Экологический проект «Дом, в котором я живу»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Экологический проект
«Дом, в котором я живу»
Учитель начальных классов
Белимова Татьяна Николаевна
г.Ангарск
2012 г.
Экологический проект
«Дом, в котором я живу»
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Проблемы экологии актуальны во всем мире, Россия в целом и Иркутская область в частности не являются исключением. 30 апреля 2012 года президентом РФ подписан документ «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», также 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей.
Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, но формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается так же широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания, и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе.
Противоречия: Основное противоречие лежит в самой деятельности учителя - это большой объём информации необходимый для передачи знаний с одной стороны и острый дефицит времени - с другой, сюда же можно прибавить недостаток в оснащении материально-технической базы для проведения занятий. Следствие всего этого мы видим в потребительском, порой даже варварском, безответственном отношении людей к природе родного края. Всё это происходит из-за низкого, несформированного уровня экологической культуры и грамотности местного населения, и, прежде всего учащихся наших школ.
Проблема: Все эти противоречия заставили нас задуматься и поставить проблемный вопрос. Как, в таких жёстких условиях нынешней реальности, найти выход из сложившегося положения и создать такую систему экологического воспитания и образования, при которой, будет обеспечиваться рост уровня экологической культуры.
Цель: Экологическое просвещение и повышение уровня экологической культуры учащихся.
Задачи:
-Создать систему экологической работы в школе, основанную на применении экологических знаний во время уроков, проведении факультативной работы, проведении исследовательской работы по экологии, проведение экологического лагеря в летний период, а также написание и защита проектов;
-Привлечь местное население к экологической работе и решению экологических проблем своей местности, основанную на проведении совместных мероприятий экологической направленности;
-Осуществить мониторинг по проводимой работе.
УУД экологического просвещения и воспитания:
-научатся определять характер взаимодействия человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- научатся понимать необходимость здорового образа жизни;
- научатся изучать природные объекты и владеть научными понятиями по курсу «Окружающий мир», «Природоведение», «География».
Участники проекта – обучающиеся школы с 1-11 класс.
Время проведения – учебный год.
Сущность опыта: Выход из создавшегося положения основанных на противоречиях видится в совершенствовании технологии обучения и контроля, а также в создании системы экологического воспитания и образования школьников и такая система работы была построена, которая действует по нескольким направлениям, основное из них внеклассная работа по экологии. Здесь применяются принципы личностно - ориентированного обучения с элементами дифференцированного подхода, используется проблемный подход в изложении материала, на некоторых занятиях применяется коллективно - деятельностный способ обучения (работа в парах, группах), также используются игровые и компьютерные технологии (презентации, видеоролики, фотоизображения). Использование таких подходов, методов и средств обучения, вызывает у учащихся интерес к экологической работе и другим смежным предметам.
Направления работы:
1. Научно-исследовательская деятельность по экологии
2. Экологический клуб старшеклассников.
3. Поселок ремесленников
4. Школа экологического лидерства.
5. «Начни с дома своего» (Вторая жизнь вещей)
6. Эколого-просветительская работа с молодежью.
7. Семья и дом.
8. Экология рабочего места.
9. От экологического образования к экологической культуре.
10. Экология отношений (Приложение 1.).
11. Летний экологический лагерь.
Результативность:
Факторы успешности:
- чёткая постановка целей и задач выполнения экологической работы,
- система экологического воспитания и образования должна опираться на применение личностно-ориентированного подхода на основе уровневой дифференциации.
Условия обеспечения успешной деятельности учащихся:
- единство требований преподавателей,
- взаимопонимание со всеми участниками педагогического процесса (с учащимися, преподавателями, родителями, администрацией),
- авторитет учителя.
Предполагаемые результаты:
-Формирование системы экологического воспитания и образования учащихся, написании и реализации экологических проектов.
-Проведения совместных экологических мероприятий с привлечением местного населения.
-Повышение интереса учащихся к экологической работе (посещение экологического лагеря, участие в экопроектах, в научно-практических конференциях экологической тематики).
Литература:
Адриянов А.П. Экологическое образование и воспитание учащихся сельской малокомплектной школы \\ География в школе, №3, 2000.
Арнаутов Г.Ю. Интегрированный курс - экология, география, профориентация \\ География в школе №5, 1998г.
Душина И.В. "Методика преподавания географии", М., 1996 г.
Колчанов В.А., Шурыгина А.Г. Изучение региональных экологических проблем в курсе "География России" \\ География в школе №3, 1997г .
Родзевич Н.Н. География и экологическая культура \\ География в школе, №3, 1999.
Сенчилов Е.Э. Педагогический опыт \\ География в школе, №4, 1996.
http://www.musobl.divo.ru/colln_lakmet2.html

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ