Экологический проект «Дом, в котором я живу»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»












Экологический проект

«Дом, в котором я живу»







Учитель начальных классов

Белимова Татьяна Николаевна













г.Ангарск

2012 г.


Экологический проект

«Дом, в котором я живу»

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста,  так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Проблемы экологии актуальны во всем мире, Россия в целом и Иркутская область в частности не являются исключением. 30 апреля 2012 года президентом РФ подписан документ «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», также 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей.

        Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

         Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, но формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на  эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается так же широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания, и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе.

Противоречия: Основное противоречие лежит в самой деятельности учителя - это большой объём информации необходимый для передачи знаний с одной стороны и острый дефицит времени - с другой, сюда же можно прибавить недостаток в оснащении материально-технической базы для проведения занятий. Следствие всего этого мы видим в потребительском, порой даже варварском, безответственном отношении людей к природе родного края. Всё это происходит из-за низкого, несформированного уровня экологической культуры и грамотности местного населения, и, прежде всего учащихся наших школ.


Проблема: Все эти противоречия заставили нас задуматься и поставить проблемный вопрос. Как, в таких жёстких условиях нынешней реальности, найти выход из сложившегося положения и создать такую систему экологического воспитания и образования, при которой, будет обеспечиваться рост уровня экологической культуры.


Цель: Экологическое просвещение и повышение уровня экологической культуры учащихся.

Задачи:

-Создать систему экологической работы в школе, основанную на применении экологических знаний во время уроков, проведении факультативной работы, проведении исследовательской работы по экологии, проведение экологического лагеря в летний период, а также написание и защита проектов;

-Привлечь местное население к экологической работе и решению экологических проблем своей местности, основанную на проведении совместных мероприятий экологической направленности;

-Осуществить мониторинг по проводимой работе.


УУД экологического просвещения и воспитания:

-научатся определять характер взаимодействия человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- научатся понимать необходимость здорового образа жизни;

- научатся изучать природные объекты и владеть научными понятиями по курсу «Окружающий мир», «Природоведение», «География».


Участники проекта – обучающиеся школы с 1-11 класс.


Время проведения – учебный год.


Сущность опыта: Выход из создавшегося положения основанных на противоречиях видится в совершенствовании технологии обучения и контроля, а также в создании системы экологического воспитания и образования школьников и такая система работы была построена, которая действует по нескольким направлениям, основное из них внеклассная работа по экологии. Здесь применяются принципы личностно - ориентированного обучения с элементами дифференцированного подхода, используется проблемный подход в изложении материала, на некоторых занятиях применяется коллективно - деятельностный способ обучения (работа в парах, группах), также используются игровые и компьютерные технологии (презентации, видеоролики, фотоизображения). Использование таких подходов, методов и средств обучения, вызывает у учащихся интерес к экологической работе и другим смежным предметам.


      Направления работы:

1. Научно-исследовательская деятельность по экологии

2. Экологический клуб старшеклассников.

3. Поселок ремесленников

4. Школа экологического лидерства.

5. «Начни с дома своего» (Вторая жизнь вещей)

6. Эколого-просветительская работа с молодежью.

7. Семья и дом.

8. Экология рабочего места.

9. От экологического образования к экологической культуре.

10. Экология отношений (Приложение 1.).

11. Летний экологический лагерь.


Результативность:


Факторы успешности:

- чёткая постановка целей и задач выполнения экологической работы,

- система экологического воспитания и образования должна опираться на применение личностно-ориентированного подхода на основе уровневой дифференциации.

Условия обеспечения успешной деятельности учащихся:

- единство требований преподавателей,

- взаимопонимание со всеми участниками педагогического процесса (с учащимися, преподавателями, родителями, администрацией),

- авторитет учителя.


Предполагаемые результаты:

-Формирование системы экологического воспитания и образования учащихся, написании и реализации экологических проектов.

-Проведения совместных экологических мероприятий с привлечением местного населения.

-Повышение интереса учащихся к экологической работе (посещение экологического лагеря, участие в экопроектах, в научно-практических конференциях экологической тематики).



Литература:

Адриянов А.П. Экологическое образование и воспитание учащихся сельской малокомплектной школы \\ География в школе, №3, 2000.

Арнаутов Г.Ю. Интегрированный курс - экология, география, профориентация \\ География в школе №5, 1998г.

Душина И.В. "Методика преподавания географии", М., 1996 г.

Колчанов В.А., Шурыгина А.Г. Изучение региональных экологических проблем в курсе "География России" \\ География в школе №3, 1997г .

Родзевич Н.Н. География и экологическая культура \\ География в школе, №3, 1999.

Сенчилов Е.Э. Педагогический опыт \\ География в школе, №4, 1996.

http://www.musobl.divo.ru/colln_lakmet2.html




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ