Конспект урока по Окружающему миру "Как понять, что творится у друга на душе?" 4 класс


Учитель Рудакова Елена Викторовна

МОУ гимназия № 13

Учитель начальных классов

Класс: 4

Описание методической разработки


  1. Название: «Как понять, что творится у друга на душе?»


  1. Краткая аннотация: Как часто рядом с нами страдают близкие люди, но мы не замечаем этого. Почему? Причин может быть много, но одна из них – это то, что мы не знаем, как это увидеть? Данный урок поможет детям освоить приёмы понимания внутреннего состояния близкого человека (друга) по его поведению и сформирует умение правильно проявлять эмоции в разных ситуациях.


  1. Учебный предмет, учебник и его авторы: Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Кузнецова С. С., Сизова Е. В., Тырин С. В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.


  1. Форма учебной работы: классно-урочная













ТЕМА: Как понять, что творится у друга на душе?


ЦЕЛЬ.

Формирование и развитие ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности при развитии умения по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.


Тип урока

Объяснения нового материала


Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • в предложенных ситуациях, самостоятельно делать выбор, как поступить;

  • уметь выполнять самооценку;

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • воспринимать одноклассников как членов своей группы;

  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • выдвигать гипотезы;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

  • самостоятельно формулировать задание и ставить к нему цель;

  • работать с информацией, представленной в разных формах;

  • выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;


Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;

  • извлекать и перерабатывать информацию;

  • делать выводы в результате совместной работы в паре, в группе.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • оформлять свои мысли в речевой форме;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

Предметные результаты:

Линия 1. Овладение картиной мира: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.


Технологии  обучения

технология деятельностного метода, технология продуктивного чтения, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений


Основные понятия

отрицательные эмоции, положительные эмоции


Ресурсы:

- учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.

- рабочая тетрадь: Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. («Человек и человечество»). – М.: Баласс, 2011.

- компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

- мини-проект для работы в группе;

- фломастеры.


Организация пространства

- фронтальня

- индивидуальная

- парная

- групповая







Технология

проведения

(этап урока, цель)

Деятель-

ность учеников

Деятель-ность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата

Планируемые результаты УУД

Предметные

УУД

Самоопределение к учебной деятельности

Цель:
- включить обучающихся в учебную деятельность, на основе жизненной ситуации, возникшей на уроке




Актуализация знаний


Цель:
- актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний

- самоорганиза-ция,


- приветствие


- актуализация

знаний


- выдвижение гипотез


- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность


- организует актуализацию знаний обучающихся

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествовать с Анютой, Илюшей и доктором психологических наук. В дорогу мы возьмём самое необходимое- хорошее настроение. Поймаем наше настроение в воздухе и положим в карман. А сейчас споем песенку для поднятия настроения (слайд 1)

Учитель: В путь… Наши герои отправляются в поход на с.16 (чтение диалога)


Учитель: Ребята, а в каком случае человека легче понять: когда он молчит или когда говорит?

Дети: когда говорит

Слайд «Человека легче понять, если он расскажет о своих переживаниях»

Учитель: А Анюта разве рассказала доктору о своих переживаниях?

Дети: нет

Учитель: Доктор правильно понял её состояние?

Дети: да

Слайд: «Переживания человека можно понять, даже если он не рассказывает о них»




Личностные УУД

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

- развиваем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Регулятивные УУД

- развиваем умение выдвигать гипотезы, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные УУД

- совершенствуем умение ориентировать-ся в своей системе знаний

Коммуникативные УУД

- умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы


Постановка проблемы

Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы, определение темы урока и формулирование цели урока.



- выдвигают гипотезы


- определяют тему урока


- выполняют постановку цели

- помогает обозначить проблему урока


- организует формулировку темы и определение цели урока детьми

Учитель: Посмотрите на экран. Какой возникает вопрос?

Основной вопрос урока «Каким образом люди могут узнать, что происходит во внутреннем мире другого человека, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?»

- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? Слайд

- Почему в названии темы присутствует слово ДРУГ? Дети: так как друг это близкий человек, которого мы иногда не можем понять, не можем помочь ему.

- Какую цель можно поставить на данный урок?

Дети: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, и учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях Слайд

Учитель: попробуйте высказать свои предположения в ответ на главный вопрос урока.

Дети: переживания, которые происходят внутри нас, отражаются на лице, в интонации, движениях.



Личностные УУД

- развиваем умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам


Регулятивные УУД

- развиваем умение после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему и цель урока

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)


Цель:


-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний


- развитие умения оформлять свои мысли в речевой форме




- формулируют задания и цели его выполнения в паре.


- работают с источниками информации


- прогнозируют предстоящую деятельность


- оценивают свою деятельность в паре по листу самооценки.


- формулируют выводы



- организует работу по формированию правильной читательской деятельности


- организует работу в паре.


- организует работу на основе принципа минимакса


- организует выполнение учащимися самооценки

Учитель: Вы верно отметили, что наши переживания «написаны у нас на лице», их можно определить по нашим жестам, интонации. Найдите на с.17, как называются наши переживания. Прочитайте и в паре обсудите свою точку зрения.

Дети: наши переживания называют эмоции, а они бывают «отрицательные эмоции» и «положительные эмоции». Слайды со звуком

Учитель: Сейчас мы проведём небольшую игру. Я буду перечислять эмоции человека. Если вам нравится испытывать такую эмоцию, покажите руками знак +, если не нравится -.

Учитель: Радость, огорчение, испуг, удовлетворение, отчаяние, печаль, восторг, раздражение…

Как назвать эмоции, которые вы отметили +? (положительные)

-? (отрицательные)

Учитель: Молодцы.

Поработаем с рисунком на с.18. Какое задание дано к рисунку?

Учитель: Верно. Скажите, на каком из рисунков человек выглядит нелепо. Почему он так выглядит? Можно ли себя так вести?

Дети: он злится, топает ногами, машет руками.

Можно ли себя так вести?

Дети: нет, это может обидеть, огорчить кого-то из окружающих.

Получается, ребята, что есть определённые правила проявления эмоций. Прочтём, на с. 18 что же это за правила проявления эмоций.

(Человек может сдержать свои эмоции или спокойно рассказать о них словами).


Личностные УУД

- умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


- умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;


- умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению


Регулятивные УУД

- умение работать с информацией


- умение выполнять самопроверку, корректировку, оценивать результат своей деятельности по листу самооценки


Познавательные УУД

- умение извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний


- умение самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера


Коммуникативные УУД

- умение оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других


- умение слушать своего товарища, работая в паре, группе

Физминутка


Цель:


- развитие умения снимать напряжение



Поиск решения проблемы


Цель:

- формировать умение различать положительные и отрицательные эмоции

















Цель:


- формировать умение определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях























- демонстрируют мимику соответственно названной эмоции


- приводят примеры ситуаций с опорой на жизненный опыт


- учатся снимать напряжение


- формулируют задание и цель его выполнения


- работают индивидуально


- предлагают вариант решения проблемы


- проверяют результат своей деятельности по эталону



- создаёт возможность для наблюдения и демонстрации эмоций


- организует здоровьесбере гающие физминутки


- организует выполнение обучающимися самостоятель-ной индиви-дуальной рабо-ты


- организует самостоятель-ную проверку обучающимися по эталону и оценку по критериям


- организует обучающую игру «Как себя вести»








Организует просмотр видеофильма

Физминутка «Лети, лети лепесток»

Сидя на стульях. Сядьте удобнее. Наклоны головы. Вращение плечевого сустава. Повороты назад.



У вас в тетрадях и у меня на слайде начерчена таблица. Попробуйте сформулировать задание сам-но.

Положительные эмоции

Эмоции

Отрицательные эмоции


испуг



восторг



раздражение



счастье



тревога



радость



удовлетворение



недовольство



Дети: Распределить эмоции в два столбика: положительные и отрицательные.

- С какой целью вы будете выполнять задание? Для чего?

Дети: С целью проверки умения различать положительные и отрицательные эмоции.

Проверяем. Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте +.


Учитель: Поиграем в игру. Представьте, что вы болельщики футбольной команды (слайд) – которая только что проиграла. Покажите, как вы переживаете? (обхватывают руками голову, поднимают руки к небу) Расскажите, что при этом нельзя делать? (бить стёкла, грубить другим людям, переворачивать машины)

Представьте, что вы – начальник фирмы, который чем-то огорчён. Слайд Что при этом нельзя делать? (топать ногами, кричать, рвать бумагу).

Представьте, что вы получили 5 и очень рады. Слайд Покажите, как вы радуетесь? (кричат, смеются). Что при этом нельзя делать? (хвастаться, зазнаваться).


Посмотрите видеофрагмент и скажите: почему Витя ушёл?

Дети: он ушёл, т.к Женя обидела его тем, что позвала играть в салки.

Как вы узнали, что Витя обиделся, он ведь ничего не говорил?

Дети: он встал и ушёл

Молодцы.

Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели выяснить?

Дети: как мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях?

Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Посовещайтесь в паре.

Дети совещаются в парах и дают ответ. Все вместе приходим к выводу, что каждый человек испытывает отрицательные и положительные эмоции. Даже если человек не рассказывает о своих переживаниях, мы можем узнать, что происходит с ним по тому, что выражает его лицо, жесты, интонация.


- умение по пове-дению людей узнавать, какие они испыты-вают эмоции


- умение опреде-лять прилич-ные и непри-личные проявле-ния эмоций в разных ситуа-циях


-умение правиль-но прояв-лять эмоции


Личностные УУД

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей (определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях)


- умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, самостоятельно делать выбор, как поступить


- совершенствуем умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


-умение вносить свой вклад в работу группы для достижения общих результатов


- умение быть толерантным к ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению


Регулятивные УУД

- развиваем умение самостоятельно формулировать задание и ставить к нему цель


- умение работать с информацией

- умение выполнять проверку по эталону и оценивать результат своей деятельности по заданным критериям


Познавательные УУД

- умение ориентиро-ваться в своей системе знаний


- умение извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний


- умение делать выводы в результате индивидуальной или совместной работы в паре

Выражение решения проблемы


Цель:

- найти соответствие внутреннего состояния человека с цветовой палитрой


- развивать умение работать в группе по заданным критериям























- самостоятельно работают в группе


- разрабатывают и предлагают варианты цветовой и предметной градации оценок


- оценивают работу в группе по заданным критериям


- формулируют выводы


- записывают домашнее задание, делая свой выбор

- организует работу в группе


- знакомит обучающихся с соответствием цветовой палитры и эмоций (мнение психологов)


- предлагает разные уровни домашнего задания

Человек в жизни часто получает количественную или качественную оценку своему труду. И испытывает при этом определённые эмоции. Психологи говорят, что эмоции похожи на краски.


Работа в группах и создаём свой мини-проект.

- Эмоции похожи на краски, они вносят разнообразие в нашу жизнь, делают ее ярче, красочнее. Придумайте цветовую раскраску школьных отметок, которые вы получаете (5, 4, 3, 2). Подготовьтесь к защите своего проекта, грамотно аргументируя свой ответ.

- Какие цвета вы взяли для более высоких отметок (5 и 4)?

- Почему оценка «2» - … цвет? ( «2» красным цветом, объяснив, что в природе это цвет опасности, а в жизни это огонь, т.е. опасность, а ещё – это красные щёки от стыда, гроза, туча…)

- У психологов есть свой взгляд на палитру эмоционального состояния человека.

- Каждый человек - это личность, у каждого есть любимые и нелюбимые цвета, поэтому каждый человек воспринимает цвета по-разному.



Личностные УУД

- развиваем умение в предложенных ситуациях, самостоятельно делать выбор


-умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов


Регулятивные УУД

- умение работать с информацией


Познавательные УУД

- умение извлекать информацию для открытия новых знаний


- умение делать выводы в результате совместной работы группы



Коммуникативные УУД

- развиваем умение осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы


- умение совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им

Рефлексия учебной деятельности на уроке


Цель:

- зафиксировать новые умения, полученные на уроке;


- организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности



Домашнее задание


Цель:

- закрепить на практике умения, открытые на уроке


- обсуждают решение проблемы, поставленной в начале урока


- обобщают


- делают выводы


- выполняют самоанализ и

самооценку


- организует обсуждение решения проблемы урока


- организует рефлексию


- организует обобщение



Давайте вернёмся к нашему основному вопросу:

- Каким образом можно понять, что чувствует человек, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?

Дети: о его переживаниях или радости мы можем узнать по его лицу, мимике, жестам.

- Как вы думаете, что на данный момент чувствуют наши гости?

- А Вы? Кому и что показалось трудным на уроке?

- Попробуйте оценить свою деятельность на уроке.

- Слайд Хочется закончить словами Горького: «Мы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире - это человек».

Спасибо за урок. Положительные эмоции полезны для здоровья. Чаще улыбайтесь.


Личностные УУД

- развиваем умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


Регулятивные УУД

- развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ