Конспект урока для 4 класса "Куликовская битва"
Класс: 4 класс
Предмет: Окружающий мир
Цель урока:
Ознакомить с ходом и значением Куликовской битвы; сформировать представление обучающихся о подвигах защитников Руси; познакомить с деятельностью великого князя Дмитрия Донского.
Учить анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают.
Развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости).
Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
Тип урока: Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
А.А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Часть 2.
А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. Часть 2. А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д. Назарова. Окружающий мир. Тесты. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений.
Используемая методическая литература:
А.А.Плешаков. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для начальной школы: кн. для учителя
Используемое оборудование:
Презентация, фрагмент из мультфильма, анимированная карта «Куликовская битва», карточка-тест, кроссворд с заданиями, задания для групповой работы.
Используемые ЦОР:
Мультимедийный комплект, компьютерная презентация
Краткое описание:
На уроке учащиеся знакомятся с предпосылками Куликовской битвы, получают представление о ходе битвы, самостоятельно подводят итоги Куликовской битвы под предводительством Дмитрия Донского.
Конспект урока по окружающему миру 4 класс
«Куликовская битва»
Цели:ознакомить с ходом и значением Куликовской битвы; сформировать представление обучающихся о подвигах защитников Руси; познакомить с деятельностью великого князя Дмитрия Донского; учить анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают; развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости); воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
Тип урока:комбинированный.
Оборудование урока: Презентация, фрагмент из мультфильма, анимированная карта «Куликовская битва», карточка-тест, кроссворд с заданиями, задания для групповой работы.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Урок – Окружающий мир. Страницы истории Отечества.
Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Удачного вам урока.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтоб историю узнать
Книги надо нам читать.
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Важно лишь правильно воспринять её уроки.
Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.
II. Проверка домашнего задания
– Начнём урок с проверки домашнего задания.
А) Индивидуальная работа 2 человека будут работать у доски:
1. Соотнеси даты и события, военачальников.
1237г – нашествие монголо-татар на Русь Батый
15 июля 1240г – Невская битва князь Александр
5 апреля 1242г – Ледовое побоище Александр Невский
1380г
2. Найди пару
Золотая Орда – государство монголо-татар
Невская битва – шведские захватчики
Ледовое побоище – битва с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере
Б) Фронтальная работа. Работа в парах Карточка- тест
1.В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды
а) Москва, Тверь, Ярославль; б) Владимир, Киев, Переславль;
в) Рязань, Козельск, Смоленск.
2. Что в переводе с древнерусского означает слово «Калита»?
с) дверь, калитка; т) сумка; у) кошель.
3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?
э) Киев; ю) Владимир; я) Москва.
4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?
и) южные; к) юго-западные; л) северо-восточные.
5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?
к) стала больше, чем была; л) стала меньше, чем была; м) не менялась.
6. В каком веке возник Троицкий монастырь?
з) в XIIвеке; и) в XIVвеке; к) в XIXвеке.
7. Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?
и) из гранита; к) из известняка; л) из кирпича.
8. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?
с) охотники, лучники, бортники; т) камнерезы, кузнецы, кожевники;
о) бронники, кольчужники, щитники.
9. Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите?
к) из дуба; л) из известняка; м) из кирпича.
10. Как называлось место торговли возле Кремля?
а) базар; б) рынок; в) торжище.
11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?
п) соболью шубу; р) Золотой перстень; с) Шапку Мономаха.
В) Проверка индивидуальной работы
1380г
- В этот год произошло очень важное для России событие. А какое событие - ответим после проверки теста
Г) Проверка фронтальной работы
1- А, 2- У, 3-Я, 4-Л, 5-К, 6-И, 7-И, 8-О, 9-К, 10-В, 11-С
- Итак, какое важное событие произошло в 1380 году?
8 сентября 1380г Куликовская битва
- Сколько лет прошло от начала монгольского ига до данной даты? (143года) 1237 – 1380 = 143г
-Речь на уроке пойдёт о внуке Ивана Калиты Дмитрии Ивановиче.
-Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.
1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь…
…русские уже сами собирали дань со своих земель.
2.Со времён Ивана Калиты…
…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.
3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…
…дань собирали монгольские баскаки.
- Таким образом, Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов.
- Почему князь осмелился не платить дань? (Найдите ответ в книге. Учебник А.А. Плешакова Окружающий мир 4 класс, страница70)
- В Орде шла борьба за власть, в Орде было неспокойно.
-Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)
- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.
Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
-Летом 1380г стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай.
Отрывок из мультфильма (Мамай)
-Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович? У.с.70
-Кто откликнулся на этот призыв? Вспыхнула вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины
III. Изучение новой темы.
- За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.
А как же были вооружены в то время войска Дмитрия Ивановича и Мамая
(сообщение ученика)
-Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к КОМУ?
Сообщение ученика
IV.Физминутка
V. Продолжение работы по теме
Сражение на Куликовом поле.
-Не желая подпустить ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дону.
Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. У.с. 73
Русская армия подошла к реке - в ночь с 7 на 8 сентября 1380 году переправилась через неё на широкое поле Куликово, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой. Поле называлось Куликовым.
-Почему так называлось это поле? по названию птиц, которые там водились.
-После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь все мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Дети высказывают свои мнения.)
-Выберите возможный вариант ответа на вопрос: «Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?»
1.Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.
- Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения.
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали . От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”
Работа по картине А.П.Бубнова “Утро на Куликовом поле”.
- Откройте глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)
- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…
“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.
– А сам князь как поступает? Зачем он встал в строй с простыми воинами?
Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами:
“Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.
По обычаю перед началом битвы сразились между собой два самых сильных богатыря: из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял русский ратник- богатырь Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.
Отрывок из мультфильма (Поединок)
И сразу же началась жестокая битва. Звуки боя были слышны далеко вокруг. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.
В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.
И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.
-Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.
Анимированная карта “Куликовская битва”.
-Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
- Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему?
- Но омрачена была радость победы. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле.
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.
С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу».
Песня "Куликово поле" Жанна Бичевская
- В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.
Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек.
-Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. За мужество и героизм, а также за то, что он отстоял со своим войском Русскую землю и русскую веру, князь Дмитрий был причислен к лику святых.
VI. Первичное закрепление нового материала
- В чём значение победы Куликовской битвы? Что дала победа русскому народу? Ответите на эти вопросы после работы в группе.
1. Прочитать пословицу Залог победы - … ! до конца нам поможет кроссворд. Объясните, как понимаете её.
2. Сформулируйте значение битвы, поработав с текстом учебника
на с. 72 – последние 2 абзаца и с дополнительной литературой.
VII. Итог урока
- А теперь давайте подведём итог:
Какое значение имела Куликовская битва?
1 значение – группа
1. Выросло значение Москвы и московского князя.
2 значение - группа
2.Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Появилась надежда освободиться от власти Орды.
Продолжите пословицу: «Залог победы - единство»
- Сформулируйте 3 значение битвы.
3. С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.
-Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
VIII. Рефлексия
-Сегодняшний урок, на какие мысли, чувства вас натолкнул? Выскажитесь
-Хотелось бы сделать что-то такое, чтобы о вашем поступке говорили потомки?
-Что вам уже сейчас нужно для этого делать, чтобы сделать что-то полезное для людей?
- Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.
IX. Инструктаж домашнего задания.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ