Конспект урока для 1 класса "Культурные и дикорастущие растения"
Приложение 4
Урок по окружающему миру
1 «Б» класс МКОУ СОШ №3 г. Николаевска
Учитель начальных классов Щупкина Ольга Васильевна
Тема урока: Культурные и дикорастущие растения
Цели урока :
Образовательная – создать условия для формирования умения различать культурные и дикорастущие растения
Развивающая –создать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления
Воспитательная – создать условия для воспитания бережного отношения к природе, культуры поведения.
Планируемые результаты:
Личностные – формирование мотивации к познанию окружающего мира, умения оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные –
Регулятивные – формирование умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, предметами, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, работать по заданному учителем плану;
Коммуникативные – формирование умения оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
Познавательные - формирование умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, знаково-символическое моделирование
Предметные – формирование умения различать культурные и дикорастущие растения.
Оборудование:
учебник, рабочая тетрадь Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва, изд. «Вита-Пресс»;
краски, фломастеры, цветные карандаши, клей ;
заготовки на ватмане: сад, поле, огород и лес, озеро, луг;
Карточки с изображениями растений - для размещения на доске (подбирает учитель - по числу пар учеников - изображения культурных и дикорастущих растений, среди которые есть растение, которое можно отнести и к той и к другой группе);
Технологическая карта урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Мотивация к учебной деятельности (3мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира?
-Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить?
- Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы!
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Отвечают на вопросы учителя.
-Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты.
Вспоминают и проговаривают правила работы в группе.
1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук.
Л- мотивация к учебной деятельности
К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- умение оформлять свои мысли в устной форме
2. Актуализация знаний. (15 мин)
Цели:
- актуализировать знания учащихся по теме «Растения».
Выявление уровня знаний.
На прошлом уроке мы рассматривали любимую нами пищу и обнаружили, что некоторые продукты питания изготавливаются из растений, а другие - животного происхождения. Какие продукты изготавливаются из растений? Что вы знаете о растениях? Где мы можем увидеть растения?
У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией пополам. Слева - сад/поле/огород. А справа - лес/луг/озеро. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в группах: где растёт ваше растение? Разместите его в нужном месте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание?
Учитель помогает распределить работу. Последующим группам учитель предлагает договориться и разместить свой лист рядом с листом первой группы, если у них сделано так же; и разместить подальше от работы первой группы, если сделано по-другому.
Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе.
- Посмотрите, всё ли правильно у нас размещено?
При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции.
Отвечают на вопросы учителя.
Ученики работают в группах
Первая группа, показавшая готовность, вывешивает результаты на доску.
Остальные группы вывешивают свои работы согласно группировке.
Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы.
Л – мотивация к познанию окружающего мира
Р- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
П - анализ объекта с целью выделения признаков; выбор
К – сотрудничество в поиске и выборе информации
3. Постановка учебной задачи
(2 мин)
Цели:
- организовать формулировку темы урока детьми;
- организовать постановку цели урока детьми.
Создание проблемной ситуации.
- А теперь внимательно посмотрите на группы растений, которые мы выделили и скажите, чем же они отличаются, кроме места своего произрастания?
- Мне кажется, что те растения, которые растут в саду и огороде красивее. Кто со мной согласен? Кто – не согласен.
- Когда у нас возникают разногласия?
- Какой вопрос у нас возник?
- Какая же цель сегодняшнего урока?
Отвечают на вопросы учителя.
Показывают знак согласия/несогласия
-Когда мы чего-то не знаем.
- На какие группы можно разделить растения и почему?
Формулируют тему и цель урока.
Р – целеполагание
4. Формирование нового знания
(6 мин)
Цель:
- организовать формирование отличия между культурными и дикорастущими растениями.
Организация учащихся к исследованию проблемной ситуации.
В ходе фронтальной беседы выявляются существенные признаки культурных растений
- Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде?
Учитель дает название и формулирует определение культурных растений.
Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свойствами.
- А какое же название получила другая группа растений?
- Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое?
-Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам?
Отвечают на вопросы учителя.
-их выращивает человек, он о них заботится (поливает, рыхлит, подкармливает удобрениями)
-человек использует их (например, в пищу)
Отвечают на вопросы учителя.
Выявляют существенные признаки дикорастущих растений и по аналогии с культурными растениями дают определение дикорастущим растениям
Вспоминают правила поведения в лесу.
П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений;
- анализ объекта с целью выделения признаков;
К – сотрудничество в поиске и выборе информации;
Л - умение оценивать поступки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
5. Первичное закрепление знаний (10 мин)
Цель:
- организовать работу по закреплению знаний о культурных и дикорастущих растених.
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
-Посмотрите на доску. Слева у нас – культурные растения, справа - дикорастущие. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в парах: к какой группе относится ваше растение? Разместите его в нужном месте доски с помощью магнита.
Учитель обращает внимание на детей, которые не взаимодействуют в парах, помогает им наладить обсуждение.
При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, уходя от деления на сад/поле/огород - лес/луг/озеро.
- Ребята, а где мы можем зафиксировать наше открытие? И как удобнее это сделать?
- Куда нужно размещать кактус? Дикорастущее это или культурное растение? Возникает знак "?"
- Получается, что мы не знаем. Поэтому мы не можем пока договориться и прийти к единому мнению. Если мы не знаем, то будем пользоваться знаком "?»
Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски.
- зафиксировать мы можем в тетради открытий в виде схемы
Заполняют схему на доске и в тетради
Р
Д К
Р – контроль, коррекция
П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое моделирование;
К – умение выслушать и поддержать мнение собеседника или построить опровержение
6. Итог урока
(2 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока.
Организация фиксирования нового содержания.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
знаю
Я запомнил
смог
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
П -умение обобщать, осознавать качество и уровень усвоения, подводить итог работы, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.
К - умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
7. Рефлексия
(2 мин)
Цели:
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Строит рефлексию
-Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя
«волшебные» линеечки.
-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждой группы можно сравнить с работой учёных.
Спасибо вам за активную работу.
Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности
Учащиеся высказываются о групповой работе: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д.
Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы.
Делают самооценку в рабочей тетради.
К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Лумение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ