Конспект урока по Окружающему миру "Как понять, что творится у друга на душе?" 4 класс
Учитель Рудакова Елена Викторовна
МОУ гимназия № 13
Учитель начальных классов
Класс: 4
Описание методической разработки
Название: «Как понять, что творится у друга на душе?»
Краткая аннотация: Как часто рядом с нами страдают близкие люди, но мы не замечаем этого. Почему? Причин может быть много, но одна из них – это то, что мы не знаем, как это увидеть? Данный урок поможет детям освоить приёмы понимания внутреннего состояния близкого человека (друга) по его поведению и сформирует умение правильно проявлять эмоции в разных ситуациях.
Учебный предмет, учебник и его авторы: Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Кузнецова С. С., Сизова Е. В., Тырин С. В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
Форма учебной работы: классно-урочная
ТЕМА: Как понять, что творится у друга на душе?
ЦЕЛЬ.
Формирование и развитие ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности при развитии умения по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.
Тип урока
Объяснения нового материала
Планируемые результаты
Личностные УУД:
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
в предложенных ситуациях, самостоятельно делать выбор, как поступить;
уметь выполнять самооценку;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей группы;
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
выдвигать гипотезы;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
самостоятельно формулировать задание и ставить к нему цель;
работать с информацией, представленной в разных формах;
выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию;
делать выводы в результате совместной работы в паре, в группе.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.
Предметные результаты:
Линия 1. Овладение картиной мира: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции.
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.
Технологии обучения
технология деятельностного метода, технология продуктивного чтения, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений
Основные понятия
отрицательные эмоции, положительные эмоции
Ресурсы:
- учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
- рабочая тетрадь: Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. («Человек и человечество»). – М.: Баласс, 2011.
- компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
- мини-проект для работы в группе;
- фломастеры.
Организация пространства
- фронтальня
- индивидуальная
- парная
- групповая
Технология
проведения
(этап урока, цель)
Деятель-
ность учеников
Деятель-ность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата
Планируемые результаты УУД
Предметные
УУД
Самоопределение к учебной деятельности
Цель:
- включить обучающихся в учебную деятельность, на основе жизненной ситуации, возникшей на уроке
Актуализация знаний
Цель:
- актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний
- самоорганиза-ция,
- приветствие
- актуализация
знаний
- выдвижение гипотез
- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
- организует актуализацию знаний обучающихся
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествовать с Анютой, Илюшей и доктором психологических наук. В дорогу мы возьмём самое необходимое- хорошее настроение. Поймаем наше настроение в воздухе и положим в карман. А сейчас споем песенку для поднятия настроения (слайд 1)
Учитель: В путь… Наши герои отправляются в поход на с.16 (чтение диалога)
Учитель: Ребята, а в каком случае человека легче понять: когда он молчит или когда говорит?
Дети: когда говорит
Слайд «Человека легче понять, если он расскажет о своих переживаниях»
Учитель: А Анюта разве рассказала доктору о своих переживаниях?
Дети: нет
Учитель: Доктор правильно понял её состояние?
Дети: да
Слайд: «Переживания человека можно понять, даже если он не рассказывает о них»
Личностные УУД
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- развиваем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Регулятивные УУД
- развиваем умение выдвигать гипотезы, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Познавательные УУД
- совершенствуем умение ориентировать-ся в своей системе знаний
Коммуникативные УУД
- умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Постановка проблемы
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы, определение темы урока и формулирование цели урока.
- выдвигают гипотезы
- определяют тему урока
- выполняют постановку цели
- помогает обозначить проблему урока
- организует формулировку темы и определение цели урока детьми
Учитель: Посмотрите на экран. Какой возникает вопрос?
Основной вопрос урока «Каким образом люди могут узнать, что происходит во внутреннем мире другого человека, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?»
- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? Слайд
- Почему в названии темы присутствует слово ДРУГ? Дети: так как друг это близкий человек, которого мы иногда не можем понять, не можем помочь ему.
- Какую цель можно поставить на данный урок?
Дети: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, и учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях Слайд
Учитель: попробуйте высказать свои предположения в ответ на главный вопрос урока.
Дети: переживания, которые происходят внутри нас, отражаются на лице, в интонации, движениях.
Личностные УУД
- развиваем умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам
Регулятивные УУД
- развиваем умение после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему и цель урока
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
Цель:
-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний
- развитие умения оформлять свои мысли в речевой форме
- формулируют задания и цели его выполнения в паре.
- работают с источниками информации
- прогнозируют предстоящую деятельность
- оценивают свою деятельность в паре по листу самооценки.
- формулируют выводы
- организует работу по формированию правильной читательской деятельности
- организует работу в паре.
- организует работу на основе принципа минимакса
- организует выполнение учащимися самооценки
Учитель: Вы верно отметили, что наши переживания «написаны у нас на лице», их можно определить по нашим жестам, интонации. Найдите на с.17, как называются наши переживания. Прочитайте и в паре обсудите свою точку зрения.
Дети: наши переживания называют эмоции, а они бывают «отрицательные эмоции» и «положительные эмоции». Слайды со звуком
Учитель: Сейчас мы проведём небольшую игру. Я буду перечислять эмоции человека. Если вам нравится испытывать такую эмоцию, покажите руками знак +, если не нравится -.
Учитель: Радость, огорчение, испуг, удовлетворение, отчаяние, печаль, восторг, раздражение…
Как назвать эмоции, которые вы отметили +? (положительные)
-? (отрицательные)
Учитель: Молодцы.
Поработаем с рисунком на с.18. Какое задание дано к рисунку?
Учитель: Верно. Скажите, на каком из рисунков человек выглядит нелепо. Почему он так выглядит? Можно ли себя так вести?
Дети: он злится, топает ногами, машет руками.
Можно ли себя так вести?
Дети: нет, это может обидеть, огорчить кого-то из окружающих.
Получается, ребята, что есть определённые правила проявления эмоций. Прочтём, на с. 18 что же это за правила проявления эмоций.
(Человек может сдержать свои эмоции или спокойно рассказать о них словами).
Личностные УУД
- умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
- умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению
Регулятивные УУД
- умение работать с информацией
- умение выполнять самопроверку, корректировку, оценивать результат своей деятельности по листу самооценки
Познавательные УУД
- умение извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний
- умение самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера
Коммуникативные УУД
- умение оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других
- умение слушать своего товарища, работая в паре, группе
Физминутка
Цель:
- развитие умения снимать напряжение
Поиск решения проблемы
Цель:
- формировать умение различать положительные и отрицательные эмоции
Цель:
- формировать умение определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях
- демонстрируют мимику соответственно названной эмоции
- приводят примеры ситуаций с опорой на жизненный опыт
- учатся снимать напряжение
- формулируют задание и цель его выполнения
- работают индивидуально
- предлагают вариант решения проблемы
- проверяют результат своей деятельности по эталону
- создаёт возможность для наблюдения и демонстрации эмоций
- организует здоровьесбере гающие физминутки
- организует выполнение обучающимися самостоятель-ной индиви-дуальной рабо-ты
- организует самостоятель-ную проверку обучающимися по эталону и оценку по критериям
- организует обучающую игру «Как себя вести»
Организует просмотр видеофильма
Физминутка «Лети, лети лепесток»
Сидя на стульях. Сядьте удобнее. Наклоны головы. Вращение плечевого сустава. Повороты назад.
У вас в тетрадях и у меня на слайде начерчена таблица. Попробуйте сформулировать задание сам-но.
Положительные эмоции
Эмоции
Отрицательные эмоции
испуг
восторг
раздражение
счастье
тревога
радость
удовлетворение
недовольство
Дети: Распределить эмоции в два столбика: положительные и отрицательные.
- С какой целью вы будете выполнять задание? Для чего?
Дети: С целью проверки умения различать положительные и отрицательные эмоции.
Проверяем. Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте +.
Учитель: Поиграем в игру. Представьте, что вы болельщики футбольной команды (слайд) – которая только что проиграла. Покажите, как вы переживаете? (обхватывают руками голову, поднимают руки к небу) Расскажите, что при этом нельзя делать? (бить стёкла, грубить другим людям, переворачивать машины)
Представьте, что вы – начальник фирмы, который чем-то огорчён. Слайд Что при этом нельзя делать? (топать ногами, кричать, рвать бумагу).
Представьте, что вы получили 5 и очень рады. Слайд Покажите, как вы радуетесь? (кричат, смеются). Что при этом нельзя делать? (хвастаться, зазнаваться).
Посмотрите видеофрагмент и скажите: почему Витя ушёл?
Дети: он ушёл, т.к Женя обидела его тем, что позвала играть в салки.
Как вы узнали, что Витя обиделся, он ведь ничего не говорил?
Дети: он встал и ушёл
Молодцы.
Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели выяснить?
Дети: как мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях?
Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Посовещайтесь в паре.
Дети совещаются в парах и дают ответ. Все вместе приходим к выводу, что каждый человек испытывает отрицательные и положительные эмоции. Даже если человек не рассказывает о своих переживаниях, мы можем узнать, что происходит с ним по тому, что выражает его лицо, жесты, интонация.
- умение по пове-дению людей узнавать, какие они испыты-вают эмоции
- умение опреде-лять прилич-ные и непри-личные проявле-ния эмоций в разных ситуа-циях
-умение правиль-но прояв-лять эмоции
Личностные УУД
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей (определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях)
- умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, самостоятельно делать выбор, как поступить
- совершенствуем умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
-умение вносить свой вклад в работу группы для достижения общих результатов
- умение быть толерантным к ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению
Регулятивные УУД
- развиваем умение самостоятельно формулировать задание и ставить к нему цель
- умение работать с информацией
- умение выполнять проверку по эталону и оценивать результат своей деятельности по заданным критериям
Познавательные УУД
- умение ориентиро-ваться в своей системе знаний
- умение извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний
- умение делать выводы в результате индивидуальной или совместной работы в паре
Выражение решения проблемы
Цель:
- найти соответствие внутреннего состояния человека с цветовой палитрой
- развивать умение работать в группе по заданным критериям
- самостоятельно работают в группе
- разрабатывают и предлагают варианты цветовой и предметной градации оценок
- оценивают работу в группе по заданным критериям
- формулируют выводы
- записывают домашнее задание, делая свой выбор
- организует работу в группе
- знакомит обучающихся с соответствием цветовой палитры и эмоций (мнение психологов)
- предлагает разные уровни домашнего задания
Человек в жизни часто получает количественную или качественную оценку своему труду. И испытывает при этом определённые эмоции. Психологи говорят, что эмоции похожи на краски.
Работа в группах и создаём свой мини-проект.
- Эмоции похожи на краски, они вносят разнообразие в нашу жизнь, делают ее ярче, красочнее. Придумайте цветовую раскраску школьных отметок, которые вы получаете (5, 4, 3, 2). Подготовьтесь к защите своего проекта, грамотно аргументируя свой ответ.
- Какие цвета вы взяли для более высоких отметок (5 и 4)?
- Почему оценка «2» - … цвет? ( «2» красным цветом, объяснив, что в природе это цвет опасности, а в жизни это огонь, т.е. опасность, а ещё – это красные щёки от стыда, гроза, туча…)
- У психологов есть свой взгляд на палитру эмоционального состояния человека.
- Каждый человек - это личность, у каждого есть любимые и нелюбимые цвета, поэтому каждый человек воспринимает цвета по-разному.
Личностные УУД
- развиваем умение в предложенных ситуациях, самостоятельно делать выбор
-умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов
Регулятивные УУД
- умение работать с информацией
Познавательные УУД
- умение извлекать информацию для открытия новых знаний
- умение делать выводы в результате совместной работы группы
Коммуникативные УУД
- развиваем умение осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы
- умение совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель:
- зафиксировать новые умения, полученные на уроке;
- организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности
Домашнее задание
Цель:
- закрепить на практике умения, открытые на уроке
- обсуждают решение проблемы, поставленной в начале урока
- обобщают
- делают выводы
- выполняют самоанализ и
самооценку
- организует обсуждение решения проблемы урока
- организует рефлексию
- организует обобщение
Давайте вернёмся к нашему основному вопросу:
- Каким образом можно понять, что чувствует человек, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?
Дети: о его переживаниях или радости мы можем узнать по его лицу, мимике, жестам.
- Как вы думаете, что на данный момент чувствуют наши гости?
- А Вы? Кому и что показалось трудным на уроке?
- Попробуйте оценить свою деятельность на уроке.
- Слайд Хочется закончить словами Горького: «Мы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире - это человек».
Спасибо за урок. Положительные эмоции полезны для здоровья. Чаще улыбайтесь.
Личностные УУД
- развиваем умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД
- развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ