другу.
IV. Итоги
- Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека - о семье.
- Давайте, опираясь на нашу схему, вспомним:
- Что же мы узнали о семье, об отношениях между членами семьи?
- Что ещё, кроме родственных отношений объединяет людей в семье?
- Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями.
-Мне было очень приятно работать с вами вместе и, конечно хотелось бы узнать и ваше отношение.
- Отметьте ваше настроение.
- было легко и интересно работать,
- испытывал затруднения,
- было очень сложно
- это члены семьи(мама, папа, дети, дедушка, бабушка), связанные родственными отношениями.
- забота, нежность. Ответственность, взаимопомощь.
Рефлексия.
Список использованных источников:
Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Вахрушева «Я и мир вокруг». I полугодие/ авт.- сост. Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель, 2006.
Сайт школа 2100 [электронный ресурс]

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ